Дело № 12-479/2022
УИД 24MS0163-01-2021-003144-12
РЕШЕНИЕ
г. Красноярск 22 марта 2022 года
Судья Центрального районного суда г. Красноярска Федорова О.А.,
с участием представителя юридического лица КГБУЗ «Красноярская межрайонная поликлиника №5» Морозова А.А.,
рассмотрев в судебном заседании жалобу главного врача КГБУЗ «Красноярская межрайонная поликлиника №5» Резниченко С.Г. на постановление мирового судьи судебного участка №163 в Центральном районе г. Красноярска Тетериной Ю.Е. от 26.01.2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении юридического лица – Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Красноярская межрайонная поликлиника №5»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка №163 в Центральном районе г. Красноярска Тетериной Ю.Е. от 26.01.2022 года юридическое лицо – КГБУЗ «Красноярская межрайонная поликлиника №5» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 90 000 (девяносто тысяч) рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, главный врач КГБУЗ «Красноярская межрайонная поликлиника №5» Резниченко С.Г. обратился в Центральный районный суд г. Красноярска с жалобой, в которой просит об его отмене, прекращении производства по делу. Жалоба мотивирована тем, что у администрации учреждения отсутствовали реальные возможности для устранения нарушений, отраженных в каждом из предписаний от 25.02.2021 года и предписания от 26.11.2020 года. Для устранения каждого из нарушений требуются значительные денежные средства как на проектные, так и на строительно-монтажные работы. Использование имеющихся средств для этого было не допустимо в силу их целевого назначения. Администрацией учреждения не выполнены указанные в предписании нарушения с учетом отсутствия такой возможности. Самостоятельно приостановить деятельность поликлиники в связи с невыполнением требований по предписанию у администрации учреждения также отсутствовало. Администрацией учреждения предпринимались меры для получения дополнительного финансирования, однако дополнительные средства, позволяющие устранить нарушения, в требующемся объеме выделены не были.
В судебное заседание, глав. врач, представитель ГУ МЧС России по Красноярскому краю не явился, о дате, времени и месте судебного заседания был своевременно извещен надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщил, об отложении не ходатайствовал, при таких обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие неявившегося лица.
В судебном заседании представитель юридического лица КГБУЗ «Красноярская межрайонная поликлиника №5» Морозов А.А., доводы жалобы поддержал в полном объеме, просил постановление отменить, пояснил, что частично устранены нарушения, для устранения нарушений необходимы денежные средства, как на проектные, так и на строительно-монтажные работы, предпринимались меры для получения дополнительного финансирования, однако дополнительные средства, позволяющие устранить нарушения, в требующемся объеме выделены не были, поскольку поликлиника в 2022 году будет закрыта, все финансирование направлено на строительство поликлиники в мрк. Покровский. Кроме того, постановлением заместителя главного государственного инспектора г. Красноярска по пожарному надзору Горбачевым Е.В. от 14 февраля 2022 г., производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении юридического лица КГБУЗ «КМП №5» было прекращено, даты проверки, нарушения, объекты те же, что и в обжалуемом постановлении.
Выслушав мнение участников процесса, проверив доводы жалобы, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, протокол №2381 об административном правонарушении от 09.12.2021 г. составлен государственным инспектором г. Красноярска по пожарному надзору Шехмирзовой А.О. о совершении юридическим лицом КГБУЗ КМП №5, административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 13 статьи 19.5 КоАП, протокол №2383 об административном правонарушении от 09.12.2021 г. составлен государственным инспектором г. Красноярска по пожарному надзору Шехмирзовой А.О. о совершении юридическим лицом КГБУЗ КМП №5., административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 13 статьи 19.5 КоАП, протокол №2385 об административном правонарушении от 09.12.2021 г. составлен государственным инспектором г. Красноярска по пожарному надзору Шехмирзовой А.О. о совершении юридическим лицом КГБУЗ КМП №5., административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 13 статьи 19.5 КоАП
По результатам проведения внеплановой выездной проверки 26.11.2021г. с 09.00 часов до 10.00 часов, 30.11.2021г., с 10.00 часов 26.11.2021 года по 11.00 30.11.2021 года, с 11.00 часов 26.11.2021 года по 12.00 часов 30 ноября 2021 года в соответствии с решением органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой выездной проверки от 08.11.2021г. № 1936, подписанным главным государственным инспектором г. Красноярска по пожарному надзору К.Г. Ивановым, в процессе проверки выявлено невыполнение КГБУЗ КМП №5 в установленный срок предписаний №1234/1/1, № 36/1/1-8, 41/1/1-10 законного предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности. А именно:
- № 36/1/8 (предписание №36/1/1/8 от 25.02.2021 года) : примыкающие к открытой лестничной клетке коридоры не отделены противопожарными перегородками с дверьми, устранить в срок до 01.11.2021 года.
- №36/1/1(предписание №36/1/1/8 от 25.02.2021 года): отсутствует второй эвакуационный выход из помещений второго этажа здания, устранить в срок дол 01.11.2021 года;
- №41/1/1 (предписание №41/1/1-10 от 25.02.2021 года) : ширина эвакуационного выхода ведущего из помещения кабинета (пом. № 56 комн.№12 согласно выписки из ЕГРОРД №04:401/2004-4628 от 25.11.1914 г.) составляет менее 0,8 м (по факту 0,65 м), (нарушение ч.1 ст.6, ч. 4 ст.4 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123- ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 4.2 СНиП П-А.5- 62 «Противопожарные требования. Основные требования проектирования» устранить в срок до 01.11.2021 года.
- №41/1/2 (предписание №41/1/1-10 от 25.02.2021 года) : ширина эвакуационного выхода ведущего из помещения кабинета (пом. № 56 комн.№13 согласно выписки из ЕГРОРД №04:401/2004-4628 от 25.11.1914 г.) составляет менее 0,8 м (по факту 0,65 м). (нарушение ч.1 ст.6, ч. 4 ст.4 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 4.2 СНиП П-А.5-62 «Противопожарные требования. Основные требования проектирования» устранить в срок до 01.11.2021 года.
- №41/1/3 (предписание №41/1/1-10 от 25.02.2021 года) : ширина эвакуационного выхода ведущего из помещения кабинета (пом. № 56 комн.№14 согласно выписки из ЕГРОРД №04:401/2004-4628 от 25.11.1914 г.) составляет менее 0,8 м (по факту 0,66 м). (нарушение ч.1 ст.6, ч. 4 ст.4 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123- ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 4.2 СНиП П-А.5- 62 «Противопожарные требования. Основные требования проектирования»; устранить в срок до 01.11.2021 года.
- №41/1/4 (предписание №41/1/1-10 от 25.02.2021 года) : ширина эвакуационного выхода ведущего из помещения кабинета (пом. № 56 комн.№15 согласно выписки из ЕГРОРД №04:401/2004-4628 от 25.11.1914 г.) составляет менее 0,8 м (по факту 0,68 м). (нарушение ч,1 ст.6, ч. 4 ст.4 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123- ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 4.2 СНиП П-А.5- 62 «Противопожарные требования. Основные требования проектирования» устранить в срок до 01.11.2021 года.
- №41/1/5 (предписание №41/1/1-10 от 25.02.2021 года) : ширина эвакуационного выхода ведущего из помещения кабинета (пом. № 56 комн.№16 согласно выписки из ЕГРОРД №04:401/2004-4628 от 25.11.1914 г.) составляет менее 0,8 м (по факту 0,68 м). (нарушение ч.1 ст.6, ч. 4 ст.4 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123- ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 4.2 СНиП П-А.5- 62 «Противопожарные требования. Основные требования проектирования» устранить в срок до 01.11.2021 года.
- №41/1/6 (предписание №41/1/1-10 от 25.02.2021 года) : ширина эвакуационного выхода ведущего из помещения кабинета (пом. № 56 комн.№17 согласно выписки из ЕГРОРД №04:401/2004-4628 от 25.11.1914 г.) - составляет менее 0,8 м (по факту 0,68 м). (нарушение ч.1 ст.6, ч. 4 ст.4 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123- ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 4.2 СНиП П-А.5- 62 «Противопожарные требования. Основные требования проектирования» устранить в срок до 01.11.2021 года.
- №41/1/7 (предписание №41/1/1-10 от 25.02.2021 года) : ширина эвакуационного выхода ведущего из помещения кабинета (пом. № 56 комн.№7 согласно выписки из ЕГРОРД №04:401/2004-4628 от 25.11.1914 г.) составляет менее 0,8 м (по факту 0,58 м). (нарушение ч.1 ст.6, ч. 4 ст.4 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123- ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 4.2 СНиП И-А.5- 62 «Противопожарные требования. Основные требования проектирования» устранить в срок до 01.11.2021 года.
- №41/1/8 (предписание №41/1/1-10 от 25.02.2021 года) : ширина эвакуационного выхода ведущего из помещения кабинета (пом. № 56 комн.№19 согласно выписки из ЕГРОРД №04:401/2004-4628 от 25.11.1914 г.) составляет менее 0,8 м (по факту 0,68 м). (нарушение ч.1 ст.6, ч. 4 ст.4 Федерального закона от 22 июля 2008 года№ 123- ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 4.2 СНиП П-А.5- 62 «Противопожарные требования. Основные требования проектирования» устранить в срок до 01.11.2021 года.
В подтверждение вины юридического лица – КГБУЗ «КМП №5» в совершении вмененного административного правонарушения представлены следующие доказательства:
- протоколы об административном правонарушении № 2381 от 09.12.2021г., № 2383 от 09.12.2021г., №2385 от 09.12.2021 года
-предписаниями отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Красноярску Главного Управления МЧС России по Красноярскому краю от 25.02.2021г. № 36/1/1-8, от 25.02.2021г. № 41/1/1-10, от 26.11.2020г. № 1234/1/1, от 25.02.2021г. №37/1/1;
-решениями главного государственного инспектора г. Красноярска по пожарному надзору Иванова К.Г. о проведении выездной внеплановой проверки от 08.11.2021г. № 1936, № 1933, № 1934;
-актами выездной внеплановой проверки от 30.11.2021г. № 1936, № 1933, № 1934;
- уставом КГБУЗ «КМП №5»;
- выпиской из ЕГРЮЛ и другими материалами.
В соответствии с частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до шести тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от девяноста тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" законодательство РФ о пожарной безопасности основывается на Конституции РФ и включает в себя данный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
На основании ст. 37 Федерального закона N 69-ФЗ от 21.12.1994 г. "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Согласно ст. 38 Федерального закона N 69-ФЗ от 21.12.1994 г. "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Согласно представленным документам КГБУЗ «Красноярская межрайонная поликлиника № 5» является краевым государственным бюджетным учреждением здравоохранения.
На основании п. 1.4 Устава Учредителем и собственником имущества Учреждения является Красноярский край, функции, и полномочия собственника от имени Красноярского края осуществляет Правительство Красноярского края и Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края в пределах компетенции.
В соответствии с п. 1.5 Устава Учреждение находится в ведомственном подчинении Министерства здравоохранения Красноярского края.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Учитывая диспозицию ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ, одним из обстоятельств, подлежащих выяснению, при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном данной статьей, в соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ является законность предписания, выданного органом государственного надзора.
Законность заключается в том, что как государственный орган, так и должностное лицо, действующее от его имени, выдавшие предписание об устранении нарушений законодательства должны обладать компетенцией на проведение надзорных мероприятий. Помимо этого, законность предписания означает, что оно выдано в установленном законом порядке, без нарушений прав проверяемых субъектов.
К должностным лицам, уполномоченным на осуществление федерального государственного пожарного надзора, в том числе относятся сотрудники ГУ МЧС России по Красноярскому краю.
При этом, предписание следует считать законным, если оно выдано уполномоченным органом без нарушения прав проверяемого лица и не отменено в установленном действующим законодательством порядке. Неотмененное к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении предписание органов, осуществляющих государственный надзор, обязательно для исполнения и лица, игнорирующие такие предписания, подлежат административной ответственности.
Из материалов дела следуют, что предписания №1234/1/1, 36/1/1-8, 41/1/1-10 выданы в установленном законом порядке лицом, уполномоченным на осуществление федерального государственного пожарного надзора, указанные предписание не обжаловались, не признаны судом незаконными.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.
Выводы о совершении юридическим лицом – КГБУЗ «Красноярская межрайонная поликлиника №5» административного правонарушения, предусмотренного ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ подтверждаются доказательствами, приведенными в постановлении мирового судьи. Эти выводы являются мотивированными и соответствуют обстоятельствам, установленным в ходе производства по делу, оснований не согласиться с ними не имеется.
Довод жалобы об отсутствии вины юридического лица в совершении вмененного ему административного правонарушения, поскольку для устранения каждого из нарушений требуются значительные денежные средства, как на проектные, так и на строительно-монтажные работы. Средства позволяющие устранить нарушения, выделены не были, использование имеющихся средств для этого было не допустимо в силу их целевого назначения, то, что администрацией учреждения предпринимались меры для получения дополнительного финансирования, данные доводы не влекут отмену состоявшегося по делу судебного акта.
То обстоятельство, что соответствующее финансирование выделено не было, не свидетельствует о том, что учреждением были приняты достаточные и все зависящие от него меры для выполнения предписаний об устранении нарушений требований пожарной безопасности и привлечения необходимых для этого денежных средств.
Недостаточное бюджетное финансирование, не является основанием для освобождения учреждения от исполнения обязанностей по соблюдению требований пожарной безопасности, в том числе с учетом характера и степени общественной опасности вмененного административного правонарушения. Невыполнение требований пожарной безопасности на функционирующих на момент выдачи предписания объектах здравоохранения может повлечь негативные последствия, приводит к недопустимому риску для жизни и здоровья людей.
С ходатайством о продлении срока выполнения предписания со ссылкой на наличие для этого уважительных причин юридическое лицо в административный орган не обращалось.
Согласно Уставу КГБУЗ «Красноярская межрайонная поликлиника №5», собственником имущества Учреждения является Красноярский край. При этом учреждение является юридическим лицом с момента государственной регистрации в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, лицевые счета, счета в кредитных организациях, учреждение вправе осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, в том числе Учреждение вправе оказывать платные медицинские услуги. Доходы, полученные от деятельности приносящий доход, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение Учреждения.
Следовательно, КГБУЗ «Красноярская межрайонная поликлиника №5», пользуясь имуществом на законных основаниях, обязано обеспечивать соблюдение в помещении требований пожарной безопасности.
Ссылка заявителя на постановление заместителя главного государственного инспектора г. Красноярска по пожарному надзору Горбачева Е.В. от 14 февраля 2022 г., которым производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении юридического лица КГБУЗ «КМП №5» было прекращено, безусловным основанием для прекращения данного дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ, не является, поскольку обстоятельства, установленные должностным лицом при рассмотрении другого дела, не имеют преюдициального значения.
Согласно постановлению заместителя главного государственного инспектора г. Красноярска по пожарному надзору Горбачева Е.В. от 14 февраля 2022 года КГБУЗ «КМП №5» вменялось совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, а постановлением мирового судьи КГБУЗ «КМП №5» привлечено к административной ответственности по ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ.
Таким образом, у данных составов различные объекты посягательства, совершено два самостоятельных административных правонарушения, за каждое из которых может быть назначено наказание.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных судьей обстоятельств и не опровергают наличие в действиях юридического лица – КГБУЗ «Красноярская межрайонная поликлиника №5» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ.
Доводы жалобы заявителя объективно не нашли своего подтверждения в судебном заседании и опровергаются материалами дела. Кроме того, в суде первой инстанции доводам заявителя, по своему содержанию аналогичным доводам жалобы на постановление, мировым судьей объективно и всесторонне оценены, доводам заявителя дана надлежащая правовая оценка, с которой судья соглашается.
Дело рассмотрено мировым судьей с соблюдением процедуры, установленной главой 29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, и с соблюдением требований подсудности, оснований для применения положений о малозначительности правонарушения не имеется.
В постановлении мирового судьи по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 КоАП РФ, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, исследованные доказательства. Административное наказание юридическому лицу назначено в соответствии с санкцией части 13 статьи 19.5 КоАП РФ, является справедливым, соответствующим требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств, того обстоятельства, что выявленные нарушения создают реальную угрозу жизни и здоровью людей в случае возникновения пожара, согласуется с его предупредительными целями, является минимальным.
Обстоятельств, которые могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого решения, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №163 ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░ 26.01.2022 ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 13 ░░. 19.5 ░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ №5» - ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ №5» ░░░░░░░░░░ ░.░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░