Решение по делу № 33-4776/2022 от 10.10.2022

КИРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 10 ноября 2022 года по делу №33-4776/2022

1 инстанция - судья Перминова О.С. Дело №2-2-78/2022

УИД 43RS0022-02-2022-000154-61

Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего судьи Бакиной Е.Н.,

судей Лысовой Т.В., Катаева Е.В.,

при секретаре Иконниковой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кирове дело по апелляционной жалобе ООО «Кировский лесопромышленный комбинат» на решение Мурашинского районного суда Кировской области от 31 августа 2022 года, которым удовлетворены исковые требования прокурора Опаринского района Кировской области в защиту интересов неопределенного круга лиц; на муниципальное образование Опаринский муниципальный округ Кировской области в лице администрации муниципального образования Опаринский муниципальный округ Кировской области возложена обязанность организовать теплоснабжение многоквартирных жилых домов и социально-значимых объектов на территории п.Заря Опаринского муниципального округа Кировской области в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» в период отопительного периода 2022-2023гг.; на ООО «Кировский лесопромышленный комбинат» возложена обязанность обеспечить подготовку источника теплоснабжения - котельной, расположенной по адресу: ФИО1 <адрес>, и оборудования, предназначенного для обеспечения работы котельной, к отопительному периоду 2022-2023гг., обеспечить их исправное состояние до момента ввода в эксплуатацию блочно-модульной котельной в пос.Заря Опаринского района Кировской области, но не позднее окончания отопительного сезона 2022-2023гг., а также обеспечить бесперебойное теплоснабжение многоквартирных жилых домов и социально-значимых объектов на территории п.Заря Опаринского муниципального округа Кировской области с даты начала отопительного сезона 2022-2023гг. до момента ввода в эксплуатацию блочно-модульной котельной в пос.Заря Опаринского района Кировской области, но не позднее окончания отопительного сезона 2022-2023гг.

Заслушав доклад судьи Лысовой Т.В., судебная коллегия

установила:

прокурор Опаринского района Кировской области обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному образованию Опаринский муниципальный округ Кировской области в лице администрации муниципального образования Опаринский муниципальный округ Кировской области о возложении обязанности. В обоснование указал, что в результате проведенной прокуратурой проверки выявлены нарушения действующего законодательства в сфере теплоснабжения. С учетом уточнения исковых требований просил обязать муниципальное образование Опаринский муниципальный округ Кировской области в лице администрации муниципального образования Опаринский муниципальный округ Кировской области организовать теплоснабжение многоквартирных жилых домов и социально-значимых объектов на территории п.Заря Опаринского муниципального округа Кировской области в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» в период отопительного периода 2022-2023гг., обязать ООО «Кировский лесопромышленный комбинат» обеспечить подготовку источника теплоснабжения - котельной, расположенной по адресу: <адрес>, и оборудования, предназначенного для обеспечения работы котельной, к отопительному периоду 2022-2023 гг., обеспечить их исправное состояние до момента ввода в эксплуатацию блочно-модульной котельной в пос.Заря Опаринского района Кировской области, но не позднее окончания отопительного сезона 2022-2023гг., а также обеспечить бесперебойное теплоснабжение многоквартирных жилых домов и социально-значимых объектов на территории п.Заря Опаринского муниципального округа Кировской области до момента ввода в эксплуатацию блочно-модульной котельной в пос.Заря Опаринского района Кировской области, но не позднее окончания отопительного сезона 2022-2023гг.

Определением суда ООО «Кировский лесопромышленный комбинат» привлечено к участию в деле в качестве соответчика.

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

ООО «Кировский лесопромышленный комбинат» подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения в части удовлетворения исковых требований к заявителю. В обоснование указано, что в силу ст.ст.16,17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.6 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» обязанность обеспечить бесперебойное теплоснабжение многоквартирных жилых домов и социально-значимых объектов на территории <адрес> возложена на муниципальное образование. ООО «Кировский лесопромышленный комбинат» является собственником котельной, включенной в государственный реестр опасных производственных объектов. На дату рассмотрения спора в суде у заявителя отсутствовали лицензия на осуществление соответствующей деятельности и разрешение на эксплуатацию объекта, в связи с чем заявителем принято решение о выводе из эксплуатации указанной котельной, которая фактически не используется в работе организации, а деятельность по поставке тепловой энергии является непрофильной для предприятия. О выводе котельной из эксплуатации и прекращении теплоснабжения в связи с убыточностью деятельности заявитель уведомил администрацию Заринского сельского поселения. Уведомление получено 18.09.2019. Выводы суда о недействительности указанного уведомления необоснованны, поскольку из эксплуатации выведена котельная в целом, а не отдельное оборудование, содержащееся в ее составе. С учетом права администрации Заринского сельского поселения приостановить вывод источника тепловой энергии из эксплуатации на срок не более 3 лет, заявитель вправе прекратить теплоснабжение многоквартирных жилых домов с 24.09.2022. На ответчика фактически возложена обязанность по эксплуатации объекта с нарушением требований законодательства и угрозой причинения вреда третьим лицам, что может повлечь для заявителя административную, уголовную ответственность, т.к. у него отсутствует разрешительная документация, получение которой занимает продолжительное время, а положительное решение в получении разрешений не зависит от воли организации.

В возражениях прокурор Опаринского района Кировской области доводы жалобы опровергает, решение суда полагает законным.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, их неявка не препятствует рассмотрению дела.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав в судебном заседании представителя ООО «Кировский лесопромышленный комбинат» Чебыкина И.Д., поддержавшего аргументы жалобы, прокурора Шибанову Н.Е., считавшуу решение соответствующим закону, проверив материалы дела, в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что согласно Уставу МО Опаринский муниципальный округ Кировской области в состав Опаринский муниципальный район входит в том числе, Заринское сельское поселение, МО Опаринский муниципальный округ Кировской области организует в границах муниципального округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, в пределах полномочий, установленных законодательством РФ.

ООО «Кировский лесопромышленный комбинат» является действующим юридическим лицом, видами деятельности которого является, в том числе, производство и передача пара и горячей воды (тепловой энергии).

Постановлением администрации Опаринского района № 233/1 от 21.07.2020 ООО «Кировский лесопромышленный комбинат» присвоен статус единой теплоснабжающей организации в зоне деятельности системы теплоснабжения в пос. Заря.

ООО «Кировский лесопромышленный комбинат» на праве собственности принадлежит опасный производственный объект, зарегистрированный в государственном реестре опасных производственных объектов в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» - котельная 3 класса опасности, расположенная по адресу: ФИО1 <адрес>.

Общество использует указанное имущество для обеспечения собственных нужд в поставке тепловой энергии, является поставщиком тепловой энергии дошкольному учреждению, школе и др., а также жителям многоквартирных домов, расположенных в <адрес> ФИО1 <адрес>.

На основании договора аренды имущества от <дата>, заключенного между МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства <адрес>» (арендодатель) и ООО «ФИО1 лесопромышленный комбинат» (арендатор), для использования в целях оказания услуг по теплоснабжению потребителей тепловой энергии в <адрес> ФИО1 <адрес> арендатору передано имущество: 1/2 доли в общей долевой собственности парового котла ДКВР 10/13, расположенное в помещении паросилового цеха ООО «Кировский лесопромышленный комбинат» по адресу: ФИО1 <адрес>.

16.09.2019 ООО «Кировский лесопромышленный комбинат» направило в адрес администрации Заринского сельского поселения уведомление о выводе из эксплуатации источника тепловой энергии и прекращении теплоснабжения с 01.06.2020 по причине убыточности данного вида деятельности, к уведомлению приложив данные о потребителях тепловой энергии, теплоснабжение которых может быть прекращено или ограничено в связи с выводом из эксплуатации источника тепловой энергии и документы, подтверждающие право собственности на источник тепловой энергии, и его регистрацию в государственном реестре опасных производственных объектов.

18.09.2019 администрация Заринского сельского поселения направила требование в адрес ООО «Кировский лесопромышленный комбинат» о приостановлении вывода из эксплуатации источника тепловой энергии на срок до 01.06.2023, при этом сославшись на п.5 ст.21 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ "О теплоснабжении", согласно которому орган местного самоуправления, в который направлено уведомление, вправе потребовать от собственников или иных законных владельцев источников тепловой энергии, тепловых сетей приостановить их вывод из эксплуатации на срок не более чем три года в случае наличия угрозы возникновения дефицита тепловой энергии.

В связи с преобразованием с 01.01.2022 муниципального образования «Опаринский муниципальный район» в муниципальное образование «Опаринский муниципальный округ» правопреемником администрации Заринского сельского поселения является администрация Опаринского муниципального округа.

28.04.2022 ООО «Кировский лесопромышленный комбинат» уведомило администрацию МО Опаринский муниципальный округ Кировской области о выводе из эксплуатации источника тепловой энергии.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ООО «Кировский лесопромышленный комбинат» в полном объеме требования Федерального закона «О теплоснабжении» по выводу источника теплоснабжения из эксплуатации не исполнило, с учетом отсутствия согласования между ответчиками о выводе источника тепловой энергии из эксплуатации, исходя из обязанностей по надлежащей эксплуатации и содержанию объекта теплоснабжения, которые в силу закона возложены на общество, исходя из договорных обязательств на поставку тепловой энергии социально значимым объектам, с целью предотвращения условий для возникновения чрезвычайной ситуации с угрозой причинения вреда жизни, здоровью и имуществу граждан, обязал обеспечить подготовку котельной и оборудования к отопительному сезону 2022-2023г.г., а также обеспечить бесперебойное теплоснабжение социальных объектов до момента ввода в эксплуатацию альтернативного источника теплоснабжения.

Вывод суда о наличии правовых оснований для удовлетворения требований к обществу, соответствует фактическим обстоятельства дела и подлежащим применению нормам права.

Судебная коллегия отклоняет как необоснованный довод заявителя апелляционной жалобы о не нарушении им процедуры вывода из эксплуатации источника тепловой энергии и тепловых сетей, установленную ст.21 Федерального закона «О теплоснабжении», Правилами вывода из эксплуатации источников тепловой энергии, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.09.2012 №889, а именно: к приложенному уведомлению не представило список оборудования, выводимого из эксплуатации.

В соответствии с ч.11 ст.2 ФЗ от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей.

Организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации в силу п.4 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, относится к вопросам местного значения.

Полномочия органов местного самоуправления по организации теплоснабжения закреплены в ст.6 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении». К полномочиям органов местного самоуправления, указанным в настоящей статье, относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств, либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязанностей.

Согласно ст.21 Федерального закона «О теплоснабжении» в целях недопущения ущемления прав и законных интересов потребителей тепловой энергии собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей обязаны осуществлять согласование с органами местного самоуправления и в случаях, установленных настоящей статьей, с потребителями вывода указанных объектов в ремонт и из эксплуатации.

Порядок вывода в ремонт или из эксплуатации источников тепловой энергии, тепловых сетей устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с положениями настоящей статьи, с особенностями, установленными для ценовых зон теплоснабжения статьей 23.12 настоящего Федерального закона, и с другими федеральными законами и должен, в частности, включать в себя порядок и сроки принятия органами местного самоуправления предусмотренных настоящей статьей решений о согласовании или несогласовании вывода указанных объектов в ремонт или из эксплуатации.

Собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей, планирующие вывод их из эксплуатации (консервацию или ликвидацию), не менее чем за восемь месяцев до планируемого вывода обязаны уведомить в целях согласования вывода их из эксплуатации орган местного самоуправления о сроках и причинах вывода указанных объектов из эксплуатации в случае, если такой вывод не обоснован в схеме теплоснабжения.

Орган местного самоуправления, в который направлено уведомление, вправе потребовать от собственников или иных законных владельцев источников тепловой энергии, тепловых сетей приостановить их вывод из эксплуатации на срок не более чем три года в случае наличия угрозы возникновения дефицита тепловой энергии, а собственники или иные законные владельцы указанных объектов обязаны выполнить данное требование органа местного самоуправления. В случае, если продолжение эксплуатации указанных объектов ведет к некомпенсируемым финансовым убыткам, собственникам или иным законным владельцам указанных объектов должна быть обеспечена соответствующая компенсация в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 06.09.2012 №889 утверждены Правила вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей.

Глава III Правил предусматривает процедуру вывода из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, и определяет, что вывод из эксплуатации тепловых сетей, с использованием которых осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к этим тепловым сетям в надлежащем порядке, осуществляется по согласованию с указанными потребителями.

Собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии и тепловых сетей, планирующие вывод их из эксплуатации (консервацию или ликвидацию), не менее чем за 8 месяцев до планируемого вывода обязаны в письменной форме уведомить в целях согласования вывода их из эксплуатации орган местного самоуправления поселения или городского округа (с указанием оборудования, выводимого из эксплуатации) о сроках и причинах вывода указанных объектов из эксплуатации в случае, если такой вывод не обоснован в схеме теплоснабжения. В уведомлении должны быть указаны потребители тепловой энергии, теплоснабжение которых может быть прекращено или ограничено в связи с выводом из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей (п.16).

Доказательств того, что к приложенному уведомлению ООО «Кировский лесопромышленный комбинат» был представлен список оборудования, выводимого из эксплуатации, суду не представлено.

При таких обстоятельствах, с учетом допущенных ООО «Кировский лесопромышленный комбинат» нарушений процедуры вывода из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, доводы о том, что трехгодичный срок приостановления вывода из эксплуатации объектов теплоснабжения истек, судебная коллегия находит несостоятельными.

Вопреки доводам жалобы, ООО «Кировский лесопромышленный комбинат» является надлежащим ответчиком по делу.

Так, согласно ч.5 ст.20 Федерального закона «О теплоснабжении» теплоснабжающие организации и теплосетевые организации обязаны, в том числе, осуществлять контроль режимов потребления тепловой энергии, обеспечивать качество теплоносителей, обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения, обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.

Судом также установлено, что на период до 31.12.2022 действуют, заключенные ООО «Кировский лесопромышленный комбинат» с КОГАУСО «Межрайонный комплексный центр социального обслуживания населения в Подосиновском районе» договор и муниципальные контракты с КОГБУЗ «Опаринская центральная районная больница», МКДОУ детский сад «Сказка» на пользование тепловой энергией, что в соответствии с положениями ст.309, 310 ГК РФ обязывает ООО «Кировский лесопромышленный комбинат» выполнять принятые на себя обязательства и осуществлять поставку тепловой энергии от своей котельной.

Кроме того, 29.07.2022 между министерством строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области и администрацией МО Опаринский муниципальный округ Кировской области заключено соглашение о предоставлении из областного бюджета в 2022 году бюджету муниципального образования на реализацию мероприятий направленных на подготовку систем коммунальной инфраструктуры к работе в отопительный период денежных средств в размере 35 000 000 рублей.

При этом, муниципальным образованием в адрес Министерства Финансов Кировской области было направлено обращение по вопросу выделения денежных средств на приобретение блочно-модульной котельной с оборудованием в п.Заря и на проведение подготовительных работ, разработано техническое задание объекта закупки, со стороны поставщика ООО «Интека-Строй» подписан муниципальный контракт с МО Опаринский муниципальный округ Кировской области на осуществление поставки блочно-модульной котельной с оборудованием в пос.Заря.

Ответчиками 25.08.2022 заключено соглашение о взаимодействии, с учетом протокола разногласий, согласно которому стороны взяли на себя обязательства по организации обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территории пос.Заря.

При таких обстоятельствах, учитывая, что в полном объеме требования по выводу источника теплоснабжения из эксплуатации ООО «Кировский лесопромышленный комбинат» не исполнило, отсутствует согласование между ответчиками о выводе источника тепловой энергии из эксплуатации, обязанность по надлежащей эксплуатации и содержанию объекта теплоснабжения возложены на ООО «Кировский лесопромышленный комбинат», с учетом договорных обязательств на поставку тепловой энергии социально значимым объектам, взятых на себя ООО «Кировский лесопромышленный комбинат», в связи с предполагаемым вводом в эксплуатацию альтернативного источника тепловой энергии, а также с целью предотвращения условий для возникновения чрезвычайной ситуации с угрозой причинения вреда жизни, здоровью и имуществу граждан, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований прокурора к ООО «Кировский лесопромышленный комбинат».

Не могут служить основанием для отмены решения и доводы жалобы об отсутствии у ООО «Кировский лесопромышленный комбинат» лицензии на эксплуатацию опасного производственного объекта, поскольку вопрос о возложении обязанности по получению данной лицензии был разрешен в судебном порядке в 2021 году.

Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют правовую позицию стороны ответчика, изложенную при рассмотрении дела в суде первой инстанции, по существу сводятся к несогласию с решением суда, направлены на переоценку представленных по делу доказательств, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального и процессуального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

При разрешении спора судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, верно применены нормы материального и процессуального права, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам.

Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судебной коллегией не установлено.

Оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Мурашинского районного суда Кировской области от 31 августа 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий: Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 17 ноября 2022 г.

КИРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 10 ноября 2022 года по делу №33-4776/2022

1 инстанция - судья Перминова О.С. Дело №2-2-78/2022

УИД 43RS0022-02-2022-000154-61

Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего судьи Бакиной Е.Н.,

судей Лысовой Т.В., Катаева Е.В.,

при секретаре Иконниковой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кирове дело по апелляционной жалобе ООО «Кировский лесопромышленный комбинат» на решение Мурашинского районного суда Кировской области от 31 августа 2022 года, которым удовлетворены исковые требования прокурора Опаринского района Кировской области в защиту интересов неопределенного круга лиц; на муниципальное образование Опаринский муниципальный округ Кировской области в лице администрации муниципального образования Опаринский муниципальный округ Кировской области возложена обязанность организовать теплоснабжение многоквартирных жилых домов и социально-значимых объектов на территории п.Заря Опаринского муниципального округа Кировской области в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» в период отопительного периода 2022-2023гг.; на ООО «Кировский лесопромышленный комбинат» возложена обязанность обеспечить подготовку источника теплоснабжения - котельной, расположенной по адресу: ФИО1 <адрес>, и оборудования, предназначенного для обеспечения работы котельной, к отопительному периоду 2022-2023гг., обеспечить их исправное состояние до момента ввода в эксплуатацию блочно-модульной котельной в пос.Заря Опаринского района Кировской области, но не позднее окончания отопительного сезона 2022-2023гг., а также обеспечить бесперебойное теплоснабжение многоквартирных жилых домов и социально-значимых объектов на территории п.Заря Опаринского муниципального округа Кировской области с даты начала отопительного сезона 2022-2023гг. до момента ввода в эксплуатацию блочно-модульной котельной в пос.Заря Опаринского района Кировской области, но не позднее окончания отопительного сезона 2022-2023гг.

Заслушав доклад судьи Лысовой Т.В., судебная коллегия

установила:

прокурор Опаринского района Кировской области обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному образованию Опаринский муниципальный округ Кировской области в лице администрации муниципального образования Опаринский муниципальный округ Кировской области о возложении обязанности. В обоснование указал, что в результате проведенной прокуратурой проверки выявлены нарушения действующего законодательства в сфере теплоснабжения. С учетом уточнения исковых требований просил обязать муниципальное образование Опаринский муниципальный округ Кировской области в лице администрации муниципального образования Опаринский муниципальный округ Кировской области организовать теплоснабжение многоквартирных жилых домов и социально-значимых объектов на территории п.Заря Опаринского муниципального округа Кировской области в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» в период отопительного периода 2022-2023гг., обязать ООО «Кировский лесопромышленный комбинат» обеспечить подготовку источника теплоснабжения - котельной, расположенной по адресу: <адрес>, и оборудования, предназначенного для обеспечения работы котельной, к отопительному периоду 2022-2023 гг., обеспечить их исправное состояние до момента ввода в эксплуатацию блочно-модульной котельной в пос.Заря Опаринского района Кировской области, но не позднее окончания отопительного сезона 2022-2023гг., а также обеспечить бесперебойное теплоснабжение многоквартирных жилых домов и социально-значимых объектов на территории п.Заря Опаринского муниципального округа Кировской области до момента ввода в эксплуатацию блочно-модульной котельной в пос.Заря Опаринского района Кировской области, но не позднее окончания отопительного сезона 2022-2023гг.

Определением суда ООО «Кировский лесопромышленный комбинат» привлечено к участию в деле в качестве соответчика.

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

ООО «Кировский лесопромышленный комбинат» подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения в части удовлетворения исковых требований к заявителю. В обоснование указано, что в силу ст.ст.16,17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.6 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» обязанность обеспечить бесперебойное теплоснабжение многоквартирных жилых домов и социально-значимых объектов на территории <адрес> возложена на муниципальное образование. ООО «Кировский лесопромышленный комбинат» является собственником котельной, включенной в государственный реестр опасных производственных объектов. На дату рассмотрения спора в суде у заявителя отсутствовали лицензия на осуществление соответствующей деятельности и разрешение на эксплуатацию объекта, в связи с чем заявителем принято решение о выводе из эксплуатации указанной котельной, которая фактически не используется в работе организации, а деятельность по поставке тепловой энергии является непрофильной для предприятия. О выводе котельной из эксплуатации и прекращении теплоснабжения в связи с убыточностью деятельности заявитель уведомил администрацию Заринского сельского поселения. Уведомление получено 18.09.2019. Выводы суда о недействительности указанного уведомления необоснованны, поскольку из эксплуатации выведена котельная в целом, а не отдельное оборудование, содержащееся в ее составе. С учетом права администрации Заринского сельского поселения приостановить вывод источника тепловой энергии из эксплуатации на срок не более 3 лет, заявитель вправе прекратить теплоснабжение многоквартирных жилых домов с 24.09.2022. На ответчика фактически возложена обязанность по эксплуатации объекта с нарушением требований законодательства и угрозой причинения вреда третьим лицам, что может повлечь для заявителя административную, уголовную ответственность, т.к. у него отсутствует разрешительная документация, получение которой занимает продолжительное время, а положительное решение в получении разрешений не зависит от воли организации.

В возражениях прокурор Опаринского района Кировской области доводы жалобы опровергает, решение суда полагает законным.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, их неявка не препятствует рассмотрению дела.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав в судебном заседании представителя ООО «Кировский лесопромышленный комбинат» Чебыкина И.Д., поддержавшего аргументы жалобы, прокурора Шибанову Н.Е., считавшуу решение соответствующим закону, проверив материалы дела, в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что согласно Уставу МО Опаринский муниципальный округ Кировской области в состав Опаринский муниципальный район входит в том числе, Заринское сельское поселение, МО Опаринский муниципальный округ Кировской области организует в границах муниципального округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, в пределах полномочий, установленных законодательством РФ.

ООО «Кировский лесопромышленный комбинат» является действующим юридическим лицом, видами деятельности которого является, в том числе, производство и передача пара и горячей воды (тепловой энергии).

Постановлением администрации Опаринского района № 233/1 от 21.07.2020 ООО «Кировский лесопромышленный комбинат» присвоен статус единой теплоснабжающей организации в зоне деятельности системы теплоснабжения в пос. Заря.

ООО «Кировский лесопромышленный комбинат» на праве собственности принадлежит опасный производственный объект, зарегистрированный в государственном реестре опасных производственных объектов в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» - котельная 3 класса опасности, расположенная по адресу: ФИО1 <адрес>.

Общество использует указанное имущество для обеспечения собственных нужд в поставке тепловой энергии, является поставщиком тепловой энергии дошкольному учреждению, школе и др., а также жителям многоквартирных домов, расположенных в <адрес> ФИО1 <адрес>.

На основании договора аренды имущества от <дата>, заключенного между МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства <адрес>» (арендодатель) и ООО «ФИО1 лесопромышленный комбинат» (арендатор), для использования в целях оказания услуг по теплоснабжению потребителей тепловой энергии в <адрес> ФИО1 <адрес> арендатору передано имущество: 1/2 доли в общей долевой собственности парового котла ДКВР 10/13, расположенное в помещении паросилового цеха ООО «Кировский лесопромышленный комбинат» по адресу: ФИО1 <адрес>.

16.09.2019 ООО «Кировский лесопромышленный комбинат» направило в адрес администрации Заринского сельского поселения уведомление о выводе из эксплуатации источника тепловой энергии и прекращении теплоснабжения с 01.06.2020 по причине убыточности данного вида деятельности, к уведомлению приложив данные о потребителях тепловой энергии, теплоснабжение которых может быть прекращено или ограничено в связи с выводом из эксплуатации источника тепловой энергии и документы, подтверждающие право собственности на источник тепловой энергии, и его регистрацию в государственном реестре опасных производственных объектов.

18.09.2019 администрация Заринского сельского поселения направила требование в адрес ООО «Кировский лесопромышленный комбинат» о приостановлении вывода из эксплуатации источника тепловой энергии на срок до 01.06.2023, при этом сославшись на п.5 ст.21 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ "О теплоснабжении", согласно которому орган местного самоуправления, в который направлено уведомление, вправе потребовать от собственников или иных законных владельцев источников тепловой энергии, тепловых сетей приостановить их вывод из эксплуатации на срок не более чем три года в случае наличия угрозы возникновения дефицита тепловой энергии.

В связи с преобразованием с 01.01.2022 муниципального образования «Опаринский муниципальный район» в муниципальное образование «Опаринский муниципальный округ» правопреемником администрации Заринского сельского поселения является администрация Опаринского муниципального округа.

28.04.2022 ООО «Кировский лесопромышленный комбинат» уведомило администрацию МО Опаринский муниципальный округ Кировской области о выводе из эксплуатации источника тепловой энергии.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ООО «Кировский лесопромышленный комбинат» в полном объеме требования Федерального закона «О теплоснабжении» по выводу источника теплоснабжения из эксплуатации не исполнило, с учетом отсутствия согласования между ответчиками о выводе источника тепловой энергии из эксплуатации, исходя из обязанностей по надлежащей эксплуатации и содержанию объекта теплоснабжения, которые в силу закона возложены на общество, исходя из договорных обязательств на поставку тепловой энергии социально значимым объектам, с целью предотвращения условий для возникновения чрезвычайной ситуации с угрозой причинения вреда жизни, здоровью и имуществу граждан, обязал обеспечить подготовку котельной и оборудования к отопительному сезону 2022-2023г.г., а также обеспечить бесперебойное теплоснабжение социальных объектов до момента ввода в эксплуатацию альтернативного источника теплоснабжения.

Вывод суда о наличии правовых оснований для удовлетворения требований к обществу, соответствует фактическим обстоятельства дела и подлежащим применению нормам права.

Судебная коллегия отклоняет как необоснованный довод заявителя апелляционной жалобы о не нарушении им процедуры вывода из эксплуатации источника тепловой энергии и тепловых сетей, установленную ст.21 Федерального закона «О теплоснабжении», Правилами вывода из эксплуатации источников тепловой энергии, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.09.2012 №889, а именно: к приложенному уведомлению не представило список оборудования, выводимого из эксплуатации.

В соответствии с ч.11 ст.2 ФЗ от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей.

Организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации в силу п.4 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, относится к вопросам местного значения.

Полномочия органов местного самоуправления по организации теплоснабжения закреплены в ст.6 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении». К полномочиям органов местного самоуправления, указанным в настоящей статье, относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств, либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязанностей.

Согласно ст.21 Федерального закона «О теплоснабжении» в целях недопущения ущемления прав и законных интересов потребителей тепловой энергии собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей обязаны осуществлять согласование с органами местного самоуправления и в случаях, установленных настоящей статьей, с потребителями вывода указанных объектов в ремонт и из эксплуатации.

Порядок вывода в ремонт или из эксплуатации источников тепловой энергии, тепловых сетей устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с положениями настоящей статьи, с особенностями, установленными для ценовых зон теплоснабжения статьей 23.12 настоящего Федерального закона, и с другими федеральными законами и должен, в частности, включать в себя порядок и сроки принятия органами местного самоуправления предусмотренных настоящей статьей решений о согласовании или несогласовании вывода указанных объектов в ремонт или из эксплуатации.

Собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей, планирующие вывод их из эксплуатации (консервацию или ликвидацию), не менее чем за восемь месяцев до планируемого вывода обязаны уведомить в целях согласования вывода их из эксплуатации орган местного самоуправления о сроках и причинах вывода указанных объектов из эксплуатации в случае, если такой вывод не обоснован в схеме теплоснабжения.

Орган местного самоуправления, в который направлено уведомление, вправе потребовать от собственников или иных законных владельцев источников тепловой энергии, тепловых сетей приостановить их вывод из эксплуатации на срок не более чем три года в случае наличия угрозы возникновения дефицита тепловой энергии, а собственники или иные законные владельцы указанных объектов обязаны выполнить данное требование органа местного самоуправления. В случае, если продолжение эксплуатации указанных объектов ведет к некомпенсируемым финансовым убыткам, собственникам или иным законным владельцам указанных объектов должна быть обеспечена соответствующая компенсация в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 06.09.2012 №889 утверждены Правила вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей.

Глава III Правил предусматривает процедуру вывода из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, и определяет, что вывод из эксплуатации тепловых сетей, с использованием которых осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к этим тепловым сетям в надлежащем порядке, осуществляется по согласованию с указанными потребителями.

Собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии и тепловых сетей, планирующие вывод их из эксплуатации (консервацию или ликвидацию), не менее чем за 8 месяцев до планируемого вывода обязаны в письменной форме уведомить в целях согласования вывода их из эксплуатации орган местного самоуправления поселения или городского округа (с указанием оборудования, выводимого из эксплуатации) о сроках и причинах вывода указанных объектов из эксплуатации в случае, если такой вывод не обоснован в схеме теплоснабжения. В уведомлении должны быть указаны потребители тепловой энергии, теплоснабжение которых может быть прекращено или ограничено в связи с выводом из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей (п.16).

Доказательств того, что к приложенному уведомлению ООО «Кировский лесопромышленный комбинат» был представлен список оборудования, выводимого из эксплуатации, суду не представлено.

При таких обстоятельствах, с учетом допущенных ООО «Кировский лесопромышленный комбинат» нарушений процедуры вывода из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, доводы о том, что трехгодичный срок приостановления вывода из эксплуатации объектов теплоснабжения истек, судебная коллегия находит несостоятельными.

Вопреки доводам жалобы, ООО «Кировский лесопромышленный комбинат» является надлежащим ответчиком по делу.

Так, согласно ч.5 ст.20 Федерального закона «О теплоснабжении» теплоснабжающие организации и теплосетевые организации обязаны, в том числе, осуществлять контроль режимов потребления тепловой энергии, обеспечивать качество теплоносителей, обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения, обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.

Судом также установлено, что на период до 31.12.2022 действуют, заключенные ООО «Кировский лесопромышленный комбинат» с КОГАУСО «Межрайонный комплексный центр социального обслуживания населения в Подосиновском районе» договор и муниципальные контракты с КОГБУЗ «Опаринская центральная районная больница», МКДОУ детский сад «Сказка» на пользование тепловой энергией, что в соответствии с положениями ст.309, 310 ГК РФ обязывает ООО «Кировский лесопромышленный комбинат» выполнять принятые на себя обязательства и осуществлять поставку тепловой энергии от своей котельной.

Кроме того, 29.07.2022 между министерством строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области и администрацией МО Опаринский муниципальный округ Кировской области заключено соглашение о предоставлении из областного бюджета в 2022 году бюджету муниципального образования на реализацию мероприятий направленных на подготовку систем коммунальной инфраструктуры к работе в отопительный период денежных средств в размере 35 000 000 рублей.

При этом, муниципальным образованием в адрес Министерства Финансов Кировской области было направлено обращение по вопросу выделения денежных средств на приобретение блочно-модульной котельной с оборудованием в п.Заря и на проведение подготовительных работ, разработано техническое задание объекта закупки, со стороны поставщика ООО «Интека-Строй» подписан муниципальный контракт с МО Опаринский муниципальный округ Кировской области на осуществление поставки блочно-модульной котельной с оборудованием в пос.Заря.

Ответчиками 25.08.2022 заключено соглашение о взаимодействии, с учетом протокола разногласий, согласно которому стороны взяли на себя обязательства по организации обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территории пос.Заря.

При таких обстоятельствах, учитывая, что в полном объеме требования по выводу источника теплоснабжения из эксплуатации ООО «Кировский лесопромышленный комбинат» не исполнило, отсутствует согласование между ответчиками о выводе источника тепловой энергии из эксплуатации, обязанность по надлежащей эксплуатации и содержанию объекта теплоснабжения возложены на ООО «Кировский лесопромышленный комбинат», с учетом договорных обязательств на поставку тепловой энергии социально значимым объектам, взятых на себя ООО «Кировский лесопромышленный комбинат», в связи с предполагаемым вводом в эксплуатацию альтернативного источника тепловой энергии, а также с целью предотвращения условий для возникновения чрезвычайной ситуации с угрозой причинения вреда жизни, здоровью и имуществу граждан, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований прокурора к ООО «Кировский лесопромышленный комбинат».

Не могут служить основанием для отмены решения и доводы жалобы об отсутствии у ООО «Кировский лесопромышленный комбинат» лицензии на эксплуатацию опасного производственного объекта, поскольку вопрос о возложении обязанности по получению данной лицензии был разрешен в судебном порядке в 2021 году.

Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют правовую позицию стороны ответчика, изложенную при рассмотрении дела в суде первой инстанции, по существу сводятся к несогласию с решением суда, направлены на переоценку представленных по делу доказательств, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального и процессуального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

При разрешении спора судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, верно применены нормы материального и процессуального права, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам.

Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судебной коллегией не установлено.

Оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Мурашинского районного суда Кировской области от 31 августа 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий: Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 17 ноября 2022 г.

33-4776/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Опаринского района Кировской области
Ответчики
МО Опаринский муниципальный округ Кировской области в лице администрации Опаринского муниципального округа
ООО Кировский лесопромышленный комбинат
Суд
Кировский областной суд
Судья
Лысова Татьяна Валерьевна
Дело на сайте суда
oblsud.kir.sudrf.ru
10.10.2022Передача дела судье
10.11.2022Судебное заседание
22.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.11.2022Передано в экспедицию
10.11.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее