Решение по делу № 33-9768/2023 от 08.08.2023

Судья Перемышлина А.С. Дело № 33-9768/2023

УИД 34RS 0008-01-2023-000186-28

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Волгоград 23 августа 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Торшиной С.А.

судей Попова К.Б., Самофаловой Л.П.

при секретаре Матюшковой Л.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № <...> по иску И. В. И. к ПАО «Ростелеком», АО «Волгоградские межрайонные электрические сети», ПАО «Россети Юг» в лице филиала ПАО «Волгоградэнерго» о возложении обязанностей произвести вынос кабельной линии

по апелляционной жалобе представителя И. В. И.Лисевской О. Г.

на решение Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым в удовлетворении иска отказано.

Заслушав доклад судьи Попова К.Б., выслушав объяснения представителей АО «ВМЭС» Коротковой Е.А. и ПАО «Россети Юг» в лице филиала ПАО «Волгоградэнерго» Шаховой А.Н., возражавших против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

УСТАНОВИЛА:

И. В.И. обратился в суд с иском к ПАО «Ростелеком» о возложении обязанности произвести вынос кабельной линии.

Протокольными определениями Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчиков привлечены АО «Волгоградские межрайонные электрические сети» (далее – АО «ВМЭС»), департамент муниципального имущества администрации Волгограда, ПАО «Россети Юг» в лице филиала ПАО «Волгоградэнерго» (далее – ПАО «Россети Юг» - «Волгоградэнерго»); в качестве третьих лиц - администрация <адрес>, Управление Росреестра по <адрес>.

В обоснование исковых требований указал, что он является собственником земельного участка с кадастровым номером 34:34:080074:6649, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: магазины, площадью 415 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>А. Истец указывает, что по его земельному участку проходит кабельная линия, принадлежащая ПАО «Ростелеком». На обращения истца о переносе кабельной линии за границы принадлежащего ему земельного участка ответчик производить какие-либо действия отказался. В связи с прохождением линий электрической сети через принадлежащий истцу земельный участок невозможно использовать земельный участок по его целевому назначению, распоряжаться им по собственному усмотрению. При этом в момент приобретения истцом земельного участка сведения о наличии каких-либо ограничений и обременений в регистрирующих органах отсутствовали.

Ссылаясь на положения ст.ст. 209, 304 Гражданского кодекса Российской Федерации истец И. В.И. просил суд обязать ПАО «Ростелеком» вынести кабельную линию, находящуюся в собственности ПАО «Ростелеком», с земельного участка с кадастровым номером 34:34:080074:6649, расположенного по адресу: <адрес>А.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель И. В.И.Лисевская О.Г. оспаривает законность и обоснованность решения суда, просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении иска.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, исходя из изложенных доводов, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда приходит к следующему.

Согласно п.п. 1, 2 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц (п. 3 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу п. 4 ч. 2 ст. 60 Земельного кодекса Российской Федерации действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственник имеет право требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Положения ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации также предусматривают способ защиты гражданских прав путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно п. 6 ст. 2 Федерального закона «О связи» от 07 июля 2003 г. № 126-ФЗ (далее – Закон «О связи») линейно-кабельные сооружения связи - объекты инженерной инфраструктуры, созданные или приспособленные для размещения кабелей связи.

Пункт 7 ст. 2 Закона «О связи» определяет линии связи как линии передачи, физические цепи и линейно-кабельные сооружения связи.

Пункт 27 ст. 2 Закона «О связи» определяет сооружения связи как объекты инженерной инфраструктуры (в том числе линейно-кабельные сооружения связи), созданные или приспособленные для размещения средств связи, кабелей связи.

Сооружения связи, которые прочно связаны с землей и перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе линейно-кабельные сооружения связи, относятся к недвижимому имуществу, государственная регистрация права собственности и других вещных прав на которое осуществляется в соответствии с гражданским законодательством (ч. 1 ст. 8 Закона «О связи»).

Сети связи и сооружения связи находятся под защитой государства (1 ст. ст. 7 ФЗ «О связи»).

В соответствии с ч. 4 ст. 6 Закона «О связи» при переносе или переустройстве линий связи и сооружений связи вследствие строительства, расширения территорий поселений, капитального ремонта, реконструкции зданий, строений, сооружений, дорог и мостов, освоения новых земель, переустройства систем мелиорации, разработки месторождений полезных ископаемых и иных нужд оператору связи возмещаются расходы, связанные с такими переносом или переустройством, если иное не предусмотрено законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Возмещение может осуществляться по соглашению сторон в денежной форме либо посредством переноса или переустройства линий связи и сооружений связи заказчиком строительства за свой счет в соответствии с нормативными правовыми актами и выдаваемыми организацией связи техническими условиями.

Переустройство и перенос сооружений связи и радиофикации, связанные с новым строительством, расширением или реконструкцией (модернизацией) населенных пунктов и отдельных зданий, переустройством дорог и мостов, освоением новых земель, переустройством систем мелиорации, производятся заказчиком (застройщиком) в соответствии с государственными стандартами и техническими условиями, устанавливаемыми владельцами сетей и средств связи (п. 17 Правил охраны линий и сооружений связи Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09 июня 1995 г. № 578).

Кроме того, пунктом 18 Правил охраны линий и сооружений связи Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской от 09 июня 1995 г. № 578 предусмотрено, что на производство всех видов работ, связанных с вскрытием груша в охранной зоне линии связи или линии радиофикации (за исключением вспашки на глубину не более 0,3 метра) на принадлежащем юридическому или физическому лицу земельном участке, заказчиком (застройщиком) должно быть получено письменное согласие от предприятия, в ведении которого находится эта линия связи или линия радиофикации.

Письменное согласие должно быть получено также на строительные, ремонтные и другие работы, которые выполняются в этих зонах без проекта и при производстве которых могут быть повреждены линии связи и линии радиофикации (рытье ям, устройство временных съездов с дорог, провоз под проводами грузов, габариты которых равны или превышают высоту подвески опор и так далее).

Таким образом, собственник земельного участка, на котором находится линия связи, при наличии необходимости может осуществить переустройство или перенос сооружения связи (получив технические условия), либо при необходимости производства каких-либо работ (строительных, ремонтных или иных работ) получить письменное согласие ПАО «Ростелеком» и осуществлять их с соблюдением раздела 111 Правил охраны линий и сооружений связи Российской Федерации.

Статьей 89 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях обеспечения деятельности организаций и объектов энергетики могут предоставляться земельные участки для размещения объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством РФ об электроэнергетике объектов электроэнергетики. Для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.

Из содержания пунктов 5, 6 постановления Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных границах таких зон» (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 160), следует, что охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства исходя из требований к границам установления охранных зон согласно приложению.

Границы охранной зоны в отношении отдельного объекта электросетевого хозяйства определяются организацией, которая владеет им на праве собственности или ином законном основании (далее - сетевая организация).

Сетевая организация обращается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный энергетический надзор, с заявлением о согласовании границ охранной зоны в отношении отдельных объектов электросетевого хозяйства и представленными в виде электронного документа и в бумажном виде сведениями о границах охранной зоны, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ такой зоны, а также перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости. Решение о согласовании границ охранной зоны принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный энергетический надзор, в течение 15 рабочих дней со дня поступления указанных заявления и сведений.

После согласования границ охранной зоны федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный энергетический надзор, направляет в течение 5 рабочих дней в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в решении о согласовании границ охранной зоны в отношении отдельных объектов электросетевого хозяйства, включая их наименование и содержание ограничений использования объектов недвижимости в их границах, с приложением текстового и графического описаний местоположения границ такой зоны, а также перечня координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости, на основании которого указанный федеральный орган исполнительной власти принимает решение о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о границах охранной зоны.

Охранная зона считается установленной с даты внесения в документы государственного кадастрового учета сведений о ее границах.

Согласно пункту 8 Правил в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических дин, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров, в том числе: а) набрасывать на провода и опоры воздушных линий электропередачи посторонние предметы, а также подниматься на опоры воздушных линий электропередачи; б) размещать любые объекты и предметы (материалы) в пределах созданных в соответствии с требованиями нормативно-технических документов проходов и подъездов для доступа к объектам электросетевого хозяйства, а также проводить любые работы и возводить сооружения, которые могут препятствовать доступу к объектам электросетевого хозяйства, без создания необходимых для такого доступа проходов и подъездов; в) находиться в пределах огороженной территории и помещениях распределительных устройств и подстанций, открывать двери и люки распределительных устройств и подстанций, производить переключения и подключения в электрических сетях (указанное требование не распространяется на работников, занятых выполнением разрешенных в установленном порядке работ), разводить огонь в пределах охранных зон вводных и распределительных устройств, подстанций, воздушных линий электропередачи, а также в охранных зонах кабельных линий электропередачи; г) размещать свалки; д) производить работы ударными механизмами, сбрасывать тяжести массой свыше 5 тонн, производить сброс и слив едких и коррозионных веществ и горюче-смазочных материалов (в охранных зонах подземных кабельных линий электропередачи).

Согласно пункту 9 Правил в охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением свыше 1000 вольт (в рассматриваемом случае - кабельная линия 10 кВ - 10 000 вольт), помимо действий, предусмотренных пунктом 8 настоящих Правил, запрещается: а) складировать или размещать хранилища любых, в том числе горюче-смазочных, материалов; б) размещать детские и спортивные площадки, стадионы, рынки, торговые точки, полевые станы, загоны для скота, гаражи и стоянки всех видов машин и механизмов, проводить любые мероприятия, связанные с большим скоплением людей, не занятых выполнением разрешенных в установленном порядке работ (в охранных зонах воздушных линий электропередачи); в) использовать (запускать) любые летательные аппараты, в том числе воздушных змеев, спортивные модели летательных аппаратов (в охранных зонах воздушных линий электропередачи); г) бросать якоря с судов и осуществлять их проход с отданными якорями, цепями, лотами, волокушами и тралами (в охранных зонах подводных кабельных линий электропередачи).

В силу пункта 10 Правил в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются: а) строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений; б) горные, взрывные, мелиоративные работы, в том числе связанные с временным затоплением земель; в) посадка и вырубка деревьев и кустарников; г) дноуглубительные, землечерпальные и погрузочно-разгрузочные работы, добыча рыбы, других водных животных и растений придонными орудиями лова, устройство водопоев, колка и заготовка льда (в охранных зонах подводных кабельных линий электропередачи); д) проход судов, у которых расстояние по вертикали от верхнего крайнего габарита с грузом или без груза до нижней точки провеса проводов переходов воздушных линий электропередачи через водоемы менее минимально допустимого расстояния, в том числе с учетом максимального уровня подъема воды при паводке; е) проезд машин и механизмов, имеющих общую высоту с грузом или без груза от поверхности дороги более 4,5 метра (в охранных зонах воздушных линий электропередачи); ж) земляные работы на глубине более 0,3 метра (на вспахиваемых землях на глубине более 0,45 метра), а также планировка грунта (в охранных зонах подземных кабельных линий электропередачи); з) полив сельскохозяйственных культур в случае, если высота струи воды может составить свыше 3 метров (в охранных зонах воздушных линий электропередачи).

Статьей 5 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 252-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что сведения о местоположении границ зон с особыми условиями использования территории подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости до 1 января 2022 г.

Следовательно, отсутствие в каких-либо информационных базах/кадастрах сведений об их установлении не изменяют того обстоятельства, что охранная зона устанавливается в соответствии с требованиями закона по самому факту возведения (ввод в эксплуатацию) линии электропередач.

Действующими в настоящее время Правилами установления охранных зон объектив электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № <...>, установлены размеры охранных зон (для электрических сетей подземного исполнения напряжением 6 кВ - в виде части поверхности участка земли, расположенного под ней участка недр (на глубину, соответствующую глубине прокладки кабельных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних кабелей на расстоянии 1 метра).

Судом первой инстанции установлено, что И. В.И. является собственником земельного участка с кадастровым номером 34:34:080074:6649, площадью 415 +/-7 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов; виды разрешенного использования: магазины; расположенного по адресу: <адрес>А, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.

ПАО «Ростелеком» (правопреемник ОАО «ЮТК») является собственником объекта недвижимого имущества – линейно-кабельные сооружения связи, назначение: коммуникационное, общей протяженностью 889873 погонных метров, расположенного в <адрес>, в том числе, собственником линейно-кабельного сооружения связи, в составе кабельной канализации и кабельных смотровых устройств, проходящего по земельному участку, расположенному по адресу: <адрес>А, и принадлежащему истцу И. В.И., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, техническим паспортом линейно-кабельного сооружения связи, кадастровым паспортом, справкой БТИ.

В 2019 году в ПАО «Ростелеком» обратилась Потапова О.В. (продавец по договору купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ) с заявлением о выдаче технических условий на перенос и переустройство (вынос) линий и сооружений связи, попадающих в зону строительства объекта «Реконструкция торгового павильона по адресу: <адрес>, пр-кт Героев Сталинграда, 47А.

Потаповой О.В. были выданы технические условия № <...> от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия - шесть месяцев со дня выдачи. Вместе с тем, вынос кабельной канализации осуществлен не был.

В 2022 году И. В.И. обратился в ПАО «Ростелеком» с заявкой от ДД.ММ.ГГГГ на вынос кабеля. Указанное обращение было рассмотрено и дан ответ № <...> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому все работы по выносу сооружений связи выполняются за счет заказчика в соответствии с пунктом 17 Правил охраны линий и сооружений связи Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № <...>, ч. 4 ст. 6 Закона «О связи». Истец был также проинформирован о необходимости соблюдения Правил охраны линий и сооружений связи Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № <...>. Кроме того И. В.И. сообщено о необходимости получения технических условий на вынос линейно-кабельных сооружений за пределы указанного в заявке участка.

ДД.ММ.ГГГГ И. В.И. направил в адрес ПАО «Ростелеком» соглашение об установлении сервитута.

С целью подготовки ответа И. В.И. ПАО «Ростелеком» обратилось в департамент муниципального имущества администрации Волгограда с запросом (исх. № <...> от ДД.ММ.ГГГГ) по вопросу предоставления земельного участка по адресу: <адрес>А.

В феврале 2023 года был получен отказ в предоставлении запрашиваемых документов на основании ст. 7 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 152-ФЗ «О персональных данных».

Кроме того, сообщено, что пунктом 2 Согласия № <...>-и/1155 от ДД.ММ.ГГГГ на заключение соглашения о перераспределении земельного участка, находящегося в частной собственности, с землями, находящимися в государственной неразграниченной собственности, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, собственнику земельного участка по пр-ту им. Героев Сталинграда, <адрес>А необходимо обеспечить беспрепятственный доступ на земельный участок организациям, эксплуатирующим инженерные сети, для производства ремонтных работ. А также указано, что заключение соглашения об установлении сервитута ПАО «Ростелеком» не требуется.

ПАО «Ростелеком» направило в адрес И. В.И. ответ (исх. № <...> от ДД.ММ.ГГГГ) об отсутствии оснований для заключения соглашения об установлении сервитута.

На земельном участке, собственником которого является И. В.И., без предварительного согласования и в отсутствие разрешения ПАО «Ростелеком» возведены два павильона.

Один из павильонов расположен в непосредственной близости к колодцу линии связи № <...>, а второй павильон расположен на линии связи, направленной на распределительный шкаф связи РШ-6708. Возведенные павильоны препятствуют свободному доступу к магистральному колодцу линий связи № <...>, продавливает конструкцию крепления люка кабельного колодца, что является причиной деформации и начала разрушения кабельного колодца и ставят под угрозу нормальную работу линии связи, что подтверждается актом (протоколом) о нарушении Правил охраны линий и сооружений связи от ДД.ММ.ГГГГ.

По данному факту ПАО «Ростелеком» направило обращение в администрацию <адрес> (№ <...> от ДД.ММ.ГГГГ). Согласно ответу № <...>н от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ было проведено заседание комиссии по решению вопросов о демонтаже самовольно установленного нестационарного торгового объекта. Составлен протокол от ДД.ММ.ГГГГ № <...> и вынесено распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ № <...>-р «О демонтаже самовольно установленных нестационарных объектов». Информация об этом была размещена на самовольно установленном нестационарном объекте. По мере поступления финансирования будет произведен демонтаж нестационарного торгового объекта.

Также установлено, что по земельному участку, принадлежащему И. В.И., проходит кабельная линия КЛ 0,4 кВ от ТП1455 (группы № <...>,3,14,16), принадлежащая АО «ВМЭС».

Согласно паспорту кабельной линии КЛ 0,4 кВ от ТП1455 (группы № <...>,3,14,16), указанная линия введена в эксплуатацию в 1976 году. При этом сведения об обременении земельного участка охранной зоной кабельной линии внесены в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ году. От данной кабельной линии осуществляется энергоснабжение многоквартирных жилых домов №№ <...> и 49 по <адрес> в <адрес> с расположенными в них социальными и коммерческими объектами, а также коммерческого объекта по адресу: <адрес>А.

Кроме того, что в границах земельного участка И. В.И. с кадастровым номером 34:34:080074:6649 расположена кабельная линия 10 кВ ТП 387 - ТП 1455, принадлежащая на праве собственности ПАО «Россети Юг».

Ввод в эксплуатацию данной кабельной линии осуществлен ДД.ММ.ГГГГ (инвентарная карточка учета объекта основных средств).

Согласно уведомлению № <...>-ЕБ/2022 от ДД.ММ.ГГГГ ФГБУ «ФКП Росреестра» (с приложением), кабельная линия 10 кВ ТП 387 - ТП 1455 расположена в охранной зоне с особыми условиями использования территорий.

Разрешая спор, учитывая изложенное, указав, что на земельном участке, принадлежащем И. В.И., установлена охранная зона линии электропередач КЛ 0,4 кВ, а также охранная зона объекта «КЛ 10 кВ ТП 387 - ТП 1455», о чем своевременно внесены соответствующие сведения в ЕГРН, при этом обременение земельного участка охранной зоной не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.

Оснований не согласиться с вышеуказанными выводами суда у судебной коллегии не имеется, поскольку они мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и не вызывают у судебной коллегии сомнения в их законности и обоснованности.

В целом доводы апелляционной жалобы о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований, ненадлежащей оценке представленных доказательств, не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на обоснованность и законность постановленного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, по существу сводятся к иному толкованию норм материального права.

Как правильно указал суд первой инстанции, приобретая земельный участок, который расположен в охранной зоне кабельных линий электропередач, истец И. В.И., действуя разумно и добросовестно, знал и должен был знать о наличии указанных ограничений. Фактически истец согласился с уже существующим на момент сделки положением и самостоятельно определил объем и возможные пределы осуществления своих прав как собственника по отношению к имуществу, расположенному в охранной зоне, а, следовательно, взял все риски неблагоприятных последствий такого размещения. Обременение земельного участка охранной зоной не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком. Режим охранной зоны устанавливает некоторые ограничения на собственника, однако само имущество, попадающее в охранную зону, остается в полном владении и пользовании собственника. Защита вещных прав истца возможна иными предусмотренными законом способами, а не только путем вынесения кабельной линии, что может привести к негативным последствиям для неопределенного круга лиц.

Оснований для иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется, поскольку выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, нарушений норм материального и процессуального права, приведших к неправильному разрешению спора, судом не допущено, и спор по существу разрешен верно.

Обстоятельств, влекущих безусловную отмену решения суда, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебной коллегией не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя И. В. И. по доверенности Лисевской О. Г. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Судья Перемышлина А.С. Дело № 33-9768/2023

УИД 34RS 0008-01-2023-000186-28

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Волгоград 23 августа 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Торшиной С.А.

судей Попова К.Б., Самофаловой Л.П.

при секретаре Матюшковой Л.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № <...> по иску И. В. И. к ПАО «Ростелеком», АО «Волгоградские межрайонные электрические сети», ПАО «Россети Юг» в лице филиала ПАО «Волгоградэнерго» о возложении обязанностей произвести вынос кабельной линии

по апелляционной жалобе представителя И. В. И.Лисевской О. Г.

на решение Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым в удовлетворении иска отказано.

Заслушав доклад судьи Попова К.Б., выслушав объяснения представителей АО «ВМЭС» Коротковой Е.А. и ПАО «Россети Юг» в лице филиала ПАО «Волгоградэнерго» Шаховой А.Н., возражавших против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

УСТАНОВИЛА:

И. В.И. обратился в суд с иском к ПАО «Ростелеком» о возложении обязанности произвести вынос кабельной линии.

Протокольными определениями Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчиков привлечены АО «Волгоградские межрайонные электрические сети» (далее – АО «ВМЭС»), департамент муниципального имущества администрации Волгограда, ПАО «Россети Юг» в лице филиала ПАО «Волгоградэнерго» (далее – ПАО «Россети Юг» - «Волгоградэнерго»); в качестве третьих лиц - администрация <адрес>, Управление Росреестра по <адрес>.

В обоснование исковых требований указал, что он является собственником земельного участка с кадастровым номером 34:34:080074:6649, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: магазины, площадью 415 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>А. Истец указывает, что по его земельному участку проходит кабельная линия, принадлежащая ПАО «Ростелеком». На обращения истца о переносе кабельной линии за границы принадлежащего ему земельного участка ответчик производить какие-либо действия отказался. В связи с прохождением линий электрической сети через принадлежащий истцу земельный участок невозможно использовать земельный участок по его целевому назначению, распоряжаться им по собственному усмотрению. При этом в момент приобретения истцом земельного участка сведения о наличии каких-либо ограничений и обременений в регистрирующих органах отсутствовали.

Ссылаясь на положения ст.ст. 209, 304 Гражданского кодекса Российской Федерации истец И. В.И. просил суд обязать ПАО «Ростелеком» вынести кабельную линию, находящуюся в собственности ПАО «Ростелеком», с земельного участка с кадастровым номером 34:34:080074:6649, расположенного по адресу: <адрес>А.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель И. В.И.Лисевская О.Г. оспаривает законность и обоснованность решения суда, просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении иска.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, исходя из изложенных доводов, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда приходит к следующему.

Согласно п.п. 1, 2 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц (п. 3 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу п. 4 ч. 2 ст. 60 Земельного кодекса Российской Федерации действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственник имеет право требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Положения ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации также предусматривают способ защиты гражданских прав путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно п. 6 ст. 2 Федерального закона «О связи» от 07 июля 2003 г. № 126-ФЗ (далее – Закон «О связи») линейно-кабельные сооружения связи - объекты инженерной инфраструктуры, созданные или приспособленные для размещения кабелей связи.

Пункт 7 ст. 2 Закона «О связи» определяет линии связи как линии передачи, физические цепи и линейно-кабельные сооружения связи.

Пункт 27 ст. 2 Закона «О связи» определяет сооружения связи как объекты инженерной инфраструктуры (в том числе линейно-кабельные сооружения связи), созданные или приспособленные для размещения средств связи, кабелей связи.

Сооружения связи, которые прочно связаны с землей и перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе линейно-кабельные сооружения связи, относятся к недвижимому имуществу, государственная регистрация права собственности и других вещных прав на которое осуществляется в соответствии с гражданским законодательством (ч. 1 ст. 8 Закона «О связи»).

Сети связи и сооружения связи находятся под защитой государства (1 ст. ст. 7 ФЗ «О связи»).

В соответствии с ч. 4 ст. 6 Закона «О связи» при переносе или переустройстве линий связи и сооружений связи вследствие строительства, расширения территорий поселений, капитального ремонта, реконструкции зданий, строений, сооружений, дорог и мостов, освоения новых земель, переустройства систем мелиорации, разработки месторождений полезных ископаемых и иных нужд оператору связи возмещаются расходы, связанные с такими переносом или переустройством, если иное не предусмотрено законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Возмещение может осуществляться по соглашению сторон в денежной форме либо посредством переноса или переустройства линий связи и сооружений связи заказчиком строительства за свой счет в соответствии с нормативными правовыми актами и выдаваемыми организацией связи техническими условиями.

Переустройство и перенос сооружений связи и радиофикации, связанные с новым строительством, расширением или реконструкцией (модернизацией) населенных пунктов и отдельных зданий, переустройством дорог и мостов, освоением новых земель, переустройством систем мелиорации, производятся заказчиком (застройщиком) в соответствии с государственными стандартами и техническими условиями, устанавливаемыми владельцами сетей и средств связи (п. 17 Правил охраны линий и сооружений связи Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09 июня 1995 г. № 578).

Кроме того, пунктом 18 Правил охраны линий и сооружений связи Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской от 09 июня 1995 г. № 578 предусмотрено, что на производство всех видов работ, связанных с вскрытием груша в охранной зоне линии связи или линии радиофикации (за исключением вспашки на глубину не более 0,3 метра) на принадлежащем юридическому или физическому лицу земельном участке, заказчиком (застройщиком) должно быть получено письменное согласие от предприятия, в ведении которого находится эта линия связи или линия радиофикации.

Письменное согласие должно быть получено также на строительные, ремонтные и другие работы, которые выполняются в этих зонах без проекта и при производстве которых могут быть повреждены линии связи и линии радиофикации (рытье ям, устройство временных съездов с дорог, провоз под проводами грузов, габариты которых равны или превышают высоту подвески опор и так далее).

Таким образом, собственник земельного участка, на котором находится линия связи, при наличии необходимости может осуществить переустройство или перенос сооружения связи (получив технические условия), либо при необходимости производства каких-либо работ (строительных, ремонтных или иных работ) получить письменное согласие ПАО «Ростелеком» и осуществлять их с соблюдением раздела 111 Правил охраны линий и сооружений связи Российской Федерации.

Статьей 89 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях обеспечения деятельности организаций и объектов энергетики могут предоставляться земельные участки для размещения объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством РФ об электроэнергетике объектов электроэнергетики. Для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.

Из содержания пунктов 5, 6 постановления Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных границах таких зон» (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 160), следует, что охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства исходя из требований к границам установления охранных зон согласно приложению.

Границы охранной зоны в отношении отдельного объекта электросетевого хозяйства определяются организацией, которая владеет им на праве собственности или ином законном основании (далее - сетевая организация).

Сетевая организация обращается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный энергетический надзор, с заявлением о согласовании границ охранной зоны в отношении отдельных объектов электросетевого хозяйства и представленными в виде электронного документа и в бумажном виде сведениями о границах охранной зоны, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ такой зоны, а также перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости. Решение о согласовании границ охранной зоны принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный энергетический надзор, в течение 15 рабочих дней со дня поступления указанных заявления и сведений.

После согласования границ охранной зоны федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный энергетический надзор, направляет в течение 5 рабочих дней в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в решении о согласовании границ охранной зоны в отношении отдельных объектов электросетевого хозяйства, включая их наименование и содержание ограничений использования объектов недвижимости в их границах, с приложением текстового и графического описаний местоположения границ такой зоны, а также перечня координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости, на основании которого указанный федеральный орган исполнительной власти принимает решение о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о границах охранной зоны.

Охранная зона считается установленной с даты внесения в документы государственного кадастрового учета сведений о ее границах.

Согласно пункту 8 Правил в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических дин, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров, в том числе: а) набрасывать на провода и опоры воздушных линий электропередачи посторонние предметы, а также подниматься на опоры воздушных линий электропередачи; б) размещать любые объекты и предметы (материалы) в пределах созданных в соответствии с требованиями нормативно-технических документов проходов и подъездов для доступа к объектам электросетевого хозяйства, а также проводить любые работы и возводить сооружения, которые могут препятствовать доступу к объектам электросетевого хозяйства, без создания необходимых для такого доступа проходов и подъездов; в) находиться в пределах огороженной территории и помещениях распределительных устройств и подстанций, открывать двери и люки распределительных устройств и подстанций, производить переключения и подключения в электрических сетях (указанное требование не распространяется на работников, занятых выполнением разрешенных в установленном порядке работ), разводить огонь в пределах охранных зон вводных и распределительных устройств, подстанций, воздушных линий электропередачи, а также в охранных зонах кабельных линий электропередачи; г) размещать свалки; д) производить работы ударными механизмами, сбрасывать тяжести массой свыше 5 тонн, производить сброс и слив едких и коррозионных веществ и горюче-смазочных материалов (в охранных зонах подземных кабельных линий электропередачи).

Согласно пункту 9 Правил в охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением свыше 1000 вольт (в рассматриваемом случае - кабельная линия 10 кВ - 10 000 вольт), помимо действий, предусмотренных пунктом 8 настоящих Правил, запрещается: а) складировать или размещать хранилища любых, в том числе горюче-смазочных, материалов; б) размещать детские и спортивные площадки, стадионы, рынки, торговые точки, полевые станы, загоны для скота, гаражи и стоянки всех видов машин и механизмов, проводить любые мероприятия, связанные с большим скоплением людей, не занятых выполнением разрешенных в установленном порядке работ (в охранных зонах воздушных линий электропередачи); в) использовать (запускать) любые летательные аппараты, в том числе воздушных змеев, спортивные модели летательных аппаратов (в охранных зонах воздушных линий электропередачи); г) бросать якоря с судов и осуществлять их проход с отданными якорями, цепями, лотами, волокушами и тралами (в охранных зонах подводных кабельных линий электропередачи).

В силу пункта 10 Правил в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются: а) строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений; б) горные, взрывные, мелиоративные работы, в том числе связанные с временным затоплением земель; в) посадка и вырубка деревьев и кустарников; г) дноуглубительные, землечерпальные и погрузочно-разгрузочные работы, добыча рыбы, других водных животных и растений придонными орудиями лова, устройство водопоев, колка и заготовка льда (в охранных зонах подводных кабельных линий электропередачи); д) проход судов, у которых расстояние по вертикали от верхнего крайнего габарита с грузом или без груза до нижней точки провеса проводов переходов воздушных линий электропередачи через водоемы менее минимально допустимого расстояния, в том числе с учетом максимального уровня подъема воды при паводке; е) проезд машин и механизмов, имеющих общую высоту с грузом или без груза от поверхности дороги более 4,5 метра (в охранных зонах воздушных линий электропередачи); ж) земляные работы на глубине более 0,3 метра (на вспахиваемых землях на глубине более 0,45 метра), а также планировка грунта (в охранных зонах подземных кабельных линий электропередачи); з) полив сельскохозяйственных культур в случае, если высота струи воды может составить свыше 3 метров (в охранных зонах воздушных линий электропередачи).

Статьей 5 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 252-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что сведения о местоположении границ зон с особыми условиями использования территории подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости до 1 января 2022 г.

Следовательно, отсутствие в каких-либо информационных базах/кадастрах сведений об их установлении не изменяют того обстоятельства, что охранная зона устанавливается в соответствии с требованиями закона по самому факту возведения (ввод в эксплуатацию) линии электропередач.

Действующими в настоящее время Правилами установления охранных зон объектив электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № <...>, установлены размеры охранных зон (для электрических сетей подземного исполнения напряжением 6 кВ - в виде части поверхности участка земли, расположенного под ней участка недр (на глубину, соответствующую глубине прокладки кабельных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних кабелей на расстоянии 1 метра).

Судом первой инстанции установлено, что И. В.И. является собственником земельного участка с кадастровым номером 34:34:080074:6649, площадью 415 +/-7 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов; виды разрешенного использования: магазины; расположенного по адресу: <адрес>А, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.

ПАО «Ростелеком» (правопреемник ОАО «ЮТК») является собственником объекта недвижимого имущества – линейно-кабельные сооружения связи, назначение: коммуникационное, общей протяженностью 889873 погонных метров, расположенного в <адрес>, в том числе, собственником линейно-кабельного сооружения связи, в составе кабельной канализации и кабельных смотровых устройств, проходящего по земельному участку, расположенному по адресу: <адрес>А, и принадлежащему истцу И. В.И., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, техническим паспортом линейно-кабельного сооружения связи, кадастровым паспортом, справкой БТИ.

В 2019 году в ПАО «Ростелеком» обратилась Потапова О.В. (продавец по договору купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ) с заявлением о выдаче технических условий на перенос и переустройство (вынос) линий и сооружений связи, попадающих в зону строительства объекта «Реконструкция торгового павильона по адресу: <адрес>, пр-кт Героев Сталинграда, 47А.

Потаповой О.В. были выданы технические условия № <...> от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия - шесть месяцев со дня выдачи. Вместе с тем, вынос кабельной канализации осуществлен не был.

В 2022 году И. В.И. обратился в ПАО «Ростелеком» с заявкой от ДД.ММ.ГГГГ на вынос кабеля. Указанное обращение было рассмотрено и дан ответ № <...> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому все работы по выносу сооружений связи выполняются за счет заказчика в соответствии с пунктом 17 Правил охраны линий и сооружений связи Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № <...>, ч. 4 ст. 6 Закона «О связи». Истец был также проинформирован о необходимости соблюдения Правил охраны линий и сооружений связи Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № <...>. Кроме того И. В.И. сообщено о необходимости получения технических условий на вынос линейно-кабельных сооружений за пределы указанного в заявке участка.

ДД.ММ.ГГГГ И. В.И. направил в адрес ПАО «Ростелеком» соглашение об установлении сервитута.

С целью подготовки ответа И. В.И. ПАО «Ростелеком» обратилось в департамент муниципального имущества администрации Волгограда с запросом (исх. № <...> от ДД.ММ.ГГГГ) по вопросу предоставления земельного участка по адресу: <адрес>А.

В феврале 2023 года был получен отказ в предоставлении запрашиваемых документов на основании ст. 7 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 152-ФЗ «О персональных данных».

Кроме того, сообщено, что пунктом 2 Согласия № <...>-и/1155 от ДД.ММ.ГГГГ на заключение соглашения о перераспределении земельного участка, находящегося в частной собственности, с землями, находящимися в государственной неразграниченной собственности, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, собственнику земельного участка по пр-ту им. Героев Сталинграда, <адрес>А необходимо обеспечить беспрепятственный доступ на земельный участок организациям, эксплуатирующим инженерные сети, для производства ремонтных работ. А также указано, что заключение соглашения об установлении сервитута ПАО «Ростелеком» не требуется.

ПАО «Ростелеком» направило в адрес И. В.И. ответ (исх. № <...> от ДД.ММ.ГГГГ) об отсутствии оснований для заключения соглашения об установлении сервитута.

На земельном участке, собственником которого является И. В.И., без предварительного согласования и в отсутствие разрешения ПАО «Ростелеком» возведены два павильона.

Один из павильонов расположен в непосредственной близости к колодцу линии связи № <...>, а второй павильон расположен на линии связи, направленной на распределительный шкаф связи РШ-6708. Возведенные павильоны препятствуют свободному доступу к магистральному колодцу линий связи № <...>, продавливает конструкцию крепления люка кабельного колодца, что является причиной деформации и начала разрушения кабельного колодца и ставят под угрозу нормальную работу линии связи, что подтверждается актом (протоколом) о нарушении Правил охраны линий и сооружений связи от ДД.ММ.ГГГГ.

По данному факту ПАО «Ростелеком» направило обращение в администрацию <адрес> (№ <...> от ДД.ММ.ГГГГ). Согласно ответу № <...>н от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ было проведено заседание комиссии по решению вопросов о демонтаже самовольно установленного нестационарного торгового объекта. Составлен протокол от ДД.ММ.ГГГГ № <...> и вынесено распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ № <...>-р «О демонтаже самовольно установленных нестационарных объектов». Информация об этом была размещена на самовольно установленном нестационарном объекте. По мере поступления финансирования будет произведен демонтаж нестационарного торгового объекта.

Также установлено, что по земельному участку, принадлежащему И. В.И., проходит кабельная линия КЛ 0,4 кВ от ТП1455 (группы № <...>,3,14,16), принадлежащая АО «ВМЭС».

Согласно паспорту кабельной линии КЛ 0,4 кВ от ТП1455 (группы № <...>,3,14,16), указанная линия введена в эксплуатацию в 1976 году. При этом сведения об обременении земельного участка охранной зоной кабельной линии внесены в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ году. От данной кабельной линии осуществляется энергоснабжение многоквартирных жилых домов №№ <...> и 49 по <адрес> в <адрес> с расположенными в них социальными и коммерческими объектами, а также коммерческого объекта по адресу: <адрес>А.

Кроме того, что в границах земельного участка И. В.И. с кадастровым номером 34:34:080074:6649 расположена кабельная линия 10 кВ ТП 387 - ТП 1455, принадлежащая на праве собственности ПАО «Россети Юг».

Ввод в эксплуатацию данной кабельной линии осуществлен ДД.ММ.ГГГГ (инвентарная карточка учета объекта основных средств).

Согласно уведомлению № <...>-ЕБ/2022 от ДД.ММ.ГГГГ ФГБУ «ФКП Росреестра» (с приложением), кабельная линия 10 кВ ТП 387 - ТП 1455 расположена в охранной зоне с особыми условиями использования территорий.

Разрешая спор, учитывая изложенное, указав, что на земельном участке, принадлежащем И. В.И., установлена охранная зона линии электропередач КЛ 0,4 кВ, а также охранная зона объекта «КЛ 10 кВ ТП 387 - ТП 1455», о чем своевременно внесены соответствующие сведения в ЕГРН, при этом обременение земельного участка охранной зоной не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.

Оснований не согласиться с вышеуказанными выводами суда у судебной коллегии не имеется, поскольку они мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и не вызывают у судебной коллегии сомнения в их законности и обоснованности.

В целом доводы апелляционной жалобы о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований, ненадлежащей оценке представленных доказательств, не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на обоснованность и законность постановленного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, по существу сводятся к иному толкованию норм материального права.

Как правильно указал суд первой инстанции, приобретая земельный участок, который расположен в охранной зоне кабельных линий электропередач, истец И. В.И., действуя разумно и добросовестно, знал и должен был знать о наличии указанных ограничений. Фактически истец согласился с уже существующим на момент сделки положением и самостоятельно определил объем и возможные пределы осуществления своих прав как собственника по отношению к имуществу, расположенному в охранной зоне, а, следовательно, взял все риски неблагоприятных последствий такого размещения. Обременение земельного участка охранной зоной не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком. Режим охранной зоны устанавливает некоторые ограничения на собственника, однако само имущество, попадающее в охранную зону, остается в полном владении и пользовании собственника. Защита вещных прав истца возможна иными предусмотренными законом способами, а не только путем вынесения кабельной линии, что может привести к негативным последствиям для неопределенного круга лиц.

Оснований для иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется, поскольку выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, нарушений норм материального и процессуального права, приведших к неправильному разрешению спора, судом не допущено, и спор по существу разрешен верно.

Обстоятельств, влекущих безусловную отмену решения суда, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебной коллегией не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя И. В. И. по доверенности Лисевской О. Г. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-9768/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Иванов Владимир Иванович
Ответчики
ПАО Ростелеком
ПАО Россети Юг в лице филиала ПАО Россети Юг- Волгоградэнерго
АО «ВМЭС» по Волгоградской области
Другие
администрация Красноармейского района г. Волгограда
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области
Лисевская Ольга Георгиевна
Иванова Людмила Анатольевна
Департамент муниципального имущества Администрации Волгограда
Суд
Волгоградский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.vol.sudrf.ru
09.08.2023Передача дела судье
23.08.2023Судебное заседание
30.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.08.2023Передано в экспедицию
23.08.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее