Дело № 2а- 2731/2021
36RS0003-01-2021-004116-61
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Воронеж 15 ноября 2021 года
Левобережный районный суд города Воронежа в составе:
председательствующего судьи Бондаренко О.В.,
при секретаре Заводовской К.Е.,
с участием представителя
заинтересованного лица АО «Сады Придонья» Музыченко Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Медведева ИМ к администрации Калачеевского муниципального района Волгоградской области о признании постановления об отмене результатов аукциона недействительным,
установил:
административный истец Медведев ИМ, действуя через представителя Курбатова Г.А. обратился в суд с административным исковым заявлением, мотивировав требования тем, что на 19.05.2021 в 10 часов 00 минут были назначены и проведены торги на право заключения договора аренды земельного участка, площадью 29381 кв.м, с кадастровым номером №, государственная собственность на который не разграничена, категория земель: земли населенных пунктов, местонахождение: <адрес>.
Торги были проведены с участием административного истца, по окончанию которых, он признан победителем. Полагает, что административным ответчиком были допущены нарушения, которые существенным образом повлияли на результат аукциона. Несмотря на факт проведения торгов и объявления победителя, организатор торгов опубликовал постановление от ДД.ММ.ГГГГ N № "Об отмене результатов аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, назначенного на 10:00 19.05.2021 по лоту 1». В постановлении не указаны основания и причины отмены торгов. В силу ст. 449 ГК РФ признание торгов недействительными допускается только в судебном порядке и только по иску заинтересованного лица. Отмена результатов торгов самим организатором торгов после их проведения недопустима. Просит признать постановление Администрации Калачеевского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № "Об отмене результатов аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, назначенного на 10:00 19.05.2021 по лоту 1» недействительным (л.д. 5-6).
Определением судьи от 22.10.2021 занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Комитет по управлению имуществом и земельными ресурсами администрации Калачеевского муниципального района Волгоградской области, ООО НПГ «Сады Придонья».
Определением судьи от 15.11.2021 занесенным в протокол судебного заседания в связи с технической ошибкой произведена замена ООО НПГ «Сады Придонья» на АО «Сады Придонья».
Административный истец Медведев И.М., представитель административного истца Курбатов Г.А. в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица АО «Сады Придонья» по доверенности Музыченко Е.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска, поддержала возражения на иск.
Административный ответчик администрация Калачеевского муниципального района Волгоградской области, заинтересованное лицо Комитет по управлению имуществом и земельными ресурсами администрации Калачеевского муниципального района Волгоградской области в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, представили письменные возражения на административный иск.
Выслушав представителя заинтересованного лица АО «Сады Придонья» Музыченко Е.В., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218, ч.2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно пункту 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации, торги проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом. Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом.
Порядок подготовки, организации и проведения аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности регламентированы статьями 39.11, 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации.
Так, согласно части 1 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее также - аукцион), принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
Частями 18, 19 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что организатор аукциона устанавливает время, место и порядок проведения аукциона, сроки подачи заявок на участие в аукционе, порядок внесения и возврата задатка, величину повышения начальной цены предмета аукциона ("шаг аукциона"). "Шаг аукциона" устанавливается в пределах трех процентов начальной цены предмета аукциона. Извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.
Согласно пункту 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены случаи, когда земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона.
Земельным кодексом Российской Федерации установлено, что не может быть предметом аукциона находящийся в государственной или муниципальной собственности земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам (подпункт 8 пункта 8 статьи 39.11).
Приведенные законоположения направлены на реализацию основополагающего принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому, все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 указанного кодекса).
Пунктом 24 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в проведении аукциона в случае выявления обстоятельств, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи. Извещение об отказе в проведении аукциона размещается на официальном сайте организатором аукциона в течение трех дней со дня принятия данного решения. Организатор аукциона в течение трех дней со дня принятия решения об отказе в проведении аукциона обязан известить участников аукциона об отказе в проведении аукциона и возвратить его участникам внесенные задатки.
В соответствии с частью 4 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено в законе или в извещении о проведении торгов, организатор открытых торгов, опубликовавший извещение, вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее чем за три дня до наступления даты его проведения, а от проведения конкурса - не позднее чем за тридцать дней до проведения конкурса.
Частью 1 статьи 48 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) установлено, что муниципальные правовые акты могут быть отменены органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ администрацией Калачеевского муниципального района Волгоградской области вынесено постановление № об организации и проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, государственная собственность на который не разграничена, категория земель: земли населенных пунктов. Согласно пункту 1 сведений о предмете аукциона, начальная цена предмета аукциона 13239,08 руб., размер задатка 13239,08 руб., шаг аукциона 397,17 руб. Срок аренды земельного участка - 104 месяца (л.д. 46).
31.03.2021 на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет № было размещено извещение N № о проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, площадью 29381 кв. м, с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>.
В соответствии с извещениями о проведении аукциона, дата начала приема заявок на участие в торгах - 05.04.2021, дата окончания приема заявок на участие в торгах - 07.05.2021 г., дата проведения аукциона - 19.05.2021.
Согласно протоколу № комиссии по проведению аукциона, на право заключения договора аренды земельных участков государственная собственность, на которые не разграничена от ДД.ММ.ГГГГ по лоту № принято решение допустить к участию в аукционе и признать участниками аукциона, следующих лиц, подавших заявки: ОАО «Сады Придонья», Титова СА, Медведева И М (л.д.90-92).
Согласно протоколу № заседания комиссии по проведению аукциона, на право заключения договора аренды земельных участков государственная собственность, на которые не разграничена по лоту № (земельный участок площадью 29381 кв. м., с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: обеспечение сельскохозяйственного производства, для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ победителем аукциона признан Медведев ИМ с ценой годового размера арендной платы по итогам аукциона – 153 440 рублей 09 копеек (л.д.59-60).
24.05.2021 в адрес Администрации Калачевского муниципального района Волгоградской области (bx.N №), от участника торгов ОАО «Сады Придонья» поступило заявление об отмене итогов аукциона от 19.05.2021, поскольку на земельном участке, являвшимся предметом торгов расположены следующие объекты, принадлежащие ОАО «Сады Придонья»: асфальтированная площадка размером 120 х 20 м; асфальтированная дорога.
Данный факт подтверждается копией договора подряда № /Дп № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.81-86).
Согласно акту обследования земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ (Приложение №) на предмет наличия строений и сооружений, на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № расположены: строение предположительно складского/производственного назначения, ориентировочным размером 120x20 м; сооружение асфальтовая площадка к вышеуказанному строению ориентировочно протяженностью 150 м.; объект незавершенного строительства, ориентировочным размером 3x3м (л.д.40-41).
Из протокола от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что по объектам, расположенным на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 29 381 кв.м., по адресу: <адрес> принято решение по сносу самовольной постройки, срок сноса три месяца со дня получения письма администрации.
Согласно акту проверки информации, содержащейся в уведомлении о выявлении самовольной постройки от ДД.ММ.ГГГГ, было произведено обследование земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес> и расположенных на нем объектов.
Как следует из извещения о проведении аукциона в отношении земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, отсутствуют сведения о расположенных на земельном участке сооружениях, объектах незавершенного строительства.
Согласно второго абзаца пункта 19 Извещения о проведении аукциона, победитель аукциона, не реализовавший свое право на осмотр земельного участка и изучение его документации, лишается права предъявить претензии к Администрации Калачевского муниципального района Волгоградской области по поводу состояния предмета аукциона (л.д.64).
Поскольку на земельном участке с кадастровым номером № фактически расположены объекты недвижимого имущества, данный земельный участок, в силу подпункта 8 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации не может являться предметом аукциона, в связи, с чем Главой Калачевского муниципального района Волгоградской области было вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ N №.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 739-0-0 указал, что положение части 1 статьи 48 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", регулирующее порядок отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия, основывающееся на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства, направлено на регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного самоуправления, закрепленной в статье 12 Конституции Российской Федерации, и само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан.
Из положения данных норм, следует, что муниципальные правовые акты могут быть отменены в порядке самоконтроля уполномоченными органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления в случае принятия ненормативного правового акта с нарушением или в противоречие с действующим законодательством.
Таким образом, отменяя ранее принятый правовой акт, глава администрации не вышел за рамки своих полномочий.
В силу пункта 1 части 9 статьи 226 КАС РФ обязательным условием для удовлетворения административного искового заявления является нарушение прав и свобод гражданина, обратившегося в суд за защитой своих прав.
Из положений статьи 46 Конституции РФ и положений главы 22 КАС РФ следует, что предъявление административного искового заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти и должностных лиц должно иметь своей целью восстановление реально нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, а способ защиты права должен соответствовать по содержанию нарушенному праву и характеру нарушения.
Исходя из указанного, административное исковое заявление об оспаривании незаконных действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав и свобод административного истца и с непременным указанием на способ восстановления такого права.
Анализируя установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку при изначально незаконно проведенном аукционе в отношении спорного земельного участка, признание незаконным постановления, отменяющего данный аукцион, не будет способствовать восстановлению нарушенных прав административного истца.
Суд также считает, что при указанных обстоятельствах права административного истца не нарушены, материальные затраты истцом не понесены.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении административных исковых требований Медведева ИМ к администрации Калачеевского муниципального района Волгоградской области о признании постановления Администрации Калачеевского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № "Об отмене результатов аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, назначенного на 10:00 19.05.2021 по лоту 1» недействительным - отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме через районный суд. Решение суда в окончательной форме изготовлено 26.11.2021.
Судья О.В. Бондаренко
Дело № 2а- 2731/2021
36RS0003-01-2021-004116-61
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Воронеж 15 ноября 2021 года
Левобережный районный суд города Воронежа в составе:
председательствующего судьи Бондаренко О.В.,
при секретаре Заводовской К.Е.,
с участием представителя
заинтересованного лица АО «Сады Придонья» Музыченко Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Медведева ИМ к администрации Калачеевского муниципального района Волгоградской области о признании постановления об отмене результатов аукциона недействительным,
установил:
административный истец Медведев ИМ, действуя через представителя Курбатова Г.А. обратился в суд с административным исковым заявлением, мотивировав требования тем, что на 19.05.2021 в 10 часов 00 минут были назначены и проведены торги на право заключения договора аренды земельного участка, площадью 29381 кв.м, с кадастровым номером №, государственная собственность на который не разграничена, категория земель: земли населенных пунктов, местонахождение: <адрес>.
Торги были проведены с участием административного истца, по окончанию которых, он признан победителем. Полагает, что административным ответчиком были допущены нарушения, которые существенным образом повлияли на результат аукциона. Несмотря на факт проведения торгов и объявления победителя, организатор торгов опубликовал постановление от ДД.ММ.ГГГГ N № "Об отмене результатов аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, назначенного на 10:00 19.05.2021 по лоту 1». В постановлении не указаны основания и причины отмены торгов. В силу ст. 449 ГК РФ признание торгов недействительными допускается только в судебном порядке и только по иску заинтересованного лица. Отмена результатов торгов самим организатором торгов после их проведения недопустима. Просит признать постановление Администрации Калачеевского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № "Об отмене результатов аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, назначенного на 10:00 19.05.2021 по лоту 1» недействительным (л.д. 5-6).
Определением судьи от 22.10.2021 занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Комитет по управлению имуществом и земельными ресурсами администрации Калачеевского муниципального района Волгоградской области, ООО НПГ «Сады Придонья».
Определением судьи от 15.11.2021 занесенным в протокол судебного заседания в связи с технической ошибкой произведена замена ООО НПГ «Сады Придонья» на АО «Сады Придонья».
Административный истец Медведев И.М., представитель административного истца Курбатов Г.А. в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица АО «Сады Придонья» по доверенности Музыченко Е.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска, поддержала возражения на иск.
Административный ответчик администрация Калачеевского муниципального района Волгоградской области, заинтересованное лицо Комитет по управлению имуществом и земельными ресурсами администрации Калачеевского муниципального района Волгоградской области в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, представили письменные возражения на административный иск.
Выслушав представителя заинтересованного лица АО «Сады Придонья» Музыченко Е.В., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218, ч.2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно пункту 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации, торги проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом. Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом.
Порядок подготовки, организации и проведения аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности регламентированы статьями 39.11, 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации.
Так, согласно части 1 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее также - аукцион), принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
Частями 18, 19 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что организатор аукциона устанавливает время, место и порядок проведения аукциона, сроки подачи заявок на участие в аукционе, порядок внесения и возврата задатка, величину повышения начальной цены предмета аукциона ("шаг аукциона"). "Шаг аукциона" устанавливается в пределах трех процентов начальной цены предмета аукциона. Извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.
Согласно пункту 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены случаи, когда земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона.
Земельным кодексом Российской Федерации установлено, что не может быть предметом аукциона находящийся в государственной или муниципальной собственности земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам (подпункт 8 пункта 8 статьи 39.11).
Приведенные законоположения направлены на реализацию основополагающего принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому, все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 указанного кодекса).
Пунктом 24 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в проведении аукциона в случае выявления обстоятельств, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи. Извещение об отказе в проведении аукциона размещается на официальном сайте организатором аукциона в течение трех дней со дня принятия данного решения. Организатор аукциона в течение трех дней со дня принятия решения об отказе в проведении аукциона обязан известить участников аукциона об отказе в проведении аукциона и возвратить его участникам внесенные задатки.
В соответствии с частью 4 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено в законе или в извещении о проведении торгов, организатор открытых торгов, опубликовавший извещение, вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее чем за три дня до наступления даты его проведения, а от проведения конкурса - не позднее чем за тридцать дней до проведения конкурса.
Частью 1 статьи 48 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) установлено, что муниципальные правовые акты могут быть отменены органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ администрацией Калачеевского муниципального района Волгоградской области вынесено постановление № об организации и проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, государственная собственность на который не разграничена, категория земель: земли населенных пунктов. Согласно пункту 1 сведений о предмете аукциона, начальная цена предмета аукциона 13239,08 руб., размер задатка 13239,08 руб., шаг аукциона 397,17 руб. Срок аренды земельного участка - 104 месяца (л.д. 46).
31.03.2021 на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет № было размещено извещение N № о проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, площадью 29381 кв. м, с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>.
В соответствии с извещениями о проведении аукциона, дата начала приема заявок на участие в торгах - 05.04.2021, дата окончания приема заявок на участие в торгах - 07.05.2021 г., дата проведения аукциона - 19.05.2021.
Согласно протоколу № комиссии по проведению аукциона, на право заключения договора аренды земельных участков государственная собственность, на которые не разграничена от ДД.ММ.ГГГГ по лоту № принято решение допустить к участию в аукционе и признать участниками аукциона, следующих лиц, подавших заявки: ОАО «Сады Придонья», Титова СА, Медведева И М (л.д.90-92).
Согласно протоколу № заседания комиссии по проведению аукциона, на право заключения договора аренды земельных участков государственная собственность, на которые не разграничена по лоту № (земельный участок площадью 29381 кв. м., с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: обеспечение сельскохозяйственного производства, для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ победителем аукциона признан Медведев ИМ с ценой годового размера арендной платы по итогам аукциона – 153 440 рублей 09 копеек (л.д.59-60).
24.05.2021 в адрес Администрации Калачевского муниципального района Волгоградской области (bx.N №), от участника торгов ОАО «Сады Придонья» поступило заявление об отмене итогов аукциона от 19.05.2021, поскольку на земельном участке, являвшимся предметом торгов расположены следующие объекты, принадлежащие ОАО «Сады Придонья»: асфальтированная площадка размером 120 х 20 м; асфальтированная дорога.
Данный факт подтверждается копией договора подряда № /Дп № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.81-86).
Согласно акту обследования земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ (Приложение №) на предмет наличия строений и сооружений, на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № расположены: строение предположительно складского/производственного назначения, ориентировочным размером 120x20 м; сооружение асфальтовая площадка к вышеуказанному строению ориентировочно протяженностью 150 м.; объект незавершенного строительства, ориентировочным размером 3x3м (л.д.40-41).
Из протокола от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что по объектам, расположенным на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 29 381 кв.м., по адресу: <адрес> принято решение по сносу самовольной постройки, срок сноса три месяца со дня получения письма администрации.
Согласно акту проверки информации, содержащейся в уведомлении о выявлении самовольной постройки от ДД.ММ.ГГГГ, было произведено обследование земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес> и расположенных на нем объектов.
Как следует из извещения о проведении аукциона в отношении земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, отсутствуют сведения о расположенных на земельном участке сооружениях, объектах незавершенного строительства.
Согласно второго абзаца пункта 19 Извещения о проведении аукциона, победитель аукциона, не реализовавший свое право на осмотр земельного участка и изучение его документации, лишается права предъявить претензии к Администрации Калачевского муниципального района Волгоградской области по поводу состояния предмета аукциона (л.д.64).
Поскольку на земельном участке с кадастровым номером № фактически расположены объекты недвижимого имущества, данный земельный участок, в силу подпункта 8 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации не может являться предметом аукциона, в связи, с чем Главой Калачевского муниципального района Волгоградской области было вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ N №.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 739-0-0 указал, что положение части 1 статьи 48 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", регулирующее порядок отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия, основывающееся на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства, направлено на регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного самоуправления, закрепленной в статье 12 Конституции Российской Федерации, и само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан.
Из положения данных норм, следует, что муниципальные правовые акты могут быть отменены в порядке самоконтроля уполномоченными органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления в случае принятия ненормативного правового акта с нарушением или в противоречие с действующим законодательством.
Таким образом, отменяя ранее принятый правовой акт, глава администрации не вышел за рамки своих полномочий.
В силу пункта 1 части 9 статьи 226 КАС РФ обязательным условием для удовлетворения административного искового заявления является нарушение прав и свобод гражданина, обратившегося в суд за защитой своих прав.
Из положений статьи 46 Конституции РФ и положений главы 22 КАС РФ следует, что предъявление административного искового заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти и должностных лиц должно иметь своей целью восстановление реально нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, а способ защиты права должен соответствовать по содержанию нарушенному праву и характеру нарушения.
Исходя из указанного, административное исковое заявление об оспаривании незаконных действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав и свобод административного истца и с непременным указанием на способ восстановления такого права.
Анализируя установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку при изначально незаконно проведенном аукционе в отношении спорного земельного участка, признание незаконным постановления, отменяющего данный аукцион, не будет способствовать восстановлению нарушенных прав административного истца.
Суд также считает, что при указанных обстоятельствах права административного истца не нарушены, материальные затраты истцом не понесены.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении административных исковых требований Медведева ИМ к администрации Калачеевского муниципального района Волгоградской области о признании постановления Администрации Калачеевского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № "Об отмене результатов аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, назначенного на 10:00 19.05.2021 по лоту 1» недействительным - отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме через районный суд. Решение суда в окончательной форме изготовлено 26.11.2021.
Судья О.В. Бондаренко