Дело № 88а-21560/2020г.
Р’РўРћР РћР™ РљРђРЎРЎРђР¦РОННЫЙ РЎРЈР” ОБЩЕЙ ЮРРРЎР”РРљР¦РР
РљРђРЎРЎРђР¦РРћРќРќРћР• ОПРЕДЕЛЕНРР•
г. Москва 21 октября 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Рахманкиной Е.П.,
судей Анатийчук Рћ.Рњ., Войты Р.Р’.,
рассмотрела РІ открытом судебном заседании кассационную жалобу Булатовой РСЂРёРЅС‹ Дмитриевны РЅР° решение Таганского районного СЃСѓРґР° Рі.РњРѕСЃРєРІС‹ РѕС‚ 21 января 2020 РіРѕРґР° Рё апелляционное определение судебной коллегии РїРѕ административным делам РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ СЃСѓРґР° РѕС‚ 08 июля 2020 РіРѕРґР° РїРѕ административному делу РїРѕ административному РёСЃРєРѕРІРѕРјСѓ заявлению Булатовой РСЂРёРЅС‹ Дмитриевны Рє Росздравнадзору Рѕ признании незаконным бездействия, признании недействительным регистрационного удостоверения, признании незаконным обращения РЅР° территории Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации медицинского изделия (номер, присвоенный СЃСѓРґРѕРј первой инстанции 2Р°-7/2020Рі.)
Заслушав доклад судьи Анатийчук О.М.,
установила:
Булатова Р.Р”. обратилась РІ СЃСѓРґ СЃ административным исковым заявлением Рє Росздравнадзору Рѕ признании незаконным бездействия, выразившегося РІ непринятии решения РІ 2012 РіРѕРґСѓ РѕР± отказе РІ государственной регистрации медицинского изделия - импланты стоматологические ALPHA DENT IMPLANTS (Рзраиль), признании недействительным СЃ 08 РёСЋРЅСЏ 2012 РіРѕРґР° регистрационного удостоверения в„–, признании незаконным обращения РІ 2013-2016 годах РЅР° территории Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации вышеуказанного медицинского изделия.
Р’ обоснование требований истец указывала, что Сѓ Росздравнадзор отсутствовали правовые основания для регистрации вышеуказанного медицинского изделия без соблюдения Правил государственной регистрации медицинских изделий, СЃ учётом незаконного РІРІРѕР·Р° продукции ALPHA DENT IMPLANTS (Рзраиль) РЅР° территорию Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, что подтверждается решением Арбитражного СЃСѓРґР° Рі. РњРѕСЃРєРІС‹ РѕС‚ 07 РёСЋРЅСЏ 2016 РіРѕРґР°. Факт использования указанного медицинского изделия РЅР° основания регистрационного удостоверения в„– в„– Росздравнадзор обосновывает отсутствием полномочий РІ вопросах декларации соответствия, что противоречит статье 38 ФЗ В« РћР± основах охраны Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЏ граждан РІ РФ» в„– 323-ФЗ, Положению Рѕ Федеральной службе РїРѕ надзору РІ сфере здравоохранения, утвержденного постановлением Правительства Р Р¤ РѕС‚ 30 РёСЋРЅСЏ 2004 РіРѕРґР° в„– 323, Правилам государственной регистрации медицинских изделий - СЃ обязательностью клинических испытаний медицинского изделия. Принятые Росздравнадзором решения Рё совершенные действия являются незаконными Рё влекут неблагоприятные правовые последствия РІ РІРёРґРµ нарушения ее прав Рё охраняемых законом интересов.
Решением Таганского районного СЃСѓРґР° Рі.РњРѕСЃРєРІС‹ РѕС‚ 21 января 2020 РіРѕРґР° Булатовой Р.Р”. отказано РІ удовлетворении административного РёСЃРєРѕРІРѕРіРѕ заявления.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 08 июля 2020 года решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 24 августа 2020 года, административный истец ставит вопрос об отмене апелляционного определения и решения районного суда с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Полагает, что судами допущены нарушения норм материального и процессуального права, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам по делу.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 03 сентября 2020 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании кассационной инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
При рассмотрении настоящего дела судами такого рода нарушений действующего законодательства допущено не было.
Как установлено СЃСѓРґРѕРј Рё следует РёР· материалов дела медицинское изделие - стоматологические изделие В«Рмпланты стоматологические ALPHA DENT IMPLANTSВ» СЃ принадлежностями было зарегистрировано Росздравнадзором 08 РёСЋРЅСЏ 2012 РіРѕРґР°, регистрационное удостоверение в„– в„–, СЃСЂРѕРє действия РЅРµ ограничен, предприятие — изготовитель: Альфа Дент Рмплантс Лтд. Впоследствии переоформлено РЅР° регистрационное удостоверение РѕС‚ 31 августа 2015 РіРѕРґР° в„– в„–, СЃСЂРѕРє действия РЅРµ ограничен, затем выдано регистрационное удостоверение РѕС‚ 07 апреля 2017 РіРѕРґР° в„– в„–, СЃСЂРѕРє действия РЅРµ ограничен, действующее РІ настоящее время.
РќР° основании обращения РѕС‚ 10 сентября 2019 РіРѕРґР° в„– 09-Р‘-24587 Росздравнадзор РІ лице Управления организации государственного контроля Рё регистрации медицинских изделий проинформировал Булатову Р.Р”. Рѕ том, что РЅР° территории Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІ установленном РїРѕСЂСЏРґРєРµ зарегистрировано Рё разрешено Рє применению следующее медицинское изделие - имплантаты стоматологические ALPHA DENT IMPLANTS СЃ принадлежностями», производства Альфа Дент Рмплантс Лтд, Рзраиль, регистрационное удостоверение РѕС‚ 07 апреля 2017 РіРѕРґР° в„– в„–, СЃСЂРѕРє действия РЅРµ ограничен.
РќР° повторные обращения Р¤РРћ1, зарегистрированные РІ Росздравнадзоре РѕС‚ 19 сентября Рё 07 октября 2019 РіРѕРґР° в„– 09-Р‘-25501 Рё в„– 09-Р‘-25501/2, РІ дополнение Рє ответу РѕС‚ 18 сентября 2019 РіРѕРґР° в„– 09-Р‘-24587 ей сообщено, что РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ внесением изменений РІ документы, содержащиеся РІ регистрационном РґРѕСЃСЊРµ регистрационное удостоверение РѕС‚ 08 РёСЋРЅСЏ 2012 РіРѕРґР° в„– в„– утратило силу 31 августа 2015 РіРѕРґР°. Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем, применение медицинского изделия В«Рмплантаты стоматологические ALPHA DENT IMPLANTS СЃ принадлежностями», производства Альфа Дент Рмплантс Лтд, СЃ регистрационным удостоверением РѕС‚ 08 РёСЋРЅСЏ 2012 РіРѕРґР° в„– в„– РІРѕР·РјРѕР¶РЅРѕ РІ случае, если указанное медицинское изделие было произведено РґРѕ 31 августа 2015 РіРѕРґР° Рё РґРѕ окончания СЃСЂРѕРєР° годности/службы медицинского изделия. Одновременно сообщено, что СЃСЂРѕРє службы/годности определяет производитель РІ нормативной, технической Рё (или) эксплуатационной документации РЅР° медицинское изделие. Дополнительно РґРѕ Булатовой Р.Р”. доведено, что РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ оформления деклараций соответствия РЅРµ РІС…РѕРґСЏС‚ РІ компетенцию Росздравнадзора.
РџРѕ результатам обращения истца РѕС‚ 14 октября 2019 РіРѕРґР° Росаккредитация РїРѕ Южному Рё Северо-Кавказскому федеральным округам информировала Булатову Р.Р”., что РІ реестре деклараций Рѕ соответствии имеются сведения Рѕ декларации Рѕ соответствии Р РћРЎРЎ 1Р‘.РРњ41.Р”07248 (РѕС‚ 25 мая 2017 РіРѕРґР° действует РґРѕ 25 мая 2020 РіРѕРґР°) РЅР° продукцию В«Рмплантаты стоматологические ALPHA DENT IMPLANTS СЃ принадлежностями», изготовленную Альфа Дент Рмплантс Лтд, Рзраиль.
В силу части 1 статьи 38 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.
Частью 4 статьи 38 Закона N 323-ФЗ установлено, что на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством РФ, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Порядок ввоза на территорию РФ медицинских изделий в целях государственной регистрации устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с частью 8 той же статьи в целях государственной регистрации медицинских изделий в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, проводятся оценка соответствия в форме технических испытаний, токсикологических исследований, клинических испытаний и экспертиза качества, эффективности и безопасности медицинских изделий, а также испытания в целях утверждения типа средств измерений (в отношении медицинских изделий, относящихся к средствам измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, перечень которых утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти).
В силу части 11 статьи 38 Закона N 323-ФЗ в государственный реестр медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, вносятся, в числе прочего, следующие сведения: наименование и место нахождения организации - производителя (изготовителя) медицинского изделия или фамилия, имя и (если имеется) отчество, место жительства индивидуального предпринимателя - производителя (изготовителя) медицинского изделия; адрес места производства или изготовления медицинского изделия.
Положением о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N323, определено, что Росздравнадзор является уполномоченным административным органом, на которого возложена обязанность по государственной регистрации медицинских изделий (пункт 5.5).
Порядок государственной регистрации медицинских изделий установлен Правилами государственной регистрации медицинских изделий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года № 416.
Согласно части 1 статьи 218, пункту 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Действия (бездействие), решение могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия), решения нормативным правовым актам и нарушения такими действиями (бездействием), решением прав, свобод и законных интересов административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Такой совокупности условий для удовлетворения административного иска по делу не установлено.
РЎСѓРґС‹ обеих инстанций, проанализировав приведенные выше положения законов Рё установив, что государственная регистрация медицинского изделия – импланты стоматологические была осуществлена ответчиком СЃ соблюдением установленного РїРѕСЂСЏРґРєР°; незаконного бездействия допущено РЅРµ было; РЅР° обращения Булатовой Р.Р”. даны мотивированные ответы СЃ соблюдением СЃСЂРѕРєР° Рё РїРѕСЂСЏРґРєР° рассмотрения; факт нарушения прав Рё законных интересов истца СЃРѕ стороны Росздравнадзора РЅРµ установлен, пришли Рє правомерному выводу РѕР± отказе РІ удовлетворении административного РёСЃРєРѕРІРѕРіРѕ заявления.
Представленные сторонами доказательства оценены судами по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Вопреки доводам кассационной жалобы судами не было допущено нарушения норм материального или процессуального права, которые могли бы повлечь отмену оспариваемых судебных актов в кассационном порядке.
По сути, доводы жалобы сводятся к несогласию с выводами судов, но их не опровергают.
Оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и влекущих безусловную отмену решения, по делу не установлено.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Таганского районного СЃСѓРґР° Рі.РњРѕСЃРєРІС‹ РѕС‚ 21 января 2020 РіРѕРґР° Рё апелляционное определение судебной коллегии РїРѕ административным делам РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ СЃСѓРґР° РѕС‚ 08 июля 2020 РіРѕРґР° оставить без изменения, кассационную жалобу Булатовой РСЂРёРЅС‹ Дмитриевны без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
РЎСѓРґСЊРё