Дело № 2-274/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
пос. Навля Брянской области 17 июля 2017 года
Навлинский районный суд Брянской области в составе:
председательствующего судьи - Мазовец В.А.
при секретаре - Исаевой Г.А.
с участием представителя истца - помощника прокурора Навлинского района Брянской области Киселева А.Б. по доверенности,
представителя ответчика Администрации Навлинского района Брянской области Мурач С.В. по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Навлинского района Брянской области выступающего в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Навлинского района Брянской области о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Навлинского района Брянской области обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Навлинского района Брянской области, в котором просит обязать администрацию Навлинского района Брянской области оборудовать пешеходные ограждения на пешеходном переходе на пересечении <адрес> в соответствии с ГОСТом Р № «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».
ДД.ММ.ГГГГ от представителя истца поступило заявление об уточнении исковых требований, в котором истец просит обязать администрацию Навлинского района оборудовать ограничивающие пешеходные ограждения, отделяющие полотно автомобильных дорог на пересечении <адрес> в <адрес> (нечетная сторона) от границы пешеходного перехода протяженностью 21м. по направлению к железнодорожному вокзалу и от границы пешеходного перехода протяженностью 40 м. по <адрес> (нечетная сторона) в <адрес> вдоль земельного участка, прилегающего к торговому центру «Царь Град» по направлению к скверу им. Деревянко.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Навлинского района Брянской области Киселев А.Б., действующий по доверенности, поддержал заявленные исковые и уточненные требования и суду пояснил, что прокуратурой Навлинского района с привлечением работников ОГИБДД МО МВД РФ «Навлинский» была проведена проверка соответствия правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным актам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, состояния пешеходного ограждения, расположенного на пересечении <адрес>, в ходе которой было установлено, что на пересечении <адрес> в <адрес> установлен светофор. На земельном участке, находящемся на пересечении указанных улиц, располагается здание торгового центра «Царь Град» с находящимся в нем магазином «Пятёрочка».
Земельный участок, прилегающий к указанному зданию торгового центра и находящийся на пересечении <адрес>, частично вымощен тротуарной плиткой, частично засыпан щебнем, где постоянно паркуются легковые и грузовые транспортные средства, подъезжающие к зданию торгового центра, причем парковка осуществляется беспорядочно. В связи с отсутствием пешеходных ограждений на пересечении <адрес> по границам земельного участка, примыкающего к дорожному полотну по указанным улицам, транспортные средства беспрепятственно въезжают на территорию, прилегающую к торговому центру и выезжают с неё, при этом зачастую водителями пересекается сплошная линия на противоположной стороне улицы.
Согласно данным ОГИБДД МО МВД России «Навлинский» на указанном перекрестке с ДД.ММ.ГГГГ года произошли два дорожно-транспортных происшествия. В которых получили телесные повреждения два человека.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 10.12.1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Обеспечение безопасности в области дорожного движения осуществляется органами местного самоуправления. В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района и поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ, что также закреплено в Уставе муниципального образования «Навлинский район».
В связи с реорганизацией и ликвидацией Навлинской поселковой администрации их полномочия возложены на администрацию Навлинского района.
В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Состояние дорог должно соответствовать правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно п. 4.5.1.9. ГОСТа Р №, в населенных пунктах городского типа вдоль тротуара устраивают пешеходные ограждения или сплошную посадку кустарника, отделяющего пешеходов от проезжей части. Высота кустарника должна быть не более 0,8 м.
В соответствии с п. 4.5.2.6 ГОСТа Р № у наземных пешеходных переходов со светофорным регулированием должны быть установлены ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа с двух сторон дороги на расстоянии не менее 50 м в обе стороны от пешеходного перехода.
В ходе проверки установлено, что указанные требования на перекрёстке по <адрес> в <адрес> нарушаются.
Неправомерный съезд по всему периметру дорожного полотна к зданию торгового центра и от него на <адрес> в <адрес> создает опасность и угрозу жизни и причинения имущественного вреда как пешеходам, так и осуществляющим движение транспортным средствам по полосам движения указанных улиц вдоль торгового центра.
ДД.ММ.ГГГГ ОГИБДД МО МВД России «Навлинский» администрации Навлинского района было вручено предписание об устранении выявленных нарушений со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, которые остались не исполнены. В ДД.ММ.ГГГГ г. в адрес администрации Навлинского района ОГИБДД МО МВД России «Навлинский» было внесено представление об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности, однако до настоящего времени нарушения не устранены.
Установка дорожных знаков, на протяжении всей <адрес> в <адрес> не может обеспечить безопасность граждан находящихся на пешеходном переходе на пересечении <адрес> и <адрес>, поскольку движение транспорта к территории торгового цента осуществляется через тротуар для пешеходов.
С учетом расположения пешеходного перехода на светофоре, а также наличием частных домов, к которым проезд может быть затруднен с учетом установки заграждения по ГОСТу Р №, просит уменьшить длину ограждений и обязать администрацию Навлинского района оборудовать ограничивающие пешеходные ограждения, отделяющие полотно автомобильных дорог на пересечении <адрес> в <адрес> (нечетная сторона) от границы пешеходного перехода протяженностью 21 метр по направлению к железнодорожному вокзалу и от границы пешеходного перехода протяженностью 40 метров по <адрес> (нечетная сторона) в <адрес> вдоль земельного участка, прилегающего к торговому центру «Царь град» по направлению к скверу им. Деревянко. Установка ограждений не будет нарушать противопожарные нормативы в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, так как свободный заезд на территорию торгового центра будет иметь место.
Представитель ответчика Администрации Навлинского района Брянской области – Мурач С.В., действующий по доверенности, в судебном заседании с иском прокурора Навлинского района Брянской области не согласен и суду пояснил, что считает требования представителя истца по установке ограждений незаконными, поскольку администрация Навлинского района Брянской области выиграла тендер, установила необходимые дорожные знаки и разметки пешеходного перехода и проезжей части, в связи с чем считает, что нет необходимости устанавливать ограждения на пересечении <адрес> со стороны торгового «Царь Града».
Кроме того, в случае чрезвычайных ситуаций может быть затруднен подъезд к зданию торгового цента.
Извещенный надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явился представитель третьего лица ОГИБДД МО МВД России «Навлинский», своих возражений суду не представили.
В порядке ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося представителя третьего лица.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу ст.ст. 14,15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района и поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 37 названного Федерального закона местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.В соответствии с п. 12 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно ст. 3 п. 6 Федерального закона №257-ФЗ об автомобильных дорогах под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В силу п. 9 ст. 5 Федерального закона № 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения.
Согласно ч. 8 ст. 6 указанного Федерального закона к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Указанные обязанности муниципального образования закреплены в Уставе муниципального образования «Навлинский район».
В связи с реорганизацией и ликвидацией Навлинской поселковой администрации в Уставы муниципальных образований «Навлинское городское поселение» и «Навлинский район» внесены соответствующие изменения. Так, согласно п. 1.2 приложения № к решению Навлинского поселкового Совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений и дополнений в Устав, полномочия Навлинской поселковой администрации возложены на администрацию Навлинского района.
Таким образом, системный анализ приведенных норм права свидетельствует о том, что решение вопроса местного значения в части обязанности по содержанию дорог в безопасном для движения состоянии и осуществлению дорожной деятельности входит в компетенцию исполнительного органа муниципальной власти, в данном случае – Администрации Навлинского района Брянской области.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» под обеспечением безопасности дорожного движения понимается деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий; организация дорожного движения - комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах
В силу ст. 12 вышеуказанного Федерального закона №196-ФЗ - ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Состояние дорог должно соответствовать правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения.
В частности, требования к элементам обустройства автомобильных дорог общего пользования, регламентируется ГОСТом Р №, утверждённым Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ДД.ММ.ГГГГ №-ст.
Настоящий стандарт устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Согласно п. 4.5.1.9. ГОСТа Р №, в населенных пунктах городского типа вдоль тротуара устраивают пешеходные ограждения или сплошную посадку кустарника, отделяющего пешеходов от проезжей части. Высота кустарника должна быть не более 0,8 м.
В соответствии с п. 4.5.2.6 ГОСТа Р № у наземных пешеходных переходов со светофорным регулированием должны быть установлены ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа с двух сторон дороги на расстоянии не менее 50 м в обе стороны от пешеходного перехода.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что в <адрес> на пересечении <адрес> установлен светофор. На земельном участке, находящемся на пересечении указанных улиц, располагается здание торгового центра «Царь Град» с находящимся в нем магазином «Пятёрочка» и иными торговыми отделами. Земельный участок, прилегающий к указанному зданию торгового центра и находящийся на пересечении <адрес>, частично вымощен тротуарной плиткой, частично засыпан щебнем. На указанной территории постоянно припарковываются легковые и грузовые транспортные средства, подъезжающие к зданию торгового центра, причем парковка осуществляется беспорядочно.
В связи с отсутствием пешеходных ограждений на пересечении <адрес> по границам земельного участка, примыкающего к дорожному полотну по указанным улицам, транспортные средства беспрепятственно въезжают на территорию, прилегающую к торговому центру и выезжают с неё, при этом зачастую водителями пересекается сплошная линия на противоположной стороне улицы, а также пешеходный тротуар.
Неправомерный съезд по всему периметру дорожного полотна к зданию торгового центра и от него на <адрес> в <адрес> создает опасность и угрозу жизни и причинения имущественного вреда как пешеходам, так и осуществляющим движение транспортным средствам по полосам движения указанных улиц вдоль торгового центра.
В целях приведения состояния улицы в соответствии с установленными требованиями ОГИБДД МО МВД России «Навлинский» администрации Навлинского района ДД.ММ.ГГГГ было вынесено предписание об устранении выявленных нарушений со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. и в ДД.ММ.ГГГГ г. внесено представление об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности, однако указанные нарушения администрацией Навлинского района Брянской области до настоящего времени не устранены.
В судебном заседании установлено, что установка ограждений протяженностью 50 метров в обе стороны будет нарушать права физических лиц, проживающих в частных домах, которые прилегают к торговому центру, в связи с чем, суд считает возможным уменьшить протяженность ограждений.
Утверждение представителя ответчика о том, что на протяжении всей <адрес> в <адрес> установлены знаки ограничивающие скорость движения транспортных средств, суд считает недостаточными, поскольку на указанном перекрестке имели место дорожно-транспортные происшествия, в результате которых 2 человека получили телесные повреждения.
Анализируя исследованные доказательства суд приходит к выводу о том, что в судебном заседании установлены нарушения требований федерального законодательства о безопасности дорожного движения, которые создают угрозу возникновения дорожно-транспортных происшествий, в результате чего нарушаются права неопределенного круга лиц, в связи с чем, суд приходит к выводу об удовлетворении иска прокурора.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков от уплаты государственной пошлины освобождаются, из чего следует, что государственная пошлина взысканию не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198,199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Навлинского района Брянской области выступающего в интересах неопределенного круга удовлетворить.
Администрации Навлинского района Брянской области оборудовать ограничивающие пешеходные ограждения, отделяющие полотно автомобильных дорог на пересечении <адрес> в <адрес> (нечетная сторона) от границы пешеходного перехода протяженностью 21метр по направлению к железнодорожному вокзалу и от границы пешеходного перехода по <адрес> (нечетная сторона) в <адрес> вдоль земельного участка, прилегающего к торговому центру «Царь Град» по направлению к скверу им. Деревянко протяженностью 40 метров.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий: В.А. Мазовец
Резолютивная часть решения оглашена ДД.ММ.ГГГГ года
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года