Дело № 5-56/2022
УИД 75RS0019-01-2022-000154-52
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
16 марта 2022 года г. Сретенск
Судья Сретенского районного суда Забайкальского края Чепцов Ю.Ф., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении
Макарова Дмитрия Валерьевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина Российской Федерации, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, работающего директором общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>»,
У С Т А Н О В И Л:
В суд представлен протокол об административном правонарушении в отношении Макарова Д.В., в котором указано, что ДД.ММ.ГГГГ при рассмотрении документов, представленных ООО «<данные изъяты>», обнаружены достаточные данные, указывающие на событие административного правонарушения, совершенного директором ООО «<данные изъяты>» Макаровым Д.В., выразившегося в нарушении обязательных требований ст. 10, 29, 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 1 постановления Главного государственного санитарного врача по Забайкальскому краю от 27.06.2021 № 535 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям», а именно не обеспечено проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции работникам ООО «<данные изъяты>», подлежащим обязательной вакцинации.
В ООО «<данные изъяты>» согласно представленному списку работает 31 сотрудник, обеспечено проведение профилактических прививок против COVID-19 11 сотрудникам, из них однократно привито 6 человек, двукратно привито 5 человек, 1 сотрудник привит вакциной «ЭпиВакКорона», что составляет 35,5 % от общей численности работников, что является нарушением ст. 2, 11, ч. 2 ст. 25, ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 5, 10 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», п. 64, 66, 67, 72 СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», п. 1, 2.1, 3 постановления Главного государственного санитарного врача по Забайкальскому краю от 27.06.2021 № 535 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям».
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Макаров Д.В. о месте и времени судебного заседания извещен, в суд не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором указал, что с протоколом об административном правонарушении не согласен, так как не имеет полномочий по принуждению сотрудников к вакцинированию.
Представитель Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю КЛП в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Исследовав представленные материалы, судья приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе:
профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения;
выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности;
государственного санитарно-эпидемиологического нормирования;
мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Абзацем 3 указанной статьи предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В соответствии со ст. 10 указанного Федерального закона граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Статья 11 указанного Федерального закона регламентирует, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе:
выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;
обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;
осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции;
осуществлять гигиеническое обучение работников.
Частью 2 ст. 25 указанного Федерального закона определено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны осуществлять санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по обеспечению безопасных для человека условий труда и выполнению требований санитарных правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации к производственным процессам и технологическому оборудованию, организации рабочих мест, коллективным и индивидуальным средствам защиты работников, режиму труда, отдыха и бытовому обслуживанию работников в целях предупреждения травм, профессиональных заболеваний, инфекционных заболеваний и заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда.
Частью 1 статьи 29 названного Федерального закона предусмотрено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан (ч. 1).
Согласно ст. 35 указанного Федерального закона профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» граждане при осуществлении иммунопрофилактики имеют право на:
получение от медицинских работников полной и объективной информации о необходимости профилактических прививок, последствиях отказа от них, возможных поствакцинальных осложнениях;
выбор медицинской организации или индивидуального предпринимателя, осуществляющего медицинскую деятельность;
бесплатные профилактические прививки, включенные в национальный календарь профилактических прививок и календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, в медицинских организациях независимо от организационно-правовой формы, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством об обязательном медицинском страховании;
медицинский осмотр и при необходимости медицинское обследование перед профилактическими прививками, получение медицинской помощи в медицинских организациях при возникновении поствакцинальных осложнений в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
социальную поддержку при возникновении поствакцинальных осложнений;
отказ от профилактических прививок.
Частью 2 этой статьи предусмотрено, что отсутствие профилактических прививок влечет:
запрет для граждан на выезд в страны, пребывание в которых в соответствии с международными медико-санитарными правилами либо международными договорами Российской Федерации требует конкретных профилактических прививок;
временный отказ в приеме граждан в образовательные организации и оздоровительные учреждения в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий;
отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Положениями части 3 настоящей статьи установлено, что при осуществлении иммунопрофилактики граждане обязаны:
выполнять предписания медицинских работников;
в письменной форме подтверждать отказ от профилактических прививок.
В соответствии со ст. 10 указанного Федерального закона профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (ч. 1); решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации (ч. 2); календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (ч. 3).
Согласно п. 64 СанПиН 3.3686-21 Санитарных правил и норм «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 4, профилактические прививки проводятся гражданам для предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 66 указанных СанПиН предусмотрено, что решение о проведении иммунизации населения в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации совместно с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации.
В силу п. 67 указанных СанПиН внеплановая иммунизация граждан при эпидемическом неблагополучии, возникновении чрезвычайных ситуаций различного характера, в очагах инфекционных болезней проводится на федеральном уровне на основании постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, а при возникновении чрезвычайных ситуаций различного характера, в очагах инфекционных болезней на уровне субъекта Российской Федерации, в том числе на отдельных объектах, - на основании постановлений главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации.
Пунктом 72 названных СанПиН регламентировано, что факт проведения профилактической прививки или отказа от нее в письменном виде должен быть зафиксирован в медицинских документах постоянного хранения.
В соответствии с п. 1 постановления Главного государственного санитарного врача по Забайкальскому краю от 27.06.2021 № 535 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям» предписано обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции следующим категориям граждан, подлежащим обязательной вакцинации:
1.1. Работающим на основании трудового договора, гражданско-правового договора в организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере:
- здравоохранения;
- образования, включая работников летних оздоровительных учреждений стационарного типа;
- социальной защиты и социального обслуживания населения;
- торговли;
- общественного питания;
- транспорта общего пользования и технического обслуживания транспортных средств;
- жилищно-коммунального хозяйства и энергетики;
- клиентских подразделений финансовых организаций, организаций, оказывающих услуги почтовой связи; многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг;
- культуры, досуга и спорта.
1.2. Государственным, гражданским служащим, замещающим должности государственной гражданской службы Забайкальского края, работникам органов государственной власти Забайкальского края и подведомственным им организациям.
1.3. Муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы Забайкальского края, работникам органов местного самоуправления Забайкальского края и подведомственным им организациям.
Пунктами 2-2.1 названного Постановления предписано руководителям организаций, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории Забайкальского края в сферах, установленных пунктом 1 настоящего Постановления в срок до 27.07.2021 организовать проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной, в срок до 27.08.2021 – вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию, не менее 60 % от общей численности работников, сотрудников.
Пункт 1 настоящего Постановления не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с пп. 2.10-2.11 Методических рекомендаций «Порядок проведения вакцинации вакциной ГамКовидВак против COVID-19 взрослого населения», п. 6.3 стандартной операционной процедуры «Порядок проведения вакцинации против COVID-19 вакциной ЭпиВакКорона взрослому населению» и инструкции Министерства здравоохранения Российской Федерации по медицинскому применению вакцины КовиВак (пункт 3).
Пунктом 5 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что медицинское вмешательство – это выполняемые медицинским работником и иным работником, имеющим право на осуществление медицинской деятельности, по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности.
Частью 1 ст. 20 этого Федерального закона установлено, что необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.
В силу положений части 3 данной статьи гражданин, один из родителей или иной законный представитель лица, указанного в части 2 настоящей статьи, имеют право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения, за исключением случаев, предусмотренных частью 9 настоящей статьи.
Частью 9 указанной статьи регламентировано, что медицинское вмешательство без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя допускается:
1) если медицинское вмешательство необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека и если его состояние не позволяет выразить свою волю или отсутствуют законные представители (в отношении лиц, указанных в части 2 настоящей статьи);
2) в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих;
3) в отношении лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами;
4) в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния (преступления);
5) при проведении судебно-медицинской экспертизы и (или) судебно-психиатрической экспертизы;
6) при оказании паллиативной медицинской помощи, если состояние гражданина не позволяет выразить ему свою волю и отсутствует законный представитель.
Коронавирусная инфекция (2019-nCoV) включена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 715.
Суду представлены следующие доказательства.
На основании решения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю от 14.10.2021 проведена внеплановая документарная проверка, которая окончена 09.11.2021.
Согласно акту проверки в ООО «<данные изъяты>» согласно представленному списку работает 31 сотрудник, обеспечено проведение профилактических прививок против COVID-19 11 сотрудникам, из них однократно привито 6 человек, двукратно привито 5 человек, что составляет 35,5 % от общей численности работников, что является нарушением ст. 2, 11, ч. 2 ст. 25, ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 5, 10 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», п. 64, 66, 67, 72 СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», п. 1, 2.1, 3 Постановления Главного государственного санитарного врача по Забайкальскому краю от 27.06.2021 № 535 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемиологическим показаниям». Кроме того, на предприятии зарегистрировано 2 случая заболевания новой коронавирусной инфекцией из числа непривитых – у слесаря положительный результат от 20.10.2021, прораба – от 21.10.2021.
Макаров Д.В. с ДД.ММ.ГГГГ принят на должность директора ООО «<данные изъяты>», что подтверждается трудовым договором.
В материалах дела имеются документы, подтверждающие вакцинацию 11 работников ООО «Жилфонд» от новой коронавирусной инфекции.
Из ответа ООО «<данные изъяты>» на требование территориального отдела Управления Роспотребнадзора в г. Нерчинске, данный 22.10.2021, следует, что пофамильный список работников организации направлен в поликлинику ГУЗ «<данные изъяты>», администрацию городского поселения «<данные изъяты>» 29.04.2021, по состоянию на 22.10.2021 прошли вакцинацию 11 работников, 1 работник ЗЕЕ имеет медотвод по 30.09.2021; работникам, не прошедшим вакцинацию, направлены уведомления с предложением о вакцинации против COVID-19.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
В силу ст. 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, относятся в том числе наличие события административного правонарушения (п. 1); виновность лица в совершении административного правонарушения (п. 3); обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении (п. 6); иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения (п. 7).
Согласно ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Суд приходит к убеждению, что должностным лицом контролирующего органа при производстве по делу об административном правонарушении в отношении Макарова Д.В. все обстоятельства дела в их совокупности всесторонне, полно и объективно исследованы не были – в частности, в ходе проведенной проверки не устанавливались, не проверялись и не оценивались причины, по которым работники ООО «<данные изъяты>» не прошли вакцинацию от COVID-19, а также какие меры принимались директором организации Макаровым для обеспечения необходимого количества лиц, получивших вакцинацию, объяснения ни у Макарова, ни у работников ООО об этих обстоятельствах получены не были.
В качестве единственного доказательства, подтверждающего административное правонарушение и виновность в его совершении Макарова, в протоколе об административном правонарушении указан акт документальной проверки, который, в свою очередь, составлен на основании ответа ООО «<данные изъяты>» на требование, пофамильного списка сотрудников на 18.10.2021 и сертификатов о вакцинации против COVID-19.
При этом в пользу того, что Макаров как руководитель организации предпринимал меры к тому, чтобы его работники прошли вакцинацию, свидетельствует тот факт, что 11 работников профилактические прививки прошли, остальным работникам направлены уведомления о необходимости прохождения вакцинации.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело; лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье; неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
С одной стороны, законодателем на руководителей организаций возложена обязанность по соблюдению санитарных норм и правил. При этом постановлением Главного государственного санитарного врача по Забайкальскому краю № 535 на руководителей организаций, осуществляющих деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства, возложена обязанность в срок до 27.07.2021 и до 27.08.2021 организовать проведение профилактических прививок от новой коронавирусной инфекции не менее 60 % от общей численности работников (при этом этот положение Постановления не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции).
С другой стороны, ч. 1 ст. 5 Федерального закона «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» предоставляет гражданам право на отказ от профилактических прививок. Аналогичное право на отказ от медицинского вмешательства (к которым относится и профилактическая прививка) гарантировано гражданам частью 3 статьи 20 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Право на отказ от медицинского вмешательства является неотъемлемой составляющей реализации таких конституционных прав граждан, как право на свободу и личную неприкосновенность.
Исключения из этого правила предусмотрены частью 9 статьи 20 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», и такие обстоятельства применительно к работникам ООО «Жилфонд» отсутствуют.
Непрохождение гражданами профилактических прививок по своей сути является отказом от этого медицинского вмешательства.
Действующее законодательство не наделяет руководителей организаций полномочиями по возложению на подчиненных работников, уклоняющихся от получения профилактической прививки, обязанности пройти такую прививку.
В связи с этим суд находит, что постановление Главного государственного санитарного врача по Забайкальскому краю № 535, в части возложения на руководителей организаций, осуществляющих деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства, обязанности организовать проведение профилактических прививок от новой коронавирусной инфекции не менее 60 % от общей численности работников противоречит ч. 1 ст. 5 Федерального закона «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» и ч. 3 ст. 20 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Часть 2 статьи 120 Конституции Российской Федерации гласит, что суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.
При таких обстоятельствах суд приходит к убеждению в том, что на руководителя организации не может быть возложена ответственность за непрохождение его работниками профилактических прививок, от которых последние имеют право отказаться, в связи с чем в действиях Макарова отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, и производство по делу подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 29.10-29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении Макарова Дмитрия Валерьевича по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Ю.Ф. Чепцов