Решение по делу № 2а-390/2019 от 29.03.2019

63RS0028-01-2019-000339-48

№ 2а-390/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Сергиевск                             14 мая 2019 года

Сергиевский районный суд Самарской области в составе председательствующего судьи Яковлева И.А.,

при секретаре Степановой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2а-390/2019 по иску Прокурора Сергиевского района Самарской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Красносельское муниципального района Сергиевский Самарской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности,

у с т а н о в и л:

Прокурор Сергиевского района Самарской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации сельского поселения Красносельское муниципального района Сергиевский Самарской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по постановке на учет земельных участков, занятых кладбищем, и возложении обязанности постановки на государственный кадастровый учет и регистрации права собственности на земельные участки.

В обоснование своих требований указал, что прокуратурой района в ходе надзора за исполнением законодательства о погребении и похоронном деле, государственной регистрации недвижимости, муниципальном имуществе в администрации сельского поселения Красносельское установлено, что на территории сельского поселения расположено 5 кладбищ: в с. Красносельское, в с. Красносельское (мусульманское), в с. Королевка, д. Горки, в с. Мамыково. Данные кладбища собственника не имеют, на учет, как бесхозяйная вещь, в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, не поставлены, администрацией сельского поселения в установленном порядке не проведены работы по межеванию занятых кладбищем земельных участков, не установлены границы земельных участков на местности, земельные участки не поставлены на кадастровый учет. В связи с этим администрацией сельского поселения Красносельское муниципального района Сергиевский нарушены требования федерального законодательства. В соответствии с информацией сельского поселения Красносельское и ответа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области собственников данных кладбищ нет, как бесхозная вещь на учет не поставлены; межевание земельных участков не проведено, границы земельных участков на местности не установлены; земельные участки на кадастровый учет не поставлены. Отвод земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ (статьи 294, 296). Пунктом 24 статьи 1 главы 2 Устава сельского поселения Красносельское к вопросам местного значения поселения относятся: организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Соответствующие полномочия органу местного самоуправления муниципального района не делегировались. Не постановка на государственный кадастровый учет и не регистрация права собственности на земельный участок фактически занятый кладбищем, может привести к обезличиванию территории кладбища, влечет нарушение прав на достойное отношение после погребения, приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания, поскольку отсутствие определенных границ земельного участка препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местом погребения в целях безопасности жизни и здоровья населения. Просит признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Красносельское муниципального района Сергиевский, выражающееся в непринятии мер по постановке на учет земельных участков, занятых кладбищами в с. Красносельское, в с. Красносельское (мусульманское), в с. Королевка, д. Горки, в с. Мамыково; возложить на администрацию сельского поселения Красносельское муниципального района Сергиевский обязанность по постановке на государственный кадастровый учет и регистрации права собственности на земельные участки.

В судебное заседании прокурор Сергиевского района Самарской области Рябов В.И. не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объеме.

Представитель административного ответчика администрации сельского поселения Красносельское муниципального района Сергиевский Самарской области – Глава поселения Вершков Н.В. в судебное заседание не явился, в возражениях указал, что в настоящее время в бюджете сельского поселения Красносельское муниципального района Сергиевский денежные средства, необходимые для осуществления мероприятий по постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, занятых кладбищами в Красносельское, в с. Красносельское (мусульманское), в с. Королевка, д. Горки, в с. Мамыково, а также регистрации права собственности на них, отсутствуют. По мере поступления в бюджет сельского поселения Красносельское муниципального района Сергиевский денежных средств на указанные цели, финансирование мероприятий по постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, занятых кладбищами в Красносельское, в с. Красносельское (мусульманское), в с. Королевка, д. Горки, в с. Мамыково, а также регистрация права собственности на них будет осуществлено. Просит отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Исследовав представленные доказательства, суд считает заявление прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Сведения в ЕГРН о земельном участке, расположенном в Самарской области, Сергиевском районе, в границах сельского поселения Красносельское (земли населенных пунктов, для размещения существующего кладбища) отсутствуют, что подтверждается Уведомлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 26.03.2019.

В соответствии со ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Частью 4 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что из оборота изъяты земельные участки, занятые гражданскими захоронениями.

В силу ст. 18 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, а согласно ч. 2 ст. 15 Федерального закона N 8-ФЗ места погребения по принадлежности могут быть либо государственными либо муниципальными.

В соответствии с п. 1 ст. 4 вышеназванного Федерального закона N 8-ФЗ местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.

Согласно ст. 16 Федерального закона N 8-ФЗ выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.

Ст. 42 Конституции Российской Федерации, часть 1 статьи 11 Федерального закона N 7-ФЗ от 10 января 2001 года "Об охране окружающей среды" определяют, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе, посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (абз. 3 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").

В соответствии со статьей 17 Федерального закона N 8-ФЗ деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления (п. 1).

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 84 утверждены СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", которыми устанавливаются санитарно-эпидемиологические требования к условиям размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности.

Требования СанПиН 2.1.2882-11 являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, реставрацией (в том числе воссозданием) и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения и имеющими право на занятие данными видами деятельности (пп. 1-1, 1-2 СанПиН 2.1.2882-11).

Согласно п. 2.7 СанПиН 2.1.2882-11 устройство кладбища осуществляется в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом, в котором необходимо предусмотреть следующее: наличие водоупорного слоя для кладбищ традиционного типа; систему дренажа; обваловку территории; характер и площадь зеленых насаждений; организацию подъездных путей и автостоянок; планировочное решение зоны захоронений для всех типов кладбищ с разделением на участки, различающиеся по типу захоронений, при этом площадь мест захоронения должна быть не более 70% общей площади кладбища; разделение территории кладбища на функциональные зоны (входную, ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений, зеленой защиты по периметру кладбища); канализование, водоснабжение, теплоэлектроснабжение, благоустройство территории.

Не проведение кадастровых работ с целью уточнения границ и площади занятых под кладбище земельных участков, отсутствие установленных границ спорных земельных участков, не приведение территории кладбищ в соответствие с нормами действующего земельного законодательства, кадастрового учета в установленном законом порядке, приводит к нарушению санитарных правил и прав неограниченного круга лиц на благоприятную окружающую среду при осуществлении захоронения умерших, препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля над местами погребения, обеспечению безопасности жизни и здоровья населения, осуществлению земельного контроля.

Администрация сельского поселения Красносельское муниципального района Сергиевский Самарской области требования указанного законодательства не исполняет, не принимает меры по постановке на учет земельных участков, занятых кладбищами в с. Красносельское, в с. Красносельское (мусульманское), в с. Королевка, д. Горки, в с. Мамыково; не ставит на государственный кадастровый учет и не регистрирует права собственности на земельные участки.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административное исковое заявление прокурора Сергиевского района Самарской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Красносельское муниципального района Сергиевский Самарской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности, - удовлетворить.

Признать бездействие администрации сельского поселения Красносельское муниципального района Сергиевский Самарской области, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет земельных участков, занятых кладбищами в с. Красносельское, в с. Красносельское (мусульманское), в с. Королевка, д. Горки, в с. Мамыково, незаконным.

Обязать администрацию сельского поселения Красносельское муниципального района Сергиевский Самарской области поставить на государственный кадастровый учет и зарегистрировать право собственности на земельные участки, занятые кладбищами.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Сергиевский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 20 мая 2019 года.

Председательствующий судья: И.А. Яковлев

2а-390/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Сергиевского района Самарской области
Ответчики
администрация сельского поселения Красносельское
Другие
Администрация муниципального района Сергиевский Самарской области
Суд
Сергиевский районный суд Самарской области
Дело на странице суда
sergievsky.sam.sudrf.ru
29.03.2019[Адм.] Регистрация административного искового заявления
29.03.2019[Адм.] Передача материалов судье
01.04.2019[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
01.04.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.04.2019[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
16.04.2019[Адм.] Рассмотрение дела начато с начала
14.05.2019[Адм.] Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее