ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
УИД № |
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
06 марта 2023 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Любобратцевой Н.И.,
судей Курской А.Г.,
Готовкиной Т.С.,
при секретаре Гусевой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в гор. Симферополе гражданское дело по иску Н.Л.Г. к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда РФ по Республике Крым о возложении обязанности совершить определенные действия,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым на решение Судакского городского суда Республики Крым от 17 ноября 2022 года,
У С Т А Н О В И Л А :
20 сентября 2022 г. Н.Л.Г. обратилась в суд с иском к ГУ ОПФ РФ по Республике Крым о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 21.07.2014 г. №208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города Федерального значения Севастополь» со дня подачи заявления. Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ Н.Л.Г. обратилась в ОПФ РФ по Республике с заявлением о разъяснении размера начисленной ей пенсии, поскольку на заявление, поданное ДД.ММ.ГГГГ о перерасчете пенсии ей было отказано. ДД.ММ.ГГГГ ответчиком даны разъяснения, согласно которым в перерасчете пенсии в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 21.07.2014 г. № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города Федерального значения Севастополь» истице отказано по тем основаниям, что факт ее проживания на территории Крыма по состоянию на 18 марта 2014 г. не подтвержден, так как согласно паспорту гражданина Российской Федерации она зарегистрирована на территории Республики Крым по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ Истец считает данный отказ ответчика незаконным и нарушающим ее права и интересы.
Решением Судакского городского суда Республики Крым от 17 ноября 2022 года иск Н.Л.Г. удовлетворен.
На Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым возложена обязанность произвести перерасчет пенсии в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 21.07.2014 г. № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополь» с 14 декабря 2021 г.
Не согласившись с таким решением суда, 12 декабря 2022 г. представителем ГУ ОПФ РФ по Республике Крым К.А.В. подана апелляционная жалоба, в которой заявитель просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска. Доводы жалобы сводятся к тому, что положения ст. 5 Федерального закона от 21.07.2014 г. № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополь» в данном случае не применимы, поскольку истица не была зарегистрирована на территории Республики Крым на 18 марта 2014 года. Кроме того, апеллянт считает, что решение Судакского городского суда Республики Крым об установлении факта постоянного проживания на территории Республики Крым не может быть принято во внимание, поскольку заинтересованным лицом на тот момент являлось Управление федеральной миграционной службы Российской Федерации по Республике Крым. Таким образом, постановленное по делу решение об установлении факта постоянного проживания принималось без участия территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и принято с иной целью, не связанной с пенсионным обеспечением.
Определением судьи Верховного Суда Республики Крым от 24 января 2023 г. произведена замена ответчика - Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым на его правопреемника - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились:
- истица Н.Л.Г., о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежаще путем направления через организацию почтовой связи заказной корреспонденцией судебной повестки-извещения, которая в соответствии с почтовым уведомлением вручена адресату ДД.ММ.ГГГГ, а также с помощью СМС-сообщения, доставленного истице ДД.ММ.ГГГГ;
- представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении ДД.ММ.ГГГГ судебной повестки-извещения; в Верховный Суд Республики Крым обратился с ходатайством о рассмотрении дела в его отсутствие.
Судебная коллегия, руководствуясь положениями ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истицы Н.Л.Г. и представителя ответчика, не явившихся в судебное заседание, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания.
Заслушав докладчика, исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы в пределах требований ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Удовлетворяя заявленные требования и обязывая пенсионный орган произвести перерасчет назначенной истице пенсии с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со ст.5 Федерального закона от 21.07.2014 г. №208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что истица имеет право на такой перерасчет, поскольку факт постоянного проживания Н.Л.Г. на территории Республики Крым на 18 марта 2014 г. установлен судебным постановлением, вступившим в законную силу.
С такими выводами суда соглашается судебная коллегия, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным в ходе судебного разбирательства, а также требованиям действующего законодательства.
Так, в соответствии с Договором между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию (пункт 1 статьи 1), а в составе Российской Федерации образуются новые субъекты - Республика Крым и город федерального значения Севастополь (статья 2).
С момента подписания договора, т.е. с 18 марта 2014 г., и до 1 января 2015 г. в соответствии со статьей 6 вышеуказанного Договора, статьей 6 Федерального конституционного закона от 18 марта 2014 г. №6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" в новых субъектах Российской Федерации действовал переходный период, в течение которого подлежали урегулированию вопросы их интеграции в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации, а также вопросы исполнения воинской обязанности и несения военной службы на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Федеральным конституционным законом от 18 марта 2014 г. №6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" гражданам Украины и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанным гражданами Российской Федерации в соответствии с данным Федеральным конституционным законом или "обретшим гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, было предоставлено право на получение пенсий, пособий и иных мер социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 11).
При этом, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 27 ноября 2017 г. №33-П, был введен запрет снижения размера пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме и выплачиваемых по состоянию на 21 февраля 2014 г. (часть 3 статьи 11 Федерального конституционного закона №6-ФКЗ), исходя из того, что принятое после указанной календарной даты законодательство Украины не применяется на территории Республики Крым со дня вступления в силу постановления Верховного Совета Автономной Республики Крым "О провозглашении Республики Крым независимым суверенным государством", а именно с 17 марта 2014 г.
Федеральным законом от 21 июля 2014 г. №208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" установлены особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 г. на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на указанных территориях (часть 1 статьи 1). Согласно части 2 статьи 2 названного Федерального закона №208-ФЗ при обращении граждан, указанных в части 1 статьи 1, за назначением пенсий и (или) иных устанавливаемых к пенсии выплат такие пенсии и (или) выплаты назначаются с 1 января 2015 г., но не ранее чем со дня возникновения права на пенсию и (или) выплату.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в Определении от 5 декабря 2019 г. №3279-0, факт постоянного проживания гражданина Российской Федерации в целях назначения ему страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом №208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" может подтверждаться судебным решением, на основании которого он был признан гражданином Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", если из установленных в данном судебном решении обстоятельств самих по себе или в совокупности с иными доказательствами следует, что названный гражданин по состоянию на 18 марта 2014 г. постоянно и на законных основаниях фактически проживал в соответствующем жилом помещении на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя.
В соответствии с требованиями статьи 3 Федерального закона №208-ФЗ размеры пенсий, назначенных гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, подлежат перерасчету с 1 января 2015 г. в соответствии с законодательством Российской Федерации, при этом право на пенсию не пересматривается, а перерасчет размера пенсии осуществляется на основании документов выплатного дела без истребования от граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства заявлений о перерасчете пенсий.
Вышеуказанные нормы специального закона предусматривают право граждан Российской Федерации, постоянно проживающих по состоянию на 18 марта 2014 г. на территории Республики Крым, на получение пенсий, пособий, предоставление иных мер социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, учитывая, что граждане Российской Федерации, проживавшие на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя на момент принятия указанных субъектов в состав Российской Федерации и приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве до 18 марта 2014 г., имеют право на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Положениями Федерального закона от 21 июля 2014 г. №208-ФЗ установлены особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 г. на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Поскольку обязательное пенсионное страхование на территории Республики Крым и на территории города федерального значения Севастополя в соответствии с законодательством Российской Федерации введено с 1 января 2015 г., то указанный Федеральный закон предписал исходить из того, что сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при назначении и перерасчете пенсии гражданам Российской Федерации, постоянно проживавшим по состоянию на 18 марта 2014 г. на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, в том числе периоды работы по трудовому договору, имевшие место в период с 1 января 2002 г. по 16 марта 2014 г. включительно на территории Украины и в период с 17 марта по 31 декабря 2014 г. включительно на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, определяется исходя из индивидуальной части тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, направляемого на финансирование страховой пенсии, в размере 16 процентов и среднемесячного заработка в размере 24 245 рублей 70 копеек (часть 4 статьи 5).
Пенсионное обеспечение лиц, проживающих на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, на которых не распространяется особый порядок назначения и исчисления размера страховой пенсии, предусмотренный Федеральным законом "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", осуществляется в общем порядке в соответствии с иными актами законодательства Российской Федерации, в том числе предусматривающими, что общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера (часть 1 статьи 12.1 Федерального закона 17 июля 1999 года №178-ФЗ "О государственной социальной помощи", пункт 4 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 г. №134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации").
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ "О страховых пенсиях", право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Как следует из положений части 2 статьи 3 Федерального закона №400-ФЗ, периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Согласно статье 11 Федерального закона №400-ФЗ, в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 4 Федерльного закона №208-ФЗ, периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 г. включительно и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта по 31 декабря 2014 г. включительно, а в организациях, которые до 1 марта 2015 г. не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц, - по 28 февраля 2015 г. включительно, в крестьянских (фермерских) хозяйствах, которые до 1 июля 2015 г. не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц, - по 30 июня 2015 г. включительно, в религиозных организациях, которые до 1 января 2016 г. не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц, - по 31 декабря 2015 г. включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ. Периоды, указанные в части 1 настоящей статьи, подтверждаются документами, выданными (выдаваемыми) работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Из материалов дела следует, что Н.Л.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является получателем пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ С ДД.ММ.ГГГГ ее пенсионное (выплатное) дело поставлено на учет в Управлении Пенсионного фонда Республики Крым по <адрес>. Пенсия рассчитана Н.Л.Г. по наиболее выгодному варианту в соответствии с пунктом 3 стати 30 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Решением Судакского городского суда Республики Крым от 07.08.2014 г., вступившим в законную силу, установлен факт постоянного проживания Н.Л.Г. на территории Республики Крым по состоянию на 18 марта 2014 г. (л.д.12-14).
На основании решения УФМС России по Республике Крым в <адрес>, код подразделения 910-015, истица Н.Л.Г. признана гражданкой Российской Федерации в силу статьи 5 Договора от 18 марта 2014 г. между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, ДД.ММ.ГГГГ документирована паспортом гражданина Российской Федерации серии 39 14 № (л.д.9).
ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Н.Л.Г. обратилась в ГУ ОПФ РФ по Республике Крым с заявлениями о по перерасчете пенсии и о разъяснении действий ответчика по установлению размера ее пенсии. Из ответа ГУ ОПФ РФ по Республике Крым от ДД.ММ.ГГГГ №№ следует, что при расчете размера пенсии не были применены нормы статьи 5 Федерального закона от 21.07.2014 г. №208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» в части расчета суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страховое, поскольку согласно паспорту гражданина Российской Федерации заявитель зарегистрирована на территории Республики Крым, в <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. факт проживания на 18 марта 2014 г. не подтвержден (л.д.10-11).
Разрешая спор и удовлетворяя требования Н.Л.Г., суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности факта постоянного проживания Н.Л.Г. на территории Республики Крым на 18 марта 2014 г., а имеющиеся в материалах дела доказательства являются достаточными для возникновении у истицы права на установление страховой пенсии с применением положений Федерального закона от 21.07.2014 г. 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
Не заслуживает внимания и не может быть принят как не основанный на законе довод апелляционной жалобы ответчика, что решение Судакского городского суда об установлении факта постоянного проживания Н.Л.Г. на территории Республики Крым по состоянию на 18 марта 2014 г. не может быть принято во внимание, поскольку заинтересованным лицом являлось УФМС РФ по Республике Крым, а не пенсионный орган.
Так, в соответствии с ч.2 ст.13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Иные доводы апелляционной жалобы ответчика выводов суда первой инстанции не опровергают, в связи с чем не заслуживают внимания как не основанные на законе и на доказательствах, которые были предметом исследования судом.
С учетом вышеизложенного судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, представленным доказательствам дал надлежащую правовую оценку по правилам ст. 67 ГПК РФ; нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного решения, не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327, 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Судакского городского суда Республики Крым от 17 ноября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым, правопреемником которого является Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым – без удовлетворения.
Председательствующий судья Любобратцева Н.И.
Судьи: Курская А.Г.
Готовкина Т.С.