УИД: 11RS0001-01-2020-015703-62 Дело № 5-50/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Сыктывкар 17 февраля 2021 года
Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Юшкова И.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении Управления жилищно-коммунального хозяйства АМО ГО «Сыктывкар», ИНН 1101487551, ОГРН 1061101039977, дата регистрации: 06.07.2006, адрес местонахождения: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Бабушкина, 22 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Согласно протоколу № 733 от ** ** **, в рамках административного расследования, проведённого на основании обращения гражданки г. Сыктывкара была проведена санитарно-эпидемиологическая экспертиза искусственная освещенность, измеренная на пешеходной дорожке у дома №16 по ул. в городе Сыктывкара, в действиях УЖКХ АМО ГО «Сыктывкар» выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации общественных помещений, зданий, сооружений, транспорта, а именно в нарушение ст. 24 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»и приложения 1 пункта 2.12 раздела II СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях":
-искусственная освещённость на уровне земли, измеренная в вечернее время суток с 20:00 час. до 20:30 час. на пешеходной дорожке у дома 16 по ул. Чернова г. Сыктывкара в точках по эскизу №№ 1, 2, 3, 10-14 составила ?1 лк при нормативном показателе 2,0 лк;
-искусственная освещённость на уровне земли, измеренная в вечернее время суток с 20:00 час. до 20:30 час. на пешеходной дорожке у дома 16 по ул. Чернова г. Сыктывкара в точках по эскизу №№ 4, 5, 6, 9 составила ?1 лк при нормативном показателе 2,0 лк.
Административным органом действия УЖКХ АМО ГО «Сыктывкар» квалифицирована по ст. 6.4 КоАП РФ.
В подтверждение виновности УЖКХ АМО ГО «Сыктывкар» представлены: протокол об административном правонарушении; обращение гр. Ивановй Т.А. от ** ** ** об отсутствии освещённости на территории дома 16 и 14 по ул. Чернова г. Сыктывкара; протокол от ** ** ** осмотра территории двора домов 16 и 14 по ул. Чернова г. Сыктывкара; экспертное заключение № 409/2020/202/09 от ** ** **; протокол измерений от ** ** **.
На судебном рассмотрении дела об административном правонарушении представитель административного органа Управления Роспотребнадзора по Республике Коми Княжева Г.С. на привлечении УЖКХ АМО ГО «Сыктывкар» к административной ответственности настаивала. Пояснила, что в деле имеется совокупность надлежащих и допустимых доказательств, позволяющих установить вину УЖКХ во вменяемом правонарушении.
На судебном рассмотрении дела об административном правонарушении представитель привлекаемого юридического лица Кельбашева М.А. с вменяемым правонарушением не согласилась. Указала, что УЖКХ АМО ГО «Сыктывкар» не является субъектом административного правонарушения, поскольку не осуществляет содержание и обслуживание придомовой территории многоквартирного дома 16 по ул. Чернова г. Сыктывкар. В данном случае управление МКД осуществляет ООО «УниПроф», на которое в силу закона возложена обязанность по обслуживанию и содержанию общедомового имущества МКД, к которому также относится земельный участок с элементами озеленения и благоустройства. Следует учесть, что в плату за ремонт жилья (текущий ремонт) входит плата за содержание и ремонт электрощитовых жилых домов, дежурного освещения лестничных клеток, подъездов и дворовых территорий. Замеры искусственного освещения проводились на пешеходной дорожке у дома 16 по ул. Чернова, которая не находится в зоне ответственности УЖКХ.
Потерпевшая Иванова Т.С. в судебном заседании участия не приняла, уведомлена надлежащим образом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Федеральный закон от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную среду.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.
В соответствии с п. 2.12 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» территория дворов жилых зданий должна быть освещена в вечернее время суток. Нормы освещённости приведены в приложении 1 к настоящим санитарным правилам.
Согласно указанной норме, освещённость придомовой территории составляет: переходные аллеи и дороги, велосипедные дорожки при средней горизонтальной освещенности на уровне земли составляют 4 лк, внутренние служебно-хозяйственные и пожарные проезды, тротуары-подъезды при средней горизонтальной освещенности на уровне земли составляют 2 лк, автостоянки, хозяйственные площадки и площадки при мусоросборниках при средней горизонтальной освещенности на уровне земли составляют 2 лк, прогулочные дорожки при средней горизонтальной освещённости на уровне земли составляют 1 лк, физкультурные площадки и площадки для игр детей при средней горизонтальной освещённости на уровне земли составляют 10 лк.
В соответствии с пунктом 19 части 1 и частью 3 статьи 14 и пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского, сельского поселения, городского округа отнесена организация благоустройства территории городского, сельского поселения, городского округа (в частности, освещения улиц).
В соответствии с частью 2 статьи 18 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счёт средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).
Руководствуясь ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 33 Устава муниципального образования городского округа "Сыктывкар", Совет муниципального образования городского округа "Сыктывкар" утвердил Правила благоустройства муниципального образования городского округа "Сыктывкар"
Согласно п. 5.6.1. названных Правил благоустройства в рамках решения задачи обеспечения качества городской среды при создании и благоустройстве освещения и осветительного оборудования учитываются принципы комфортной организации пешеходной среды, в том числе необходимость создания привлекательных и безопасных пешеходных маршрутов, а также обеспечение комфортной среды для общения в местах притяжения людей.
Этими же правилами предусмотрено, что бесперебойную работу наружного освещения в вечернее и ночное время суток обеспечивают организации, эксплуатирующие линии и оборудование уличного и дворового освещения на территории города.
Эксплуатация многоквартирных домов осуществляется с учётом требований жилищного законодательства (ч. 10 ст. 55.24 Градостроительного кодекса РФ).
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 1.2 ст. 161 ЖК РФ).
Согласно подп. "а", "б" и "г" п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надёжности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц
Вместе с тем, ни Земельный кодекс Российской Федерации, ни Гражданский кодекс Российской Федерации, ни Жилищный кодекс Российской Федерации не содержат понятия "дворовая территория"; не дано этому понятию определения также и в правилах благоустройства МО ГО «Сыктывкар».
Руководствуясь позицией, изложенной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 25 апреля 1995 года N 3-П, от 15 июля 1999 года N 11-П, от 11 ноября 2003 года N 16-П и от 21 января 2010 года N 1-П, разъяснениями, содержащимися в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", суд приходит к выводу о том, что при отсутствии чёткого определения, какой именно земельный участок относится к дворовой территории, нельзя сделать однозначный вывод о том, что сети наружного освещения дворовой территории входят в состав общего имущества многоквартирного дома.
Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя в числе прочего: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги.
Согласно статье 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг), обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в их числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно части 3 статьи 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
Состав общего имущества в многоквартирном доме определен частью 1 статьей 36 ЖК РФ, а также пунктом 2 Правил N 491 и является исчерпывающим.
В состав общего имущества в многоквартирном доме сети наружного освещения придомовой территории не входят. Обязанность собственников помещений в многоквартирных домах нести расходы по уличному (дворовому) освещению ЖК РФ, Правила N 491 не содержат.
Учитывая вышеизложенное, суд полагает, что организация и ремонт уличного (дворового) освещения относится к компетенции органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 1.1 Положения об Управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар», утверждённого Решением Совета МО городского округа «Сыктывкар» от 20.06.2013 № 17/2013-268 Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» является отраслевым (функциональным) органом администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар», входящим в структуру администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» (далее по тексту - администрация МО ГО "Сыктывкар").
Согласно пунктам 2.1, 2.6, 2.8, 2.10, 2.11 Положения основными задачами Управления являются в том числе: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; организация благоустройства территории городского округа в соответствии с правилами благоустройства территории городского округа; создание необходимых условий жизнеобеспечения населению, проживающему на территориях МО ГО «Сыктывкар»; разработка комплексных перспективных планов внешнего благоустройства территорий МО ГО «Сыктывкар»; создание комфортных условий для проживания населения на территории МО ГО «Сыктывкар», придание территориям внешней выразительности.
В целях выполнения возложенных задач Управление осуществляет, в том числе функции, а именно разрабатывает перспективные планы развития системы уличного освещения, заключает контракты со специализированными организациями на строительство, реконструкцию и ремонт систем уличного освещения, осуществляет контроль за исполнением их условий (п.3.20 Положения).
Согласно ч. 1 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Наличие в действиях УЖКХ АМО ГО «Сыктывкар» события и состава вмененного правонарушения подтверждается совокупностью доказательств, представленных по делу об административном правонарушении.
Все вышеперечисленные доказательства нахожу в качестве допустимых, поскольку они получены в установленном законом порядке.
Оценив все доказательства в их совокупности, судья приходит к выводу, что УЖКХ АМО ГО «Сыктывкар» является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ.
Таким образом, УЖКХ АМО ГО «Сыктывкар» совершено административное правонарушение, предусмотренное ст.6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9 и ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и влекущих прекращение производства по делу, судьей не установлено.
С учётом характера совершенного правонарушения, в связи с тем, что требования законодательства в данной части направлены на охрану здоровья, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, квалифицировать правонарушение, совершенное УЖКХ АМО ГО «Сыктывкар», как малозначительное, оснований не имеется.
При назначении наказания учитываю требования ст.3.1,4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, все обстоятельства дела, характер совершенного административного правонарушения, прихожу к выводу о назначении УЖКХ АМО ГО «Сыктывкар» административного наказания в виде административного штрафа в размере 10000 рублей, считая данный вид и меру наказания достаточными для достижения целей административного наказания.
Руководствуясь ст.ст. 29.7, 29.9-29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
признать Управление жилищно-коммунального хозяйства АМО ГО «Сыктывкар» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Реквизиты для уплаты штрафа - получатель - УФК по Республике Коми (Управление Роспотребнадзора по Республике Коми, л/с 04071788040) ИНН 1101486396, КПП 110101001, Банк получателя – отделение НБ Республики Коми, БИК 048702001, счёт получателя 40101810000000010004, КБК 141 1 16 01061 01 0004 140, ОКТМО 87701000, УИН 14104110002400043982.
Согласно ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
Разъяснить, что в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, - влечёт наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья И.С. Юшкова