Решение по делу № 33-825/2023 (33-10241/2022;) от 14.12.2022

Советский районный суд г. Махачкалы РД

судья ФИО1

дело

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

по делу

8 февраля 2023 г. г. Махачкала

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан
в составе:

председательствующего АлиевойЭ.З.,

судей ФИО6 и Магомедовой Х.М.,

при секретаре судебного заседания ФИО3,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокуратуры <адрес> к ПАО «Россети Северный Кавказ» – «Дагэнерго»
об обязании устранить нарушения федерального законодательства об антитеррористичес-кой защищенности

по апелляционной жалобе представителя ответчика – ПАО «Россети Северный Кавказ» – «Дагэнерго» по доверенности ФИО4 на решение Советского районного суда г.Махачкалы Республики Дагестан от <дата>

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан ПономаренкоО.В., судебная коллегия

установила:

Заместитель прокурора <адрес> Республики Дагестан в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ПАО «Россети Северный Кавказ» в лице филиала ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Дагэнерго» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии своевременных мер по обеспечению соблюдения требований законодательства об антитеррористической защищенности объекта топливно-энергетического комплекса – подстанции производственного участка центральных электрических сетей «Северная» 110 кВ, расположенной в <адрес> и обязании провести мероприятия по категорированию, составлению и утверждению паспорта безопасности объекта.

В обоснование исковых требований указано, что Прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения требований законодательства об антитеррористической защищенности объекта топливно-энергетического комплекса Филиала ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Дагэнерго» - подстанции производственного участка центральных электрических сетей «Северная» 110 кВ, расположенной в <адрес>.

В ходе проведенной проверки выявлены нарушения законодательства об антитеррористической защищенности. Антитеррористической комиссией в Республике Дагестан утвержден Перечень объектов топливно-энергетического комплекса Республики Дагестан, подлежащих категорированию. В указанный Перечень также включены различные подстанции субъекта топливно-энергетического комплекса Филиала ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Дагэнерго», в том числе подстанция «Северная» 110 кВ. Несмотря на то, что указанный объект топливно-энергетического комплекса включен в Перечень 01.04.2021г., мероприятия по категорированию и паспортизации объекта до настоящего времени не проведены. При указанных обстоятельствах функционирование вышеуказанного объекта топливно-энергетического комплекса без проведения мероприятий по обеспечению его антитеррористической защищенности может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций, в том числе связанных с совершением террористических актов, что повлечет причинение вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

Решением Советского районного суда г.Махачкалы Республики Дагестан
от <дата> постановлено:

«Исковые требования заместителя прокурора <адрес> Республики Дагестан в интересах неопределенного круга лиц к ПАО «Россети Северный Кавказ» в лице филиала ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Дагэнерго» о возложении обязанности устранить нарушения федерального законодательства об антитеррористической защищенности, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие ПАО «Россети Северный Кавказ» в лице филиала ПАО «Россети Кавказ» - «Дагэнерго», выразившееся в непринятии своевременных мер по обеспечению соблюдения требований законодательства об антитеррористической защищенности объекта топливно-энергетического комплекса – подстанции производственного участка центральных электрических сетей «Северная» 110 кВ, расположенной в <адрес>.

Обязать ПАО «Россети Северный Кавказ» в лице филиала ПАО «Россети Кавказ» - «Дагэнерго» в течение месяца со дня вступления решения в законную силу провести мероприятия по категорированию, составлению и утверждению паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса - подстанции производственного участка центральных электросетей 110 кВ, расположенной в <адрес>».

На данное решение представителем ответчика ПАО «Россети Северный Кавказ»-«Дагэнерго» по доверенности ФИО4 подана апелляционная жалоба, в которой выражает несогласие с ним по следующим основаниям.

Считает указанное решение подлежащим отмене ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела и неправильного применения норм материального права.

Отмечает, что судом первой инстанции не приняты во внимание письменные доказательства и доводы, подтверждающие обоснованность длительного проведения мероприятий по категорированию, составлению и утверждению паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса – подстанции производственного участка центральных электросетей «Северная 110 кв», расположенной в <адрес>, не дана оценка и не отражены в решении мотивы отклонения доказательств, обосновывающих доводы ответчика ПАО «Россети Северный Кавказ»-«Дагэнерго».

Считает, что к затягиванию процесса категорирования объектов привели обстоятельства того, что члены комиссии задействованы в производственном процессе и имеют разъездной характер работы.

Проверив материалы дела, выслушав мнение сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лип.

Защита прав указанной категории лиц в силу ст. 12 ГК РФ возможна путем пресечения действий, нарушающих право или создающих его нарушение, а также путем принуждения к исполнению обязанности.

В соответствии с пунктами "г", "д" статьи 11 "Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации", утвержденной Президентом Российской Федерации <дата> (далее - Концепция), основными задачами противодействия терроризму являются:

- поддержание в состоянии постоянной готовности к эффективному использованию сил и средств, предназначенных для выявления, предупреждения, пресечения террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма;

- обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктур жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.

Предупреждение (профилактика) терроризма осуществляется в том числе, путем осуществления мер технического характера, направлен обеспечение антитеррористической защищенности потенциальных террористических посягательств (пункт 13 Концепции).

К одной из основных мер по предупреждению (профилактике) терроризма относятся организационно-технические меры (разработка и реализация целевых программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами защиты совершенствование механизма ответственности за несоблюдение обеспечения антитеррористической защищенности объектов террористической деятельности и улучшение технической оснащенности субъектов противодействия терроризму).

Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался вышеуказанными положениями закона, установил юридически значимые по делу обстоятельства, дал оценку представленным сторонами доказательствам и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.

С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела, установленных на основании представленных сторонами доказательствах, и при правильном применении норм материального права.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Главой Республики Дагестан 01.04.2021г. утвержден Перечень объектов топливно-энергетического комплекса Республики Дагестан, подлежащих категорированию.

В указанный Перечень также включены различные подстанции субъекта топливно-энергетического комплекса Филиала ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Дагэнерго», в том числе и подстанция производственного участка центральных электросетей, расположенные в городе Избербаше, в частности подстанция «Северная» 110 кв.

Прокуратурой <адрес> РД проведена проверка соблюдения законодательства об антитеррористической защищенности объекта ТЭК Филиала ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Дагэнерго» - подстанции «Северная».

В ходе проведенной проверки установлено: несмотря на то, что указанный объект топливно-энергетического комплекса включен в Перечень <дата>, мероприятия по категорированию и паспортизации объекта до настоящего времени не проведены.

Данное обстоятельство подтверждается информацией начальника производственного участка центральных электросетей Филиала ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Дагэнерго» ФИО5 от <дата>, согласно которой Филиалом ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Дагэнерго» только лишь <дата> издан приказ о создании и утверждении межведомственной комиссии по обследованию и категорированию объектов Филиала ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Дагэнерго».

Из этой же информации следует, что работниками Филиала ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Дагэнерго» совместно с представителями МЧС, Росгвардии, Минэнерго осуществляется выезд на объекты электроэнергетики. Вместе с тем, по состоянию на <дата> мероприятия по категорированию и паспортизации объекта топливно-энергетического комплекса - подстанции производственного участка центральных электрических сетей «Северная» 110 кВ, не начаты.

Согласно статье 2 Федерального закона от <дата> N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; приоритете защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; приоритет мер предупреждения терроризма; минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.

Статьей 5 Федерального закона от <дата> N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" предусмотрено, что федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от <дата> N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" настоящий Федеральный закон устанавливает организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации, за исключением объектов атомной энергетики, в целях предотвращения актов незаконного вмешательства, определяет полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере, а также права, обязанности и ответственность физических и юридических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса.

В силу статьи 8 Федерального закона от <дата> N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" субъекты топливно-энергетического комплекса составляют паспорта безопасности объектов топливно-энергетического комплекса по форме согласно приложению к настоящему Федеральному закону (пункт 1).

Паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса составляется на основании результатов категорирования данного объекта в зависимости от степени его потенциальной опасности, а также на основании оценки достаточности инженерно-технических мероприятий, мероприятий по физической защите и охране объекта при террористических угрозах согласно требованиям, определенным Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального закона (пункт 2).

В паспорте безопасности объекта топливно-энергетического комплекса отражаются характеристика объекта, возможные последствия в результате совершения акта незаконного вмешательства, категория объекта, состояние системы его инженерно-технической, физической защиты, пожарной безопасности, а также содержатся соответствующие выводы и рекомендации (пункт 3).

Паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса содержит мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта, реализуемые субъектами топливно-энергетического комплекса самостоятельно, либо в случаях, предусмотренных требованиями, установленными Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального закона, совместно с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и (или) органами местного самоуправления, либо исключительно федеральными органами исполнительной власти (пункт 4).

Паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса утверждается руководителем субъекта топливно-энергетического комплекса по согласованию с коллегиальным органом по противодействию терроризму, сформированным в субъекте Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 5 настоящего Федерального закона (пункт 5).

Информация, содержащаяся в паспортах безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, является информацией, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами (пункт 6).

Паспорта безопасности объектов топливно-энергетического комплекса подлежат актуализации в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации (пункт 7).

Согласно статье 12 Федерального закона от <дата> N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" соблюдение требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требований антитеррористической защищенности объектов является обязанностью руководителей субъектов топливно-энергетического комплекса.

В соответствии со статьей 13 указанного Федерального закона, субъекты топливно-энергетического комплекса - физические и юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса.

Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, с которым полагает необходимым согласиться и судебная коллегия, о том, что ответчик, являясь субъектом топливно-энергетического комплекса, обязан содержать имущество в надлежащем состоянии, в том числе обеспечивать уровень антитеррористической защищенности объекта, поскольку в случае несанкционированного доступа на территорию объекта посторонних лиц с целью совершения противоправных действий ставится под угрозу бесперебойная подача электроэнергии населению и социальным объектам.

В соответствии с п. 2 ст. 10 указанного Федерального закона приказом Министерства энергетики РФ от <дата> N 587 утвержден перечень работ, непосредственно связанных с обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, пунктом 1 которого установлена обязанность проводить оценку достаточности инженерно-технических мероприятий, мероприятий по физической защите и охране объекта топливно-энергетического комплекса.

Судебная коллегия считает установленным по делу факт нарушения норм действующего законодательства, у ответчика отсутствует паспорт безопасности на объекты топливно-энергетического комплекса, следовательно, орган местного самоуправления как собственник указанных объектов обязан разработать и утвердить паспорт безопасности объектов топливно-энергетического комплекса.

Выявленные нарушения противоречат требованиям законодательства и нарушают права неопределенного круга лиц на безопасные условия проживания, защиту от чрезвычайных ситуаций, на предоставление коммунальных услуг в необходимом объеме и надлежащего качества.

Доводы жалобы о непринятии во внимание и недаче оценки письменным доказательствам, подтверждающим обоснованность длительного проведения мероприятий по категорированию, составлению и утверждению паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса – подстанции производственного участка центральных электросетей «Северная 110 кв», расположенной в <адрес>, являются необоснованными, поскольку не освобождают ответчика от принятия своевременных мер по обеспечению соблюдения требований законодательства об антитеррористической защищенности объекта, то есть не являются основанием для бездействия ответчиков и соответственно отмены законного, обоснованного решения суда.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, доводы жалобы не содержат оснований к отмене либо изменению решения.

С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным
и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г.Махачкалы Республики Дагестан
от <дата>г. оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Пятый кассационный суд общей юрисдикции в <адрес> через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение составлено <дата>

Советский районный суд г. Махачкалы РД

судья ФИО1

дело

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

по делу

8 февраля 2023 г. г. Махачкала

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан
в составе:

председательствующего АлиевойЭ.З.,

судей ФИО6 и Магомедовой Х.М.,

при секретаре судебного заседания ФИО3,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокуратуры <адрес> к ПАО «Россети Северный Кавказ» – «Дагэнерго»
об обязании устранить нарушения федерального законодательства об антитеррористичес-кой защищенности

по апелляционной жалобе представителя ответчика – ПАО «Россети Северный Кавказ» – «Дагэнерго» по доверенности ФИО4 на решение Советского районного суда г.Махачкалы Республики Дагестан от <дата>

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан ПономаренкоО.В., судебная коллегия

установила:

Заместитель прокурора <адрес> Республики Дагестан в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ПАО «Россети Северный Кавказ» в лице филиала ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Дагэнерго» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии своевременных мер по обеспечению соблюдения требований законодательства об антитеррористической защищенности объекта топливно-энергетического комплекса – подстанции производственного участка центральных электрических сетей «Северная» 110 кВ, расположенной в <адрес> и обязании провести мероприятия по категорированию, составлению и утверждению паспорта безопасности объекта.

В обоснование исковых требований указано, что Прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения требований законодательства об антитеррористической защищенности объекта топливно-энергетического комплекса Филиала ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Дагэнерго» - подстанции производственного участка центральных электрических сетей «Северная» 110 кВ, расположенной в <адрес>.

В ходе проведенной проверки выявлены нарушения законодательства об антитеррористической защищенности. Антитеррористической комиссией в Республике Дагестан утвержден Перечень объектов топливно-энергетического комплекса Республики Дагестан, подлежащих категорированию. В указанный Перечень также включены различные подстанции субъекта топливно-энергетического комплекса Филиала ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Дагэнерго», в том числе подстанция «Северная» 110 кВ. Несмотря на то, что указанный объект топливно-энергетического комплекса включен в Перечень 01.04.2021г., мероприятия по категорированию и паспортизации объекта до настоящего времени не проведены. При указанных обстоятельствах функционирование вышеуказанного объекта топливно-энергетического комплекса без проведения мероприятий по обеспечению его антитеррористической защищенности может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций, в том числе связанных с совершением террористических актов, что повлечет причинение вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

Решением Советского районного суда г.Махачкалы Республики Дагестан
от <дата> постановлено:

«Исковые требования заместителя прокурора <адрес> Республики Дагестан в интересах неопределенного круга лиц к ПАО «Россети Северный Кавказ» в лице филиала ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Дагэнерго» о возложении обязанности устранить нарушения федерального законодательства об антитеррористической защищенности, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие ПАО «Россети Северный Кавказ» в лице филиала ПАО «Россети Кавказ» - «Дагэнерго», выразившееся в непринятии своевременных мер по обеспечению соблюдения требований законодательства об антитеррористической защищенности объекта топливно-энергетического комплекса – подстанции производственного участка центральных электрических сетей «Северная» 110 кВ, расположенной в <адрес>.

Обязать ПАО «Россети Северный Кавказ» в лице филиала ПАО «Россети Кавказ» - «Дагэнерго» в течение месяца со дня вступления решения в законную силу провести мероприятия по категорированию, составлению и утверждению паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса - подстанции производственного участка центральных электросетей 110 кВ, расположенной в <адрес>».

На данное решение представителем ответчика ПАО «Россети Северный Кавказ»-«Дагэнерго» по доверенности ФИО4 подана апелляционная жалоба, в которой выражает несогласие с ним по следующим основаниям.

Считает указанное решение подлежащим отмене ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела и неправильного применения норм материального права.

Отмечает, что судом первой инстанции не приняты во внимание письменные доказательства и доводы, подтверждающие обоснованность длительного проведения мероприятий по категорированию, составлению и утверждению паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса – подстанции производственного участка центральных электросетей «Северная 110 кв», расположенной в <адрес>, не дана оценка и не отражены в решении мотивы отклонения доказательств, обосновывающих доводы ответчика ПАО «Россети Северный Кавказ»-«Дагэнерго».

Считает, что к затягиванию процесса категорирования объектов привели обстоятельства того, что члены комиссии задействованы в производственном процессе и имеют разъездной характер работы.

Проверив материалы дела, выслушав мнение сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лип.

Защита прав указанной категории лиц в силу ст. 12 ГК РФ возможна путем пресечения действий, нарушающих право или создающих его нарушение, а также путем принуждения к исполнению обязанности.

В соответствии с пунктами "г", "д" статьи 11 "Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации", утвержденной Президентом Российской Федерации <дата> (далее - Концепция), основными задачами противодействия терроризму являются:

- поддержание в состоянии постоянной готовности к эффективному использованию сил и средств, предназначенных для выявления, предупреждения, пресечения террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма;

- обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктур жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.

Предупреждение (профилактика) терроризма осуществляется в том числе, путем осуществления мер технического характера, направлен обеспечение антитеррористической защищенности потенциальных террористических посягательств (пункт 13 Концепции).

К одной из основных мер по предупреждению (профилактике) терроризма относятся организационно-технические меры (разработка и реализация целевых программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами защиты совершенствование механизма ответственности за несоблюдение обеспечения антитеррористической защищенности объектов террористической деятельности и улучшение технической оснащенности субъектов противодействия терроризму).

Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался вышеуказанными положениями закона, установил юридически значимые по делу обстоятельства, дал оценку представленным сторонами доказательствам и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.

С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела, установленных на основании представленных сторонами доказательствах, и при правильном применении норм материального права.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Главой Республики Дагестан 01.04.2021г. утвержден Перечень объектов топливно-энергетического комплекса Республики Дагестан, подлежащих категорированию.

В указанный Перечень также включены различные подстанции субъекта топливно-энергетического комплекса Филиала ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Дагэнерго», в том числе и подстанция производственного участка центральных электросетей, расположенные в городе Избербаше, в частности подстанция «Северная» 110 кв.

Прокуратурой <адрес> РД проведена проверка соблюдения законодательства об антитеррористической защищенности объекта ТЭК Филиала ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Дагэнерго» - подстанции «Северная».

В ходе проведенной проверки установлено: несмотря на то, что указанный объект топливно-энергетического комплекса включен в Перечень <дата>, мероприятия по категорированию и паспортизации объекта до настоящего времени не проведены.

Данное обстоятельство подтверждается информацией начальника производственного участка центральных электросетей Филиала ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Дагэнерго» ФИО5 от <дата>, согласно которой Филиалом ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Дагэнерго» только лишь <дата> издан приказ о создании и утверждении межведомственной комиссии по обследованию и категорированию объектов Филиала ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Дагэнерго».

Из этой же информации следует, что работниками Филиала ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Дагэнерго» совместно с представителями МЧС, Росгвардии, Минэнерго осуществляется выезд на объекты электроэнергетики. Вместе с тем, по состоянию на <дата> мероприятия по категорированию и паспортизации объекта топливно-энергетического комплекса - подстанции производственного участка центральных электрических сетей «Северная» 110 кВ, не начаты.

Согласно статье 2 Федерального закона от <дата> N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; приоритете защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; приоритет мер предупреждения терроризма; минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.

Статьей 5 Федерального закона от <дата> N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" предусмотрено, что федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от <дата> N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" настоящий Федеральный закон устанавливает организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации, за исключением объектов атомной энергетики, в целях предотвращения актов незаконного вмешательства, определяет полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере, а также права, обязанности и ответственность физических и юридических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса.

В силу статьи 8 Федерального закона от <дата> N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" субъекты топливно-энергетического комплекса составляют паспорта безопасности объектов топливно-энергетического комплекса по форме согласно приложению к настоящему Федеральному закону (пункт 1).

Паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса составляется на основании результатов категорирования данного объекта в зависимости от степени его потенциальной опасности, а также на основании оценки достаточности инженерно-технических мероприятий, мероприятий по физической защите и охране объекта при террористических угрозах согласно требованиям, определенным Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального закона (пункт 2).

В паспорте безопасности объекта топливно-энергетического комплекса отражаются характеристика объекта, возможные последствия в результате совершения акта незаконного вмешательства, категория объекта, состояние системы его инженерно-технической, физической защиты, пожарной безопасности, а также содержатся соответствующие выводы и рекомендации (пункт 3).

Паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса содержит мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта, реализуемые субъектами топливно-энергетического комплекса самостоятельно, либо в случаях, предусмотренных требованиями, установленными Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального закона, совместно с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и (или) органами местного самоуправления, либо исключительно федеральными органами исполнительной власти (пункт 4).

Паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса утверждается руководителем субъекта топливно-энергетического комплекса по согласованию с коллегиальным органом по противодействию терроризму, сформированным в субъекте Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 5 настоящего Федерального закона (пункт 5).

Информация, содержащаяся в паспортах безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, является информацией, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами (пункт 6).

Паспорта безопасности объектов топливно-энергетического комплекса подлежат актуализации в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации (пункт 7).

Согласно статье 12 Федерального закона от <дата> N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" соблюдение требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требований антитеррористической защищенности объектов является обязанностью руководителей субъектов топливно-энергетического комплекса.

В соответствии со статьей 13 указанного Федерального закона, субъекты топливно-энергетического комплекса - физические и юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса.

Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, с которым полагает необходимым согласиться и судебная коллегия, о том, что ответчик, являясь субъектом топливно-энергетического комплекса, обязан содержать имущество в надлежащем состоянии, в том числе обеспечивать уровень антитеррористической защищенности объекта, поскольку в случае несанкционированного доступа на территорию объекта посторонних лиц с целью совершения противоправных действий ставится под угрозу бесперебойная подача электроэнергии населению и социальным объектам.

В соответствии с п. 2 ст. 10 указанного Федерального закона приказом Министерства энергетики РФ от <дата> N 587 утвержден перечень работ, непосредственно связанных с обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, пунктом 1 которого установлена обязанность проводить оценку достаточности инженерно-технических мероприятий, мероприятий по физической защите и охране объекта топливно-энергетического комплекса.

Судебная коллегия считает установленным по делу факт нарушения норм действующего законодательства, у ответчика отсутствует паспорт безопасности на объекты топливно-энергетического комплекса, следовательно, орган местного самоуправления как собственник указанных объектов обязан разработать и утвердить паспорт безопасности объектов топливно-энергетического комплекса.

Выявленные нарушения противоречат требованиям законодательства и нарушают права неопределенного круга лиц на безопасные условия проживания, защиту от чрезвычайных ситуаций, на предоставление коммунальных услуг в необходимом объеме и надлежащего качества.

Доводы жалобы о непринятии во внимание и недаче оценки письменным доказательствам, подтверждающим обоснованность длительного проведения мероприятий по категорированию, составлению и утверждению паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса – подстанции производственного участка центральных электросетей «Северная 110 кв», расположенной в <адрес>, являются необоснованными, поскольку не освобождают ответчика от принятия своевременных мер по обеспечению соблюдения требований законодательства об антитеррористической защищенности объекта, то есть не являются основанием для бездействия ответчиков и соответственно отмены законного, обоснованного решения суда.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, доводы жалобы не содержат оснований к отмене либо изменению решения.

С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным
и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г.Махачкалы Республики Дагестан
от <дата>г. оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Пятый кассационный суд общей юрисдикции в <адрес> через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение составлено <дата>

33-825/2023 (33-10241/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
зам. прокурора г.Избербаш Абдулхамидова Х.А.
Прокуратура РД
Ответчики
ПАО Россети Северный Кавказ-Дагэнерго
Другие
Министерство по делам гражданской обороны, черезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий РД
Министрество энергетики и жилищно-коммунального хозяйства РД
Управление Федеральной службы войск национальный гвардии РФ по РД
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Дело на странице суда
vs.dag.sudrf.ru
14.12.2022Передача дела судье
18.01.2023Судебное заседание
08.02.2023Судебное заседание
08.02.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее