Решение по делу № 33а-2021/2021 от 02.04.2021

Судья Лисиенко А.Ю.          дело № 33а-2021/2021 (№2а-165/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Соболева В.М.,

судей Попова В.В., Санжаровской Н.Ю.,

при секретаре Нечаевой Л.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 12 апреля 2021 года административное дело по апелляционной жалобе Абдусамадова Г.У. на решение Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 12 февраля 2021 года по административному иску Абдусамадова Г.У. к ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми о признании незаконными действий по удержанию денежных средств, о возложении обязанности возвратить на лицевой счёт удержанные денежные средства.

Заслушав доклад судьи Соболева В.М., объяснения представителя ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми и ФСИН России Гульковой Е.Н., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Абдусамадов Г.У. обратился в суд с административным иском к ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми о признании незаконными действий по удержанию денежных средств, возложении обязанности возвратить на лицевой счёт удержанные денежные средства. В обоснование требований указал, что с его лицевого счёта удерживались денежные средства, поступающие от его родственников, в отсутствие постановления судебного пристава-исполнителя об удержании.

    Определением Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 14 января 2021 года в качестве административных ответчиков привлечены УФСИН России по Республики Коми, ФСИН России.

    В возражениях ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми указано на то, что удержание денежных средств производилось на основании постановления судебного пристава-исполнителя, с сумм, поступающих на лицевой счёт осужденного от родственников, которые являются его доходом.

    В судебном заседании административный истец Абдусамадов Г.У. на заявленных требованиях настаивал.

Представитель административных ответчиков ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми Гулькова Е.Н. в судебном заседании административные исковые требования не признала, поддержав письменные возражениях на заявленный иск.

Судом вынесено решение об оставлении административного иска Абдусамадова Г.У. без удовлетворения.

В апелляционной жалобе Абдусамадов Г.У. просит вынесенное решение отменить как незаконное и необоснованное, поскольку, по его мнению, поступающие на его лицевой счёт денежные средства от родственников, не являются его доходом, с которого могут быть произведены удержания.

В судебном заседании лица представитель ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми и ФСИН России Гулькова Е.Н. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.

Абдусамадов Г.У., надлежаще извещённый о месте и времени судебного заседания, явку своего представителя не обеспечил, об обеспечении его личного участия посредством видеоконференцсвязи не ходатайствовал.

При указанных обстоятельствах дело рассмотрено в его отсутствие.

В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобах, и возражений относительно жалобы.

Проверив дело в полном объёме, заслушав объяснения представителя административных ответчиков, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу пункта 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном названным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Оспаривание решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих регламентировано положениями главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В силу положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

По правилам статьи 226, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при оценке законности оспариваемых действий подлежат установлению их соответствие требованиям нормативных правовых актов и нарушение указанными действиями прав, законных интересов административного истца.

Согласно фактическим обстоятельствам, основанием обращения в суд с настоящим иском явились незаконные, по мнению административного истца, действия по удержанию с его лицевого счёта денежных средств из поступивших на него денежных средств в ноябре и декабре 2020 года.

В ходе судебного заседания установлено, что Абдусамадов Г.У. отбывает наказание в ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми.

19 октября 2015 года судебным приставом МОСП по ИОВИП УФССП России по ... области Д. возбуждено исполнительное производство <Номер обезличен> в отношении Абдусамадова Г.У. о взыскании уголовного штрафа в размере 250000 рублей.

25 августа 2020 года судебным приставом МОСП по ИОВИП УФССП России по ... области А. вынесено постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника (об обращении взыскания на заработок должника, отбывающего наказания), которое вместе с исполнительным листом направлено по месту отбывания Абдусамадовым Г.У. наказания.

10 ноября и 10 декабря 2020 года на лицевой счёт Абдусамадова Г.У. поступали банковские переводы по 5000 рублей.

02 и 18 декабря 2020 года с его лицевого счёта были удержаны на погашение исковых требований 50% от сумм перевода, в размере по 2500 рублей.

Отказывая в удовлетворении требований Абдусамадову Г.У. суд исходил из того, что удержание денежных средств производилось ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми законно.

Судебная коллегия полагает выводы суда первой инстанции правильными.

Согласно статье 2 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами.

Согласно части 2 статьи 7 Федерального закона № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" указанные в части 1 данной статьи органы, организации и граждане исполняют требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, на основании исполнительных документов, указанных в статье 12 названного Федерального закона, в порядке, установленном указанным Федеральным законом и иными федеральными законами.

Положениями части 1 статьи 68 Федерального закона № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащих взысканию по исполнительному документу.

Пунктом 1 части 3 статьи 68 Федерального закона № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что мерами принудительного исполнения являются, в том числе: обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги.

Обращение взыскания на имущество должника осуществляется по правилам главы 8 Федерального закона № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", согласно части 3 статьи 69 которой взыскание на имущество должника по исполнительным документам обращается в первую очередь на его денежные средства в рублях и иностранной валюте и иные ценности, в том числе находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях.

В данном случае, лицевой счёт осужденного Абдусамадова Г.У. не является счетом в банке или иной кредитной организации, положения указанной нормы закона в данном случае неприменимы.

Вопросы удержания по исполнительным листам в отношении граждан, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, регулируются положениями главы 11 Федерального закона № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", в соответствии с частью 2 статьи 100 которой взыскание по исполнительным листам в отношении таких граждан обращается на заработную плату, пенсию или иные доходы.

При этом статья 101 указанного Федерального закона устанавливает исчерпывающий перечень видов доходов, на которые не может быть обращено взыскание.

По смыслу приведённых правовых норм взыскание по исполнительным документам допускается в отношении любых доходов граждан, отбывающих наказание, за исключением видов доходов, перечисленных в статье 101 Федерального закона № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

В соответствии с пунктом 4 Инструкции по учету личных денег и других ценностей, принадлежащих осужденным, подозреваемым и обвиняемым, находящимся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, утверждённой Приказом Минюста РФ от 8 декабря 2006 года, для учёта личных денег бухгалтерией учреждения открывается лицевой счёт.

Личные деньги осужденных хранятся на лицевых счетах по учету средств, поступающих во временное распоряжение учреждений, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства в порядке, установленном в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Такой лицевой счет открыт в ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми и на имя Абдусамадова Г.У.

Поскольку, денежные средства, поступающие на лицевой счёт осужденных от родственников, не входят в перечень доходов, на которые не может быть обращено взыскание, иного дохода и имущества, на которое возможно обратить взыскание с целью погашения задолженности по исполнительному производству, судебным приставом-исполнителем не установлено и Абдусамадовым Г.У. не представлено, судебная коллегия полагает правильным вывод суда первой инстанции о том, что обращение взыскания на денежные средства, поступающие на лицевой счёт должника, как мера принудительного воздействия, является законной и обоснованной.

Доводы апелляционной жалобы относительно того, что денежные средства, поступающие от родственников Абдусамадова Г.У. на его лицевой счёт в исправительном учреждении, не являются доходами, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.

Общий принцип определения дохода закреплён в статье 41 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 которой доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц", "Налог на прибыль организаций" указанного Кодекса.

Исходя из системного толкования норм Налогового кодекса Российской Федерации, в частности его статьи 209, пункта 1 статьи 210, пункта 18.1 статьи 217, денежные средства, поступающие на лицевой счёт осужденного от родственников на безвозмездной основе (в дар), являются не чем иным, как его доходами.

Доводы апелляционной жалобы о незаконности обжалуемого решения со ссылкой на решения Усть-Вымского районного суда Республики Коми по делу <Номер обезличен> и <Номер обезличен> подлежат отклонению, поскольку в указанных делах имели место иные, отличные от данного дела обстоятельства, в данном случае удержание производилось на основании постановления судебного пристава-исполнителя, а не после самостоятельного направления исполнительного документа взыскателем в исправительное учреждение.

С учётом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.

Нарушений норм процессуального и материального права не допущено.

Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

    решение Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 12 февраля 2021 года оставить без изменения, жалобу Абдусамадова Г.У. - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи

33а-2021/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Абдусамадов Гамзат Умарович
Ответчики
ФКУ ИК-31 УФСИН России по РК
УФСИН России по Республике Коми
Федеральная служба исполнения наказаний России
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Соболев В.М.
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
12.04.2021Судебное заседание
13.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.04.2021Передано в экспедицию
12.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее