Председательствующий: Марченко Е.С. № 33-1201/2023
55RS0007-01-2022-004156-46
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Омск 15 февраля 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
председательствующего Магденко И.Ю.,
судей Перфиловой И.А., Сковрон Н.Л.,
при секретаре Речута Я.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3132/2022
по апелляционной жалобе представителя ответчика Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области Кабаковой Е. Н.
на решение Центрального районного суда г. Омска от 18 ноября 2022 года
по иску Галочкина С. В. к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области о признании право на досрочную страховую пенсию по старости
Заслушав доклад судьи Магденко И.Ю., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Галочкин С.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области (далее - ОПФР по Омской области), в обоснование указал, что решением органа пенсионного обеспечения от 31 декабря 2019 года ему незаконно отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с работой с тяжелыми условиями труда. Полагает, что ответчиком необоснованно исключены при подсчете его страхового стажа на соответствующих видах работ следующие периоды работы:
- с 6 июля 1981 года по 3 января 1982 года в качестве ученика каменщика в комсомольско-молодежной бригаде "Орбита" трест-площадки "Семипалатинскпромстрой" производственного строительно-монтажного объединения "Семипалатинсктяжстрой";
- с 4 января по 17 ноября 1982 года в качестве каменщика 3 разряда, с 16 января по 5 августа 1985 года в качестве каменщика 3 разряда участка заводстроя трест-площадки "Семипалатинскпромстрой" ПСМО "Семипалатинсктяжстрой";
- с 23 августа 1985 года по 12 апреля 1991 года в качестве каменщика 3,4 разряда СМУ-3 треста "Семипалатинскводстрой" (с 5 декабря 1988 года – ПМК-83 ПСЭО "Семмелиорация");
- с 29 апреля по 14 октября 1991 года в качестве каменщика 4 разряда СМУ Семипалатинской геологоразведческой экспедиции;
- с 16 по 31 июля 1995 года; с 16 мая 1996 года по 10 октября 1997 года; с 8 декабря 2000 года по 28 февраля 2002 года в качестве каменщика вахтовым методом работы в АОЗТ "Сибпромстрой";
- с 1 марта по 13 октября 2002 года, с 1 января 2003 года по 1 июля 2004 года в качестве каменщика вахтово-экспедиционным методом в ЗАО "Сибпромстрой" филиал №12;
- со 2 июля 2004 года по 1 июля 2005 года в качестве каменщика вахтово-экспедиционным методом в ООО "Сибпромстрой №9".
- с 21 октября по 29 ноября 1991 года в качестве каменщика в МП "Спутник";
- с 6 января по 11 мая 1992 года в качестве каменщика в ПК "Поиск" Семипалатинского машиностроительного завода;
- с 20 ноября 1992 года по 30 августа 1995 года в качестве каменщика в МЧП "Эксы".
С учетом уточнения заявленных требований просил обязать ответчика зачесть спорные периоды, а также период службы в Советской Армии с 23 ноября 1982 года по 8 декабря 1984 года в стаж на соответствующих видах работ; определить датой возникновения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости – 5 февраля 2019 года.
В судебном заседании истец Галочкин С.В. участия не принимал, о слушании дела уведомлен, его представитель Иванова Ж.Н. исковые требованная поддержала.
Представитель ответчика по доверенности Пшеченко К.П. иск не признала, указав на отсутствие доказательств, подтверждающих факт работы истца на соответствующих видах работ на территории Республики Казахстан.
Третье лицо ООО «Сибпромстрой №9» в судебное заседание своего представителя не направило, извещено надлежащим образом, представило возражения на иск, в которых указало что Галочкин С.В. в период со 2 июля 2004 года по 1 июля 2005 года работал в качестве каменщика вахтово-экспедиционным методом. В указанный период бригады каменщиков или специализированных звеньев каменщиков комплексных бригад не создавались, оснований для включения периода работы истца для назначения досрочной страховой пенсии по старости нет.
Судом постановлено решение о частичном удовлетворении иска: на ОПФР по Омской области возложена обязанность включить в стаж Галочкина С.В. периоды работы в качестве каменщика с 4 января по 17 ноября 1982 года и службы в рядах Советской Армии с 23 ноября 1982 года по 8 декабря 1984 года; в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель ответчика по доверенности Кабакова Е.Н. выражает несогласие с постановленным по делу решением, просит его отменить. Полагает, что спорный период работы Галочкина С.В. в качестве каменщика с 4 января по 17 ноября 1982 года не подлежит включению в специальный стаж в связи с отсутствием требуемых документов. Ссылается на то, что по представленным архивным справкам невозможно определить факт льготной работы, поскольку отсутствуют доказательства участия истца в строительных работах в качестве каменщика в составе бригады каменщиков или в специализированном звене каменщиков комплексных бригад в спорный период. Также полагает необоснованным включение судом в специальный стаж истца периода его службы в Советской Армии продолжительностью 2 года 16 дней, поскольку указанное противоречит пункту 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 3 августа 1972 года № 590, согласно которому такой период учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.
В судебном заседании апелляционной инстанции истец Галочкин С.В. полагал решение суда законным и обоснованным
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не уведомили, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, сочла возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Определением судебной коллегией по гражданским делам Омского областного суда от 15 февраля 2023 года произведена замена ответчика ОПФР по Омской области в связи с реорганизацией его правопреемником – Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 327? Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства.
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, в частности, являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права (статья 330 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Такие нарушения судом первой инстанции в части исковых требований были допущены.
Условия возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее Закон о страховых пенсиях).
В силу пункта 1 статьи 8 Закона о страховых пенсиях право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 указанного закона, в силу которой основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, мужчинам - на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы.
В силу части 2 статьи 30 Закона о страховых пенсиях списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Подпунктом «б» пункта 1 постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» предусмотрено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется:
- Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее Список № 2 1991 года);
- Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г (далее Список № 2 1956 года).
Исходя из приведенных нормативных положений, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о работе с тяжелыми условиями труда).
Из материалов дела следует, что 9 июля 2019 года Галочкин С.В., <...> года рождения, обратился в УПФР в Кировском АО г. Омска с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях.
Решением УПФР в Кировском АО г. Омска от 31 декабря 2019 года № <...> истцу отказано в назначении данной пенсии по причине отсутствия необходимого стажа на соответствующих видах работ.
Ответчиком в стаж на соответствующих видах работ не включены, помимо прочих, следующие периоды работы:
- с 6 июля 1981 года по 3 января 1982 года в качестве ученика каменщика; с 4 января по 17 ноября 1982 года, с 16 января по 5 августа 1985 года в качестве каменщика в тресте "Семтяжстрой"; с 23 августа 1985 года по 12 апреля 1991 года в качестве каменщика в СМУ-3 треста "Семипалатинскводстрой"; с 29 апреля по 14 октября 1991 года в качестве каменщика в СМУ Семипалатинской геологоразведческой экспедиции; с 16 по 31 июля 1995 года; с 16 мая 1996 года по 10 октября 1997 года; с 8 декабря 2000 года по 28 февраля 2002 года в качестве каменщика вахтовым методом работы в АОЗТ "Сибпромстрой"; с 1 марта по 13 октября 2002 года, с 1 января 2003 года по 1 июля 2004 года в качестве каменщика вахтово-экспедиционным методом в ЗАО "Сибпромстрой" филиал №12; со 2 июля 2004 года по 1 июля 2005 года в качестве каменщика вахтово-экспедиционным методом в ООО "Сибпромстрой №9", так как факт льготной работы в указанные периоды документально не подтвержден.
- с 21 октября по 29 ноября 1991 года в качестве каменщика в МП "Спутник"; с 6 января по 11 мая 1992 года в качестве каменщика в ПК "Поиск" Семипалатинского машиностроительного завода; с 20 ноября 1992 года по 30 августа 1995 года в качестве каменщика в МЧП "Эксы" по причине не подтверждения факта работы, в том числе на соответствующих видах работ по Списку № 2.
При таком подсчете страховой стаж истца составил 22 года 1 месяц 16 дней или 25 лет 5 месяцев 6 дней (с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П), стаж на соответствующих видах работ 6 лет 3 месяца 5 дней, индивидуальный пенсионный коэффициент 53,132.
При повторном обращении Галочкина С.В. в орган пенсионного обеспечения с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости, решением ОПФР по Омской области № <...> с 5 февраля 2022 года по достижению 58 лет ему назначена страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях.
При этом продолжительность стажа в тяжелых условиях труда составила 6 лет 3 месяца 5 дней, страховой стаж с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П составил 25 лет 5 месяцев 6 дней, индивидуальный пенсионный коэффициент 58,382.
Полагая первоначальное решение органа пенсионного обеспечения нарушающим его право на установление пенсии с 2019 года, Галочкин С.В. обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая заявленные требования, районный суд пришел к выводу, что период работы истца каменщиком 3 разряда с 4 января по 17 ноября 1982 года участка заводстроя трест-площадки "Семипалатинскпромстрой" ПСМО "Семипалатинсктяжстрой" (на территории Казахской ССР) подлежит включению в стаж, дающий право на установление досрочной страховой пенсии по старости в связи с работой с тяжелыми условиями труда, в то же время оснований для включения в такой стаж остальных спорных периодов работы не усмотрел, в связи с чем в удовлетворении указанной части иска отказал.
Удовлетворяя требования истца в части включения в стаж на соответствующих видах работ период службы в рядах Советской Армии с 23 ноября 1982 года по 8 декабря 1984 года, районный суд исходил из того, что указанному периоду предшествовал период работы с тяжелыми условиями труда, что с учетом действовавшего в тот период пенсионного законодательства позволяет приравнять его к стажу, дающему право на льготную пенсию.
Оснований для назначения пенсии истцу с 5 февраля 2019 года с учетом включенных периодов суд не усмотрел, поскольку документы, подтверждающие работу истца в спорный период в бригаде каменщиков, были представлены истцом только в суд.
Решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований истцом не обжалуется, поэтому по правилам статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации проверке судом апелляционной инстанции не подлежит.
В соответствии со статьей 11 Закона о страховых пенсиях в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1).
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (часть 2).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Как предусмотрено подпунктом «б» пункта 2 указанных Правил в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись застрахованными лицами за пределами Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Согласно пункту 3 Правил, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, чем настоящие Правила, применяются правила, установленные международным договором Российской Федерации.
13 марта 1992 года государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее Соглашение).
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 года, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации (статья 11 Соглашения).
Письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 года N 1-369-18 также разъяснено, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время не только до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств-участников Соглашения.
Распоряжением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР" утверждены "Рекомендации по проверке правильности назначения пенсии лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР", согласно которым при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения рекомендовано для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения, учитывать трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР; при этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ.
Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", когда в страховой стаж с 1 января 2002 года стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации (пункт 5).
Пунктом 2 статьи 13 указанного Соглашения особо предусмотрено, что пенсионные права граждан государств-участников Содружества, возникшие в соответствии с положениями настоящего Соглашения, не теряют своей силы и в случае его выхода из Соглашения государства-участника, на территории которого они проживают.
Более того, согласно статье 38 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» прекращение международного договора Российской Федерации, если договором не предусматривается иное или не имеется иной договоренности с другими его участниками, освобождает Российскую Федерацию от всякого обязательства выполнять договор в дальнейшем и не влияет на права, обязательства или юридическое положение Российской Федерации, возникшие в результате выполнения договора до его прекращения.
Соответственно, несмотря на то, что Федеральным законом от 11 июня 2022 года № 175-ФЗ данное Соглашение денонсировано (указанный закон вступил в силу 30 июня 2022 года,), оно подлежало и подлежит применению к возникшим между сторонами правоотношениям.
Таким образом, Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения, а также приведенные выше разъяснения компетентных органов признают возможность включения в стаж, дающий право на назначение пенсии, периодов работы на территории государств-участников СНГ не только за период до 13 марта 1992 года, но и после этой даты.
При этом при назначении пенсии периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Общий порядок подтверждения страхового стажа определен статьей 14 Закона о страховых пенсиях.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Закона о страховых пенсиях, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Закона о страховых пенсиях).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Закона о страховых пенсиях).
Аналогичные положения о подтверждении страхового стажа закреплены в вышеуказанных Правилах подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (пункт 4).
Согласно пункту 5 Правил периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Как предусмотрено пунктом 11 Правил, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (абзац 2 пункта 11 Правил).
Как следует из материалов дела, истец была зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации 2 апреля 2001 года.
Таким образом, спорные периоды, имеющие место до регистрации истца в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования, в силу вышеуказанных положений закона и международного договора могут подтверждаться, в первую очередь, трудовой книжкой, а также документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными).
Согласно записей в трудовой книжке, Галочкин С.В. 7 июля 1981 года принят учеником каменщика в комсомольско-молодежную бригаду "Орбита" трест-площадки "Семипалатинскпромстрой" производственного строительно-монтажного объединения "Семипалатинсктяжстрой"; 4 января 1982 года ему присвоен 3 разряд каменщика; 17 ноября 1982 года уволен в связи с призывом в Советскую Армию (л.д. 11).
Как было указано ранее, правом на досрочное пенсионное обеспечение пользуются работники, работа которых протекает с вредными и тяжелыми условиями труда на производствах, работах, по профессиям, должностям, поименованных в Списках 1956 года и 1991 года.
Поскольку указанный период работы имел место до 1 января 1992 года, то для оценки пенсионных прав истца в указанной части подлежит применению Список № 2 1956 года.
При этом, несмотря на то, что Списком N 2 1956 года должность каменщика не поименована, а была впервые введена Списком N 2 1991 года, в разделе XXXVII "Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов" которого в числе прочих предусмотрены каменщики, постоянно работающие в бригадах каменщиков и в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад (позиция 2290000а-12680).
В силу абзаца 1 пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций. Если работники в связи с сокращением объемов производства работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени (пункт 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утвержденных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года N 29).
При этом вышеизложенные Разъяснения подлежат применению к периодам работы, имевшим место после 1 января 1992 года, с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29 января 2004 года N 2-П, согласно которой за гражданами, приобретшими пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 258н во исполнение пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 названного порядка подтверждению подлежат, в частности, периоды работы с тяжелыми условиями труда.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 года N 958н утвержден перечень документов, в том числе необходимых для назначения досрочной страховой пенсии по старости. К таким документам подпунктом "а" пункта 2 названного перечня отнесены документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
При разрешении спора о страховом стаже, в том числе стаже, дающем право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.
В соответствии с Порядком подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 258н, в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 4 раздела II).
Учитывая, что спорные периоды приходятся на период работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования, то в силу вышеуказанных положений закона этот период, как работа в особых условиях, подтверждается документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными).
Из представленной в материалы дела архивной справки от 18 августа 2022 года № <...> КГУ «Центр документации новейшей истории» Управления цифровизации и архивов Восточно-Казахстанской области следует, что Галочкин С.В. выпускник школы № <...> приказом от 3 июля 1981 года № <...> зачислен в бригаду каменщиков "Орбита" треста-площадки "Семпромстрой"; приказом от 11 января 1982 года № <...> Галочкину С.В., ученику бригады «Орбита» треста-площадки "Семпромстрой" присвоена квалификация с выдачей аттестатов с отличием с передачей его на постоянную работу в подразделение объединения; приказом от 1 августа 1985 года № <...> уволен с должности каменщика 3-го разряда по собственному желанию; в лицевых счетах по начислению заработной платы значится Галочкин С.В. с августа 1981 года по ноябрь 1982 года и с января 1985 года по август 1985 года (л.д. 46-49).
Из этой же архивной справки следует, что в 1977 году на основании приказа Минтяжстроя СССР трест «Семипалатинскстрой» был объединен с трестом «Семипалатинскжилгражданстрой», на базе их слияния был образован трест «Семипалатинсктяжстрой», который в соответствии с приказом Министра строительства предприятия тяжелой индустрии Казахской ССР № <...> от 31 декабря 1980 года реорганизован в производственное строительно-монтажное объединение ««Семипалатинсктяжстрой», которое соответственно в 1985 году было разделено на два самостоятельных строительных треста «Семипалатинскпромстрой» и «Семипалатинскжилстрой» с одновременной ликвидацией трест-площадок «Семпромстрой» и «Семжилстрой.
Таким образом, представленные архивные сведения подтверждают факт постоянной работы Галочкина С.В. в бригаде каменщиков в спорный период.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что из имеющихся в деле документов не следует, что в указанный период Галочкин С.В. работал в строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, реставрации и ремонте зданий, сооружений и других объектов, обоснованными быть признаны не могут, поскольку исходя из наименования предприятия и его ведомственной подчиненности, следует, что оно относится к отрасли промышленности, предусмотренной разделом XXXVII Списка № <...> года.
Таким образом, судебная коллегия полагает вывод суда первой инстанции о наличии оснований для включения истцу спорного периода работы каменщиком в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, законным и обоснованным.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с решением суда в части порядка включения в стаж истца на соответствующих видах работ периода его военной службы по призыву.
Как было указано ранее Галочкин С.В. проходил военную службу по призыву в период с 23 ноября 1982 года по 8 декабря 1984 года (л.д. 14).
При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица (часть 8 статьи 13 Закона о страховых пенсиях).
Как предусмотрено пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года № 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется, в частности, с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
При этом по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в абзаце третьем подпункта "а", абзаце третьем подпункта "б" и абзаце третьем подпункта "в" пункта 1 настоящего постановления, - применяются соответствующие положения пунктов 97, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий" (подпункт «а» пункта 3 указанного постановления).
Как следует из подпункта «к» абзаца 1 пункта 109 названного Положения кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах; служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МТБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства охраны общественного порядка СССР, министерств охраны общественного порядка союзных республик, Министерства внутренних дел СССР, министерств внутренних дел союзных республик; служба в органах милиции.
Согласно абзацу 3 пункта 109 Положения при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты "а" и "б" пункта 16), и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (подпункт "в" пункта 16) периоды, указанные в подпунктах "к" и "л", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Вышеуказанное Положение утратило свою силу с принятием Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", который в соответствии со статьей 130 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года N 340-1 был введен в действие с 1 января 1992 года.
Таким образом, действовавшее в период прохождения Галочкиным С.В. военной службы по призыву в составе Вооруженных Сил СССР правовое регулирование предусматривало при назначении пенсии в связи с работой в тяжелых условиях труда приравнивание периода такой службы к работе с тяжелыми условиями труда, которая предшествовала данному периоду, либо которая следовала за окончанием этого периода.
Поскольку период работы истца до службы в армии засчитан в его стаж, дающий права на досрочную страховую пенсию по старости в связи с работой в тяжелых условиях труда, то, соответственно, и следовавший за ним период службы подлежит учёту при определении продолжительности такого стажа.
Вместе с тем, судебная коллегия признает доводы апелляционной жалобы в части несогласия с продолжительностью включенного в такой стаж истца периода военной службы.
В случаях назначения пенсий на льготных условиях или в льготных размерах (подпункты "а", "б" и "в" пункта 91) работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах (абзац 5 пункта 109 Положения).
Поскольку Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий действовало до 1 января 1992 года, то для применения правил абзаца 5 пункта 109 правовое значение имеет продолжительность стажа в тяжелых условиях труда, имеющаяся у истца по состоянию на указанную дату (до установления нового правового регулирования).
С учетом того, что продолжительность стажа истца в тяжелых условиях труда по состоянию на 1 января 1992 года составляет 10 месяцев 14 дней (учтен только период работы с 4 января по 17 ноября 1982 года), то период службы подлежит включению в такой стаж этой же продолжительностью, в связи с чем решение в указанной части подлежит соответствующему изменению.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Центрального районного суда г. Омска от 18 ноября 2022 года изменить в части включения в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периода военной службы.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области включить Галочкину С. В. в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в связи с работой в тяжелых условиях труда, период военной службы по призыву в Вооруженных Силах СССР с 23 ноября 1982 года по 14 декабря 1984 года продолжительностью 10 месяцев 14 дней.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 22 февраля 2023 года.