Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 июля 2023 года. г. Ростов-на-Дону
Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Фаустовой Г.А.
при секретаре Конопля Е.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-422/23 по иску по иску Отделения Фонда пенсионного и социального страхования фонда Российской Федерации по Ростовской области к ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, ФИО1, третье лицо МБУЗ«ЦГБ г. Гуково РО» о признании недействительными справку об установлении инвалидности и выписку из акта медицинского освидетельствования,
УСТАНОВИЛ:
Отделение Пенсионного фонда и Социального страхования Российской Федерации по Ростовской области (далее истец) обратилось в суд с иском к ФИО1, ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Минтруда России, Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - ответчики) с требованиями: признать недействительными с момента выдачи справку серии № от 07.09.2016 г., выписку из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом № от 07.09.2016 г., выданные Бюро №30 ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России, об установлении ФИО1 2 группу инвалидности бессрочно.
В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что 16.09.2016г. ФИО1 обратился в территориальный орган ПФР с заявлением о назначении ЕДВ в соответствии Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ (далее - Закон № 181-ФЗ). Затем, 20.09.2016г. с заявлением о назначении трудовой пенсии инвалидности в соответствии с Федеральным законом от № 173-ФЗ от 17.12.2001 1 трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В числе рассмотренных для назначения пенсии документов находилась Выписка акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом серии № от 07.09.2016г., выданная бюро № 30 - филиалом ФКУ «ГБ МСЭ Ростовской области», согласно которой ФИО1 впервые 07.09.2016г. установлена инвалидность 2 группы вследствие общего заболевай! бессрочно.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона № 173-ФЗ право на трудовую пенсию по инвалидности имеют граждане из числа застрахованных лиц, признанные инвалидами I, II или III группы. Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертиз в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О социальной защите инвалидов Российской Федерации».
В соответствии с вышеприведенными нормами, ФИО2 назначена трудовая пенсия по инвалидности с 07.09.2016г. ежемесячная денежная выплата с 16.09.2016г.
С 01.01.2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», который устанавливает основания и порядок реализации прав граждан на страховую пенсию.
Согласно п. 16 приказа Минтруда России от 22.01.2015 № 35н «Об утверждении Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации» приостановление, продление и возобновление начисленной ежемесячной денежной выплаты производится в порядке, определенном для выплаты страховой пенсии в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» от 2 декабря 2013 года № 400-ФЗ.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медик социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливают Правительством Российской Федерации.
Реализуя свои полномочия, Правительство Российской Федерации Постановление от 20.02.2006 № 95 утвердило Правила признания лица инвалидом, которые определяют соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Правила).
Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико- социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданин на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (п. 2 Правил).
В соответствии с п. 15-17 Правил гражданин направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения.
В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшим в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или Ш группа инвалидности.
Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, П и III групп - на 1 год (п. 9 Правил).
Установление группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования может быть осуществлено при первичном признании гражданина инвалидом при отсутствии положительных результатов реабилитационных или абилитационных мероприятий, проведенных гражданину до его направления на медико-социальную экспертизу. При этом необходимо, чтобы в направлении на медико-социальную экспертизу, выданном гражданину медицинской организацией, оказывающей ему медицинскую помощь и направившей его на медико-социальную экспертизу, либо в медицинских документах в случае направления гражданина на медико-социальную экспертизу в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил содержались данные об отсутствии положительных результатов таких реабилитационных или абилитационных мероприятий.
Приказом Минтруда России от 29.01.2014 года № 59н утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы (далее - Административный регламент), который устанавливает порядок обращения заинтересованного лица для получения указанной государственной услуги.
Административным регламентом установлено, что результатом предоставления государственной услуги является: при установлении инвалидности - выдача справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида), а также направление выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, направление индивидуальной программы реабилитации инвалида в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации либо в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам по обеспечению техническими средствами реабилитации, по месту жительства инвалида (ребенка-инвалида) (пункт 11 Административного регламента).
В соответствии с пунктом 8 Классификаций и критериев, утверждённых Приказом Минтруда России от 17 декабря 2015 года № 1024н, критерием для установления инвалидности лицу в возрасте 18 лет и старше является нарушение здоровья со П и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению 2 или 3 степени выраженности одной из основных категорий жизнедеятельности человека или 1 степени выраженности ограничений двух и более категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты.
Критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека с Ш степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 70 до 80 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами (п. 11 Классификаций и критериев).
При проведении медико-социальной экспертизы гражданина, сведения о ее результатах должны быть отражены в Единой автоматизированной вертикально-интегрированной информационно-аналитической системе по проведению медико-социальной экспертизы и на бумажных носителях, кроме того, у лица, признанного инвалидом и в организациях, на которые возложены функции по проведению реабилитационных и абилитационных мероприятий, должна находиться индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида.
В производстве Гуковского городского суда рассматривалось уголовное дело обвинению бывшего начальника филиала № 30 ФКУ «Главное Бюро медико-социальной экспертизы Ростовской области» в получении взяток за выдачу подложных справок установлении лицам инвалидности. Согласно показаниям обвиняемого Котова Б.И. он период с 2010 по 2017 год за взятки оформлял лицам, не имеющим заболевай подложные справки об установлении инвалидности.
В рамках проведения проверки законности получения гражданами справок установлении инвалидности и обоснованности получения социальных выплат территориальным органом ПФР, был направлен соответствующий запрос в ФКУ «Главное бюро медико- социальной экспертизы по Ростовской области» Минтруда. На указанный запрос получен ответ из ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России 13.04.2021г. №04/13-6870.ГБ.61/2021, согласно которому, в Единой автоматизированной вертикально-интегрированной информационно-аналитической системе (ЕАВИИАС) используемой при проведении МСЭ и на бумажном носителе не имеется данных проведению МСЭ в отношении ФИО1.
По изложенным основаниям истец и обратился с настоящим иском в суд.
Определением Гуковского городского суда Ростовской области от 09 ноября 2022 года гражданское дело по иску ГУ-Отделения Пенсионного фондаРоссийской Федерации по Ростовской области к ФИО1, ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты РФ о признании недействительной справки об установлении инвалидности и выписки из акта медицинского освидетельствования передано по подсудности на рассмотрение в Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону.
Представитель истца Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области - Матчанова А.М., действующая по доверенности в судебное заседание явилась поддержала исковые требования в полном объеме, просила удовлетворить, дала пояснения аналогично изложенным в иске.
Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещался надлежащим образом заказной корреспонденцией. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося ответчика в порядке ст. 167 ГПК РФ с участием его представителя по доверенности ФИО6
Представитель ответчика ФИО6, действующий по доверенности, в судебное заседание явился исковые требования не признал в полном объеме, просил в удовлетворении иска отказать.
В отношении ответчика ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, извещенного о времени и месте слушания дела, не направившего уполномоченного представителя в судебное заседание, дело рассмотрено в его отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.
В отношении третьего лица МБУЗ«ЦГБ г. Гуково РО», извещенного о времени и месте слушания дела, не направившего уполномоченного представителя в судебное заседание, дело рассмотрено в его отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ
Суд, выслушав представителя истца и представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Судом установлено, что согласно справке серии № от 07.09.2016 года, выданной Бюро №30 - филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области», ФИО1 впервые установлена II группа инвалидности по общему заболеванию, без указания срока переосвидетельствования.
16.09.2016 ФИО1 обратился в УПФР в г. Гуково Ростовской области с заявлением о назначении страховой пенсии по инвалидности в соответствии Федеральным законом «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400-ФЗ
Как видно из материалов гражданского дела, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ., обращался в территориальный орган ПФР с 20.09.2016 с заявлением о назначении ЕДВ. В числе рассмотренных для назначения ЕДВ документов находилась справка об установлении инвалидности серии № от 07.09.2016, выданная бюро № 30, согласно которым ФИО1 впервые с 07.09.2016 установлена инвалидность 2 группы вследствие общего заболевания бессрочно.
В рамках проверки законности получения гражданами справок об установлении инвалидности и обоснованности социальных выплат, территориальным органом ПФР Ростовской области был направлен соответствующий запрос в ФКУ «Главное бюро по Ростовской области» Минтруда России (далее - главное бюро). На указанный запрос получен ответ из главного бюро от 13.04.2021 № 04/13-6870.ГБ.61/2021, согласно которому, в ФГИС ЕАВИИАС МСЭ, используемой с января 2014 года при проведении медико-социальной экспертизы, и на бумажном носителе не имеется данных по проведению МСЭ в отношении ФИО1.
На основании данной информации, выплата ЕДВ ФИО1 прекращена с 01.06.2021.
Гуковским городским судом 15.09.2022 был сделан запрос в МБУЗ «Центральная городская больница» г. Гуково (МБУЗ «ЦГБ» г. Гуково) о направлении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., на прохождение медико-социальной экспертизы.
На основании ответа МБУЗ «ЦГБ» г. Гуково от 26.09.2022 № 1646, ФИО1, 25.07.1983 г.р., за период с 01.01.2010 по v31.12.2017 сотрудниками МБУЗ «ЦГБ» г. Гуково на освидетельствование в бюро медико-социальной экспертизы не направлялся.
Гуковским городским судом 15.09.2022 запрашивались сведения в главном бюро о проведении в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., медико-социальной экспертизы, в том числе повторно в порядке контроля.
В ответ на запрос получено письмо главного бюро от 26.09.2022 № 01/11- 13779.ГБ.61/2022 о том, что в ФГИС ЕАВИИАС МСЭ, используемой с января 2014 года, отсутствуют данные по проведению МСЭ в учреждении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. № сохранившихся архивов бюро № 30 установлено, что на бумажном носителе данные по проведению МСЭ ФИО1 отсутствуют. МСЭ ФИО1 в порядке контроля решения бюро № 30 не проводилась.
Согласно полученной адресной справке подразделения по вопросам миграции территориального органа МВД России на районном уровне от * 29.09.2022 на запрос Гуковского городского суда от 15.09.2022, о сведениях о регистрации ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО1 снят с регистрационного учета по месту жительства по адресу: Ростовская область, г. Гуково, ул. Мира, дом 30, кв. 24, с 21.01.2016 по 20.01.2017, куда убыл неизвестно.
Гуковским городским судом 15.09.2022 были запрошены сведения в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования по Ростовской области, о предоставлении информации об обращениях ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в медицинские учреждения за медицинской помощью за год, предшествующий установлению инвалидности с 01.05.2015г. по 31.12.2016г.
В гражданском деле представлено письмо Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ростовской области г. Ростов-на- Дону от 27.09.2022 № 08/К/2139 на запрос от 15.09.2022 № 2-1583/2022 Гуковского городского суда, согласно которому представлена информация об оказании медицинской помощи в системе ОМС на территории Ростовской области ФИО1 в период с 01.01.2015 по 31.12.2016. Сведения представлены из электронного реестра оплаченных счетов, полученных фондом от медицинских организаций, работающих в системе ОМС. За период с 01.05.2015г. по 31.12.2016г. ФИО1 обращался за мед. помощью с диагнозом: N41.1 (Хрон. простатит) (обращение в МБУЗ «ЦГБ» г. Гуково).
14.12.2022г. запрашивались в главном бюро акт и протокол проведения медико-социальной экспертизы в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
В ответ на запрос получено письмо главного бюро от 26.12.2022 № 01/11- 20423.ГБ.61/2022 о том, что в ФГИС ЕАВИИАС МСЭ, используемой с января 2014 года, отсутствуют данные по проведению МСЭ в учреждении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. Проверкой сохранившихся архивов бюро № 30 установлено, что на бумажном носителе данные по проведению МСЭ ФИО1 отсутствуют. МСЭ ФИО1 в порядке контроля решения бюро № 30 не проводилась. В связи с вышеизложенным предоставить акт и протокол проведения МСЭ ФИО1 не представляется возможным.
Как следует из ответа ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области Минтруда России» от 29.12.2022 г. в Федеральной государственной информационной системе «Единая автоматизированная вертикально-интегрированная информационно-аналитическая система по проведению медико-социальной экспертизы», используемой с января 2014 года при проведении медико-социальной экспертизы, данных по проведению МСЭ ФИО1 нет. В сохранившемся архиве бюро №30-филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России на бумажном носителе данные по проведению МСЭ ФИО1 отсутствуют.
14.12.2022 был направлен запрос в ГУ-РРО ФСС РФ, о предоставлении в адрес суда сведений об обращении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., за медицинской помощью, а также сведения о выдаче больничных листов, с указанием периодов и " организаций, а также о поступлении и предоставлении индивидуальной программы реабилитации инвалида ФИО1
Согласно ответа ГУ-РРО ФСС РФ г. Ростова-на-Дону от 29.12.2022 № 01- 15/6104-13420 на запрос Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 14.12.2022, в реестре получателей социальных услуг ФСС сведения об индивидуальной программе реабилитации и абилитации инвалида (ИПРА) ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., отсутствуют. Лично ФИО1 с заявлением на обеспечение техническими средствами реабилитации в РРО ФСС не обращался, ИПРА не предоставлял. ФИО1 в рамках законодательства об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.07.2015 по 26.12.2022 выплаты пособий не производились. По уточненной информации ФИО1 является сотрудником ООО «АН ЭМ ЭЛ», состоящего на учете в качестве страхователя в ГУ-Московском региональном отделении Фонда социального страхования РФ.
На основании ответа ГБУ РО «ЦГБ» в г. Гуково от 15.02.2023 № 188, медицинские карты в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в ГБУ РО «ЦГБ» в г. Гуково отсутствуют.
Согласно ответа Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Ростовской области от 16.02.2023 № ФР-61-02/6539 на запрос от 03.02.2023 № 2-422/2023 Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону, согласно которому предоставить информацию о выданных ФИО1 листках нетрудоспособности за период с 01.01.2015 по 30.06.2015 не представляется возможным, так как до 01.07.2015 персонифицированный учет Фондом социального страхования РФ не осуществлялся. Данными о выданных и не предоставленных на оплату листках нетрудоспособности в форме документа на бумажном носителе отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Ростовской области не располагает.
На основании ответа Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ростовской области г. Ростов-на- Дону от 10.01.2023 № 08/К/16 на запрос от 14.12.2022 № 2-4803/2022 Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону, согласно которому представлена информация об оказании медицинской помощи в системе ОМС на территории Ростовской области ФИО1 в период с 01.01.2003 по 30.11.2022. <данные изъяты>
Согласно справка № 999748/17 от 27.04.2017 о том, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., состоит на учете в ГУ-Главное управление ПФР № 10 по г. Москве и Московской области КС Мещанский район, и ему установлена страховая пенсия по инвалидности с 07.09.2016 по 31.08.2032. Основание выдачи справки: выплатное дело № 146409.
03.02.2023 в Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону поступило письмо в электронном виде от представителя по доверенности ФИО1 ФИО6 о возможности отложить разбирательство дела на более позднюю дату, не рассматривать данное дело в отсутствие ФИО1 К письму приложен ЭБЛ № 910145731908 от 02.02.2023 ГБУЗ ДТП № 32 ДЗМ Филиал 2, а также копии медицинских документов и копия справки об инвалидности серии № ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., об установлении 2 группы инвалидности впервые с 07.09.2016 с причиной «общее заболевание» бессрочно.
Также представлена копия выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, серии № от 07.09.2016, согласно которой ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., впервые признан инвалидом 2 группы с причиной «общее заболевание» бессрочно; основание акт № 1364 от 07.09.2016; дата выдачи выписки 07.09.2016.
С целью определения обстоятельств, имеющих значение для дела, определением от 28.02.2023г. по делу назначена судебная медико-социальная экспертиза, проведение которой поручено экспертам ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Краснодарскому краю» Министерства труда России, с постановкой на разрешение экспертов следующих вопросов:
1. Имелось ли на 07.09.2016г. у ФИО1 нарушение здоровья со стойкими нарушениями функций организма человека? Если имелось, то с нарушениями каких функций организма человека и с какой степенью выраженности?
2. Имелось ли на 07.09.2016г. у ФИО1 ограничение основных категорий жизнедеятельности человека? Если имелись, то каких и с какой степенью выраженности?
3. Имелась ли на 07.09.2016г. у ФИО1 необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию?
4. Имелось ли на 07.09.2016г. у ФИО1 основание для признания его инвалидом? Если да, то какой группы инвалидности?
Согласно выводам поступившего в материалы заключения судебной медико-социальной экспертизы ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Краснодарскому краю» Министерства труда России, по представленным документам на 07.09.2016 у ФИО1 имелось нарушение здоровья с I (незначительной) степенью выраженности стойких нарушений функции организма, обусловленное заболеванием пищеварительной системы (незначительные нарушения функций пищеварительной системы). У ФИО1 ограничений основных категорий жизнедеятельности не имелось. Отсутствовала необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию. У ФИО1 отсутствовали основания для признания его инвалидом.
В представленных судом документах имеются факты обращения ФИО1 за медицинской помощью в 2004-2016 годах по различным заболеваниям (конъюктевит, острый синусит, воспаление и закупорка слуховой трубы, простой и слизисто-гнойный хронический бронхит, расстройства вегетативной нервной системы, дистония, острый тонзилит неуточненный, хронический вирусный гепатит С,, хронический простати). Однако отсутствуют медицинские документы, подтверждающие наличие стойких нарушений функций организма, вследствие заболеваний, проведенных лечебных реабилитационных мероприятий с целью компенсации нарушенных функций, комплексная оценка состояния здоровья ФИО1 по итогам мероприятий, подтвержденная данными диагностических и лабораторных исследований и заключениями соответствующих врачей-специалистов, наличии ограничений жизнедеятельности и необходимости мер реабилитации.
Частью 1 ст. 55 ГПК РФ предусмотрено, что доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Заключение эксперта является лишь одним из доказательств, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Более того, заключение эксперта само по себе не служит основанием возникновения у сторон по делу каких-либо прав или обязанностей. Заключение эксперта не имеет для суда заранее установленной силы, для суда необязательно и оценивается судом по общим правилам, установленным в ст. 67 ГПК РФ.
Оснований сомневаться в правильности и достоверности сведений, указанных в исследовательской части заключения ФГУ «Главное Бюро медико-социальной экспертизы по Краснодарскому краю» Министерства труда России, и в выводах экспертизы, у суда не имеется, поскольку исследование было назначено и проведено в соответствии с нормами действующего законодательства, подготовлено компетентными специалистами в соответствующей области, которым были разъяснены их права и обязанности, предусмотренные статьей 85 ГПК РФ. Эксперты в установленном законом порядке были предупреждены об уголовной ответственности по статье 307 УК РФ.
Принимая во внимание отсутствие каких-либо убедительных относимых и допустимых доказательств, опровергающих выводы проведенной по делу повторной судебной экспертизы, оснований подвергать сомнению выводы экспертов суд не усматривает, а потому при разрешении данного спора суд считает необходимым положить в основу решения суда результаты заключения судебной экспертизы, проведенной ФГУ «Главное Бюро медико-социальной экспертизы по Краснодарскому краю» Министерства труда России.
Исследовав и оценив, представленные в материалы дела документы, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, руководствуясь положениями действующего законодательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований, по следующим основаниям.
Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Пунктом 1 Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11 октября 2012 г. N 310н (далее - Порядок), предусмотрено, что к федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы относятся Федеральное бюро медико-социальной экспертизы, главные бюро медико-социальной экспертизы по соответствующему субъекту Российской Федерации, находящиеся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, главные бюро медико-социальной экспертизы, находящиеся в ведении иных федеральных органов исполнительной власти, имеющие филиалы - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах.
Главное бюро медико-социальной экспертизы проводит при осуществлении контроля за решениями бюро повторную медико-социальную экспертизу граждан, прошедших медико-социальную экспертизу в бюро, и при наличии оснований изменяет либо отменяет решения бюро (подпункт "б" пункта 6 Порядка).
В соответствии с абзацем вторым пункта 4 Порядка в состав бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро) входят не менее 3 специалистов. Состав специалистов формируется из врачей по медико-социальной экспертизе, психологов, специалистов по реабилитации. Обязательным условием формирования состава бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро) является наличие не менее 1 врача по медико-социальной экспертизе.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 95 утверждены Правила признания лица инвалидом.
Исходя из Правил признания лица инвалидом медико-социальная экспертиза проводится по заявлению гражданина (его законного представителя), которое подается в бюро в письменной форме с приложением направления на медико-социальную экспертизу, выданного организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения), и медицинских документов, подтверждающих нарушение здоровья (пункт 24); гражданин направляется на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения (пункт 15); медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина и его реабилитационного потенциала (пункт 3) и предполагает обследование гражданина, изучение представленных им документов, анализ социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина (пункт 25); решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его медико-социальной экспертизы (пункт 28); гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации (пункт 36).
Согласно п.5. «Правил признания лица инвалидом» постановления Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом», условиями признания гражданина инвалидом являются:
а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию.
Наличие одного из указанных условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом (п.6 Правил).
В зависимости от степени выраженности стойких расстройств функций организма, возникших в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет - категория "ребенок- инвалид" (п.7 Правил).
Медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина (п.25 Правил).
Установление группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования может быть осуществлено при первичном признании гражданина инвалидом при отсутствии положительных результатов реабилитационных или абилитационных мероприятий, проведенных гражданину до его направления на медико-социальную экспертизу. При этом необходимо, чтобы в направлении на медико-социальную экспертизу, выданном гражданину медицинской организацией, оказывающей ему медицинскую помощь и направившей его на медико-социальную экспертизу, либо в медицинских документах в случае направления гражданина на медико-социальную экспертизу в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил содержались данные об отсутствии положительных результатов таких реабилитационных или абилитационных мероприятий.
Приказом Минтруда России от 29.01.2014 года № 59н (действовал на момент возникновения спорных отношений) утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы (далее - Административный регламент), который устанавливает порядок обращения заинтересованного лица для получения указанной государственной услуги.
Административным регламентом установлено, что результатом предоставления государственной услуги является: при установлении инвалидности - выдача справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида), а также направление выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, направление индивидуальной программы реабилитации инвалида в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации либо в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам по обеспечению техническими средствами реабилитации, по месту жительства инвалида (ребенка-инвалида) (п. 11 Административного регламента).
Таким образом, признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в рамках регламентируемой нормативными предписаниями процедуры исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина.
Между тем, отсутствие медицинской документации на ФИО8 и сведений в отношении него в федеральной государственной информационной системе «Единая автоматизированная вертикально - интегрированная информационно - аналитическая система по проведению медико-социальной экспертизы», используемой при проведении медико-социальной экспертизы с января 2014 года, не является достаточным основанием для признания недействительным решения учреждения медико-социальной экспертизы об установлении гражданину инвалидности и, как следствие, справки об установлении гражданину инвалидности, выданной этим учреждением.
Согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (часть 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими (части 1 и 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По данному делу юридически значимыми, подлежащими определению и установлению с учетом исковых требований Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области, правовой позиции ответчика относительно иска, являлось установление наличия у ФИО1 заболеваний, позволяющих получить статус инвалида.
Вопреки доводам представителя ответчика о добросовестности его действий, наличие у ФИО1 хронических заболеваний, в соответствии с которыми он проходил лечение само по себе не свидетельствуют о наличии у него по состоянию на 2016 год стойких нарушений функций организма, достаточных для установления ей второй группы инвалидности бессрочно при первичном признании гражданина инвалидом, поскольку состояние здоровья оценивается федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений основных категорий жизнедеятельности организма человека с учетом строго определенных критериев и правил при проведении освидетельствования в ходе медико-социальной экспертизы.
Разрешая заявленные исковые требования, суд исходит из того, что отсутствие доказательств, подтверждающих наличие у ФИО1 нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, достаточных для установления ему второй группы инвалидности бессрочно при первичном признании гражданина инвалидом, позволяет суду сделать вывод о наличии оснований для удовлетворения требований, поскольку отсутствие документов подтверждающих нарушение здоровья ФИО1 со стойким расстройством функций организма, медицинских документов, подтверждающих его состояние здоровья в 2016 году, а также медицинского освидетельствования при выдаче справки МСЭ, позволяют суду сделать вывод о том, что ФИО1, не имея направления на медико-социальную экспертизу, фактически не прошел освидетельствование, необоснованно получил справку об инвалидности.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Признать недействительными с момента выдачи справку об установлении инвалидности № от 07.09.2016г. и выписку из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом серии № от 07.09.2016г., выданные бюро № 30 - филиалом ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда об установлении ФИО1 2-й группы инвалидности бессрочно.
Решение суда может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья: Г.А. Фаустова
Мотивированный текст решения в окончательной форме изготовлен 14 июля 2023 года.
Судья: Г.А. Фаустова