РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 мая 2015 года г. Дудинка
Дудинский районный суд Красноярского края в составе председательствующего Кузнецовой О.В.,
при секретаре Гонштейн С.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-436 по иску заместителя прокурора Таймырского Долгано-Ненецкого района в защиту прав и законных интересов Остапца Антона Андреевна к администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района об обязании обеспечить Остапца Антона Андреевича жилым помещением путем заключения договора найма специализированного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Таймырского района обратился в суд с иском в интересах Остапца А.А. к администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района об обязании предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, мотивируя требования тем, что Остапец А.А. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что его мать ФИО3 решением Дудинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав, сведения об отце записаны по указанию матери. Остапец А.А. состоит на учете с 31.03.2014 г. в Министерстве образования и науки Красноярского края в качестве нуждающегося в жилом помещении. В 2014 г. Остапец А.А. окончил учебное заведение. Однако в нарушение положений действующего законодательства Остапец А.А. до настоящего времени не обеспечен жилым помещением. Заместитель прокурора просит суд обязать администрацию ТДНМ района в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить Остапца А.А. жилым помещением, пригодным для постоянного проживания, которое должно отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенным применительно к условиям г. Дудинки, не обремененным правами третьих лиц и не находящимся под арестом, общей площадью не менее 33 квадратных метра и не превышающим 42 кв.м., путем заключения договора найма специализированного жилого помещения.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Патлатый А.А. поддержал заявленные требования по основаниям, указанным в иске.
Истец Остапец А.А. исковые требования поддержал в полном объеме, пояснив суду, что поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в 2014 году, в том же году окончил учебное заведение, проживает у своей бабушки в квартире, своего жилья не имеет.
Представитель ответчика администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, Панов А.А., действующий на основании доверенности исковые требования не признал, пояснив суду, что администрация муниципального района осуществляет государственные полномочия в части предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей только в двух случаях: на основании решений уполномоченного органа исполнительной власти Красноярского края в области образования; на основании решений судебных органов (подпункты «ж», «з» пункта 2 статьи 1 Закона Красноярского края от 24.12.2009 года N 9-4225). Истцом в доказательство своих требований не представлено соответствующее решение уполномоченного органа исполнительной власти края в области образования о предоставлении ему жилого помещения. Также истцом не представлено решение судебных органов о предоставлении ему жилого помещения. В связи с чем основания для исполнения государственных полномочий в отношении истца у администрации муниципального района отсутствуют. Предоставление жилых помещений по иным основаниям (без указанных решений) не относится к полномочиям администрации муниципального района. Исковые требования заявлены к ненадлежащему ответчику. Заявляя требование об обязании администрации муниципального района предоставить жилое помещение, истец просит суд своим решением подменить функции Министерства образования Красноярского края, которое является уполномоченным органом исполнительной власти Красноярского края, в полномочия которого входит, в том числе принятие решений о предоставлении лицам, включенным в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с учетом предложений краевой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения (пункт 11 Закона Красноярского края от 02.11.2000 N 12-961 "О защите прав ребенка"). Остапец А.А. включен в список 31.03.2014 года, истцом указанное решение органа исполнительной власти Красноярского края, как и доказательства признания незаконным бездействия Министерства образования Красноярского края в отношении Остапца А.А. по непринятию вышеуказанного решения не представлены. Заявленное требование, по существу, подменяет собой административную процедуру по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, которая, в данном случае, не завершена в установленном порядке. Просит в удовлетворении исковых требований истцу отказать.
Представитель привлеченного судом в качестве третьего лица на стороне ответчика - министерства образования и науки Красноярского края участия в судебном заседании не принимал, о времени и месте слушания дела уведомлен надлежащим образом, ходатайство о рассмотрении иска в свое отсутствие суду не представил, возражение либо согласие относительно заявленных исковых требований суду также не представил.
Суд полагает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие представителя третьего лица.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям –сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. ФЗ от 29 февраля 2012 г. №15-ФЗ) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта первого и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом, является основанием для исключения указанных лиц из списка (пункты 1,3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 указанной статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных, применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
Из содержания приведенных правовых норм следует, что, федеральным законодательством определены основания и условия предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа. К их числу относится, отсутствие у ребенка, достигшего 18 лет, права пользования жилым помещением, занимаемым по договору социального найма, либо жилого помещения, находящегося в собственности, невозможность проживания ребенка в ранее занимаемом жилом помещении; включение ребенка в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательном учреждении.
Аналогичные гарантии и условия предоставления жилого помещения детям -сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предусмотрены Законом Красноярского края от 02.11.2000 г. №12-961 «О защите прав ребенка».
При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
Установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, в данном случае предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка, определение перечня документов, которые должны быть представлены, органу, в который должны быть представлены соответствующие документы и т.п.
Формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, по своей сути означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категории лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения и может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории граждан.
При этом, очередность внутри списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан Федеральным законом о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и главой 10 Жилищного кодекса Российской Федерации, регламентирующей порядок и условия предоставления специализированных жилых помещений, не установлена.
Кроме того, предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения лицу из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающемуся в жилом помещении, не может быть поставлено и в зависимость от даты включения его в список лиц данной категории, подлежащих обеспечению жилым помещением, и наличия других граждан, включенных в список ранее этого лица.
Как установлено, Остапец (Елогирь) Антон Андреевич, ДД.ММ.ГГГГ, является ребенком, оставшимся без попечения родителей, поскольку его мать ФИО2 лишена родительских прав в отношении Елогирь А.А. (Остапец) решением Дудинского городского суда от 01 июня 2004 года. Сведения об отце в актовой записи о рождении и свидетельстве о рождении внесены со слов матери. Постановлением администрации г. Дудинки №132 от 03.03.2004 г. была установлена опека над несовершеннолетним ребенком Елогирь Антоном Андреевичем. Опекуном над несовершеннолетним назначена ФИО4. Приказом №493 от 13 мая 2008 года Управления образования администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района на основании заявления опекуна Омельченко Г.И. её несовершеннолетнему, опекаемому Елогирю Антону Андреевичу разрешено изменить фамилию на фамилию Остапец. На основании приказа Управления органом ЗАГС в ТДНМр внесены изменения в актовую запись о рождении Елогирь А.А. в графе 1 фамилия ребенка «Елогирь» исправлена на «Остапец». 6 февраля 2014 года Остапец А.А. через Управление образования администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района подал заявление в Министерство образования и науки Красноярского края о постановке на учет в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением, так как является лицом из числа детей оставшихся без попечения родителей. Жилое помещение просил предоставить в г. Дудинке. Решением комиссии Министерства образования и науки Красноярского края от 31 марта 2014 года Остапец А.А. включен в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Данные о наличии прав Остапца А.А. на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют. Право у Остапца (Елогирь) А.А. пользования жилым помещением по договору социального найма на территории муниципального образования отсутствует. 27 января 2014 года Остапец А.А. окончил среднее специальное учебное заведение «Таймырский колледж» в г. Дудинка Красноярского края.
Вышеуказанные обстоятельства не оспариваются сторонами и подтверждаются следующими исследованными в зале суда доказательствами: копией свидетельства о рождении Остапец А.А.; копией приказа об изменении фамилии Елогирь А.А. на Остапец А.А.; извещением Управления ЗАГС о внесении исправлений и изменений в актовую запись; копией справки руководителя органа ЗАГС об актовой записи №144 от 17 мая 1994 г. о рождении Елогирь А.А. из которой следует, что его родителями являются: - мать ФИО5, отец – ФИО6, сведения об отце внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка; копией постановления №132 от 03.03.2004 г. об установлении опеки над Елогирь А.А.; копией решения суда о лишении родительских прав ФИО7 копией заявления Остапец А.А. о постановке на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением; справкой заместителя руководителя администрации г. Дудинка, ФИО8 об отсутствии жилого помещения у Остапец А.А. и его матери ФИО9.; копией уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним у ФИО10, Елогирь А.А., Остапец А.А.; сообщением ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» об отсутствии сведений о наличии у Остапец (Елогирь) А.А., ФИО11 объектов недвижимого имущества на территории ТДНМ района по состоянию на 31.12.1998 г.; копией диплома на имя Остапца А.А. об окончании учебного заведения (л.д.8, 16-10,11, 13, 14, 15, 16-21, 39).
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что Остапец А.А. имеет право на предоставление жилья в соответствии с Федеральным законом о социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как является лицом из числа детей оставшихся без попечения родителей с 2004 года, учебное заведение окончил в 2014 году, не имеет закрепленного за ним жилого помещения, с 31 марта 2014 года состоит в списке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении и подлежащих обеспечению жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.
В соответствии с пунктом 12 статьи 17 Закона Красноярского края от 02 ноября 2000 года №12-961 «О защите прав ребенка» уполномоченные органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отдельным законом края.
Согласно статьи 1 Закона Красноярского края №9-4225 от 24 декабря 2009 года «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края наделены на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями, благоустроенными, применительно к условиям населенного пункта, в котором предоставляется жилое помещение, в соответствии со статьей 17 Закона края от 02 ноября 2000 года №12-961 «О защите прав ребенка» детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также являющихся таковыми в случае установления факта невозможности их проживания в ранее занимаемых жилых помещениях.
Передаваемые государственные полномочия включают в себя, в том числе, приобретение в муниципальную собственность, строительство жилых помещений и предоставление их по договорам найма специализированных жилых помещений рассматриваемой категории лиц, а также лицам, которые относились ранее к данной категории и достигли 23 лет, на основании решений судебных органов; заключение договоров найма специализированных жилых помещений и однократное предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицами из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании решения о предоставлении жилых помещений уполномоченного органа исполнительной власти края в области образования.
Согласно статье 2 названного закона уполномоченные органы исполнительной власти края при осуществлении органами местного самоуправления переданных государственных полномочий в пределах своей компетенции: своевременно предоставляют бюджетам муниципальных районов и городских округов края финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий; уполномоченный орган исполнительной власти края в области образования осуществляет формирование и ведение списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями; заключают соглашения с органами местного самоуправления по реализации переданных государственных полномочий; контролируют осуществление органами местного самоуправления переданных государственных полномочий, а также целевое использование предоставленных на эти цели финансовых средств.
Таким образом, в силу Закона Красноярского края полномочия по предоставлению жилого помещения детям-сиротам, детям оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, в данном случае, переданы администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района.
Как установлено в судебном заседании обязанность по предоставлению Остапцу А.А. жилого помещения в соответствии с вышеприведенными нормами закона администрацией Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, не исполнена до настоящего времени. После включения Остапца А.А. в марте 2014 года в список детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, несмотря на достижение истцом совершеннолетия, окончании учебного заведения надлежащих мер по обеспечению истца жилым помещением ответчиком принято не было, что нарушает права истца и свидетельствует о бездействии ответчика.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что иск в защиту жилищных прав Остапца А.А. обоснованно заявлен заместителем прокурора к администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, в связи с чем подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 196-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования заместителя прокурора Таймырского Долгано-Ненецкого района в защиту прав и законных интересов Остапца Антона Андреевна к администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района удовлетворить.
Обязать администрацию Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района предоставить Остапцу Антону Андреевичу, ДД.ММ.ГГГГ благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в г.Дудинка, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью исходя из нормы предоставления 33 квадратных метра.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения с подачей жалобы через Дудинский районный суд.
Председательствующий Кузнецова О.В.
Мотивированное решение изготовлено 26 мая 2015 года.