Решение по делу № 8Г-5691/2024 [88-6217/2024] от 06.06.2024

88-6217/2024

2-1455/2023

УИД: 41RS0002-01-2023-002495-34

ДЕВЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

4 июля 2024 г.                                                                     город Владивосток

Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Старовойт Р.К.

судей Аноприенко К.В., Александровой М.В.

с участием прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скарлухина М.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации к Максименко Алексею Васильевичу, Максименко Наталье Владимировне, ФИО3, Копылову Артему Юрьевичу, Копыловой Алёне Юрьевне, администрации Елизовского городского поселения, Управлению имущественных отношений администрации Елизовского городского поселения о понуждении к исполнению обязательства, признании дополнительного соглашения к договору социального найма жилого помещения незаконным,

по кассационной жалобе Копыловой Алёны Юрьевны и ее представителя Слащилиной Ольги Алексеевны

по кассационному представлению прокурора Камчатского края

на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 8 апреля 2024 года

Заслушав доклад судьи Старовойт Р.К., пояснения прокурора Скарлухина М.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Федеральное государственное автономное учреждение «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГАУ «Росжилкомплекс», Учреждение) обратилось в суд с иском к Максименко А.В., Максименко Н.В., ФИО3 в лице законного представителя Максименко Н.В., Копылова А.Ю., Копыловой А.Ю. о возложении обязанности исполнить соглашение о сдаче жилого помещения от 20 июня 2022 года, фактически освободить жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>; расторгнуть договор социального найма от 30 сентября 2016 года № 3084; сняться с регистрационного учета по указанному адресу и выселиться; предоставить в уполномоченный орган договор найма служебного жилого помещения от 30 сентября 2016 года № 3084, выписку из поквартирной карточки с отметкой о снятии с регистрационного учета, копию финансового лицевого счета с отметкой о его закрытии и отсутствии задолженности, копию акта приема-передачи жилого помещения.

В обоснование заявленных требований истец указал, что 20 июня 2022 года военнослужащий Максименко А.В. и члены его семьи Максименко Н.В., ФИО3, Копылова А.Ю., Копылов А.Ю. подписали соглашение о сдаче жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, дав обязательство расторгнуть договор социального найма от 30 сентября 2016 года № 3084, освободить и выселиться из занимаемого жилого помещения по истечении срока контракта военнослужащего.

24 января 2023 года ФГАУ «Росжилкомплекс» принято решение № 1245 о предоставлении военнослужащему Максименко А.В. субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения, перечислив военнослужащему денежные средства в размере 17 569 926 руб. 23 коп.27 января 2023 года.

В связи с предоставлением субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения 2 февраля 2023 года Максименко А.В. снят с учета нуждающихся в жилом помещении. Приказом командира части № от 24 марта 2023 года № 52 Максименко А.В. уволен из Вооруженных Сил РФ и исключен из списков личного состава части с 3 апреля 2023 года. Предупреждение об освобождении служебного жилого помещения в добровольном порядке направлено ответчику Максименко А.В.3 февраля 2023 года. Срок сдачи жилого помещения истек, вместе с тем, ответчик до настоящего времени не исполнил свое обязательство о сдаче жилого помещения, которое является муниципальной собственностью, находится на балансе администрации Елизовского городского поселения и подлежит сдаче в установленном порядке для дальнейшего перераспределения.

Решением Елизовского районного суда Камчатского края от 23 октября 2023 года исковые требования удовлетворены частично.

На Максименко А.В., Максименко Н.В. действующих в своих интересах и в интересах ФИО3, Копылова А.Ю., Копылову А.Ю. возложена обязанность исполнить соглашение о сдаче жилого помещения от 20.06.2022, расположенного по адресу: <адрес>, расторгнув договор социального найма, предоставив в уполномоченный орган договор социального найма № 3084 от 30.09.2016, выписку из поквартирной карточки с отметками о снятии с регистрационного учета, копию финансового лицевого счета с отметками о его закрытии и отсутствии задолженности за коммунальные платежи, копию акта приема-передачи жилого помещения.

На Копылову А.Ю. возложена обязанность фактически освободить жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, сняться с регистрационного учета и выселиться из данного жилого помещения.

Отказано в части возложения на Максименко А.В., Максименко Н.В., ФИО3, Копылова А.Ю. обязанности сняться с регистрационного учета и выселиться из указанного жилого помещения.

С Максименко А.В. и Максименко Н.В., в том числе как с законных представителей несовершеннолетнего ФИО3 взыскана государственная пошлина в доход местного бюджета в равных долях в сумме 180 рублей.

С Копыловой А.Ю. и Копылова А.Ю. взыскана государственная пошлина в доход местного бюджета в сумме по 60 рублей с каждого.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 8 апреля 2024 года решение Елизовского районного суда Камчатского края от 23 октября 2023 отменено.

Исковые требования удовлетворены частично.

На Максименко А.В., Максименко Н.В., действующих в своих интересах и в интересах ФИО3, Копылова А.Ю., Копылову А.Ю. возложена обязанность исполнить соглашение о сдаче жилого помещения от 20 июня 2022 года, расположенного по адресу: <адрес>, расторгнув договор социального найма, предоставив в уполномоченный орган договор социального найма № 3084 от 30.09.2016, выписку из поквартирной карточки с отметками о снятии с регистрационного учета, копию финансового лицевого счета с отметками о его закрытии и отсутствии задолженности за коммунальные платежи, копию акта приема-передачи жилого помещения.

На Копылову А.Ю. возложена обязанность фактически освободить жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.

Копылова А.Ю. выселена из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

Дополнительное соглашение от 5 сентября 2022 года № 1 к договору социального найма жилого помещения от 30 сентября 2016 года № 3084, заключенное между Управлением имущественных отношений администрации Елизовского городского поселения, действующего от имени Елизовского городского поселения, и Копыловой А.Ю. признано незаконным.

В удовлетворении остальной части исковых требований Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации отказано.

В кассационной жалобе Копылова А.Ю. и ее представитель Слащилина О.А. просят отменить постановление суда апелляционной инстанции, полагая, что суд апелляционной инстанции вышел за пределы заявленных требований, не дав оценки обоснованности предъявленного требования лицом, не имеющей оснований для распоряжения спорным жилым помещением. Указывая, что исходя из заключенного дополнительного соглашения № 1 к договору социального найма жилого помещений № 3084 от 30.09.2016 между Управлением имущественных отношений администрации Елизовского городского помещения и Копыловой А.Ю., изменился наниматель спорной квартиры, полагает, что исковое заявление ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ подано лицом, которое не обладает правом в отношении спорного жилого помещения и не имеет законного интереса в споре.

В кассационном представлении прокурор Камчатского края просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, указывая, что на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 11.04.2001 № 514-р спорное жилое помещение передано в муниципальную собственность и зарегистрировано право за Елизовским муниципальным образованием Камчатской области, договор социального найма на условиях бессрочного пользования заключен 17.02.2006 между администрацией Елизовского муниципального образования и Максименно А.В., статус специализированного жилому помещению не присваивался, 25.01.2006 указанная квартира предоставлена Максименко А.В. по договору о передаче жилья в собственность в порядке приватизации, следовательно, правовой режим жилого помещения изменен в 2006 году. Полагает, что судом при рассмотрении дела не дана оценка наличию процессуальных полномочий Минобороны России, законность обращения в суд с требованиями об оспаривании дополнительного соглашения от 05.09.2022 и выселения не выяснялась. Считает, что судом преждевременно сделан вывод о неправомерности неисполнения Максименко обязательств по сдаче жилья, поскольку оценка законности подписанного соглашения о сдаче спорного жилого помещения как специализированного, которое таковым не являлось, не давалась.

Стороны в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явились. В материалах дела имеются уведомления о надлежащем извещении, судебная коллегия в соответствии с ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Прокурор в судебном заседании представил отказ прокурора Камчатского края от кассационного представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.

В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела не допущено.

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования в части возложения на ответчиков обязанности исполнить соглашение о сдаче жилого помещения от 20.06.2022, освободить жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>; расторгнуть договор социального найма от 30 сентября 2016 года № 3084; предоставить в уполномоченный орган договор найма служебного жилого помещения от 30 сентября 2016 года № 3084, выписку из поквартирной карточки с отметкой о снятии с регистрационного учета, копию финансового лицевого счета с отметкой о его закрытии и отсутствии задолженности, копию акта приема-передачи жилого помещения, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», ст.ст. 7, 83, 101, 103 ЖК РФ, ст. 309-310 ГК РФ,    исходил из того, что обязательство о сдаче занимаемого жилого помещений Максименко А.В. являлось необходимым условием для получения жилищной субсидии, следовательно, действия ответчика, связанные с подписанием соглашения о сдаче спорного жилья в силу ч. 1 ст. 35 ЖК РФ направлены на расторжение жилищных правоотношений и освобождение спорного жилого помещения.

Суд первой инстанции также пришел к выводу об обоснованности исковых требований в части снятия Копыловой А.Ю. с регистрационного учета, поскольку Копылова А.Ю. была вселена в спорное жилое помещение в качестве члена семьи военнослужащего, ознакомлена и подписала соглашение о сдаче жилого помещения от 20.06.2022.

Отказывая в удовлетворении исковых требований в части снятия с регистрационного учета ФИО18, Максименко Н.В., ФИО3 в лице законного представителя Максименко Н.В., Копылова А.Ю. и выселении из спорного жилого помещения, исходил из того, что указанные граждане сняты с регистрационного учета и выехали из него.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 15 февраля 2024 года суд апелляционной инстанции принимая во внимание, что оспариваемое решение, затрагивающее права и обязанности Администрации Елизовского городского поселения вынесено судом без привлечения указанного лица к участию в деле в качестве соответчика, в соответствии с требованиями ч. 5 ст. 330 ГПК РФ перешел к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.

Определениями судебной коллегии от 15 февраля 2024 года и 2 апреля 2024 года администрация Елизовского городского поселения и Управление имущественных отношений Администрации Елизовского городского поселения исключены из числа третьих лиц, участвующих в деле, привлечены к участию в деле в качестве соответчиков в соответствии со ст. 40 ГПК РФ.

Разрешая заявленные требования, судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда, руководствуясь положениями ст.ст. 2, 5, 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», с учетом правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда РФ от 29.09.2015 № 2141-О, исходила из того, что спорным жилым помещением Максименко А.В. был обеспечен в целях реализации жилищных прав военнослужащего в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих», от права собственности на указанное жилое помещение отказался, передав его в муниципальный жилищный фонд Елизовского городского поселения, избрав другой способ обеспечения жилищных прав военнослужащего (получение субсидии для приобретения или строительства жилого помещения), пришла к выводу, что жилищные права Копыловой А.Ю. в отношении спорного жилого помещения возникли как производные от прав военнослужащего Максименко А.В. в силу установленного в судебном порядке ее правового статуса – члена семьи военнослужащего. Решением территориального отдела «Камчатский» филиал «Восточный» ФГАУ «Росжилкомлекс» от 21 июня 2022 года Копылова А.Ю. снята с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, поскольку достигла 18-ти летнего возраста, на основании п.4 ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих», к членам семьи военнослужащего не относится.

Признав заявленные требования ФГАУ «Росжилкомплекс» в части возложения на ответчиков Максименко А.В., Максименко Н.В., действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО3, Копылова А.Ю., Копыловой А.Ю. об обязанности исполнить соглашение о сдаче жилого помещения от 20 июня 2022 года, расположенного по адресу: <адрес>, расторгнув договор социального найма, предоставив в уполномоченный орган договор социального найма №3084 от 30 сентября 2016 года, выписку из поквартирной карточки с отметками о снятии с регистрационного учета, копию финансово лицевого счета с отметками о его закрытии и отсутствии задолженности за коммунальные платежи, копию акта приема-передачи жилого помещения, обоснованными и подлежащими удовлетворению, судебная коллегия исходила из того, что ответчикам выплачена жилищная субсидия, размер которой определен без уменьшения на площадь занимаемого по договору социального найма жилого помещения, отсутствия правовых оснований для сохранения за Копыловой А.Ю. права пользования спорным жилым помещением на условиях социального найма в силу принятого указанными лицами обязательства (соглашения о сдаче жилого помещения от 20 июня 2022 года).

Учитывая, что Копылова А.Ю. остается проживать в спорном жилом помещении, в котором зарегистрирована, что ею не оспаривалось, суд апелляционной инстанции указал на отсутствие правовых оснований пользования спорной квартирой на условиях социального найма, в связи с чем пришел к выводу об удовлетворении требования о фактическом освобождении квартиры по адресу: <адрес>, выселении Копыловой А.Ю. из спорного жилого помещения по данному адресу.

Вместе с тем, судебной коллегией указано на то, что заявленное истцом требование о снятии с регистрационного учета Копыловой А.Ю. удовлетворению не подлежит, поскольку на основании п. 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713, принятое судом апелляционной инстанции решение о выселении является самостоятельным основанием для снятия ответчика Копыловой А.Ю. с регистрационного учета.

Рассматривая исковые требования ФГАУ «Росжилкомлекс» к Администрации Елизовского городского поседения о признании дополнительного соглашения от 5 сентября 2022 года № 1 к договору социального найма жилого помещения от 30 сентября № 3084 незаконным, судебная коллегия указала на нарушение порядка и условий предоставления жилого помещения по договору социального найма, предусмотренных ЖК РФ и Федеральным законом «О статуе военнослужащих», в связи с чем пришла к выводу о незаконности дополнительного соглашения от 5 сентября 2022 года № 1 к договору социального найма жилого помещения от 30 сентября 2016 года № 3084 в отношении спорного жилого помещения, заключенное Управлением имущественных отношений Администрации Елизовского городского поселения с Копыловой А.Ю. является недействительным и, следовательно, требования истца подлежащими удовлетворению.

Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что основания для отмены судебного постановления отсутствуют.

Из материалов дела следует, что на основании решения жилищной комиссии войсковой части 87229, оформленного протоколом от 20 мая 2003 года № 7, четырехкомнатная квартира по адресу: <адрес>, предоставлена военнослужащему войсковой части № 69262 Максименко А.В. и членам его семьи ФИО15 <данные изъяты> ФИО16 <данные изъяты> ФИО17 <данные изъяты>

С 08 апреля 2004 года Максименко А.В. и вышеуказанные члены его семьи зарегистрированы в жилом помещении.

Согласно выписке из реестра федерального имущества от 10 июня 2005 года № 1838 право собственности в отношении спорного жилого помещения принадлежало Российской Федерации, балансодержателем являлось государственное учреждение «Елизовская квартирно-эксплуатационная часть района».

По информации, поступившей из архивного отдела (войск и сил на Северо-Востоке Российской Федерации, <адрес>) ФГКУ «Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации» в журнале регистрации ордеров и постановлений за 2001-2011 годы Елизовской квартирно-эксплуатационной части района имеются записи от25 февраля 2004 года, получатель Максименко А.В., ордер отДД.ММ.ГГГГ, <адрес>, постановление № 996 от 03 октября 2003 года. Основание: <данные изъяты> (об).

В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2001 года № 514-р «О передаче в муниципальную собственность объектов коммунально-бытового и социально-культурного назначения» спорное жилое помещение передано в собственность Елизовского районного муниципального образования, государственная регистрация права собственности произведена28 августа 2005 года.

17 февраля 2005 года между УМП «Горжилуправление № 2» и Максименко А.В., ФИО15, ФИО16, ФИО17 на основании ордера на жилое помещение от 08 октября 2003 года №115, выданного на основании постановления администрации Елизовского муниципального района № 996 от 03 октября 2003 года, заключен договор социального найма жилого помещения, по условиям которого спорное жилое помещение предоставлено указанным лицам в бессрочное пользование.

25 января 2006 года между Администрацией Елизовского районного муниципального образования и Максименко А.В. заключен договор о передаче жилого помещения в собственность гражданина, на основании которого спорное жилое помещение перешло в собственность к ответчику Максименко А.В. в порядке приватизации с согласия всех членов семьи, свидетельство о государственной регистрации права выдано 21 февраля 2006 года.

Из ответа Администрации Елизовского муниципального района Камчатского края от 26 февраля 2024 года следует, что жилищный фонд Елизовского муниципального района в процессе разграничения муниципальной собственности передан в собственность Елизовского городского поселения.

22 августа 2016 года спорное жилое помещение передано Максименко А.В. в муниципальный жилищный фонд Елизовского городского поселения.

30 сентября 2016 года между Администрацией Елизовского городского поселения в лице начальника отдела по управлению жилищным фондом Управления имущественных отношений и Максименко А.В. заключен договор социального найма жилого помещения № 3084 в отношении спорной квартиры. Членами семьи, которые совместно с нанимателем вселяются в жилое помещение указаны: Максименко Н.В. <данные изъяты> ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ

10 ноября 2016 года военнослужащий войсковой части № 69262 Максименко А.В. обратился в 3 отдел ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ (далее - 3 отдел ВРУЖО) с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, его и членов семьи составом 5 человек в <адрес>, в связи с предстоящим увольнением.

Решением начальника 3 отдела ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны РФ от 01 марта 2017 года в постановке на учет было отказано, в связи с тем, что Максименко А.В. уже реализовал свое право на жилье путем приватизации, предоставленного ему жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, при этом дальнейшие действия по передаче жилья в собственность Елизовского городского поселения не влекут правовых последствий для принятия его на учет.

Указанное решение обжаловано Максименко А.В. в военный суд. Решением 35 гарнизонного военного суда от 11 апреля 2017 года, оставленным без изменения апелляционным определением Тихоокеанского флотского военного суда от 20 июня 2017 года, решение начальника 3 отдела ВРУЖО от 01 марта 2017 года № 09-20/6 признано незаконным.

12 июля 2017 года Максименко А.В. и члены его семьи Максименко Н.В. (супруга), ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ., ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ (иждивенцы) приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с 10 ноября 2016 года.

В соответствии с п.1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее - Федеральный закон «О статусе военнослужащих») государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Согласно абз.3 п.1 ст. 15 Федеральный закон «О статусе военнослужащих» (в редакции закона на дату постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях) военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства (п.14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»).

Как неоднократно отмечал Конституционный Суд РФ, положения пунктов 1 и 14 статьи 15 Федерального закона статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», принятые в рамках дискреции законодателя, направлены на обеспечение реализации военнослужащими и лицами, уволенными с военной службы, права на жилище. При этом требования об однократном обеспечении военнослужащих жильем и о предоставлении документов об освобождении жилого помещения, предусмотренные п. 14 ст. 15 Федерального закона, основаны на вытекающем из Конституции Российской Федерации принципе социальной справедливости и направлены на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления военнослужащим и членам их семей жилищных гарантий, установленных Федеральным законом. Эти требования не ограничивают каким-либо образом права граждан, включая права членов семьи военнослужащего (правовой статус которых производен от правового статуса самого военнослужащего), на обеспечение жильем в общем порядке согласно нормам Жилищного кодекса Российской Федерации (определение Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ -О).

В соответствии с п. 5 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.

Согласно п. 5 ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» к членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются установленные названным Федеральным законом социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено этим Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся, в том числе, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения.

По смыслу приведенных нормативных положений, жилищная субсидия является одной из форм реализации права военнослужащего на жилище, а ее предоставление - исполнением государством своих обязательств по жилищному обеспечению военнослужащих жилыми помещениями.

Одновременно законом на граждан соответствующей категории возложена обязанность по сдаче занимаемых ими жилых помещений и снятию с регистрационного учета при обеспечении жильем за счет государства.

По правилам ст. 309, п. 1 ст. 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

В соответствии с соглашением о сдаче жилого помещения от20 июня 2022 года, заключенным между ФГАУ «Росжилкомплекс» и Максименко А.В., военнослужащий и члены его семьи приняли на себя обязательство расторгнуть договор социального найма жилого помещения от 30 сентября 2016 года № 3084, освободить жилое помещение по истечению срока контракта военнослужащего, и представить документы, указанные в п. 4 соглашения, включая договор (ордер), на основании которого гражданин и члены его семьи занимают жилое помещение, выписку из поквартирной карточки с отметкой о снятии с регистрационного учета, копию финансового лицевого счета с отметкой о его закрытии и отсутствии задолженности, копию акта приема-передачи жилого помещения. Указанное соглашение подписано также членами семьи военнослужащего Максименко А.В. - Максименко Н.В., Копыловым А.Ю., Копыловой А.Ю.

Пунктом 3 указанного соглашения определено, что стороны приняли решение о расторжении договора найма жилого помещения от30 сентября 2016 года № 3084 с момента подписания настоящего соглашения, по окончании (трудовых отношений) прохождения военной службы (не более срока контракта о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации).

Решением Врио начальника территориального отдела «Камчатский» ФГАУ «Росжилкомплекс» от 21 июня 2022 года № 09-73/57 ответчик Копылова А.Ю., ДД.ММ.ГГГГ., снята с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, как лицо, достигшее 18-летнего возраста и не находящееся на иждивении военнослужащего. Указанное решение Максименко А.В., Копыловой А.Ю. не обжаловано.

Решением ФГАУ «Росжилкомплекс» от 24 января 2023 года № 1245 подполковнику Максименко А.В. предоставлена субсидия для приобретения (строительства) жилого помещения, платежным поручением от27 января 2023 года субсидия в размере 17569 926 рублей перечислена на счет Максименко A.В.

При этом расчет субсидии произведен в соответствии с п. 4 Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих», утвержденных постановлением Правительства РФ от 03 февраля 2014 года № 76, исходя из норматива общей площади жилого помещения, установленного для расчета субсидии 72 кв.м. (4 чел. х 18 кв.м), ее размер не уменьшен с учетом заключенного соглашения.

Решением начальника территориального отдела «Камчатский» ФГАУ «Росжилкомплекс» от 02 февраля 2023 года № 09-33/12 Максименко А.В., Максименко Н.В., ФИО3 и Копылов А.Ю. сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

Приказом командующего войсками и силами на Северо-востоке по личному составу от 14 марта 2023 года № 40 Максименко А.В. уволен с военной службы в запас по возрасту, с 03 апреля 2023 года Максименко А.В. исключен из списков части.

03 февраля 2023 года истцом в адрес ответчика Максименко А.В. направлено предупреждение № 09-14/688 о необходимости в срок до27 апреля 2025 выполнить свое обязательство, предусмотренное соглашением от 20 июня 2022 года.

26 апреля 2023 года в адрес ответчика Максименко А.В. направлено требование № 09-14/3129 об исполнении обязательства о расторжении договора социального найма и освобождении жилого помещения.

Указанные требования в установленные сроки ответчиками не исполнены.

Разрешая исковые требования, суд апелляционной инстанции, правильно руководствуясь позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 25 декабря 2003 года № 453-О, а также п. 4 раздела «Судебная практика по гражданским делам» Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2011 года (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 07 декабря 2011 года), верно указал, что в силу п. 5 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» освобождающиеся после обеспечения военнослужащих жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, подлежат перераспределению и предоставлению другим военнослужащим и членам их семей.

Поскольку спорным жилым помещением Максименко А.В. был обеспечен в целях реализации жилищных прав военнослужащего в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих», от права собственности на указанное жилое помещение отказался, передав его в муниципальный жилищный фонд Елизовского городского поселения, избрав другой способ обеспечения жилищных прав военнослужащего (получение субсидии для приобретения или строительства жилого помещения), то жилищные права Копыловой А.Ю. в отношении спорного жилого помещения возникли как производные от прав военнослужащего Максименко А.В. в силу установленного в судебном порядке ее правового статуса – члена семьи военнослужащего. Решением территориального отдела «Камчатский» филиал «Восточный» ФГАУ «Росжилкомлекс» от 21 июня 2022 года Копылова А.Ю. снята с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, поскольку достигла 18-ти летнего возраста, на основании п.4 ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих», к членам семьи военнослужащего не относится.

Судебная коллегия в полной мере согласна с выводом суда апелляционной инстанции о том, что в связи с выплатой ответчикам жилищной субсидии, размер которой определен без уменьшения на площадь занимаемого по договору социального найма жилого помещения, отсутствием правовых оснований для сохранения за Копыловой А.Ю. права пользования спорным жилым помещением на условиях социального найма и в силу принятого указанными лицами обязательства (соглашения о сдаче жилого помещения от 20 июня 2022 года) требование истца ФГАУ «Росжилкомплекс» в части возложения на ответчиков Максименко А.В., Максименко Н.В., действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО3, Копылова А.Ю., Копыловой А.Ю. об обязанности исполнить соглашение о сдаче жилого помещения от 20 июня 2022 года, расположенного по адресу: <адрес>, расторгнув договор социального найма, предоставив в уполномоченный орган договор социального найма № 115 от 30 сентября 2016 года, выписку из поквартирной карточки с отметками о снятии с регистрационного учета, копию финансово лицевого счета с отметками о его закрытии и отсутствии задолженности за коммунальные платежи, копию акта приема-передачи жилого помещения подлежат удовлетворению.

Как верно указал суд апелляционной инстанции, ссылаясь на разъяснения, содержащиеся в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», при рассмотрении исков (заявлений) военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона «О статусе военнослужащих», так и нормами ЖК РФ, принятыми в соответствии с ЖК РФ другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Поскольку Максименко А.В., Максименко Н.В., ФИО3, Копылов А.Ю. фактически освободили спорное жилое помещение, выехав в Краснодарский край, снялись с регистрационного учета, выселились, то заявленные истцом требования в данной части обоснованно оставлены судом апелляционной инстанции без удовлетворения.

Учитывая, что Копылова А.Ю. проживает в спорном жилом помещении, в котором зарегистрирована, ввиду отсутствия правовых оснований пользования спорной квартирой на условиях социального найма, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу, что подлежат удовлетворению требования о фактическом освобождении квартиры по адресу: <адрес>, выселении Копыловой А.Ю. из спорного жилого помещения по данному адресу, и принятое судом апелляционной инстанции решение о выселении является самостоятельным основанием для снятия ответчика Копыловой А.Ю. с регистрационного учета.

Судебная коллегия Камчатского краевого суда обоснованно указала, что учитывая разъяснения, приведенные в п. 23 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», требование о признании незаконным дополнительного соглашения к договору социального найма следует рассматривать применительно к правилам, установленным статьей 168 ГК РФ, о недействительности сделки, не соответствующей закону или иным правовым актам.

В этом же пункте постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 года № 14 указано, что суд вправе признать решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма недействительным и заключенного на его основании договора социального найма, если будет установлено, что: имели место иные нарушения порядка и условий предоставления жилых помещений по договору социального найма, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента, законами субъекта Российской Федерации (п. «г»).

Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 ЖК РФ). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 12, пункт 5 статьи 13, части 3, 4 статьи 49 ЖК РФ).

Принимая во внимание ответ администрации Елизовского городского поселения от 23 октября 2023 года о том, что Копылова А.Ю. не состояла в очереди в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением, учитывая, что право пользования спорными жилым помещением Копыловой А.Ю. возникло как производное право от жилищных прав военнослужащего, самостоятельное право на данное жилое помещение Копылова А.Ю. не приобрела, оно утрачено, в связи с выплатой Максименко А.В. жилищной субсидии, в размере которой не учтена площадь спорного жилого помещения по договору социального найма, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о нарушении порядка и условий предоставления жилого помещения по договору социального найма, предусмотренных ЖК РФ и ФЗ «О статуе военнослужащих», о признании недействительным дополнительного соглашения от 05 сентября 2022 года № 1 к договору социального найма жилого помещения от 30 сентября 2016 года № 3084 в отношении спорного жилого помещения, заключенного Управлением имущественных отношений Администрации Елизовского городского поселения с Копыловой А.Ю.

В доводах кассационной жалобы заявитель фактически просит о переоценке установленных судами обстоятельств, что недопустимо в силу процессуального законодательства.

Как следует из пункта 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", иная оценка кассационным судом общей юрисдикции доказательств по делу и установление новых фактов не допускаются. Однако, если судами первой и (или) апелляционной инстанций допущены нарушения норм процессуального права при исследовании и оценке доказательств (например, судебное постановление в нарушение требований статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основано на недопустимых доказательствах), кассационный суд общей юрисдикции учитывает эти обстоятельства при вынесении кассационного определения (абзац второй).

Таким образом, кассационный суд общей юрисдикции проверяет правильность применения и толкования нижестоящими судами норм права в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, анализирует соответствие сделанных судами нижестоящих инстанций выводов установленным фактическим обстоятельствам дела с учетом доказательств, которые являлись предметом их исследования и оценки, поскольку от правильности установления юридически значимых для дела обстоятельств зависит и выбор судом подлежащей применению нормы права.

При этом кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.

       Доводы кассационной жалобы заявителя основаны на ошибочном понимании норм права, регулирующих спорное правоотношение, все юридически значимые обстоятельства были установлены судом и апелляционной инстанции, при этом судебная коллегия, с учетом определенного истцом предмета спора и оснований исковых требований, оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 67 ГПК РФ, пришла к верному выводу о частичном удовлетворении исковых требований. Судебной коллегией правильно истолкованы и применены к спорным отношениям нормы материального права, подлежащие применению.

Принимая во внимание отсутствие в кассационной жалобе указания на обстоятельств, которые бы могли в силу ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации явиться основанием к отмене принятого по делу апелляционного определения, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

28 июня 2024 года в суд кассационной инстанции поступило заявление прокурора Камчатского края об отказе от кассационного представления и прекращения кассационного производства по представлению. Прокурор в судебном заседании поддержал заявление об отзыве кассационного представления.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационной жалобы, представления кассационный суд общей юрисдикции вправе прекратить производство по кассационной жалобе, представлению, если после принятия кассационных жалобы, представления к производству суда от лица, их подавшего, поступило заявление об отказе от кассационной жалобы, представления и отказ принят судом в соответствии со статьей 39 настоящего Кодекса.

Исходя из вышеизложенного, судебная коллегия принимает отказ прокурора от кассационного представления, поскольку этот не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 8 апреля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Копыловой Алёны Юрьевны и ее представителя Слащилиной Ольги Алексеевны – без удовлетворения.

Прекратить производство по кассационному представлению прокурора Камчатского края на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 8 апреля 2024 года.

Председательствующий

Судьи

8Г-5691/2024 [88-6217/2024]

Категория:
Гражданские
Истцы
Елизовский городской прокурор
Федеральное Государственное автономное учреждение "Центральное управление Жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны РФ
Ответчики
Копылов Артем Юрьевич
Максименко Алексей Васильевич
Информация скрыта
Копылова Алена Юрьевна
Максименко Наталья Владимировна
Другие
Администрация Елизовского городского поселения
Управление имущественных отношений администрации Елизовского городского поселения
Слащилина Ольга Алексеевна
Суд
Девятый кассационный суд общей юрисдикции
Дело на сайте суда
9kas.sudrf.ru
04.07.2024Судебное заседание
04.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее