Решение по делу № 2-275/2023 от 20.04.2023

Решение в окончательной форме принято «16» мая 2023 года

УИД: 76RS0003-01-2023-000272-52

Дело № 2-275/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 мая 2023 года г. Гаврилов-Ям

Гаврилов-Ямский районный суд Ярославской области в составе:

председательствующего судьи Малининой Ю.Я.,

при секретаре судебного заседания Власовой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора Гаврилов-Ямского района Ярославской области в интересах муниципального образования Гаврилов-Ямского муниципального района в лице администрации Гаврилов-Ямского муниципального района к Муниципальному учреждению дополнительного образования «Гаврилов-Ямская детско-юношеская спортивная школа», Клейман В.В. о признании договора недействительным,

у с т а н о в и л:

Исполняющий обязанности прокурора Гаврилов-Ямского района Ярославской области обратился в суд с иском к Муниципальному учреждению дополнительного образования «Гаврилов-Ямская детско-юношеская спортивная школа» и Клейман В.В. о признании недействительным (ничтожным) договора от ДД.ММ.ГГГГ № б/н, заключенного Муниципальным учреждением дополнительного образования «Гаврилов-Ямская детско-юношеская спортивная школа» в лице директора Козлов И.В. и Клейман В.В..

В обоснование иска, с учетом уточнений, указано следующее. Прокуратурой Гаврилов-Ямского района Ярославской области проведена проверка исполнения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для муниципальных нужд, в ходе которой установлено, что Муниципальным учреждением дополнительного образования «Гаврилов-Ямская детско-юношеская спортивная школа» в лице директора Козлова И.В. (заказчика) и Клейманом В.В. (исполнителя) 15.09.2022г. заключен гражданско-правовой договор № б/н возмездного выполнения работ. В соответствии с указанным договором должны быть выполнены работы по ремонту теплообменников, замене канализационного стояка в учреждении в срок до 20.09.2022 года на сумму 17245 руб. Исполнитель выполнил работы в учреждении в соответствии с договором, что подтверждается актом приемки выполненных работ от 20.09.2022г., подписанным сторонами договора, а также платежным поручением. Договор от 15.09.2022г. № б/н заключен в порядке п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» - закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. Прокуратурой уустановлено, что Клейман В.В. в соответствии с приказом директора учреждения от 21.12.2015 № 163 л/с занимает должность заместителя директора по административно-хозяйственной работе в учреждении, с ним директором учреждения заключен трудовой договор от 21.12.2015 № б/н. Согласно п. 5.7 должностной инструкции заместитель директора по административно-хозяйственной работе исполняет обязанности директора школы и его заместителей в период их временного отсутствия (отпуск, болезнь и т.п.). Приказом директора учреждения от 24.04.2019г. № 63 о/д Клейман В.В. и Барышев А.В. назначены ответственными за реализацию антикоррупционной политики учреждения. Договор от 15.09.2022г. № б/н заключен при наличии конфликта интересов между участником закупки и заказчиком: руководитель заказчика является работодателем физического лица - участника закупки. О своей заинтересованности ни Клейман В.В., ни учреждение органу управления некоммерческой организацией - Администрации Гаврилов-Ямского муниципального района до момента принятия решения о заключении сделки не сообщили, сделка не одобрена органом управления некоммерческой организацией. Тем самым ответчиками при заключении договора нарушено императивное требование п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона о закупках, ч. 1, 3 Закона № 7-ФЗ.

В судебном заседании старший помощник прокурора Чижова С.А. заявленные требования поддержала по основаниям, указанным в первоначальном и уточненном иске.

Представитель истца Администрации Гаврилов-Ямского муниципального района в суд не явился, извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в отсутствии представителя.

Представитель ответчика Муниципальное учреждение дополнительного образования «Гаврилов-Ямская детско-юношеская спортивная школа» директор Козлов И.В. в судебном заседании не возражал против удовлетворения заявленных исковых требований.

Ответчик Клейман В.В. в настоящем судебном заседании с заявленными исковыми требованиями прокурора согласился.

Судом определено о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся участников процесса.

Суд, заслушав прокурора, ответчиков, исследовав письменные материалы дела, находит исковое заявление в уточненной редакции подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.

Согласно ч. 1 ст. 10 и ст. 13.3 Федерального закона 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать, в числе прочего, предотвращение и урегулирование конфликта интересов.

В соответствии с ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Закон № 7-ФЗ) лицами, заинтересованными в совершении некоммерческой организацией тех или иных действий, в том числе сделок, с другими организациями или гражданами (далее - заинтересованные лица), признаются руководитель (заместитель руководителя) некоммерческой организации, а также лицо, входящее в состав! органов управления некоммерческой организацией или органов надзора за ее деятельностью, если указанные лица состоят с этими организациями или гражданами в трудовых отношениях, являются участниками, кредиторами этих организаций либо состоят с этими гражданами в близких родственных отношениях или являются кредиторами этих граждан. При этом указанные организации или граждане являются поставщиками товаров (услуг) для некоммерческой организации, крупными потребителями товаров (услуг), производимых некоммерческой организацией, владеют имуществом, которое полностью или частично образовано некоммерческой организацией, или могут извлекать выгоду из пользования, распоряжения имуществом некоммерческой организации. Заинтересованность в совершении некоммерческой организацией тех или иных действий, в том числе в совершении сделок, влечет за собой конфликт интересов заинтересованных лиц и некоммерческой организации.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" данный закон регулирует отношения направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок. Государственные и муниципальные контракты преследуют публичный интерес и направлены на удовлетворение публичных нужд за счет использования бюджетных средств.

Из материалов дела следует, что Муниципальным учреждением дополнительного образования «Гаврилов-Ямская детско-юношеская спортивная школа» в лице директора Козлов И.В. (заказчик) и Клейман В.В. (исполнитель) 15.09.2022 заключен гражданско-правовой договор № б/н возмездного выполнения работ, в соответствии с которым должны быть выполнены работы по ремонту теплообменников, замене канализационного стояка в Учреждении в срок до 20.09.2022 года на сумму 17245 руб. Исполнитель выполнил работы в Учреждении в соответствии с договором, что подтверждается актом приемки выполненных работ от 20.09.2022, подписанным сторонами договора. Оплата работ произведена по платежному поручению № 29051 от 06.10.2022 года.

Договор от 15.09.2022 № б/н заключен в порядке п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о закупках в редакции, действовавшей на дату заключения договора) - закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на сумму, не превышающую ста тысяч рублей.

Судом установлено, что сторона договора от 15.09.2022 № б/н Клейман В.В. занимает должность заместителя директора по административно-хозяйственной работе в Муниципальном учреждении дополнительного образования «Гаврилов-Ямская детско-юношеская спортивная школа», директором которой является Козлов И.В., выступающий от имени второй стороны договора - заказчика. Указанные обстоятельства подтверждены копией приказа начальника Управления образования администрации Гаврилов-Ямского муниципального района от 28.12.2016 года № 361, копией трудового договора от 21.12.2015 года № б/н, копией приказа директора МУДО «Гаврилов-Ямская детско-юношеская спортивная школа» от 21.12.2015 года № 163 л/с и не оспаривается ответчиками.

В соответствии с п. 9 ч.1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительногооргана хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества.

При этом конфликт интересов может иметь место не только в отношении руководителей, указанных в п. 9 ст. 31 Закона о закупках, но и в отношении должностных лиц (в частности, их заместителей), непосредственно участвующих в осуществлении закупки и полномочия которых являются тождественными по функциональным обязанностям полномочиям руководителя, позволяют влиять на процедуру закупки и результат ее проведения.

Таким образом, при заключении договора от 15.09.2022 № б/н ответчиками нарушено императивное требование п. 9 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ. Оспариваемый договор заключен при наличии конфликта интересов между участником закупки и заказчиком, где участник закупки – физическое лицо является заместителем директора, который выступал в качестве заказчика по договору.

Как следует из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, данных в Обзоре, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28.09.2016 (пункт 9), государственный (муниципальный) контракт, заключенный при наличии между ними конфликта интересов, является ничтожным (п. 2 ст. 168 ГК РФ), как нарушающий запрет, установленный п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, и посягающий на публичные интересы и права третьих лиц.

В силу п. 2 ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должныприменяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

По смыслу ст.ст. 166, 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы.

Таким образом, судом установлено, что оспариваемый прокурором договор от 15.09.2022г. № б/н, заключен в нарушение требований законодательства, действовавшего на указанную в договоре дату, в связи с чем имеются основания для признания его недействительным (ничтожным).

Оценив в совокупности исследованные по делу доказательства, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования прокурора Гаврилов-Ямского района Ярославской области удовлетворить.

Признать недействительным (ничтожным) договор от 15 сентября 2022 года № б/н, заключенный между Муниципальным учреждением дополнительного образования «Гаврилов-Ямская детско-юношеская спортивная школа» ИНН: 7616009518, ОГРН 1117609002785 в лице директора Козлов И.В. и Клейман В.В. ФИО3 <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Гаврилов-Ямский районный суд Ярославской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Ю.Я. Малинина

2-275/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор Гаврилов -Ямского района
администрации Гаврилов-Ямского муниципального района
Ответчики
МУДО "Гаврилов-Ямская детско-юношеская спортивная школа"
Клейман Виталий Валерьевич
Суд
Гаврилов-Ямский районный суд Ярославской области
Судья
Малинина Ю.Я.
Дело на странице суда
gavrilov-yamsky.jrs.sudrf.ru
20.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.04.2023Передача материалов судье
21.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.05.2023Судебное заседание
16.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.05.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее