Административное дело №2а-274/2017г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 мая 2017 года
п.Прямицыно
Октябрьский районный суд Курской области в составе:
председательствующего судьи Завальной Т.Д.,
с участием административного истца - помощника прокурора Октябрьского района Курской области Нижник А.О.,
при секретаре Спевякиной О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Октябрьского района Курской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Филипповского сельсовета Октябрьского района Курской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности организовать в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу предоставление муниципальных услуг в электронной форме,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец прокурор Октябрьского района Курской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Администрации Филипповского сельсовета Октябрьского района Курской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности организовать в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу предоставление муниципальных услуг в электронной форме, мотивируя заявленные требования тем, что проведенной прокуратурой Октябрьского района проверкой установлено бездействие администрации Филипповского сельсовета Октябрьского района, выразившееся в непринятии мер по предоставлению муниципальных услуг в электронном виде в соответствии с требованиями ст.ст. 5, 6, 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", до настоящего времени муниципальные услуги в электронной форме с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) регионального портала государственных и муниципальных услуг не оказываются.
На региональном портале государственных и муниципальных услуг Курской области отсутствует какая-либо информация об услугах, предоставляемых администрацией Филипповского сельсовета Октябрьского района Курской области (www.pgu.rkursk.ru), а также такая информация отсутствует на федеральном портале государственных услуг (www.gosuslugi.ru)
Таким образом, непредоставление муниципальных услуг в электронной форме создает административные барьеры для реализации прав граждан и создает условия для нарушения прав субъектов предпринимательской деятельности, предусмотренных законодательством о предоставлении муниципальных услуг, а также влияет на качество и доступность муниципальных услуг, создает почву для коррупционных проявлений.
Просит суд признать незаконным бездействие органа местного самоуправления - Администрации Филипповского сельсовета Октябрьского района Курской области, выразившееся в непринятии мер по предоставлении муниципальных услуг в электронном виде.
Обязать Администрацию Филипповского сельсовета Октябрьского района Курской области в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать предоставление муниципальных услуг в электронной форме согласно утвержденному реестру, то есть с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование Единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг, в том числе осуществления в рамках такого предоставления электронного взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями.
В судебном заседании административный истец помощник прокурора Нижник А.О. административные исковые требования поддержала, сославшись на вышеуказанные обстоятельства, просила суд признать незаконным бездействие администрации Филипповского сельсовета, выразившееся в непринятии надлежащих мер по переходу на предоставление муниципальных услуг в электронной форме, обязать администрацию Филипповского сельсовета устранить нарушения законодательства о предоставлении муниципальных услуг, а именно организовать предоставление муниципальных услуг согласно утверждённому реестру в электронной форме.
В судебное заседание представитель административного ответчика - администрации Филипповского сельсовета Октябрьского района Курской области, своевременно и надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела извещённый, не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, его явка не признана обязательной.
Согласно ч. 6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Руководствуясь положениями указанной нормы закона, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя административного ответчика.
Выслушав объяснения административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», основные направления государственной политики в области противодействия коррупций определяются Президентом Российской Федерации.
Пунктом «в» ч. 8 Национальной стратегии противодействия коррупции, утверждённой Указом Президента РФ от 13.04.2010 № 460, одним из направлений реализации национальной стратегии противодействия коррупции признано внедрение в деятельность органов местного самоуправления инновационных технологий, повышающих объективность и обеспечивающих прозрачность при принятии управленческих решений, а также обеспечивающих электронное взаимодействие органов местного самоуправления с гражданами и организациями в рамках оказания государственных услуг.
Внедрение в деятельность органов государственной власти и местного самоуправления возможности предоставления гражданам и организациям услуг в электронной форме, признано минимизировать личный контакт государственного или муниципального служащего и заявителя с тем, чтобы исключить возможность установления коррупционной связи.
Согласно п. 6 ст. 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», одним из принципов предоставления услуг является возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации по выбору заявителя.
В соответствии с п.п. 1-3 ст. 5 Закона № 210-ФЗ при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления услуги; на получение полной, актуальной достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме; на получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
Органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны обеспечивать возможность получения заявителем услуги в электронной форме (п. 2 ч. 1 ст.6 закона № 210-ФЗ).
Согласно ч. 2 ст. 10 Закона № 210-ФЗ при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме осуществляется: подача заявителем запроса и иных документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, и прием таких запросов и документов органом, предоставляющим государственную услугу, органом, предоставляющим муниципальную услугу, либо подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организацией, участвующей в предоставлении государственной или муниципальной услуги, с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг.
В силу п. 1 ст. 11 вышеуказанного ФЗ государственные и муниципальные услуги подлежат включению соответственно в реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг.
Пункт 7 ст. 11 ФЗ № 210 от 27.07.2010 г. устанавливает, что формирование и ведение реестра муниципальных услуг осуществляются в порядке, установленном местной администрацией.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.12.2009 №1993-р «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде», определены сроки реализации этапов перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде, а также установлены характеристики этих этапов.
Первый этап перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде: предусматривается размещение информации об услуге в Сводном реестре государственных и муниципальных услуг (функций) и на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций); второй этап: предусматривается размещение на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) форм заявлений и иных документов, необходимых для получения соответствующих услуг и обеспечение доступа к ним для копирования и заполнения в электронном виде; третий этап: предусматривается обеспечение возможности для заявителей в целях получения услуги представлять документы в электронном виде с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций); четвертый этап: предусматривается возможность для заявителей осуществлять с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) мониторинг хода предоставления услуги (исполнения функции); пятый этап: предусматривается возможность получения результатов предоставления услуги в электронном виде на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), если это не запрещено федеральным законом.
Таким образом, на первом этапе организуется дистанционное предоставление заявителям общей информации об услуге, а на последнем (пятом) - дистанционное предоставление заявителям результата услуги. На промежуточных этапах заявителю предоставляется возможность дистанционно получить формы необходимых документов, дистанционно предоставить заявление и документы для получения услуги, дистанционно получить доступ к информации о ходе предоставления услуги в режиме реального времени (в том числе, о результатах рассмотрения его документов и о принятых решениях на отдельных стадиях рассмотрения заявления).
Согласно п.п. 2 п. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления.
В соответствии со статьей 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч.ч. 2 и 3 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В судебном заседании установлено, что по итогам проведенной в марте 2017 года прокуратурой проверки соблюдения исполнения органами местного самоуправления законодательства в сфере предоставления муниципальных услуг, установлено, что администрацией Филипповского сельсовета Октябрьского района Курской области в нарушение требований положений ст.ст. 5,6,10 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» не оказываются муниципальные услуги в электронной форме с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе Единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) регионального портала государственных и муниципальных услуг. Указанное бездействие нарушает права неопределённого круга получателей муниципальных услуг, создает административные барьеры для реализации прав граждан и создает условия для нарушения прав субъектов предпринимательской деятельности, предусмотренных законодательством о предоставлении муниципальных услуг.
Данные обстоятельства подтверждаются как объяснениями административного истца, так и исследованными в судебном заседании письменными доказательствами:
актом проверки соблюдения исполнения законодательства в сфере предоставления муниципальных услуг от 29.03.2017 г.; информацией главы Филипповского сельсовета Октябрьского района Курской области о том, что администрацией муниципального образования муниципальные услуги в электронной форме не оказываются.
Изложенные доказательства суд оценивает относимыми, допустимыми, достаточными и достоверными, поскольку они получены в соответствии с требованиями законодательства об административном судопроизводстве, согласуются между собой и другими имеющимися в деле доказательствами, в суде ничем не опровергнуты.
Бездействие органа местного самоуправления - администрации Филипповского сельсовета Октябрьского района Курской области, выразившееся в неосуществлении перевода услуг в электронный формат, обеспечивающий возможность заявителей в целях получения услуг предоставлять документы в электронном виде с использованием Единого портала, а также осуществлять мониторинг хода предоставления услуги, нарушает право граждан, субъектов предпринимательской деятельности на возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.
Срок на обращение в суд, предусмотренный ч.4 ст.219 КАС РФ, административным истцом соблюден, поскольку акт по итогам проверки вынесен 29.03.2017 года, административное исковое заявление подано в суд 03.04.2017 года.
Суд также учитывает, что требования прокурора признаны представителем административного ответчика.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление прокурора обосновано и подлежит удовлетворению.
От уплаты госпошлины в силу положений п.9 ч.1 333.36, п.п. 8 п.1 ст. 333.20, п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ стороны освобождены.
Руководствуясь ст. ст.175-177, 227 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление прокурора Октябрьского района Курской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Филипповского сельсовета Октябрьского района Курской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности организовать в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу предоставление муниципальных услуг в электронной форме удовлетворить.
Признать бездействие Администрации Филипповского сельсовета Октябрьского района Курской области по организации предоставления муниципальных услуг в электронной форме незаконным.
Возложить на Администрацию Филипповского сельсовета Октябрьского района Курской области обязанность организовать предоставление муниципальных услуг в электронной форме согласно утвержденному реестру, то есть с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование Единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг, в том числе осуществление в рамках такого предоставления электронного взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
По истечении шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу Администрации Филипповского сельсовета Октябрьского района Курской области необходимо сообщить в Октябрьский районный суд и прокурору об исполнении решения суда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Курского областного суда через Октябрьский районный суд Курской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 05.05.2017 года.
Судья: