Судья Мордвинов А.П. Дело № 33-4082/2017
А-2.096г
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 марта 2017 года город Красноярск
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Войты И.В.,
судей Емельянова В.А., Мирончика И.С.,
с участием прокурора Назаркина В.П.
при секретаре Фроленко С.И.,
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Емельянова В.А. дело по исковому заявлению Главного управления Министерства внутренних дел России по Красноярскому краю к Олейник С.С., Олейник Н.Я., Олейник А.С., несовершеннолетний ответчик об истребовании имущества из чужого незаконного владения, выселении из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения,
по апелляционной жалобе ГУ МВД России по Красноярскому краю
на решение Манского районного суда Красноярского края от 12 января 2017 года, которым постановлено:
«исковые требования Главного управления Министерства внутренних дел России по Красноярскому краю к Олейник С.С., Олейник Н.Я., Олейник А.С., несовершеннолетний ответчик об истребовании из незаконного владения жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, а также об обязании освободить данное жилое помещение без предоставления другого жилого помещения - оставить без удовлетворения за недоказанностью и необоснованностью».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Главное управление Министерства внутренних дел России по Красноярскому краю (далее по тексту - Управление) обратилось в суд к Олейник С.С., Олейник Н.Я., Олейник А.С., несовершеннолетний ответчик с иском об истребовании из незаконного владения жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, а также о возложении обязанности освободить данное жилое помещение без предоставления иного жилого помещения.
Требования мотивированы тем, что Олейник С.С. с 2003 г. проходил службу в органах внутренних дел, приказом от 15 декабря 2011 г. назначен на должность участкового уполномоченного полиции Отделения участковых уполномоченных полиции и подразделения по делам несовершеннолетних Отдела полиции № 1 Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел «Уярский» (далее - ОУУПиПДН ОП № 1 МО МВД России «Уярский»). В период службы в 2012 г. ответчику и членам его семьи предоставлено жилое помещение по вышеуказанному адресу, находящееся в собственности Российской Федерации, закрепленное на праве оперативного управления за истцом и включенное в специализированный жилищный фонд с отнесением к служебным помещениям. Приказом от 26 сентября 2014 г. № 1004 л/с приостановлено действие контракта и служба Олейника С.С. в органах внутренних дел до дня прекращения им полномочий главы Нарвинского сельсовета Манского района Красноярского края. 14 декабря 2015 г. Олейнику С.С. вручено уведомление о необходимости освободить занимаемое жилое помещение в связи с тем, что оно предоставлялось ответчику как участковому уполномоченному полиции, в настоящее время указанную должность не занимает, однако добровольно исполнить требования истца Олейник С.С. отказывается.
Судом в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе ГУ МВД России по Красноярскому краю просит об отмене судебного решения, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального права.
В представленных возражениях прокурор просит оставить решение суда без изменения, указывая на его законность и обоснованность.
Проверив материалы дела, выслушав представителя истца Квиткову А.С., ответчика Олейник С.С., заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с положениями ч 2 ст.5 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЖК РФ) жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Частью 3 ст.104 ЖК РФ предусмотрено, что договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Согласно ч.ч.1,2 ст.44 Федерального закона «О полиции» от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ, обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ; полиция имеет специализированный жилищный фонд, формируемый федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел в соответствии с законодательством РФ.
На основании ч. 3 ст. 44 Федерального закона от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ сотрудник полиции, замещающий должность участкового уполномоченного полиции, не имеющий жилого помещения на территории соответствующего муниципального образования, не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в должность обеспечивается служебным жилым помещением.
Положениями ч.ч.1, 2 ст. 41 вышеуказанного Федерального закона от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ предусмотрено, что сотрудник полиции, избранный, в том числе, главой муниципального образования, назначенный на должность главы местной администрации, на период осуществления соответствующих полномочий приостанавливает службу в полиции либо увольняется со службы в полиции по собственному желанию. После прекращения указанных полномочий сотруднику полиции по его желанию предоставляется ранее замещаемая должность, а при ее отсутствии другая равноценная должность по прежнему либо с его согласия иному месту службы. Период осуществления полномочий, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, засчитывается сотруднику полиции в календарном исчислении в общий трудовой стаж и выслугу лет, дающую право на присвоение очередного специального звания, доплату за выслугу лет, дополнительный отпуск и назначение пенсии за выслугу лет.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ служба в органах внутренних дел приостанавливается в случае избрания сотрудника органов внутренних дел, в том числе, главой муниципального образования или назначения сотрудника на должность главы местной администрации - до дня прекращения исполнения им соответствующих полномочий. Сотрудник органов внутренних дел, изъявивший желание продолжить службу в органах внутренних дел по окончании ее приостановления, зачисляется в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения. Такому сотруднику по его желанию предоставляется ранее замещаемая должность в органах внутренних дел, а при ее отсутствии другая равноценная должность по прежнему либо с его согласия иному месту службы. Со дня назначения сотрудника органов внутренних дел на должность в органах внутренних дел в соответствии с частью 4 настоящей статьи возобновляется действие приостановленного контракта либо заключается новый контракт. Изменение условий контракта оформляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Олейник С.С. с 16 июля 1998 г. по 5 февраля 2000 г., а затем с 03 октября 2003 г. состоял на службе в органах внутренних дел. Приказом ГУ МВД России по Красноярскому краю от 15 декабря 2011 г. № 1441 назначен на должность участкового уполномоченного полиции отделения УУПиПДН ОП № 1 МО МВД России «Уярский».
Материалами дела подтверждается то обстоятельство, что истец с мая 2003 г. по декабрь 2011 г. проходил службу в ОМОНе, где состоял на очереди в улучшении жилищных условий. Сведений об исключении ответчика из числа лиц, состоящих на очереди в улучшении жилищных условий, истцом не представлено.
При этом семья Олейник С.С. состоит из четырех человек: жены Олейник Н.Я. и несовершеннолетних детей: Олейник А.С., несовершеннолетний ответчик Олейник Н.Я., несовершеннолетний ответчик, Олейник Н.Я. не имеют в собственности жилых помещений. ответчик Олейник С.С. является собственником 1/6 доли жилого помещения по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., что составляет 5,08 кв.м. на каждого члена семьи и не соответствует норме, предусмотренной ч.1 ст. 105 ЖК РФ.
В соответствии с положениями ч.3 ст.44 Федерального закона от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ, ч.ч.1,2 ст. 8 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ ответчику, а также членам его семьи предоставлено для проживания спорное жилое помещение по адресу: <адрес>. Указанное помещение, общей площадью <данные изъяты> кв.м., приобретено Управлением на основании государственного контракта от 06 декабря 2012 г., распоряжением МВД России от 24 мая 2013 г. № 2/4777 закреплено на праве оперативного управления за ГУ МВД России по Красноярскому краю, включено в специализированный жилищный фонд с отнесением к служебным помещениям.
Решением Избирательной комиссии муниципального образования Нарвинский сельсовет Манского района Красноярского края от 18 сентября 2014 г. № 23/68 Олейник С.С. зарегистрирован главой Нарвинского сельсовета Манского района Красноярского края.
На основании указанного решения 26 сентября 2014 г. ГУ МВД России по Красноярскому краю издан приказ № 1004 л/с, которым, в соответствии с положениями п. 4 ч.1 ст. 37 Федерального Закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ, приостановлено действие контракта и служба лейтенанта полиции Олейника С.С. в органах внутренних дел до дня прекращения им полномочий главы Нарвинского сельсовета Манского района Красноярского края.
Решением Жилищной комиссии по вопросам предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда ГУ МВД России по Красноярскому краю от 26 ноября 2015 года Олейнику С.С. отказано в предоставлении жилого помещения исходя из приостановления действия контракта по приказу № 1004 л/с
Отказывая ГУ МВД России по Красноярскому краю в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что решение Управления от 26 сентября 2014 г., принятое в отношении Олейника С.С., не является свидетельством расторжения служебных отношений между Управлением и Олейником С.С., следовательно, ответчик сохраняет социальные гарантии, предусмотренные ст.44 Федерального закона «О полиции» от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ в сфере обеспечения жилым помещением и не может быть выселен из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
Судебная коллегия не принимает во внимание, как основание для отмены решения суда, изложенный в апелляционной жалобе довод о том, что к сложившимся правоотношениям применяются положения ч.4 ст.9 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ, согласно которым в случае перевода сотрудника, замещающего должность участкового уполномоченного полиции, на должность, не связанную с выполнением обязанностей участкового уполномоченного полиции на территории соответствующего муниципального образования, указанный сотрудник и совместно проживающие с ним члены его семьи обязаны освободить жилое помещение, предоставленное в соответствии с частями 1 - 3 настоящей статьи. В дальнейшем обеспечение указанного сотрудника жилым помещением осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 4 - 8 настоящего Федерального закона.
Так, в материалах дела отсутствуют и ответчиком не представлено доказательств того, что Олейник С.С., совместно с членами своей семьи, был вселен в спорное жилое помещение исключительно на период непосредственного замещения должности участкового-уполномоченного полиции на территории с. Нарва Манского района Красноярского края, с которой он не уволен. Договор найма служебного помещения, в том числе позволяющий определить основания и условия его вселения в жилое помещение, с ответчиком не заключался.
Также судебная коллегия считает несостоятельным довод апелляционной жалобы о том, что Олейник С.С. не может считаться лицом, состоящим на учете в улучшении жилищных условий в ОМОН ГУВД края в связи с тем, что до 30 апреля 2003 года была осуществлена передача личных учетных дел, журналов и протоколов ЖБК в ГУВД края, при этом заявление и учетное дело ответчика при формировании единой очереди сотрудников ГУ МВД России по краю в жилищно-бытовую комиссию не поступали. Данный довод опровергаются представленным в материалы дела списком сотрудников ОМОН ГУВД Красноярского края, нуждающихся в неотложном решении жилищных вопросов, подавших рапорты и состоящих на очереди после 2005 г., где Олейник С.С. значится под порядковым номером 20, а также справкой ОМОН ГУ МВД России по Красноярскому краю от 12 сентября 2016 года, согласно которой ответчик состоял в очереди в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до 2007 г. в ОМОН. В январе 2007 г. по указанию ГУВД по Красноярскому краю списки сотрудников, состоящих на очереди и нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также их жилищные дела переданы в ЖБК ГУВД по Красноярскому краю. То обстоятельство, что учетное дело сотрудника, в установленном законом порядке поставленного на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий, не значится в ЖБК ГУВД края, не может служить основанием для ограничения жилищных прав Олейника С.С. Сведения об исключении ответчика из числа лиц, состоящих на очереди в улучшении жилищных условий, истцом также не представлены.
Судебной коллегией учитывается, что решение Управления от 26 сентября 2014 г., не является свидетельством расторжения служебных отношений между Управлением и Олейником С.С., в настоящее время ответчик зачислен в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, продолжает оставаться сотрудником полиции, следовательно, сохраняет социальные гарантии, предусмотренные ст.44 Федерального закона «О полиции» от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ, в том числе в сфере обеспечения жилым помещением.
При указанных обстоятельствах положения ч.3 ст.104 ЖК РФ не подлежат применению к сложившимся правоотношениям, поскольку контракт с Олейником С.С. приостановлен на период исполнения ответчиком полномочий главы Нарвинского сельсовета Манского района Красноярского края, а не расторгнут.
Кроме того, согласно пункту 27 Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2002 года N 897 (в ред. от 01.10.2004 г. с изм. от 16.03.2013 г.) сотрудник, проживающий в служебном жилом помещении и прекративший службу, подлежит выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ним лицами без предоставления другого жилого помещения в сроки, установленные в договоре найма.
Пунктом 28 Типового положения установлено, что без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в пункте 27 настоящего типового положения, не могут быть выселены, в том числе, сотрудники, имеющие выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет.
Как следует из материалов дела, выслуга в правоохранительных органах ответчика составляет более 10 лет, что не оспаривалось в суде апелляционной инстанции представителем истца.
Таким образом, действующий нормативный правовой акт устанавливает невозможность выселения сотрудника, прекратившего службу и имеющего выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет, из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, в то время как с имеющим выслугу более 10 лет ответчиком, служебные отношения не прекращены.
Норм предоставляющих возможность выселения сотрудников из служебных жилых помещений в период приостановления их службы, ни жилищное, ни специальное законодательство, регулирующее службу в органах внутренних дел, не содержит.
Оснований для переоценки выводов суда, к чему по существу сводятся доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит. Доказательств, опровергающих выводы суда, доводы апелляционной жалобы также не содержат.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Манского районного суда Красноярского края от 12 января 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ГУ МВД России по Красноярскому краю - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи