Решение по делу № 33-10184/2014 от 08.10.2014

Судья: Устинов А.Б.

Дело № 33-10184

г. Пермь

26.11.2014г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего: Змеевой Ю.А.,

судей: Кириенко Е.В., Панковой Т.В.,

при секретаре Цыганковой Е.С.,

рассмотрев 26 ноября 2014 года в открытом судебном заседании в г. Перми дело по апелляционной жалобе Васильевой Н.И. на решение Усольского районного суда Пермского края от 14 августа 2014 года, которым постановлено: признать недействительными результат межевания земельного участка, расположенного по адресу: ****, под кадастровым номером **, принадлежащей Васильевой Н.И. Исключить сведения о местоположении границ земельного участка под кадастровым номером **, расположенного по адресу: ****, из государственного кадастра недвижимости. В исковых требованиях Якушевой Н.Н. об установлении границ земельного участка с кадастровые номером ****, расположенного по адресу ****, принадлежащего Васильевой Н.И., отказать. Взыскать с Васильевой Н.И. в пользу Якушевой Н.Н. расходы по оплате государственной пошлине *** рублей.

Заслушав доклад судьи Панковой Т.В., пояснения Якушевой Н.Н., ее представителя Разепиной Л.Ю., возражавших против доводов апелляционной жалобы, просивших оставить решение суда без изменения, пояснения представителей Васильевой Н.И.-Старковой В.А., Зариповой В.А., настаивавших на доводах апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Якушева Н.Н. обратилась в суд с иском к Васильевой Н.И. о признании недействительными результатов межевания земельного участка, исключении сведений о местоположении границ земельного участка из государственного кадастра недвижимости, установлении границы земельного участка, взыскание расходов по оплате государственной пошлине. В обосновании иска указала на то, что она является собственником жилого дома и земельного участка расположенного по адресу: **** с кадастровым номером **. Собственником смежного земельного участка с кадастровым номером ** и жилого дома, расположенных по адресу: ****, является Васильева Н.И. На основании межевого плана от 24.09.2013 года, земельный участок Васильевой Н.И. был поставлен на кадастровый учет. Васильева Н.И. после проведения межевания перенесла забор в глубь ее земельного участка на 0,6 метра. Считает, что при проведении кадастровых работ не был учтен фактический порядок пользования земельным участком, был нарушен порядок согласования, захвачена часть ее земельного участка, межевание проведено с нарушением ее прав.

В судебном заседании Якушева Н.Н. исковые требования поддержала.

Васильева Н.И. исковые требования не признала, указав на то, что для установления достоверных границ она в 2013 году провела межевание своего земельного участка, при межевании кадастровому инженеру указала о сложившемся порядке пользования земельными участками. Поскольку не был найден домовладелец, было дано объявление в газету о проведении собрания о согласовании границ.

Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просит Васильева Н.И., указывая в апелляционной жалобе на то, что уточнение границ земельного участка с кадастровым номером ** было произведено 07.10.2013 года на основании ее заявления от 24.09.2013 года и межевого плана от 24.09.2013 года. Якушева Н.Н. стала собственником земельного участка только 23 декабря 2013 года, то есть по прошествии двух с половиной месяцев с момента осуществления государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером **. Таким образом, на момент уточнения границ указанного земельного участка Истец не являлся заинтересованным лицом, с кем было необходимо осуществлять согласование границ земельного участка. Нарушений в самой процедуре проведения согласования границ земельного участка допущено не было. Оснований для признания незаконным межевания ее земельного участка не имеется. Поскольку границы земельного участка с кадастровым номером ** не определялись на местности, невозможно установить факт наложения данного земельного участка на земельный участок с кадастровым номером **, а следовательно, нет оснований для признания межевания земельного незаконным.

Проверив законность принятого судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в части признания недействительными результатов межевания земельного участка по адресу: ****, с кадастровым номером **, принадлежащего Васильевой Н.И. и исключении сведений о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером **, расположенного по адресу: **** из государственного кадастра недвижимости, в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела и как постановленное с неправильным применением норм материального права.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Якушева Н.Н. является собственником земельного участка площадью 1531 кв.м, расположенного в ****, с кадастровым номером ** (л.д.8). Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Собственником смежного земельного участка площадью 1983,30 кв.м, расположенного в п. ****, с кадастровым номером ** является Васильева Н.И. (л.д. 25-27). По результатам межевания 24.09.2013 года изменения земельного участка Васильевой Н.И. в связи с уточнением границ были учтены в государственном кадастре недвижимости.

Удовлетворяя требования в части признания недействительными межевания земельного участка ответчика и исключения сведений о местоположении границ земельного участка из государственного кадастра недвижимости, суд исходил из того, что заинтересованное лицо Якушева Н.Н. была ненадлежащем образом извещена о проведении согласовании местоположения границ земельных участков, была лишена возможности ознакомиться с проектом межевого плана земельного участка Васильевой Н.И. и подать возражения, в связи с чем, местоположение границ земельного участка с кадастровым номером ** не считаются согласованными с Якушевой Н.Н.

С указанными выводами судебная коллегия согласиться не может.

В соответствии со ст. 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

Согласно ч. 8 ст. 39 Федерального Закона № 221-ФЗ от 24.07.2007г. «О государственном кадастре недвижимости» согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом. Согласование местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц без установления границ земельных участков на местности осуществляется на территории населенного пункта, в границах которого расположены соответствующие земельные участки или который является ближайшим населенным пунктом к месту расположения соответствующих земельных участков, если иное место не определено кадастровым инженером по согласованию с заинтересованными лицами.

В случае согласования местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ вручается данным лицам или их представителям под расписку, направляется по их почтовым адресам посредством почтового отправления с уведомлением о вручении и по адресам их электронной почты в соответствии с кадастровыми сведениями, предусмотренными п.8 и 21 ч. 2 ст. 7 настоящего Закона (при наличии таких сведений), либо опубликовывается в печатном издании, являющемся источником опубликования нормативных правовых актов органов исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

Опубликование извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ допускается в случае, если в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о почтовом адресе любого из заинтересованных лиц или получено извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, направленное заинтересованному лицу посредством почтового отправления, с отметкой о невозможности его вручения.

В силу ст. 40 Федерального Закона № 221-ФЗ от 24.07.2007г. «О государственном кадастре недвижимости» результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.

Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного ч. 3 настоящей статьи случая.

Если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие посредством заверения личной подписью акта согласования местоположения границ либо не представили свои возражения о местоположении границ в письменной форме с их обоснованием, местоположение соответствующих границ земельных участков считается согласованным таким лицом, о чем в акт согласования местоположения границ вносится соответствующая запись. К межевому плану прилагаются документы, подтверждающие соблюдение установленного настоящим Федеральным законом порядка извещения указанного лица. Данные документы являются неотъемлемой частью межевого плана (ч. 3 ст.40 Федерального Закона № 221-ФЗ от 24.07.2007г. «О государственном кадастре недвижимости»).

Как следует из материалов дела, прежний собственник земельного участка по адресу: **** (смежного по отношению земельного участка ответчика) - С. на момент проведения межевых работ в отношении земельного участка ответчика умерла. В ее адрес было направлено письмо с уведомлением о проведении межевания спорного земельного участка и необходимости согласования границ, однако оно было возвращено с отметкой «адресат умер». В связи с чем согласование местоположения границ спорных земельных участков было проведено кадастровым инженером посредством проведения собрания заинтересованных лиц. Извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ было опубликовано в печатном издании, являющемся источником опубликования нормативных правовых актов органов исполнительной власти «Усольская газета» от 28.06.2013г.

Требований по согласованию границ земельного участка на местности или возражений о прохождении границ от заинтересованных лиц не поступило.

С учетом данных обстоятельств согласование границ спорного земельного участка было проведено в соответствии с ч. 7 и 8 ст. 39 Федерального Закона № 221-ФЗ от 24.07.2007г. «О государственном кадастре недвижимости».

При этом судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционной жалобы о том, что согласования границ с истцом не требовалось, поскольку на момент проведения межевых работ она не являлась собственником земельного участка.

Согласно ст. 1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина.

В соответствии с положениями ст. 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.

Как следует из свидетельства о регистрации права собственности Якушевой Н.Н. на земельный участок по адресу: **** право собственности за истцом зарегистрировано на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от 09.07.2013г. следовательно, на момент проведения межевания земельного участка ответчика истец являлась заинтересованным лицом, с которым требовалось согласования границ.

С учетом изложенного, утверждения ответчика о том, что Якушева Н.Н. стала собственником земельного участка с 23 декабря 2013 года, то есть по прошествии двух с половиной месяцев с момента осуществления государственного кадастрового учета земельного участка ответчика основаны на неверном толковании норм права.

При этом, само по себе отсутствие в акте согласования границ земельного участка ответчика личной подписи истца не свидетельствует о несоблюдении процедуры согласования границ земельных участков при проведении межевания.

Судом первой инстанции не было принято во внимание то, что признание недействительным результатов межевания земельного участка и исключение сведений о местоположении границ земельного участка из государственного кадастра недвижимости не влечет восстановления прав в случае их нарушения и следовательно является ненадлежащим способом защиты права.

При этом оснований для удовлетворения требований об установлении границ спорного земельного участка не имелось в отсутствии межевого плана земельного участка на основании которого возможно определение границ земельного участка в соответствии с требованиями законодательства.

В силу ст.38 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ.

Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

С учетом вышеприведенных норм права, представленные истцом сведения кадастрового инженера В. (л.д. 102) не являются документом, определяющим местоположение границ земельного участка и не может подменять собой межевой план. В данных сведениях отсутствуют указания кадастрового номера земельного участка и его адреса.

При таких обстоятельствах судебная коллегия пришла к выводу о том, что решение суда подлежит отмене в части удовлетворения требований о признании недействительными межевания земельного участка ответчика и исключении сведений о местоположении границ земельного участка из государственного кадастра недвижимости.

В остальной части решение отмене не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Усольского районного суда Пермского края от 14 августа 2014 года отменить в части признания недействительными результатов межевания земельного участка по адресу: ****, с кадастровым номером **, принадлежащего Васильевой Н.И. и исключении сведений о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером **, расположенного по адресу: **** из государственного кадастра недвижимости. Принять в указанной части новое решение. В удовлетворении исковых требований Якушевой Н.Н. к Васильевой Н.И. о признании недействительными результатов межевания земельного участка по адресу: ****, с кадастровым номером **, принадлежащего Васильевой Н.И. и исключении сведений о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером **, расположенного по адресу: **** из государственного кадастра недвижимости, отказать. В остальной части решение суда оставить без изменения.

Председательствующий:

Судьи:

33-10184/2014

Категория:
Гражданские
Суд
Пермский краевой суд
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
26.11.2014Судебное заседание
03.12.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.12.2014Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее