РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 августа 2020 года г. Астрахань
Кировский районный суд г. Астрахани в составе
председательствующего судьи Рахматулиной Е.А.,
с участием прокурора Пушкинской Е.А.,
при секретаре Кадыровой П.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Кировского районного суда г. Астрахани, расположенном по адресу: г. Астрахань, ул. Набережная 1 Мая, 43, административное дело № 2а-2661/2020 по административному иску Дарьянова Александра Юрьевича к Окружной избирательной комиссии одномандатного округа № 18 о признании решения незаконным и его отмене,
установил:
административный истец Дарьянов А.Ю. обратился в суд с административным исковым заявлением к Окружной избирательной комиссии одномандатного округа № 18 о признании решения незаконным и его отмене.
Требования мотивированы тем, что постановлением Окружной избирательной комиссии одномандатного округа № 18 от 01.08.2020 года зарегистрирован кандидат в депутаты Чаплыгин С.Н. на выборах депутатов Городской Думы муниципального образования «Город Астрахань» седьмого созыва.
Считает постановление ответчика от 01.08.2020 года незаконным, поскольку для регистрации Чаплыгину С.Н. необходимо было представить в окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа № 18 от 52 до 58 подписей избирателей. Чаплыгиным С.Н. предоставлено 58 подписей избирателей, из которых 7 подписей признаны недействительными и недостоверными. Количество достоверных и действительных подписей составляет 51 подпись, что является недостаточным для регистрации Чаплыгина С.Н. кандидатом в депутаты Городской Думы муниципального образования «Город Астрахань».
Считает, что оспариваемое решение принято с нарушением требований, предусмотренных п. 24-26 ст. 38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в связи с чем просит суд признать незаконным и отменить постановление Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 18 от 01.08.2020 года № 10/13 о регистрации Чаплыгина С.Н. кандидатом в депутаты Городской Думы муниципального образования «Город Астрахань» седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 18, выдвинутого в порядке самовыдвижения.
Административный истец Дарьянов А.Ю. при надлежащем извещении в судебное заседание не явился.
Представитель административного истца по доверенности Епифанова Д.А. иск поддержала, просила удовлетворить.
Представитель административного ответчика Окружной избирательной комиссии одномандатного округа № 18 Панова О.В. оставила решение по данному делу на усмотрение суда.
Заинтересованное лицо Чаплыгин С.Н., его представитель Егорова И.Ю. полагали, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Представитель заинтересованного лица Избирательной комиссии МО «Город Астрахань» Свешникова О.М. просила удовлетворить административное исковое заявление Дарьянова А.Ю.
Суд, выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, опросив специалиста Батищева В.А., заслушав заключение прокурора, приходит к следующему выводу.
Как следует из материалов дела и установлено судом, решением Городской Думы муниципального образования «Город Астрахань» от 23.06.2020 № 59 «О назначении выборов депутатов Городской Думы муниципального образования «Город Астрахань» седьмого созыва» выборы депутатов Городской Думы муниципального образования «Город Астрахань» седьмого созыва назначены на 13 сентября 2020 года. Данное решение опубликовано 26.06.2020 года в газете «Астраханский вестник» № 28.
Постановлением избирательной комиссии Астраханской области от 03.06.2020 года № 129/722-6 полномочия окружных избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов депутатов Городской Думы муниципального образования «Город Астрахань» седьмого созыва 13 сентября 2020 года возложены на территориальные избирательные комиссии» районов города Астрахани. Полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 18 возложены на территориальную избирательную комиссию Ленинского района города Астрахани.
В соответствии с п. 2 ст. 32 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ч. 2 ст. 37 Закона Астраханской области «О выборах в органы местного самоуправления в Астраханской области» непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, а также выдвижения избирательным объединением.
Постановлением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 18 от 01.08.2020 года № 10/15 года по одномандатному избирательному округу № 18 кандидатом в депутаты зарегистрирован Дарьянов А.Ю., как кандидат, выдвинутый Астраханским региональным отделением Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
В соответствии с п. 6 ст. 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных п. 24 - 26 ст. 38 данного федерального закона, иных требований.
В силу п. 24 ст. 38 этого же федерального закона основаниями отказа в регистрации кандидата, в частности, является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (подпункт "д").
В ст. 47 Закона Астраханской области от 02.03.2009 № 9/2009-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления в Астраханской области» установлены аналогичные основания для отказа в регистрации кандидата.
В силу п. 1 ст. 34 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов.
В соответствии со ст. 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе (п. 3).
По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. В случае, если проведенная комиссией проверка подписных листов повлечет за собой последствия, предусмотренные подпунктами "г.1" и "д" пункта 24 или подпунктами "в.1" и "г" пункта 25 данной статьи, кандидат вправе получить в комиссии одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей, участников референдума недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными. Итоговый протокол прилагается к решению об отказе в регистрации кандидата (п. 7).
Основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (подпункт "д" пункта 24).
Согласно ст. 46 Закона Астраханской области от 02.03.2009 № 9/2009-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления в Астраханской области» если кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения представлены подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку кандидата, списка кандидатов, соответствующая избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах. Для проведения указанной проверки избирательная комиссия вправе образовать рабочую группу в составе членов избирательной комиссии с правом решающего голоса (не менее трех человек), а также работников аппарата избирательной комиссии. К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», при рассмотрении заявлений об оспаривании решений избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата, по основаниям, предусмотренным подпунктом "д" пункта 24, подпунктом "г" пункта 25 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (недостаточное для регистрации количество достоверных подписей либо превышение установленного предела недостоверных и (или) недействительных подписей), суду необходимо учитывать, что Федеральный закон от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» не распространяется на отношения, связанные с проверкой подписей избирателей. Порядок проверки таких подписей установлен пунктами 3 - 7 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
В судебном заседании установлено, что постановлением избирательной комиссии г. Астрахани от 08.05.2020 года № определено количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата и максимальное количество подписей избирателей, предоставляемое для регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу № 18 – 52 и 58 подписей соответственно.
В окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа № 18 23.07.2020 года Чаплыгиным С.Н. представлены документы, необходимые для регистрации кандидата, в том числе подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения Чаплыгина С.Н., содержащиеся в 1 папке на 12 листах, в которых было заявлено 58 подписей избирателей.
Постановлением от 14.07.2020 года № 4/6 в группу по приему и проверке избирательных документов, представленных кандидатами в окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа № 18 включен сотрудник экспертно-криминалистического центра УМВД России по Астраханской области.
Согласно заключению № 1 от 24.07.2020 года специалиста-почерковеда – начальника отдела криминалистических экспертиз экспертнокриминалистического центра УМВД России по Астраханской области Б. В. А. ряд подписей, содержащихся в подписных листах, представленных Чаплыгиным С.Н., были признаны недействительными: подписи от имени избирателей, расположенные в строке № 1 подписного листа № 4 и в строке № 1 подписного листа № 8 - вероятно выполнены одним лицом.
В соответствии с п. 11 ст. 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избиратель вправе ставить подпись в поддержку выдвижения различных кандидатов, списков кандидатов, но только один раз в поддержку одного и того же кандидата, списка кандидатов.
Поскольку избиратель вправе поставить свою подпись в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата только один раз, недостоверной была признана одна подпись избирателя. А именно, подпись в строке № 1 подписного листа № 8.
Всего по п. 6.3 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» недостоверной была признана 1 подпись.
Согласно заключению специалиста-почерковеда даты внесения подписей избирателей, расположенные в строке № 1 подписного листа № 1 и в строке № 2 подписного листа № 2 - вероятно выполнены одним лицом и не кандидатом; в строках №№ 1 и 4 подписного листа № 5 выполнены одним лицом и не кандидатом; в строке 1 подписного листа № 4 и в строке № 1 подписного листа № 8, вероятно выполнены одним лицом и не кандидатом; в строке № 4 подписного листа № 3 и в строке 5 подписного листа № 4 вероятно выполнены одним лицом и не кандидатом.
Поскольку избиратель вправе поставить свою подпись в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата только один раз, то соответственно и дата внесения подписи избирателя может быть выполнена одним лицом только один раз. В этой связи подписи в строке № 2 подписного листа № 2, в строке № 4 подписного листа № 5, строке № 1 подписного листа № 8, в строке № 5 подписного листа № 4 признаны недействительными.
Всего по п.п. «е» п. 6.4. ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» недействительными были признаны 4 подписи.
Согласно заключению сведения об избирателях (Ф.И.О.), расположенные в строках № 1 подписного листа № 1 и в строке № 2 подписного листа № 2 вероятно выполнены одним лицом и не кандидатом; в строках №№ 1 и 4 подписного листа № 5 выполнены одним лицом и не кандидатом; в строке 1 подписного листа № 4 и в строке № 1 подписного листа № 8, вероятно выполнены одним лицом и не кандидатом; в строке № 4 подписного листа № 3 и в строке 5 подписного листа № 4 вероятно выполнены одним лицом и не кандидатом; в строке № 5 подписного листа № 12, вероятно выполнены кандидатом.
В соответствии с п.п. «л» п. 6.4. ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» недействительными признаются подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, внесенных в этот подписной лист, а также если фамилия, имя, отчество указаны избирателями несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с п. 3 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ.
Всего по п.п. «л» п. 6.4. ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» недостоверными было признано 5 подписей.
В соответствии с пунктом 3.1 Методических рекомендаций по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утвержденных Постановлением ЦИК РФ от 13 июня 2012 г. № 128/986-6, каждая запись изучается экспертом-почерковедом визуально, при необходимости используются технические средства (например, лупы с 10-кратным увеличением с подсветкой), делается разработка почерка, проводится сравнительное исследование. Любые возникающие сомнения в подлинности выполнения избирателем подписи и даты трактуются в пользу достоверности подписи.
Опрошенный в судебном заседании специалист Б. В.А. пояснил, что высказанная им вероятность выполнения подписей и даты, сведений об избирателях свидетельствует о вероятно положительном основании для указанных выводов.
Такая форма заключения эксперта, содержащего вероятностный вывод, приемлема в рамках законодательства о выборах, не предусматривающего иного способа, в том числе возможности опроса лиц либо принятия во внимание заявлений избирателей в окружную избирательную комиссию с подтверждением им указанных подписей, дат и иных сведений об избирателях.
Подписи избирателей, представленные кандидатом Чаплыгиным С.Н., были также проверены через Регистр Государственной автоматизированной системы «Выборы». При проведении проверки выявлено несоответствие сведений об избирателе в строке № 3 листа № 9, строке 3 листа 10.
В соответствии с п. 19 ст. 20, п.3 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ч. 19 ст.17, ч. 2 ст. 46 Закона Астраханской области «О выборах в органы местного самоуправления в Астраханской области» в адрес отдела по вопросам миграции ОП № 2 УМВД России по городу Астрахани было направлено представление о проверке достоверности сведений содержащихся в подписных листах.
29.07.2020 года в адрес окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 18 поступил ответ отдела по вопросам миграции ОП № 2УМВД России по городу Астрахани о результатах проведенной проверки, согласно которому в строке № 3 подписного листа № 9 в сведениях об избирателе А.В.В. указан паспорт №, тогда как согласно данным органа регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, серия номер паспорта указанного избирателя №. Таким образом, серия и номер паспорта избирателя, указанные в подписном листе не соответствуют действительности. В строке № 3 подписного листа № 10 в сведениях об избирателе С.Р.П. указан ДД.ММ.ГГГГ год рождения, тогда как согласно данным органа регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ год рождения указанного избирателя ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, сведения о годе рождения избирателя, указанные в подписном листе не соответствует действительности.
Согласно ведомости проверки подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Городской Думы муниципального образования «Город Астрахань» седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 18 Чаплыгина С.Н., недействительной по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 9 ст. 46 Закона Астраханской области «О выборах в органы местного самоуправления в Астраханской области» - недействительными признаются подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности - недействительными признаны 2 подписи избирателей.
Таким образом, в судебном заседании установлено и подтверждается ведомостью проверки подписных листов, с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Городской Думы муниципального образования «Город Астрахань» Чаплыгина С.Н., недостоверными и недействительными признаны 7 подписей избирателей из 58 проверенных. Данные проверки отражены в итоговом протоколе проверки подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Городской Думы муниципального образования «Город Астрахань» седьмого созыва.
Рабочей группой по приему и проверке избирательных документов, представляемых в окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа № 18 внесено предложение окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 18 отказать в регистрации Чаплыгину С.Н..
Постановлением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 18 от 01.08.2020 года № 10/13 Чаплыгин С.Н. зарегистрирован кандидатом в депутаты Городской Думы муниципального образования «Город Астрахань» седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 18, как кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения.
Так как количество достоверных и действительных подписей составило 51, что является недостаточным для регистрации кандидата в депутаты Городской Думы муниципального образования «Город Астрахань» седьмого созыва Чаплыгина С.Н., у окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 18 отсутствовали основания признавать подписи избирателей, указанные в ведомости проверки подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Городской Думы муниципального образования «Город Астрахань» седьмого созыва Чаплыгина С.Н. действительным, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление нельзя признать законным и оно подлежит отмене, а административный иск Дарьянова А.Ю. удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Дарьянова Александра Юрьевича к Окружной избирательной комиссии одномандатного округа № 18 о признании решения незаконным и его отмене удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 18 от 01.08.2020 года № 10/13 о регистрации Чаплыгина Сергея Николаевича кандидатом в депутаты Городской Думы муниципального образования «Город Астрахань» седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 18, выдвинутого в порядке самовыдвижения.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение пяти дней.
Мотивированное решение изготовлено 17.08.2020 года.
Судья: