Судья Точинов С.В.
№ 33-4016/2023
10RS0015-01-2023-000539-71
№2-254/2023
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
04 декабря 2023 г. |
г. Петрозаводск |
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Глушенко Н.О.,
судей Тимошкиной Т.Н., Савина А.И.
при секретаре Павловой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Пудожского районного суда Республики Карелия от 06 сентября 2023 года по иску Азизовой Н. В. к администрации Пудожского муниципального района о возложении обязанности предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда.
Заслушав доклад председательствующего судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истица обратилась в суд с иском по тем основаниям, что относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Решением (...) суда № она с сестрами были отобраны у родителей и переданы на попечение органам опеки и попечительства; решением исполнительного комитета (...) была определена в детский дом, при этом за ней было закреплено жилое помещение, где она ранее была зарегистрирована и проживала с родителями и сестрами по адресу: (.....). Ссылаясь на то, что в настоящее время жилым помещением не обеспечена, проживает в съемном жилом помещении, поскольку дом, в котором за ней была закреплена квартира, был снесен в 2003 году, и сейчас на его месте стоит храм, просила возложить на ответчика обязанность предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда площадью не ниже нормы предоставления, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по договору найма специализированного жилого помещения на территории Пудожского муниципального района Республики Карелия.
К участию в деле на основании статьи 47 Гражданского процессуального кодекса РФ привлечены: орган опеки и попечительства при администрации Пудожского муниципального района; в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрация Кубовского сельского поселения, Министерство социальной защиты Республики Карелия.
Решением суда исковые требования удовлетворены. Суд возложил на администрацию Пудожского муниципального района обязанность предоставить истцу благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда площадью не ниже нормы предоставления, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по договору найма специализированного жилого помещения на территории Пудожского муниципального района Республики Карелия; взыскал с ответчика в пользу истца расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
С принятым решением не согласен ответчик, в апелляционной жалобе просит его отменить. В доводах жалобы заявитель указывает, что истец своевременно не обращалась по вопросу обеспечения ее жилым помещением и встала на учет в администрации Кубовского сельского поселения в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий ХХ.ХХ.ХХ в возрасте 35 лет; с заявлением о включении в список и о признании факта невозможности проживания в ранее занимаемом помещении в органы опеки и попечительства обратилась только ХХ.ХХ.ХХ. Вместе с тем, в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа должны до достижения 23 лет встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
Представителем истца Мицкевич М.Л. представлены письменные возражения на апелляционную жалобу.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель ответчика не явился, извещен о дне слушания дела.
Истица в судебное заседание также не явилась, извещена о дне слушания дела. Ее представитель Мицкевич М.Л. возражала против доводов жалобы, просила оставить решение суда без изменения.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, извещены о дне слушания дела.
Заслушав представителя истицы, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в пределах доводов жалобы в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Обязанность по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 названной нормы, возложена на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (абзац первый пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ).
В соответствии с частью 9 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 года № 397 В абз.4 п.3 вышеуказанных Правил указаны условия, при которых лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в данный список.
В соответствии со статьей 4 Закона Республики Карелия от 28 ноября 2005 г. № 921-ЗРК органы местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов (далее - органы местного самоуправления) наделяются государственными полномочиями Республики Карелия, в том числе по формированию муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по принятию решения об однократном предоставлении благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, по установлению факта невозможности проживания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список).
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что согласно свидетельству о рождении (...), ХХ.ХХ.ХХ года рождения, её родителями являются (...) и (...).
Решением (...) от ХХ.ХХ.ХХ истец была отобрана без лишения родительских прав и передана на попечение органам опеки и попечительства.
Решением (...) истец определена в детский дом, за ней было закреплено жилое помещение по адресу: (.....) Фактически, ответчик исходил из того, что за истцом было закреплено жилье по адресу: (.....), что являлось местом проживания семьи истицы и адресом ее регистрации.
При таких обстоятельствах истица в силу положений Федерального закона №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», на момент наступления 23-летнего возраста относилась к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со справкой администрации Кубовского сельского поселения № от ХХ.ХХ.ХХ и постановлением администрации Пудожского муниципального района от ХХ.ХХ.ХХ № (.....) в (.....) признан аварийным и подлежащим сносу; фактически дом был снесен в 2003 году ( Т.1 л.д.24).
Также из материалов дела следует, что постановлением администрации Пудожского муниципального района № от ХХ.ХХ.ХХ истице отказано в установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении, в связи с тем, что ею не подтверждены обстоятельства, предусмотренные абз.6 п. 5.8.8. Положения Комиссии, утвержденного Постановлением администрации Пудожского муниципального района от ХХ.ХХ.ХХ № (если заявитель до достижения им 23 лет не встал на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения).
Судом также установлено, что каких-либо жилых помещений на праве собственности или на ином праве Азизова Н.В. не имеет, что подтверждается сведениями из Единого государственного реестра недвижимости.
Учитывая установленные судом первой инстанции обстоятельства, нормы материального закона, гарантирующего социальную поддержку граждан категории, к которой относится истец, суд удовлетворил исковые требования, возложив на администрацию Пудожского муниципального района обязанность предоставить истцу благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда площадью не ниже нормы предоставления, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по договору найма специализированного жилого помещения на территории Пудожского муниципального района Республики Карелия.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, полагает указанные выводы правильными, соответствующими установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права, подлежащим применению к спорным правоотношениям, а доводы апелляционной жалобы несостоятельными.
До достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане по общему правилу уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Вместе с тем согласно правовой позиции, изложенной в п. 3 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 23 декабря 2020 года, при разрешении судами споров, связанных с возложением обязанности на уполномоченный орган включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, однако в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет.
Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, отсутствие лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения. В случае признания таких причин уважительными суды правомерно удовлетворяли требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением по договору социального найма.
Судом установлено и подтверждается пояснениями истицы, согласующимися с материалами дела, что при выпуске из детского дома она не была включена в Список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями, меры по защите жилищных прав истца органом опеки и попечительства также не принимались. В последующем, в том числе и при обращении в судебном порядке сестер истицы за восстановлением нарушенных жилищных прав в части предоставления жилья как детям-сиротам, администрациями (...) и Пудожского муниципального района, как органами опеки и попечительства, также не было предпринято действий по восстановлению жилищных прав истицы, несмотря на ее неоднократные устные обращения, что нашло подтверждение в судебном заседании, в т.ч. пояснениями самой истицы и показаниями допрошенного свидетеля (...) а также трудоустройством истицы в администрацию сразу после выпуска из детского дома (Т.1 л.д. 150 оборот). Доводы истицы о попытках самостоятельно обратиться в суд с соответствующим заявлением подтверждаются определением Пудожского районного суда от ХХ.ХХ.ХХ, которым ей было отказано в принятии искового заявления.
То обстоятельство, что орган местного самоуправления не поставил истицу на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения как лицо из числа детей-сирот, не должно отражаться на ее правах, ставиться в зависимость от выполнения указанным органом возложенной на него законом обязанности, а причины, по которым истица обратилась в суд только в 2023 году о предоставлении жилья, уже после достижения возврата 23 лет, с учетом установленных обстоятельств, коллегия, как и суд первой инстанции, находит уважительными.
Судом первой инстанции правильно разрешен возникший спор, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на иное толкование норм действующего законодательства, переоценку собранных по делу доказательств и не могут служить основанием для отмены решения суда.
При указанных выше обстоятельствах судебная коллегия соглашается с решением суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований. Оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пудожского районного суда Республики Карелия от 06 сентября 2023 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Судьи