Дело №12-39/2019 <данные изъяты>
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
гор. Дорогобуж 02 июля 2019 года
Судья Дорогобужского районного суда Смоленской области Кулагин В.А., при секретаре: Савиной И.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главного врача ОГБУЗ «Дорогобужская ЦРБ» Карпенко Людмилы Владимировны на постановление руководителя Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Смоленской области ФИО №П67-63/19-2 от 26.04.2019 о назначении административного наказания по ч. 21 ст. 19.5 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
Постановлением руководителя Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по <адрес> ФИО №П67-63/19-2 от 26.04.2019 главный врач ОГБУЗ «Дорогобужская ЦРБ» Карпенко Л.В. привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 21 ст. 19.5 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе на указанное постановление главный врач ОГБУЗ «Дорогобужская ЦРБ» Карпенко Л.В. просит освободить ее от административной ответственности в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ и ограничиться устным замечанием. В обоснование жалобы указывает, что пункты 1 и 2 Предписания выполнены, выделено и оборудовано специальное помещение для проведения предрейсовых/послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств. Проведены соответствующие конкурсные процедуры по закупке товаров для государственных нужд, а именно, 2-х алкометров, которые в ближайшее время будут поставлены в учреждение. Пункт 5 Предписания – внесены изменения в договор о предоставлении платных услуг, информационный стенд заказан и находится в стадии оформления. Пункт 6 предписания, касающийся внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности – в настоящее время на соответствующее обучение направлен специалист, который по окончании обучения возглавит клинико-экспертную работу и работу по внутреннему контролю качества и безопасности медицинской деятельности в учреждении. Обучение продлится до 30.06.2019. Пункт 9 Предписания выполнен – на информационных стендах учреждения размещена информация для граждан о возможности получения медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год.
Главный врач ОГБУЗ «Дорогобужская ЦРБ» Карпенко Л.В. в суде жалобу поддержала, пояснила, что предпринимаются все попытки к устранению указанных в предписании нарушений. Учитывая, что данную должность она занимает менее года, возможности исправить все нарушения за короткое время не представляется возможным. Просит постановление о назначении административного наказания отменить в связи с малозначительностью и ограничиться устным замечанием.
Руководитель Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Смоленской области ФИО в суде с жалобой главного врача ОГБУЗ «Дорогобужская ЦРБ» Карпенко Л.В. не согласился. Указал, что в результате внеплановой выездной проверки установлено не исполнение ОГБУЗ «ДорогобужскаяЦРБ» Предписания №62 от 31.10.2019 об устранении выявленных нарушений со сроком исполнения до 29.03.2019. Из указанных в предписании многочисленных нарушений за 5 месяцев исправлена лишь информация для пациентов на сайте и принят на работу заместитель главного врача по медицинской части. Ни одного документа об устранении других нарушений не было представлено как в ходе проверки, так и при обжаловании постановления о назначении административного наказания. Указанное правонарушение не может быть признано малозначительным, поскольку выявленные нарушения сказываются на качестве оказываемой медицинской помощи. Просит оставить постановления без изменения.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
31.10.2018 ОГБУЗ «Дорогобужская ЦРБ» Территориальным органом Росздравнадзора по Смоленской области выдано предписание об устранении выявленных нарушений №62 с указанием срока исполнения -29.03.2019.
Согласно ч. 21 ст. 19.5 КоАП РФневыполнение в установленный срок законного предписания, решения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, его территориального органа влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Из представленных материалов дела об административном правонарушении следует, что с 17.04.2019 по 23.04.2019 на основании распоряжения (приказа) руководителя Территориального органа Росздравнадзора по Смоленской области №П67-72/2019 от 12.04.2019 проведена внеплановая проверка ОГБУЗ «Дорогобужская ЦРБ».
Согласно постановлению по делу об административном правонарушении, в ходе проверки установлено, что пункты 1,2,3,4,5,6,7,8,9 Предписания об устранении выявленных нарушений №62 от 31.10.2018, которым установлен срок исполнения до 29.03.2019, не исполнены в части:
1. Отсутствует специально выделенное помещение, состоящее не менее чем из 2-х комнат, для проведения предрейсовых/послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств. Осмотр водителей проводится фельдшером в кабинете приема вызовов скорой медицинской помощи на станции скорой помощи.
2. Не выполняется установленный объем предрейсовых, предсменных, послерейсовых медицинских осмотров водителей ввиду несоответствия стандарта оснащения кабинета для проведения предрейсовых медицинских осмотров необходимыми медицинскими приборами, оборудованием: отсутствует кушетка, сейф, столик для медицинского оборудования, сумка с набором медикаментов для оказания неотложной медицинской помощи, экспресс-тесты на алкоголь и наркотики (должен быть постоянный запас в количестве 10 шт.), шпатели медицинские в количестве 10 штук, отсутствует достаточный запас (учитывая количество водителей, проходящих медицинский осмотр) мундштуков и одноразовых емкостей для сбора биологического материала. В учреждении отсутствует 2-ой прибор для определения паров спирта в выдыхаемом воздухе – алкометр (из требующихся 2-алкометров в наличии имеется только один «Динго Е-010»), необходимый для проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения, срок поверки которого истек еще в 2013 году, представлен Акт технического обслуживания от 23.03.2012г.
3. При наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара по физиотерапии данная должность не укомплектована соответственно, медицинская деятельность по данному виду работ/услуг не осуществляется.
4. В структурных подразделениях ОГБУЗ «Дорогобужская ЦРБ» осуществляется ведение Журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения не установленной формы.
5. В медицинском учреждении отсутствует информационный стенд с размещенной информацией по предоставлению платных медицинских услуг;в договоре о предоставлении платных услуг не указана следующая информация: сведения об исполнителе – данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию; перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией, наименование,адрес места нахождения и телефон выдавшего ее лицензирующего органа. Кроме того в договорах представлена недостоверная информация о номере лицензии на осуществление медицинской помощи и органе, выдавшем лицензию. Не оформляется информированное добровольное согласие потребителя на медицинское вмешательство в рамках оказания платных медицинских услуг. Информация об оказании платной медицинской услуги вносится в медицинскую карту неустановленной формы.
6. Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в ОГБУЗ «Дорогобужская ЦРБ» носит формальный характер и неэффективен. Так, не представлен Приказ «О назначении ответственного за организацию и порядок осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности»; представлен Приказ №192 от 29.12.2017 «О внутреннем контроле качества и безопасности медицинской деятельности», которым продлено действие приказа №157 от 27.10.2016 на 2018 год в прежней редакции. Данными приказами утверждено лишь Положение о внутреннем контроле качества и безопасности медицинской деятельности в ОГБУЗ «Дорогобужская ЦРБ», согласно которому в учреждении имеется 3-х уровневая экспертиза внутреннего контроля качества, ответственные лица за каждый уровень на момент проверки сменили должность или уволились. Не представлены разработанная форма заполнения Журнала внутреннего контроля качества медицинской помощи, разработанный классификатор дефектов медицинской помощи (учитывая возможности учреждения); форма ежегодного отчета по мониторингу качества оказания медицинской помощи в учреждении, в том числе отчет по итогам 2018 года, утвержденный руководителем учреждения. Не представлены карты экспертной оценки качества медицинской помощи, заполненные ответственными лицами каждого уровня. Информация,полученная по результатам оценки качества медицинской помощи, не доводится до сведения руководителя учреждения. В Положениях о структурных подразделениях (отделениях), в должностной инструкции заведующего поликлиникой, неврологическим отделением и др. отсутствует функция по организации и осуществлению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, так в должностной инструкции заведующего неврологическим отделением в п. 17 обозначены должностные обязанности как «осуществляет контроль за правильностью ведения и оформления медицинской документации…». Данная формулировка не соответствует формулировке ст. 90 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», а именно организует и осуществляет «внутренний контроль качества и безопасности».
Представлены Приказ ОГБУЗ «Дорогобужская ЦРБ» от 14.06.2018 №118 «О создании Врачебной комиссии» и утвержденное главным врачом Положение о врачебной комиссии учреждения и график работы ВК. Положение о ВК составлено не по установленной форме; не представляется возможным оценить, какие именно вопросы рассматривает ВК на своих заседаниях (не указаны в Положении) за исключением проведения внутреннего контроля качества медицинской деятельности. Не указано конкретное лицо, ответственное за проведение внутреннего контроля качества медицинской помощи; в состав комиссии не включен секретарь ВК;председателем ВК не представлены утвержденные главным врачом учреждения ежеквартальные (за 1-ый и 2-ой кварталы 2018 года) отчеты о работе врачебной комиссии. Таким образом, контроль за деятельностью врачебной комиссии и ее подкомиссий со стороны главного врача ОГБУЗ «Дорогобужская ЦРБ» не осуществляется должным образом; в учреждении не проводится оценка своевременности оказания медицинской помощи, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата, представлены, неутвержденные приказом руководителя учреждения формы карт экспертной оценки качества медицинской помощи, в которой отсутствуют ссылки на применение критериев оценки качества медицинской помощи при оказании медицинской помощи пациентам в учреждении, согласно действующей лицензии;не представлены журналы контроля качества медицинской помощи, которые должны вести ответственные лица за проведение контроля на 1-ом и 2-ом уровнях контроля за исключением заместителя главного врача по медицинской части; ОГБУЗ «Дорогобужская ЦРБ» не представлен анализ/отчет результатов проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности учреждения в целом и по каждому подразделению отдельно по итогам квартала, года. Данный отчет должен утверждаться главным врачом учреждения с приложением плана мероприятий (также не представлен), по устранению дефектов оказания медицинской помощи;представлены «Журналы учета клинико-экспертной работы» учреждения (форма №035/у-02). Не все графы в «Журнале учета клинико-экспертной работы лечебно-профилактического учреждения» заполняются согласно Приложения №2 «Инструкции по заполнению учетной формы 035/у-02» приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.05.2002 №154 «О введении формы учета клинико-экспертной работы в лечебных учреждениях»:
1) в графе 3 указывается только фамилия врача, в связи с чем не представляется возможность для дальнейшей идентификации (не указывается участок или отделение);
2) в графе 9 – не указывается код основного заболевания в соответствии с МКБ-10;
3) в графе 10 – не всегда указывается характеристика случая экспертизы или интерпретируется в свободной форме;
4) в графе 11 – не указывается вид экспертизы вообще, или интерпретируется в свободной форме;
5) графы 12-14 – не всегда заполняются, либо заполняются в свободной форме, что указывает на отсутствие проведения экспертизы контроля качества оказания медицинской помощи, не оцениваются достигнутые результаты отдельных этапов лечения.
Выявлены факты проведения медицинских осмотров (предрейсовых, послерейсовых) медицинскими работниками, не имеющими действующие на момент проведения проверки удостоверения о дополнительном медицинском образовании, необходимом для проведения предрейсовых, послерейсовых осмотров водителей,администрацией не представлено ни одного действующего удостоверения о дополнительном медицинском образовании, наличие которого дает право проведения предрейсовых, послерейсовых медицинских осмотров водителей (подготовка на курсах медицинских работников по вопросам проведения предрейсовых, послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств) на сотрудников, указанных в Приказе учреждения №177 а от 26.12.2017, на которых возложена обязанность проведения предрейсовых, послерейсовых медицинских осмотров водителей.
Заполнение граф представленного «Журнал послерейсового осмотра» не отвечает установленным требованиям: не указывается пол работника (водителя), датарождения, отсутствует отметка о визуальном осмотре видимых слизистых и кожных покровов; отсутствуют данные количественного определения алкоголя в выдыхаемом воздухе, отсутствует расшифровка подписи медицинского работника, в связи с чем не представляется возможным определить лицо, проводившее медицинский осмотр и определить, имеет ли данный медицинский работник специальную подготовку – свидетельство о повышении квалификации, дающее право на проведение предрейсовых, послерейсовых осмотров водителей транспортных средств; отсутствует личная подпись водителя.
«Журнал регистрации послерейсовыхпослесменных медицинских осмотров водителей» отсутствует, что позволяет сделать вывод о том, что послерейсовые медицинский осмотры водителей не проводятся.
Не соблюдается порядок оформления заключения по результатам медицинских осмотров, а именно, вынесенные медицинским работникомзаключения по результатам прохождения предрейсового медицинского осмотра «здоров» не соответствует установленному заключению,так как не содержит информации об отсутствии или наличии признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе, алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения (с указанием этих признаков).
Медицинские карты амбулаторного больного не соответствуют установленной форме. В медицинских картах отсутствуют согласия на обработку персональных данных.
7. Паллиативная медицинская помощь пациентам оказывается врачами, не прошедшими обучение по вопросам оказания паллиативной медицинской помощи.
8. ОГБУЗ «Дорогобужская ЦРБ» не заключен договор с организацией, имеющей лицензию на осуществление технического обслуживания/поверки медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов).
9. На информационных стендах ОГБУЗ «Дорогобужская центральная районная больница» по адресу 215750, Смоленская область, Дорогобужский район, пгт. Верхнеднепровский, ул. Молодежная, д.9 не размещена информация для граждан о возможности получения медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год.
10. При оказании пациентам стационарной медицинской помощи в отделениях ОГБУЗ «Дорогобужская ЦРБ» выявлен факт приобретения за личные средства пациентов лекарственных препаратов, входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
Не исполнение ОГБУЗ «Дорогобужская ЦРБ» Предписания № 62 от 31.10.2019 в срок до 29.03.2019 подтверждается актом проверки №52 от 23.04.2019, протоколом об административном правонарушении № П67-63/19-2 от 25.04.2019.
Выявленное нарушение главным врачом ОГБУЗ «Дорогобужская ЦРБ» не оспаривается.
Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что руководитель Территориального органа Федеральной службы по надзору сфере здравоохранения по Смоленской области ФИО правомерно усмотрел в действиях главного врача ОГБУЗ «Дорогобужская ЦРБ» Карпенко Л.В. состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 21 ст. 19.5 КоАП РФ.
Административное наказание назначено с учетом положений статьи 4.1 КоАП РФ в минимальном размере, предусмотренном санкцией указанной статьи.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно правовой позиции, закрепленной в Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Учитывая, что совершенное административное правонарушение посягает на установленный порядок общественных отношений в области порядка управления, существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в данном случае в ненадлежащем отношении должностного лица к исполнению своих обязанностей. Учитывая, что ОГБУЗ «Дорогобужская ЦРБ» осуществляет медицинское обслуживание населения, невыполнение главным врачом предписания Росздравнадзора об устранении выявленных нарушений отражается на качестве оказываемой медицинской помощи.Учитывая в совокупности обстоятельства совершенного правонарушения, суд приходит к выводу, что в данном случае нет оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену оспариваемого постановления, судом не установлено, оснований для отмены постановления по делу об административном правонарушении не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд
р е ш и л:
Постановление руководителя Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Смоленской области ФИО №П67-63/19-2 от 26.04.2019 о назначении главному врачу ОГБУЗ «Дорогобужская ЦРБ» Карпенко Л.В. административного наказания по ч. 21 ст. 19.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 рублей оставить без изменения, а жалобу главного врача ОГБУЗ «Дорогобужская ЦРБ» Карпенко Л.В. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд в порядке, предусмотренном ст. 30.9 КоАП Российской Федерации.
Судья
Дорогобужского районного суда В.А.Кулагин
Смоленской области