судья ФИО1
дело №
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
по делу №
8 февраля 2023 г. г. Махачкала
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан
в составе:
председательствующего АлиевойЭ.З.,
судей ФИО6 и Магомедовой Х.М.,
при секретаре судебного заседания ФИО3,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокуратуры <адрес> к ПАО «Россети Северный Кавказ» – «Дагэнерго»
об обязании устранить нарушения федерального законодательства об антитеррористичес-кой защищенности
по апелляционной жалобе представителя ответчика – ПАО «Россети Северный Кавказ» – «Дагэнерго» по доверенности ФИО4 на решение Советского районного суда г.Махачкалы Республики Дагестан от <дата>
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан ПономаренкоО.В., судебная коллегия
установила:
Заместитель прокурора <адрес> Республики Дагестан в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ПАО «Россети Северный Кавказ» в лице филиала ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Дагэнерго» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии своевременных мер по обеспечению соблюдения требований законодательства об антитеррористической защищенности объекта топливно-энергетического комплекса – подстанции производственного участка центральных электрических сетей «Северная» 110 кВ, расположенной в <адрес> и обязании провести мероприятия по категорированию, составлению и утверждению паспорта безопасности объекта.
В обоснование исковых требований указано, что Прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения требований законодательства об антитеррористической защищенности объекта топливно-энергетического комплекса Филиала ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Дагэнерго» - подстанции производственного участка центральных электрических сетей «Северная» 110 кВ, расположенной в <адрес>.
В ходе проведенной проверки выявлены нарушения законодательства об антитеррористической защищенности. Антитеррористической комиссией в Республике Дагестан утвержден Перечень объектов топливно-энергетического комплекса Республики Дагестан, подлежащих категорированию. В указанный Перечень также включены различные подстанции субъекта топливно-энергетического комплекса Филиала ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Дагэнерго», в том числе подстанция «Северная» 110 кВ. Несмотря на то, что указанный объект топливно-энергетического комплекса включен в Перечень 01.04.2021г., мероприятия по категорированию и паспортизации объекта до настоящего времени не проведены. При указанных обстоятельствах функционирование вышеуказанного объекта топливно-энергетического комплекса без проведения мероприятий по обеспечению его антитеррористической защищенности может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций, в том числе связанных с совершением террористических актов, что повлечет причинение вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Решением Советского районного суда г.Махачкалы Республики Дагестан
от <дата> постановлено:
«Исковые требования заместителя прокурора <адрес> Республики Дагестан в интересах неопределенного круга лиц к ПАО «Россети Северный Кавказ» в лице филиала ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Дагэнерго» о возложении обязанности устранить нарушения федерального законодательства об антитеррористической защищенности, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ПАО «Россети Северный Кавказ» в лице филиала ПАО «Россети Кавказ» - «Дагэнерго», выразившееся в непринятии своевременных мер по обеспечению соблюдения требований законодательства об антитеррористической защищенности объекта топливно-энергетического комплекса – подстанции производственного участка центральных электрических сетей «Северная» 110 кВ, расположенной в <адрес>.
Обязать ПАО «Россети Северный Кавказ» в лице филиала ПАО «Россети Кавказ» - «Дагэнерго» в течение месяца со дня вступления решения в законную силу провести мероприятия по категорированию, составлению и утверждению паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса - подстанции производственного участка центральных электросетей 110 кВ, расположенной в <адрес>».
На данное решение представителем ответчика ПАО «Россети Северный Кавказ»-«Дагэнерго» по доверенности ФИО4 подана апелляционная жалоба, в которой выражает несогласие с ним по следующим основаниям.
Считает указанное решение подлежащим отмене ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела и неправильного применения норм материального права.
Отмечает, что судом первой инстанции не приняты во внимание письменные доказательства и доводы, подтверждающие обоснованность длительного проведения мероприятий по категорированию, составлению и утверждению паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса – подстанции производственного участка центральных электросетей «Северная 110 кв», расположенной в <адрес>, не дана оценка и не отражены в решении мотивы отклонения доказательств, обосновывающих доводы ответчика ПАО «Россети Северный Кавказ»-«Дагэнерго».
Считает, что к затягиванию процесса категорирования объектов привели обстоятельства того, что члены комиссии задействованы в производственном процессе и имеют разъездной характер работы.
Проверив материалы дела, выслушав мнение сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лип.
Защита прав указанной категории лиц в силу ст. 12 ГК РФ возможна путем пресечения действий, нарушающих право или создающих его нарушение, а также путем принуждения к исполнению обязанности.
В соответствии с пунктами "г", "д" статьи 11 "Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации", утвержденной Президентом Российской Федерации <дата> (далее - Концепция), основными задачами противодействия терроризму являются:
- поддержание в состоянии постоянной готовности к эффективному использованию сил и средств, предназначенных для выявления, предупреждения, пресечения террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма;
- обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктур жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
Предупреждение (профилактика) терроризма осуществляется в том числе, путем осуществления мер технического характера, направлен обеспечение антитеррористической защищенности потенциальных террористических посягательств (пункт 13 Концепции).
К одной из основных мер по предупреждению (профилактике) терроризма относятся организационно-технические меры (разработка и реализация целевых программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами защиты совершенствование механизма ответственности за несоблюдение обеспечения антитеррористической защищенности объектов террористической деятельности и улучшение технической оснащенности субъектов противодействия терроризму).
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался вышеуказанными положениями закона, установил юридически значимые по делу обстоятельства, дал оценку представленным сторонами доказательствам и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела, установленных на основании представленных сторонами доказательствах, и при правильном применении норм материального права.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Главой Республики Дагестан 01.04.2021г. утвержден Перечень объектов топливно-энергетического комплекса Республики Дагестан, подлежащих категорированию.
В указанный Перечень также включены различные подстанции субъекта топливно-энергетического комплекса Филиала ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Дагэнерго», в том числе и подстанция производственного участка центральных электросетей, расположенные в городе Избербаше, в частности подстанция «Северная» 110 кв.
Прокуратурой <адрес> РД проведена проверка соблюдения законодательства об антитеррористической защищенности объекта ТЭК Филиала ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Дагэнерго» - подстанции «Северная».
В ходе проведенной проверки установлено: несмотря на то, что указанный объект топливно-энергетического комплекса включен в Перечень <дата>, мероприятия по категорированию и паспортизации объекта до настоящего времени не проведены.
Данное обстоятельство подтверждается информацией начальника производственного участка центральных электросетей Филиала ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Дагэнерго» ФИО5 от <дата>, согласно которой Филиалом ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Дагэнерго» только лишь <дата> издан приказ о создании и утверждении межведомственной комиссии по обследованию и категорированию объектов Филиала ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Дагэнерго».
Из этой же информации следует, что работниками Филиала ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Дагэнерго» совместно с представителями МЧС, Росгвардии, Минэнерго осуществляется выезд на объекты электроэнергетики. Вместе с тем, по состоянию на <дата> мероприятия по категорированию и паспортизации объекта топливно-энергетического комплекса - подстанции производственного участка центральных электрических сетей «Северная» 110 кВ, не начаты.
Согласно статье 2 Федерального закона от <дата> N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; приоритете защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; приоритет мер предупреждения терроризма; минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.
Статьей 5 Федерального закона от <дата> N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" предусмотрено, что федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от <дата> N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" настоящий Федеральный закон устанавливает организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации, за исключением объектов атомной энергетики, в целях предотвращения актов незаконного вмешательства, определяет полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере, а также права, обязанности и ответственность физических и юридических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса.
В силу статьи 8 Федерального закона от <дата> N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" субъекты топливно-энергетического комплекса составляют паспорта безопасности объектов топливно-энергетического комплекса по форме согласно приложению к настоящему Федеральному закону (пункт 1).
Паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса составляется на основании результатов категорирования данного объекта в зависимости от степени его потенциальной опасности, а также на основании оценки достаточности инженерно-технических мероприятий, мероприятий по физической защите и охране объекта при террористических угрозах согласно требованиям, определенным Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального закона (пункт 2).
В паспорте безопасности объекта топливно-энергетического комплекса отражаются характеристика объекта, возможные последствия в результате совершения акта незаконного вмешательства, категория объекта, состояние системы его инженерно-технической, физической защиты, пожарной безопасности, а также содержатся соответствующие выводы и рекомендации (пункт 3).
Паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса содержит мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта, реализуемые субъектами топливно-энергетического комплекса самостоятельно, либо в случаях, предусмотренных требованиями, установленными Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального закона, совместно с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и (или) органами местного самоуправления, либо исключительно федеральными органами исполнительной власти (пункт 4).
Паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса утверждается руководителем субъекта топливно-энергетического комплекса по согласованию с коллегиальным органом по противодействию терроризму, сформированным в субъекте Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 5 настоящего Федерального закона (пункт 5).
Информация, содержащаяся в паспортах безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, является информацией, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами (пункт 6).
Паспорта безопасности объектов топливно-энергетического комплекса подлежат актуализации в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации (пункт 7).
Согласно статье 12 Федерального закона от <дата> N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" соблюдение требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требований антитеррористической защищенности объектов является обязанностью руководителей субъектов топливно-энергетического комплекса.
В соответствии со статьей 13 указанного Федерального закона, субъекты топливно-энергетического комплекса - физические и юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, с которым полагает необходимым согласиться и судебная коллегия, о том, что ответчик, являясь субъектом топливно-энергетического комплекса, обязан содержать имущество в надлежащем состоянии, в том числе обеспечивать уровень антитеррористической защищенности объекта, поскольку в случае несанкционированного доступа на территорию объекта посторонних лиц с целью совершения противоправных действий ставится под угрозу бесперебойная подача электроэнергии населению и социальным объектам.
В соответствии с п. 2 ст. 10 указанного Федерального закона приказом Министерства энергетики РФ от <дата> N 587 утвержден перечень работ, непосредственно связанных с обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, пунктом 1 которого установлена обязанность проводить оценку достаточности инженерно-технических мероприятий, мероприятий по физической защите и охране объекта топливно-энергетического комплекса.
Судебная коллегия считает установленным по делу факт нарушения норм действующего законодательства, у ответчика отсутствует паспорт безопасности на объекты топливно-энергетического комплекса, следовательно, орган местного самоуправления как собственник указанных объектов обязан разработать и утвердить паспорт безопасности объектов топливно-энергетического комплекса.
Выявленные нарушения противоречат требованиям законодательства и нарушают права неопределенного круга лиц на безопасные условия проживания, защиту от чрезвычайных ситуаций, на предоставление коммунальных услуг в необходимом объеме и надлежащего качества.
Доводы жалобы о непринятии во внимание и недаче оценки письменным доказательствам, подтверждающим обоснованность длительного проведения мероприятий по категорированию, составлению и утверждению паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса – подстанции производственного участка центральных электросетей «Северная 110 кв», расположенной в <адрес>, являются необоснованными, поскольку не освобождают ответчика от принятия своевременных мер по обеспечению соблюдения требований законодательства об антитеррористической защищенности объекта, то есть не являются основанием для бездействия ответчиков и соответственно отмены законного, обоснованного решения суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, доводы жалобы не содержат оснований к отмене либо изменению решения.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным
и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г.Махачкалы Республики Дагестан
от <дата>г. оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Пятый кассационный суд общей юрисдикции в <адрес> через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение составлено <дата>