РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
8 июня 2018 года п. Арсеньево
Одоевский районный суд Тульской области в составе
председательствующего Валицкой Л.В.,
при секретаре Миляевой Е.Н..
с участием пом. прокурора Арсеньевского района Авдеевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному иску прокурора Арсеньевского района в интересах неопределенного круга лиц к административному ответчику администрации муниципального образования Арсеньевский район об обязании обратиться в Управление Росреестра по Тульской области с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи - газопровода примерной протяженностью 1100 м, расположенного в п. Арсеньево по ул. Чернядьева, до 01.10.2018 г.,
установил:
прокурор Арсеньевского района обратился с административным заявлением в суд в интересах неопределенного круга лиц к административному ответчику администрации муниципального образования Арсеньевский район об обязании обратиться в Управление Росреестра по Тульской области с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи - газопровода примерной протяженностью 1100 м, расположенного в п. Арсеньево по ул. Чернядьева, до 01.10.2018 г. Свои требования обосновывает тем, что прокуратурой Арсеньевского района в результате проведенной проверки исполнения требований законодательства о муниципальной собственности было установлено, что постановлением администрации Тульской области от 15.03.2011 № 174 утвержден План мероприятий по завершению полной технической инвентаризации инженерных сетей на территории муниципальных образований Тульской области. В соответствии с указанным Планом, органам местного самоуправления было необходимо утвердить график проведения инвентаризации объектов коммунального хозяйства и провести инвентаризацию объектов коммунального хозяйства и инженерных сетей с оформлением прав собственности на объекты, с выделением бесхозяйных сетей, а также определением земельных участков. Согласно вышеуказанному плану, проведение инвентаризации объектов коммунального хозяйства и инженерных сетей с оформлением права собственности на объекты, с выделением бесхозяйных сетей, а также определением земельных участков должно быть завершено органами местного самоуправления до 2016 года. Однако в ходе проверки установлено, что по ул. Чернядьева, п. Арсеньево проходит газопровод, примерной протяженностью 1100 м, построенный в 2011 году, собственник которого не известен. Вышеуказанный газопровод в реестре муниципальной собственности не значится, в то же время, между администрацией муниципального образования Арсеньевский район и АО «Газпром газораспределение Тула» ежегодно заключаются муниципальные контракты на техническое обслуживание и ремонт оборудования и газопроводов (муниципальный контракт № 0166300016716000047-0059188-01 от 23.01.2017 года на техническое обслуживание и ремонт оборудования и газопроводов на 2017 год, согласно приложению 1 к которому на техническое обслуживание передан и газопровод по ул. Чернядьева п. Арсеньево; муниципальный контракт № 0166300016717000036-0059188-01 от 18.12.2017 года на техническое обслуживание и ремонт оборудования и газопроводов на 2018 год, согласно приложению 1 к которому на техническое обслуживание передан и газопровод по ул. Чернядьева п. Арсеньево). Проверка показала, что указанный объект не имеет собственника, балансодержателя. По мнению прокурора, отсутствие у указанного объекта собственника, балансодержателя, может привести к нарушению непрерывного обеспечения населения, проживающего на ул. Чернядьева п. Арсеньево, газоснабжением. Ссылаясь на ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ч. 1 ст. 39 КАС РФ, прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, в котором просит обязать администрацию муниципального образования Арсеньевский район обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области с заявлением о постановке на учет в качестве безхозяйной недвижимой вещи газопровода, примерной протяженностью 1100 м, расположенного по ул. Чернядьева п. Арсеньево Тульской области до 01.10.2018.
В судебном заседании пом. прокурора Арсеньевского района Авдеева Е.А. требования поддержала и просила удовлетворить, подтвердив обстоятельства, изложенные в заявлении.
Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования Арсеньевский район в зал судебного заседания не явился, о времени, дате и месте судебного разбирательства извещен надлежаще, в направленном заявлении не возражает против удовлетворения заявления прокурора, просит рассмотреть в его отсутствие.
В соответствии со ст.150 КАС Российской Федерации суд рассмотрел административное дело в отсутствие представителя административного истца, а также административного ответчика.
Выслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Конституции Российской Федерации, признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Согласно ч. 2 ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно п. 4 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района входит, в том числе, организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Статьей 50 Федерального закона N 131-ФЗ установлено, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения.
Согласно ч. 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Исходя из понятия недвижимой вещи, установленного ст. 130 Гражданского кодекса РФ, газопроводы относятся к недвижимому имуществу, так как их перемещение без соразмерного ущерба их назначению невозможно.
Как установлено ч. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии со ст. 219 Гражданского кодекса РФ, право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Постановлением администрации Тульской области от 15.03.2011 № 174 утвержден План мероприятий по завершению полной технической инвентаризации инженерных сетей на территории муниципальных образований Тульской области.
В соответствии с указанным Планом органам местного самоуправления было необходимо утвердить график проведения инвентаризации объектов коммунального хозяйства и провести инвентаризацию объектов коммунального хозяйства и инженерных сетей с оформлением прав собственности на объекты, с выделением бесхозяйных сетей, а также определением земельных участков.
Согласно вышеуказанному плану, проведение инвентаризации объектов коммунального хозяйства и инженерных сетей с оформлением права собственности на объекты, с выделением бесхозяйных сетей, а также определением земельных участков должно быть завершено органами местного самоуправления до 2016 года.
Как явствует из письма администрации муниципального образования Арсеньевский район за №7-01-2018 от 23.04.2018 г., на территории муниципального образования Арсеньевский район имеется один бесхозяйный объект- газопровод примерной протяженностью 1100 м, расположенный по адресу: Тульская область рп. Арсеньево ул. Чернядьева, не поставленный на учет в качестве бесхозяйного.
Из уведомления об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений за №71/001/003/2018-54036 от 17.04.2018 г., в ЕГРН отсутствует информация о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества – газопровод по адресу: п. Арсеньево ул. Чернядьева.
В соответствии с письмом министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 29.01.2018 г., сведений о объект недвижимого имущества – газопровода по адресу: п. Арсеньево ул. Чернядьева - в реестре имущества Тульской области нет.
В сообщении заместителя руководителя межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях от 30.01.2018 г. указано, что в реестре федерального имущества отсутствует запись об учете объекта недвижимого имущества – газопровода по адресу: п. Арсеньево ул. Чернядьева.
Согласно информации филиала в г. Суворов АО «Газпром газораспределение (Тула)» от 8.06.2018 г. газовые сети по ул. Чернядьева в п. Арсеньево не являются собственностью АО «Газпром газораспределение (Тула)».
Однако между администрацией муниципального образования Арсеньевский район и АО «Газпром газораспределение Тула» ежегодно заключаются муниципальные контракты на техническое обслуживание и ремонт оборудования и газопроводов (муниципальный контракт № 0166300016716000047-0059188-01 от 23.01.2017 года на техническое обслуживание и ремонт оборудования и газопроводов на 2017 год, согласно приложению 1 к которому на техническое обслуживание передан и газопровод по ул. Чернядьева п. Арсеньево; муниципальный контракт № 0166300016717000036-0059188-01 от 18.12.2017 года на техническое обслуживание и ремонт оборудования и газопроводов на 2018 год, согласно приложению 1 к которому на техническое обслуживание передан и газопровод по ул. Чернядьева п. Арсеньево).В силу ст.212 ГК РФ имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ч.1 ст.8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом, иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Основания приобретения права собственности перечислены в ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации. Последние могут быть первоначальными, то есть не зависящими от прав предшествующего собственника на данное имущество, и производными, при которых право собственности на имущество возникает по воле предшествующего собственника. В случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.(ч.3 ст.218 ГК РФ).
В силу ч. 1 ст. 225 Гражданского кодекса РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно ч. 3 указанной нормы, по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ к вопросам местного значения относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органом местного самоуправления самостоятельно.
Поскольку необходимо обеспечить ежегодное заключение контракта на техническое обслуживание газопровода, а в силу ст.209 ГК РФ бремя расходов должен нести собственник, отсутствие которого может привести к срыву бесперебойного газоснабжения проживающих по ул. Чернядьева в п. Арсеньево неограниченного количества лиц, прокурор района вправе был обратиться с указанным административным иском.
На основании выше изложенного, руководствуясь 175-180 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ - ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ 1100 ░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░░ ░░ ░░. ░░░░░░░░░░, ░░ 01.10.2018 ░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ - ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ 1100 ░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░░ ░░ ░░. ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░ ░░ 01.10.2018.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░