Решение по делу № 8а-4652/2020 [88а-6966/2020] от 18.02.2020

№ 88а-6966/2020

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Челябинск                                                 20 мая 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Савельевой Л.А.,

судей                                Сапрыгиной Л.Ю., Чирковой Т.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи кассационную жалобу администрации Юргамышского поссовета Курганской области на решение Юргамышского районного суда Курганской области от 25 июля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курганского областного суда от 23 октября 2019 года по административному делу № 2а-243/2019 по административному исковому заявлению прокурора Юргамышского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Юргамышского поссовета Курганской области об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности.

Заслушав доклад судьи Савельевой Л.А. об обстоятельствах дела и доводов кассационной жалобы, пояснения представителя Пчелкина В.Л., поддержавшего доводы кассационной жалобы, прокурора Тепловой М.Н. относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,

установила:

прокурор Юргамышского района Курганской области в порядке статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга к администрации Юргамышского поссовета Курганской области о возложении обязанности по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенного пункта. Просил об обязании обеспечить наличие у водоисточников (искусственных водоемов) в п. Юргамыш по ул. Октябрьская, Ленина, Школьная, Полевая соответствующими указателями, указывающими расстояние до их месторасположения, установлении подъездов с площадками (пирсами) с твердыми покрытиями размером не менее 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и набора воды в любое время года, оборудовании противопожарным водопроводом поселок, сославшись на отсутствие условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья граждан, нарушение требований пожарной безопасности, ставящих под угрозу жизнь и здоровье населения.

Решением судьи Юргамышского районного суда Курганской области от 25 июля 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Курганского областного суда от 23 октября 2019 года, административные исковые требования удовлетворены частично.

В кассационной жалобе, поданной 18 февраля 2020 года, администрация Юргамышского поссовета просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права.

В возражениях на кассационную жалобу Правительство Курганской области, Прокуратура Курганской области просят судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации Юргамышского поссовета – без изменения.

Представители заинтересованных лиц ГУ МЧС России по Курганской области, Правительства Курганской области, Юргамышской поселковой Думы в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом.

На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы по следующим основаниям.

В соответствии с частью 2 статьи 328 административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Таких нарушений судами нижестоящих инстанций при рассмотрении настоящего административного дела допущено не было.

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. К вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа (пункт 10 часть 1 статья 16 настоящего Закона).

Статьей 19 Федерального Закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (Федеральный закон №69-ФЗ) предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в том числе: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.

Под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров (статья 1 Федерального закона № 69-ФЗ).

В соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (Закон №123-ФЗ) пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 этого закона.

Согласно статье 63 Закона № 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в частности, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.

Статьей 62 Закона № 123-ФЗ установлено, что здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров (часть 1); в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные) (часть 2); необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом (часть 3).

Согласно статье 68 Закона № 123-ФЗ на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения (часть 1). К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 2). Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом (часть 3).

Согласно статье 10 Закона № 69-ФЗ финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в том числе добровольной пожарной охраны, в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.

В соответствии со статьей 1 указанного Закона под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Удовлетворяя административные исковые требования прокурора в части возложения на администрацию обязанность оборудовать противопожарный водопровод на территории поселка Юргамыш Курганской области, суд первой инстанции исходил из статуса городского поселения, численности населения городского поселения 7650 человек, отсутствие в поселке противопожарного водопровода с гидрантами для забора воды, что напрямую влияет на возможность по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.

В ходе судебного разбирательства судами было установлено отсутствие на территории поселка Юргамыш противопожарного водопровода, тогда как в силу прямого указания Федерального Закона №123-ФЗ городское поселение должно быть оборудовано противопожарным водопроводом.

Доводы административного ответчика о наличии на территории городского поселения противопожарных резервуаров, наружных водопроводных сетей с пожарными гидрантами были проверены судами, однако в подтверждение их доказательства суду не предоставлены.

В возражениях ГУ МЧС России по Курганской области указало, что по сведениям отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Мишкинскому, Шумихинскому и Юргамышскому районам пожарные гидранты на территории поселка Юргамыш отсутствуют.

При таких обстоятельствах, суд обоснованно возложил на администрацию городского поселения Юргамыш обязанность оборудовать противопожарный водопровод на территории поселка Юргамыш, установив срок до 01 июля 2020 года, отсутствие которого выявлено в ходе проведенной проверки.

Ссылка в кассационной жалобе о том, что администрация Юргамышского поссовета в границах своих населенных пунктов при решении вопросов местного значения не обязана выполнять требования пожарной безопасности и не обязана с целью выполнения этих требований пожарной безопасности оборудовать наружный противопожарный водопровод в поселке Юргамыш, отклоняется.

Требования к оборудованию противопожарным водопроводом поселений и городских округов прямо предусмотрено положениями статьи 68 Федерального закона № 123-ФЗ. Вопросы обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения отнесены Федеральным законом №131-ФЗ к вопросам местного значения поселений. Первичные меры пожарной безопасности включают в себя реализацию полномочий органом местного самоуправления по решению вопросов финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления (статья 38 Федерального закона №69-ФЗ).

Возражения административного ответчика свидетельствуют о несогласии его с оценкой доказательств и установленными судами фактическими обстоятельствами, при правильном применении судами норм материального и процессуального права не влияют на исход дела и не влекут отмену судебных актов.

Ссылок на какие-либо новые факты и обстоятельства, которые остались без внимания, проверки и оценки суда, в кассационной жалобе не содержится.

Таким образом, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение оспариваемых судебных решений, при рассмотрении настоящего административного дела не допущено, в связи с чем, оснований, в том числе и тех, что указаны в ч. 1 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для их отмены не имеется.

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции и апелляционное определение судебной коллегии, с учетом доводов кассационной жалобы, пересмотру в кассационном порядке не подлежат, так как предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для их отмены или изменения в кассационном порядке в настоящем случае отсутствуют.

Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение судьи Юргамышского районного суда Курганской области от 25 июля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курганского областного суда от 23 октября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Юргамышского поссовета Курганской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

8а-4652/2020 [88а-6966/2020]

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Юргамышского района
Ответчики
Администрация Юргамышского поссовета
Суд
Седьмой кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Савельева Любовь Александровна
Дело на странице суда
7kas.sudrf.ru
01.04.2020Судебное заседание
13.04.2020Судебное заседание
20.05.2020Судебное заседание
20.05.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее