ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
по делу № 33-3359/2023
Судья первой инстанции: Охота Я.В.
Дело № 2-4373/2022
УИД: 91RS0002-01-2021-001631-83
16 мая 2023 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
Председательствующего судьи: |
Бондарева Р.В. |
судей: |
Матвиенко Н.О., Подлесной И.А. |
при секретаре: |
Андрейченко М.С. |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Филина Александра Федоровича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия, по апелляционной жалобе представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым на решение Киевского районного суда <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ,
заслушав доклад судьи Бондарева Р.В.,
УСТАНОВИЛА:
В феврале 2021 года Филин А.Ф. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республике Крым о признании решений об отказе в назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца; возложении обязанности произвести исчисление пенсии по случаю потери кормильца из расчета пенсии Филиной И.Н. в сумме 64583,74 руб. Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ он обратился к ответчику с заявлением об установлении страховой пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с п.1 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ ФЗ "О страховых пенсиях", однако ответом ответчика истцу было отказано в исчислении пенсии от фактических выплат умершей.
Решением Киевского районного суда <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Филина А.Ф. – удовлетворены частично. Признано решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Крым, выразившемся в письме Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым от ДД.ММ.ГГГГ № Г-7869- 1401/9570-20, а также в письме Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в исчислении размера пенсии Филину А.Ф. по случаю потери кормильца из расчета размера фактически установленной и выплачиваемой пенсии по старости Филиной И.Н. (кормильца), а именно из расчета 64583,74 рублей - незаконным. На ответчика возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Филина А.Ф. об исчислении размера пенсии по случаю потери кормильца согласно существующей системы расчета исходя из размера фактически установленной и выплачиваемой пенсии по старости Филиной Ирины Николаевны (кормильца), а именно 64583,74 рублей, с ДД.ММ.ГГГГ, как имеющей статус федерального государственного гражданского служащего (по законодательству Российской Федерации после ДД.ММ.ГГГГ). В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым просит вышеуказанное решение отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении искового заявления Филина А.Ф. отказать в полном объеме. В обосновании жалобы ответчик ссылается на то, что размер страховой пенсии по случаю потери кормильца в соответствии со ст. 10 Закона № 400-ФЗ с ДД.ММ.ГГГГ составит 12 266 руб. 28 коп., тогда как страховая пенсия по старости выплачивается Филину А.Ф. в большем размере 15 332 руб. 97 коп. В назначении пенсии по случаю потери кормильца отказано ввиду нецелесообразности.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в переделах доводов апелляционной жалобы, выслушав стороны, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 195 ГПК Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Из существа разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 23 от 19 декабря 2003 года «О судебном решении» следует, что решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или права (часть 2 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Указанным требованиям обжалуемое решение не соответствует.
В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
В силу ст. 46 Конституции РФ признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии с частью первой статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке).
В части второй статьи 10 Закона № 400-ФЗ определен круг лиц, которые признаются нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца, в их числе родители и супруг умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами (пункт 3 части 2 статьи 10 Закона № 400-ФЗ).
Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию (часть 3 статьи 10 Закона № 400-ФЗ).
Нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, для которых его помощь была постоянным и основным источником средств к существованию, но которые сами получали какую-либо пенсию, имеют право перейти на страховую пенсию по случаю потери кормильца (часть 6 статьи 10 Закона № 400-ФЗ).
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Филин А.Ф. с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете в пенсионном органе как получатель страховой пенсии по старости согласно ст. 30 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в размере 15332,97 руб.
Супруга истца Филина И.Н. согласно данным выплатного дела № с ДД.ММ.ГГГГ была получателем пенсии по инвалидности в пенсионном фонде Украины, размер пенсии согласно протоколу № от ДД.ММ.ГГГГ составил 51899 грн. 40 коп.
При этом Филина И.Н. продолжила работу в Главном Управлении Национального Банка Украины в АР Крым в должности главного экономиста отдела банковского надзора.
Согласно данным трудовой книжки Филина И.Н. уволена с данной должности ДД.ММ.ГГГГ в связи с выходом на пенсию.
Согласно протоколу пенсионного фонда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ размер пенсии Филиной И.Н. с учетом Закона Украины «О государственной службе» определен в размере 6932 грн. 23 коп.
В соответствии с распоряжением о перерасчете пенсии с ДД.ММ.ГГГГ № согласно п. 1 ч. 10 ст. 18 Закона № 400-ФЗ произведена индексация пенсии Филиной И.Н. по старости, установлен её размер в сумме 9813 руб. 76 коп., в том числе: страховая пенсия 5254,83 руб., фиксированная выплата 4558,93 руб.
Также из материалов выплатного дела установлено, что Филиной И.Н. с ДД.ММ.ГГГГ выплачивалась ежемесячная денежная выплата в связи с инвалидностью 2 группы в сумме 2123,92 руб., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 1700,23 руб. в связи с инвалидностью 3 группы.
Умерла Филина И.Н. ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о смерти от ДД.ММ.ГГГГ)
Согласно свидетельству о браке Филин А.Ф. и Филина И.Н. находились в браке с ДД.ММ.ГГГГ
Согласно материалам дела ежемесячная сумма пенсии Филиной И.Н. на день смерти в сохраненном размере составляла 64 583,74 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Главное управление ПФР по Республике Крым с заявлением о назначении пенсии по случаю потере кормильца.
17.09.2020 года письмом № Г-7869-1401/9570-20 истцу указано, что установление пенсии по случаю потери кормильца нетрудоспособному члену семьи в сохранённом размере, исчисляемом по законодательству Украины с учетом Указа № 192 в соответствии с п. 4 ст. 3 Закона № 208-ФЗ, Законом № 400- ФЗ не предусмотрено. Также указано, что в случае подачи супругом умершего кормильца соответствующего заявления и предоставления необходимых документов, размер страховой пенсии по случаю потери кормильца будет исчислен в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 6 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-Ф3 «О страховых пенсиях», в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливаются следующие виды страховых пенсий: 1) страховая пенсия по старости; 2) страховая пенсия по инвалидности; 3) страховая пенсия по случаю потери кормильца.
Статьей 10 указанного закона предусмотрено, что право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке). Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанным в пункте 2 части 2 настоящей статьи, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются: родители и супруг умершего кормильца, если они достигли возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) либо являются инвалидами.
В силу части 5 статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия назначается ранее дня обращения за страховой пенсией, определенного частью 2 настоящей статьи, в следующих случаях: страховая пенсия по случаю потери кормильца - со дня смерти кормильца, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев со дня его смерти, а при превышении этого срока - на 12 месяцев раньше того дня, когда последовало обращение за указанной пенсией.
Ответчик не оспаривает право истца на получение пенсии по случаю потери кормильца.
В своих письмах от ДД.ММ.ГГГГ № Г-7869-1401/9570-20, от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в исчислении пенсии по случаю потери кормильца исходя из фактически начисленного и получаемого кормильцем размера пенсии (64583,74 руб.), ответчик указывает на то, что ни Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", ни Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О мерах государственной поддержки граждан, являющихся получателями пенсий на территориях Республики Крым и <адрес>" не предусмотрено, что пенсия по случаю утраты кормильца должна исчисляться из «сохраненного» размера пенсии кормильца.
В соответствии с ч. 4 ст. 3 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (с изменениями и дополнениями) если при перерасчете размера пенсии гражданину Российской Федерации, иностранному гражданину или лицу без гражданства в соответствии с законодательством Российской Федерации размер указанной пенсии (для отдельных категорий граждан, имеющих право на одновременное получение различных пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации, - суммарный размер указанных пенсий) и иных устанавливаемых к пенсии выплат не достигнет размера пенсии, выплачиваемого на ДД.ММ.ГГГГ, в том числе с учетом ежемесячной выплаты к этой пенсии, установленной Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О мерах государственной поддержки граждан, являющихся получателями пенсий на территориях Республики Крым и <адрес>", пенсия выплачивается в сохраненном, более высоком размере. В этом случае сохраненный размер пенсии не подлежит ежегодной корректировке (индексации), а также перерасчету в сторону увеличения и пенсия выплачивается в сохраненном размере до достижения размера пенсии (пенсий) и иных устанавливаемых к пенсии выплат, исчисленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 208-ФЗ (нормами законодательства Российской Федерации) законодатель закрепил права и гарантии граждан Российской Федерации, проживавших на территории Республики Крым на день принятия Республики Крым в состав Российской Федерации, на социальные, пенсионные гарантии, в том числе на получение пенсии в более высоком размере.
Согласно предоставленному расчету ответчика размер пенсии Филиной И.Н. согласно ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляла бы с учетом индексации 12266,28 руб., в том числе: 5686,25 руб. – общий размер фиксированной выплаты по ст. 16 данного закона; 6580,03 руб. – страховая пенсия по старости, исчисленная по ст. 15 закона № 400-ФЗ с учетом норм п. 3 ст. 30 закона № 173-ФЗ.
Данный размер исчислен в соответствии с законодательством Российской Федерации из расчета страхового стажа умершей 37 лет 11 месяцев 6 дней, при котором до ДД.ММ.ГГГГ – 20 лет 16 дней исчислено соотношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячному заработку в стране за этот период – 1,2 (ограничено предельной величиной ст. 30 Закона № 173-ФЗ), за период с января 2000 г. по декабрь 2001 г. – на основании сведений персонифицированного учета по материалам выплатного дела (ст. 3 Закона № 208-ФЗ).
Из материалов дела следует, что супруге истца Филиной И.Н. в соответствии с действующим на момент ее выхода на пенсию законодательством как госслужащей согласно Закона Украины «О государственной службе» и была назначена пенсия в повышенном размере, которая впоследствии в 2014 году после вступления Республики Крым в состав Российской Федерации была проиндексирована и выплачивалась в сохраненном размере по день ее смерти.
Законодатель закрепил в статье 15 Федерального закона «О страховых пенсиях» формулу определения размера страховой пенсии по случаю потери кормильца исходя из величины индивидуального пенсионного коэффициента, сформировавшейся у умершего кормильца (часть 3).
Такое правовое регулирование, устанавливающее порядок реализации права на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца нетрудоспособных членов семьи умершего застрахованного лица, исходя из сформированных у него прав в рамках системы обязательного пенсионного страхования, в полной мере соответствует правовой природе данной выплаты.
При этом, в статье 3 Закона № 400-ФЗ определено, что страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Как указано в части 10 статьи 15 Закона № 400-ФЗ, величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды работы, имевшие место до 1 января 2015 года, зависит от размера страховой части трудовой пенсии по старости (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), исчисленного по состоянию на 31 декабря 2014 года по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Статьей 30 данного закона предусмотрено, что в связи с введением в действие настоящего Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. Величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица зависит от расчетного размера трудовой пенсии, определяемого по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 статьи 30 Закона № 173-ФЗ. В силу пункта 3 статьи 30 Закона № 173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии определяется по формуле и зависит от стажевого коэффициента (СК), который для женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20.
Согласно положениям пенсионного законодательства органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, определяя размер пенсии, в целях сохранения ранее приобретенных прав на пенсию производят оценку пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
Таким образом, из действующего пенсионного законодательства следует, что расчет пенсии по случаю потери кормильца определен конкретной правовой нормой (ст. 15 Закона № 400-ФЗ), поэтому данный расчет не может быть произведен без учета показателей, применяемых при определении его размера (ИПК, СПК).
Пенсионным органом предоставлен расчет размера пенсии Филиной И.Н. на момент её смерти по законодательству Российской Федерации, который равен 12266,28 руб. Каких-либо иных расчетов данного размера истец суду не представил.
Принимая во внимание данные обстоятельства, судебная коллегия не имеет правовых оснований сомневаться в правильности данного расчета. Следовательно, доводы истца о том, что размер пенсии по случаю потери кормильца должен определяться из сохраненного размера, которую получала Филина И.Н. на момент смерти, основаны на неправильном толковании норм материального права. При этом размер данной пенсии, с учетом установленных ст. 15 Закона № 400-ФЗ формул, не будет соответствовать размеру получаемой пенсионером пенсии, поскольку не привязан к её размеру.
При рассмотрении настоящего спора суд сослался на положения ст. 6 ГК РФ, в соответствии с которой в случаях, когда предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона). При невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости.
Однако суд не указал, какую аналогичную норму для расчета пенсии по случаю потери кормильца необходимо применить в данном конкретном случае.
Поскольку действующее пенсионное законодательство не содержит иного механизма расчета размера данного вида пенсии для граждан, принявшим гражданство в соответствии с Федеральным конституционным законом № 6-ФКЗ от 21.03.2014 г. и являвшимся получателем пенсии по Закону № 208-ФЗ, принятое судом решение о незаконности решений пенсионного органа нельзя признать обоснованным.
Возложение обязанности на ответчика повторно рассмотреть вопрос об исчислении размера пенсии по случаю потери кормильца не соответствует положениям ст. 12 ГК РФ, поскольку не является способом защиты нарушенного права, а апелляционная жалоба истцом на решение суда об отказе в удовлетворении его исковых требований в части возложения обязанности на ответчика произвести исчисление пенсии из размера фактически получаемой Филиной И.Н. пенсии в размере 64583,74 руб. не подана.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327-330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым – удовлетворить.
Решение Киевского районного суда <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Филину Александру Федоровичу - отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев.
Председательствующий:
Судьи: