Дело №3а-193/2020
УИД 21ОS0000-01-2020-000099-45
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 декабря 2020 года г. Чебоксары
Верховный Суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Блиновой М.А.,
при секретаре судебного заседания Молоковой А.Г.,
с участием прокурора Михайловой Я.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Никитина Николая Ивановича, ИП Никитина Ивана Николаевича о признании недействующим Решения Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 25 декабря 2018 года №1516 «О схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары» в части,
при участии в судебном заседании административного истца Никитина Н.И., представителя административных истцов Никитина Н.И. и ИП Никитина И.Н. - Яковлева Е.А., действующего на основании доверенностей от 02.08.2017г. и от 10.07.2020г.; представителя административного ответчика администрации г. Чебоксары Гаврилова С.Н., действующего на основании доверенности и 25.12.2019г.,
УСТАНОВИЛ:
Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 декабря 2018 года №1516 «О схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары» утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары.
Никитин Н.И., ИП Никитин И.Н. обратились в суд с административным исковым заявлением к Чебоксарскому городскому Собранию депутатов Чувашской Республики, администрации г. Чебоксары Чувашской Республики о признании недействующим пункта 1 Решения Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 25 декабря 2018 года №1516 «О схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары» в части не включения в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары нестационарного торгового объекта ИП Никитина И.Н., расположенного в г.Чебоксары в районе остановки общественного транспорта «Роща» по улице Ядринское шоссе.
Исковые требования мотивированы тем, что индивидуальный предприниматель Никитин И.Н. и Никитин Н.И. ведут совместную предпринимательскую деятельность на основании заключенного между ними договора о совместной деятельности (договора простого товарищества) в области перевозок пассажиров на маршрутных автобусах и оказании сопутствующих услуг. На основании Постановления администрации г. Чебоксары от 27.02.2015г. ИП Никитину И.Н. была предоставлена в аренду часть земельного участка площадью 35 кв.м. в районе остановки общественного транспорта «Роща» по шоссе Ядринское для размещения временного кассового пункта по продаже билетов на маршрутные автобусы до 25.02.2018г. Постановлением администрации города Чебоксары №4436 от 29 декабря 2014 года была утверждена схема предоставляемого ИП Никитину И.Н. земельного участка (части земельного участка) площадью 35 кв.м. 6 апреля 2015 года заключен договор аренды части земельного участка №61/6075-М сроком до 25 февраля 2018г., зарегистрированный в Едином государственном реестре недвижимости. Административным истцом на арендованном земельном участке размещен павильон, являющийся нестационарным торговым объектом, который используется в качестве пункта по продаже билетов на маршрутные автобусы, а также для мелкой розничной торговли продовольственными товарами. Указанная деятельность с использованием нестационарного торгового объекта административным истцом продолжается также по истечении срока аренды земельного участка по настоящее время.
Строительство (установка) и эксплуатация торгового павильона (киоска) ИП Никитина И.Н. были начаты как до введения нового (с 1 марта 2015 года) нормативно-правового регулирования главой V.6. Земельного кодекса Российской Федерации и до принятия оспариваемой Схемы размещения НТО г. Чебоксары 2018 года. Истечение срока договора аренды земельного участка, заключенного между администрацией города Чебоксары и индивидуальным предпринимателем, на котором расположен нестационарный торговый объект, само по себе не является основанием для произвольного исключения (не включения) данного объекта из Схемы. Доказательств того, что земельный участок (место размещения), на котором находится вышеназванный торговый объект, подлежит изъятию для государственных или муниципальных нужд либо иных существенных систематических нарушений предпринимателем правил не представлено. То обстоятельство, что нестационарный торговый объект был установлен с незначительным отступлением от определенного Схемой места его расположения, не могло служить основанием для исключения объекта из такой Схемы и не включения в неё места размещения нестационарного торгового объекта.
В первоначальном административном исковом заявлении административные истцы указывали, что указанный нестационарный торговый объект площадью 31 кв.м., принадлежащий административному истцу, в нарушение требований действующего законодательства не включен в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, утв. Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 декабря 2018 года №1516 «О схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары», чем нарушаются права и законные интересы административных истцов.
В ходе судебного разбирательства административные истцы Никитин Н.И., ИП Никитин И.Н. неоднократно изменяли административные исковые требования.
В уточненном административном исковом заявлении от 7 декабря 2020г., административные истцы Никитин Н.И., ИП Никитин И.Н. просят суд:
1. Признать пункт 1 Решения Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 25 декабря 2018г. №1516 «О Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары» в части утверждения пункта 3.24.3. «Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары» - приложения к Решению Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 25 декабря 2018 г. №1516; пункт 3.24.3. «Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары» - приложения к Решению Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 25 декабря 2018 г. №1516 незаконными (недействующими).
2. Признать недействующей (незаконной) «Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары» - приложение к Решению Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 25 декабря 2018г. №1516 в части невключения места размещения нестационарного торгового объекта - павильона административного истца ИП Никитина Ивана Николаевича, расположенного в г. Чебоксары в районе остановки общественного транспорта «Роща» по улице Ядринское шоссе (в районе транспортного кольца) по его ранее разрешенному, ранее установленному, и фактически эксплуатируемому месту размещения (эксплуатации) кассового пункта по продаже билетов на маршрутные микроавтобусы и продаже сопутствующих продовольственных и непродовольственных товаров площадью 31 кв.м. (0,0031 га) в рамках каталога координат поворотных точек (X, У) (1- 409311.950, 1227672.420; 2 - 409309.570, 1227666.750; 3- 409305.140, 1227668.700; 4- 409306.060, 1227670.800; 5- 409305.050, 1227671.240; 6 - 409305.690, 1227672.590; 7 - 409306.650, 1227672.170; 8- 409307.580, 1227674.290.
В обоснование изменения искового требования указали, что в пункте 3.24.3Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, утвержденной пунктом 1 решения Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 декабря 2018 года №1516, указан нестационарный торговый объект в районе остановки общественного транспорта «Роща» по Ядринскому шоссе г. Чебоксары по адресу расположения нестационарного торгового объекта истцов. Принадлежность нестационарного торгового объекта, указанного в п.3.24.3 Схемы, ИП Никитину И.Н. подтверждено также административным ответчиком – администрацией г. Чебоксары. Однако, согласно пункту 3.24.3 в Схему включен нестационарный торговый объект – павильон площадью 18 кв.м., в то время как по договору истцу был предоставлен в аренду земельный участок площадью 35 кв.м. и возведен павильон площадью 31 кв.м. Указанные в п.3.24.3 Схемы координаты поворотных точек объекта не соответствуют ни координатам договора аренды, ни фактическому расположению павильона истцов.
В судебном заседании административный истец Никитин Н.И. и представитель административных истцов Яковлев Е.А. уточненные административные исковые требования поддержали по изложенным основаниям. В ходе судебного разбирательства истец Никитин Н.И. и его представитель Яковлев Е.А. поясняли, что после предоставления в аренду земельного участка площадью 35 кв.м. истцами в начале 2015г. был возведен павильон по продаже билетов на маршрутные автобусы и продовольственных товаров площадью 31 кв.м. с незначительным отступлением от границ арендованного земельного участка в одной линии с другими киосками, с получением соответствующего ордера-разрешения на производство земляных работ и по утвержденному эскизному плану, в дальнейшем расположение павильона не изменялось. Пунктом 3.24.3 в Схему включен нестационарный торговый объект в районе остановки общественного транспорта «Роща» по Ядринскому шоссе площадью павильона 18 кв.м. и в рамках иных каталогов координат. Поэтому просят признать недействующим пункт 3.24.3 Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, поскольку указанные в данном пункте площадь объекта 18 кв.м. и каталоги координат из указанной площади нарушают права и законные интересы стороны истца, поскольку они не совпадают ни с договором аренды земельного участка, ни с фактическим месторасположением павильона. Требования о признании недействующим пункта 1 решения Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 декабря 2018 года № 1516 в части не включения в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары места размещения нестационарного торгового объекта площадью 31 кв.м., расположенного в районе остановки общественного транспорта «Роща» по улице Ядринское шоссе (транспортное кольцо) в рамках конкретных каталогов координат фактического расположения торгового объекта направлено на включение в Схему нестационарного торгового объекта истцов в рамках действующих границ расположения вместо указанных в пункте 3.24.3 площади и координат поворотных точек.
Представитель административного ответчика администрации города Чебоксары Чувашской Республики Гаврилов С.Н. возражал против удовлетворения административного искового заявления. В отзыве на административное исковое заявление администрация г. Чебоксары указала, что решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 25 декабря 2018г. №1516 утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, в котором пунктом 3.24.3 включен нестационарный торговый объект (НТО) в виде павильона площадью 18 кв.м. в районе остановки общественного транспорта «Роща» по Ядринскому шоссе (транспортное кольцо) для продажи продовольственных товаров, который принадлежит истцу ИП Никитину И.Н. Нестационарный торговый объект истцов в районе остановки общественного транспорта «Роща» по Ядринскому шоссе из Схемы не исключался, включен в пункте 3.24.3 Схемы, соответственно отсутствует предмет спора по требованию о признании муниципального нормативного акта недействующим в части не включения нестационарного торгового объекта истцов в Схему. При этом истцы не представили никаких доказательств относительно действительной площади павильона, т.к. в Схеме указана площадь павильона, а не площадь предоставленного в аренду земельного участка (т.2, л.д. 207-208).
В ходе судебного разбирательства представители администрации г. Чебоксары Гаврилов С.Н. и Дмитриевская М.В. суду поясняли, что администрация г. Чебоксары не оспаривает право административного истца на размещение павильона в районе остановки общественного транспорта «Роща» по Ядринскому шоссе (транспортное кольцо) и обоснованность включения спорного НТО в Схему размещения нестационарных объектов площадью 18 кв.м., как и закреплено в п.3.24.3 Схемы, утв. РешениемЧебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 25 декабря 2018г. №1516. Поскольку нестационарный торговый объект Никитина И.Н. включен в Схему, утв. решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 25 декабря 2018г. №1516, права административных истцов не нарушены. Исходя из каких критериев в п.3.24.3 Схемы площадь нестационарного торгового объекта Никитина И.Н. определена в размере 18 кв.м. не могут представить документального обоснования.
Представитель административного ответчика Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики, извещенный в установленном порядке о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание от 17.12.2020г. не явился. В отзыве на административное исковое заявление указывали, что согласно Уставу муниципального образования города Чебоксары – столицы Чувашской Республики схему размещения нестационарных объектов разрабатывает администрация г. Чебоксары, а Собрание депутатов утверждает схему размещения нестационарных торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары разработана в соответствии с требованиями федерального и регионального законодательства. Оспариваемое решение Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 25 декабря 2018г. №1516 принято и опубликовано в установленном порядке (л.д. 95, т.1). В ходе судебного разбирательства представитель указанного административного ответчика Кузьмин И.Н. в удовлетворении административного искового заявления просил отказать, ссылаясь, что права административного истца ИП Никитина И.Н. не нарушены.
Заинтересованные лица МКУ «Земельное управление» города Чебоксары, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики, МБУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г. Чебоксары», извещенные в установленном порядке о месте и времени судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
В своем заключении прокурор отдела Прокуратуры Чувашской Республики Михайлова Я.С. полагала обоснованным административное исковое требование о признании недействующим пункта 3.24.3 Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, утвержденной пунктом 1 решения Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 декабря 2018 года №1516, в части площади 18 кв.м. и указанных в п. 3.24.3 координат поворотных точек расположения объекта. Полагала, что правовых оснований для удовлетворения требований в остальной части не имеется, поскольку материалами дела установлено, что нестационарный торговый объект ИП Никитина И.Н. был включен в Схему оспариваемым пунктом 3.24.3, только с меньшей площадью и неверными координатами.
Выслушав объяснения явившихся лиц, участвующих в деле, их представителей, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 15 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее также Федеральный закон от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ), Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей», другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 3 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ).
На основании пункта 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
На территории Чувашской Республики отношения, возникающие между органами государственной власти Чувашской Республики, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности урегулированы Законом Чувашской Республики от 13 июля 2010 года № 39 «О государственном регулировании торговой деятельности в Чувашской Республике и о внесении изменений в статью 1 Закона Чувашской Республики «О розничных рынках».
Процедура разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов определена приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики от 16 ноября 2010 года № 184 «О Порядке разработки и утверждения органами местного самоуправления в Чувашской Республике схемы размещения нестационарных торговых объектов».
Нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение (пункт 6 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В части 6 статьи 10 указанного федерального закона закреплено, что утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.
Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 21 ноября 2013 года № 1205 утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары (пункт 1), признано утратившим силу решение Чебоксарского городского Собрания депутатов от 14 апреля 2011 года №146.
Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 14.04.2016г. №231 был введен п.п. 3.24.3, которым в указанную Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары включен нестационарный торговый объект в районе остановки общественного транспорта «Роща» шоссе Ядринское (транспортное кольцо) – павильон площадью 18 кв.м. без указания координатных точек расположения. Указанный объект является павильоном административного истца ИП Никитина И.Н.
Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 25 декабря 2018 года № 1516 утверждена новая Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары. Указанным решением одновременно признано утратившим силу решение Чебоксарского городского Собрания депутатов от 21 ноября 2013 года N 1205 "О Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Чебоксары" (с последующими изменениями).
Строка 3.24.3 Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, утв. Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 25 декабря 2018г. №1516, включает нестационарный объект в районе остановки общественного транспорта «Роща» шоссе Ядринское (транспортное кольцо) – павильон площадью 18 кв.м (столбец 4 строки 3.24.3) и координат поворотных точек (X, У) 1- 409313.986, 1227665.415; 2 - 409310.475, 1227666.675; 3- 409312.107, 1227671.219; 4 - 409315.617, 1227669.959 (столбец 8 строки 3.24.3).
Названный муниципальный нормативный правовой акт опубликован на официальном сайте администрации г.Чебоксары в информационно-телекоммуникационной сети интернет http://gcheb.cap.ru и в издании «Вестник органов местного самоуправления города Чебоксары», 29.12.2018, № 27.
Полномочия, порядок принятия оспариваемой Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары Чебоксарским городским собранием депутатов Чувашской Республики, введения ее в действие и опубликования, проверены судом, при этом нарушений судом не установлено и сторонами данное обстоятельство не оспаривается.
Из материалов дела следует, что постановлением главы администрации города Чебоксары от 29 декабря 2014г. №4436 ИП Никитину И.Н. утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) площадью 35 кв.м. для размещения временного кассового пункта по продаже билетов на маршрутные автобусы в районе остановки общественного транспорта «Роща» по шоссе Ядринское города Чебоксары из земель общего пользования с кадастровым номером 21:01:010401:12 (л.д. 46).
На основании постановления главы администрации города Чебоксары от 27 февраля 2015 года №915 индивидуальному предпринимателю Никитину И.Н. предоставлена часть земельного участка с учетным номером части 5 площадью 35 кв.м. (0,0035 га), в том числе в охранной зоне водопровода площадью 35 кв.м. (0,0035 га), в охранной зоне кабеля связи площадью 21 кв.м. (0,0021 га), в охранной зоне электрокабеля площадью 18 кв.м. (0,0018 га) из земельного участка, относящегося к землям населенных пунктов с кадастровым номером 21:01:010401:12, находящегося в собственности муниципального образования города Чебоксары – столицы Чувашской Республики, в районе остановки общественного транспорта «Роща» по шоссе Ядринское для автомобильного транспорта (для размещения временного кассового пункта по продаже билетов на маршрутные автобусы) в аренду сроком до 25 февраля 2018 года (л.д. 49-50).
6 апреля 2015 года между администрацией города Чебоксары и Никитиным И.Н. был заключен договор аренды №61/6075-М земельного участка с кадастровым номером 21:01:010401:12 с учетным номером части 5 площадью 35 кв.м., расположенного в городе Чебоксары по шоссе Ядринское, в районе остановки общественного транспорта «Роща» сроком аренды с 27 февраля 2015г. до 25 февраля 2018 года (л.д. 29-30, т.2).
Письмом от 16 января 2018 года №Н-16955 администрация города Чебоксары отказала в продлении срока аренды земельного участка в связи с тем, что согласно пункту 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи, также указанный земельный участок входит в границы земельного участка, предоставленного в безвозмездное пользование МБУ «Управление ЖКХ и благоустройства».
В настоящее время договор аренды земельного участка от 6 апреля 2015 года №61/6075-М является прекращенным.
Судом установлено, что в период действия договора аренды в 2015г. Никитиным И.Н. возведен нестационарный торговый объект – павильон площадью 31 кв.м. с размещением в рамках каталога координат поворотных точек (X, У) – (409311.950, 1227672.420; 409309.570, 1227666.750; 409305.140, 1227668.700; 409306.060, 1227670.800; 409305.050, 1227671.240; 409305.690, 1227672.590; 409306.650, 1227672.170; 409307.580, 1227674.290). Указанные характеристики павильона (площадь, координаты расположения) подтверждены результатами осмотра специалистов МБУ «Управление территориального планирования» г. Чебоксары (л.д. 51-53, т.3).
Из материалов дела следует, что павильон площадью 31 кв.м. возведен в районе остановки общественного транспорта «Роща» по улице Ядринское шоссе (транспортное кольцо) с незначительным отступлением от границ арендованного земельного участка в одной линии с другими двумя киосками, с получением соответствующего ордера-разрешения компетентных органов на производство земляных работ и по утвержденному эскизному плану, в дальнейшем расположение павильона не изменялось.
Указанный павильон эксплуатировался истцом ИП Никитиным И.Н. в качестве пункта по продаже билетов на маршрутные автобусы, а также для розничной торговли продовольственными товарами по предварительному обращению предпринимателя в адрес администрации г. Чебоксары. В дальнейшем нестационарный торговый объект Никитина И.Н. по шоссе Ядринское в районе остановки общественного транспорта «Роща» (без указания координатных точек расположения павильона) был включен в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары принятием Решения Чебоксарского городского собрания депутатов от 14.04.2016г. №231, которым был введен п.п. 3.24.3 Схемы.
При рассмотрении настоящего административного дела стороны административного судопроизводства не оспаривали, что место расположения спорного нестационарного торгового объекта с момента начала осуществления предпринимательской деятельности, а также с момента первоначального включения в Схему по настоящее время не менялось.
Согласно статей 6, 11, 14, 16 – 18 Федерального закона от 24 июля 2007г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»; статей 1, 6, 17, 18, 19 Федерального закона от 28 декабря 2009г. N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» в задачи органов местного самоуправления входит содействие (оказание содействия) субъектам малого предпринимательства, в частности, осуществляющим торговую деятельность либо деятельность по оказанию предоставления социально значимых услуг населению муниципальных образований – потребителям таких (в том числе торговых) работ и услуг. До 01 марта 2015 года под размещение, в том числе нестационарных торговых объектов, формировались, выделялись и предоставлялись земельные участки либо части земельных участков (ст. 6 Земельного Кодекса РФ) в порядке статей 11.2.-11.9. Земельного кодекса РФ.
Таким образом, возведение ИП Никитиным И.Н. павильона площадью 31 кв.м. осуществлено в районе остановки общественного транспорта «Роща» по улице Ядринское шоссе (транспортное кольцо) на основании постановления главы администрации города Чебоксары от 27 февраля 2015 года №915 о предоставлении части земельного участка площадью 35 кв.м. в аренду с получением ордера-разрешения на земляные работы, выданного компетентными органами, по утвержденному эскизному плану, с началом строительства до введения нового (с 1 марта 2015 года) нормативно-правового регулирования главой V.6. Земельного кодекса Российской Федерации.
При этом административный ответчик не оспаривает как само право ИП Никитина И.Н. на размещение павильона в районе остановки общественного транспорта «Роща» по улице Ядринское шоссе (транспортное кольцо), так и реализовав свои полномочия, орган местного самоуправления включил указанный нестационарный торговый объект в Схему
размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, решением Чебоксарского городского собрания депутатов от 14.04.2016г. №231 путем введения п.п. 3.24.3.
В оспариваемом решении Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 25 декабря 2018 года №1516, которым утверждена новая Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, также содержится строка 3.24.3, включившая принадлежащий ИП Никитину И.Н. нестационарный торговый объект в районе остановки общественного транспорта «Роща» шоссе Ядринское (транспортное кольцо) в действующую Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары.
Между тем, дополнительная информация, включенная в строку 3.24.3 Схемы, а именно в части площади 18 кв.м (столбец 4 строки 3.24.3) и координат поворотных точек (X, У) (столбец 8 строки 3.24.3), утвержденной Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 декабря 2018 года №1516, не соответствует ни координатам части земельного участка площадью 35 кв.м. по договору аренды от 6 апреля 2015 года, (заключенного с Никитиным И.Н.), ни фактическому расположению павильона. Указанное обстоятельство подтверждается представленными МБУ «Управление территориального планирования» г. Чебоксары данными графического материала НТО №3.24.3 с соответствующей границей павильона в соответствии с Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 декабря 2018 года №1516 и с его фактическим месторасположением (л.д. 51-53, т.3).
В настоящее время в производстве Арбитражного суда Чувашской Республики имеется дело по исковому заявлению администрации города Чебоксары Чувашской Республики к индивидуальному предпринимателю Никитину И.Н. об освобождении земельного участка ввиду того, что место размещения торгового павильона не соответствует координатам, указанным в строке (пункте) 3.24.3 Схемы, утв. Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 декабря 2018 года №1516.
Главой V.6 Земельного кодекса Российской Федерации, введенной в действие Федеральным законом от 23 июня 2014 года №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 марта 2015 года, предусмотрена возможность использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, то есть без заключения договора аренды земельных участков (статьи 39.33, 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Аналогичная позиция содержится и в разъяснении Министерства экономического развития Российской Федерации от 24 марта 2015 года N 6786-ПК/Д23и, в котором указано, что в связи с вступлением в силу главы V.6 Земельного кодекса Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях размещения нестационарных торговых объектов, установки и эксплуатации рекламных конструкций не выдается: данные объекты могут размещаться в силу утвержденных схем размещения нестационарных торговых объектов без оформления прав на земельные участки (пункт 8).
В порядке разработки и утверждения органами местного самоуправления в Чувашской Республике схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденном приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики от 16 ноября 2010 года N 184, указано, что схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается на неопределенный срок (пункт 2). Таким образом, субъектам малого и среднего предпринимательства предоставляется право для стабильного осуществления торговой деятельности.
Вместе с тем приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 25 декабря 2014 года № 2733 «Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015 - 2016 годы и период до 2020 года» предусмотрено, что при отсутствии системных нарушений правил торговли и желании хозяйствующего субъекта продолжать торговую деятельность по истечении сроков разрешенного размещения нестационарного торгового объекта необходимо обеспечивать продление договоров (иных разрешительных документов) без проведения конкурентных процедур. При градостроительной необходимости освобождения места размещения нестационарного торгового объекта следует обеспечивать предоставление хозяйствующему субъекту альтернативных равноценных компенсационных мест, реализуя принцип «меняется место - сохраняется бизнес» (п. 3.2.2).
Согласно правовой позиции, выраженной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2015 года N 225-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Администрации города Иркутска на нарушение конституционных прав и свобод положением части 6 статьи 10 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», осуществление местной администрацией отнесенных уставом муниципального образования к ее ведению полномочий по решению вопросов местного значения должно обеспечивать реализацию интересов местного сообщества при решении вопросов местного значения, развитие муниципального образования, в том числе расширение сферы услуг, и не может носить произвольный характер. Положение части 6 статьи 10 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», предусматривающее, что утверждение (изменение) схемы размещения нестационарных торговых объектов не может служить основанием для пересмотра мест размещения торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых начаты до утверждения указанной схемы, направлено на обеспечение условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности при изменении органами публичной власти схемы размещения нестационарных торговых объектов, сокращения сферы торговых услуг. При этом реализация законоположения должна основываться на вытекающем из Конституции Российской Федерации требовании согласованного осуществления конституционных ценностей, включая ценности, связанные с гарантированием свободы экономической деятельности и поддержкой конкуренции (статья 8, часть 1), с одной стороны, и признанием и гарантированием самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий (статья 12) - с другой. Органы местного самоуправления не лишены возможности, действуя в пределах своих полномочий, решать вопросы размещения торговых объектов, принимая во внимание их нестационарный характер, в целях создания условий для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства и без ущерба для стабильного ведения предпринимательства, с тем чтобы при изменении места ведения бизнеса сам бизнес сохранялся.
Согласно части 6 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Таким образом, утверждение (изменение) схемы размещения нестационарных торговых объектов не может служить основанием для пересмотра мест размещения торгового объекта, немотивированного уменьшения площади объекта, строительство (возведение) которого начато в установленном порядке на арендованном земельном участке до утверждения указанной схемы. Кроме того, пересмотр площади и места размещения торгового объекта не может носить произвольный характер.
Истечение срока договора аренды земельного участка, заключенного между администрацией города Чебоксары и индивидуальным предпринимателем, на котором расположен нестационарный торговый объект, само по себе не является также основанием для произвольного уменьшения площади объекта и изменения координат размещения путем внесения в Схему дополнительной информации по нестационарному торговому объекту.
Доказательств того, что земельный участок (место размещения), на котором находится вышеназванный торговый объект, подлежит изъятию для государственных или муниципальных нужд либо необходим для иного градостроительного решения, не представлено. Также не представлено сведений о наличии со стороны предпринимателя существенных систематических нарушений правил торговой и иной деятельности.
Включение в Схему размещения нестационарных торговых объектов дополнительной информации, влекущей значительное уменьшение площади павильона с 31 кв.м. на 18 кв.м. и координат поворотных точек, не соответствующих фактическому местоположению нестационарного торгового объекта, возведенного с соблюдением требований земельного законодательства до включения в Схему, нарушает права, свободы и законные интересы на стабильное осуществление предпринимательской и торговой деятельности.
Строка 3.24.3 Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, утвержденной пунктом 1 решения Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 декабря 2018 года №1516 «О схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары», в части площади 18 кв.м. (столбец 4 строки 3.24.3) и координат поворотных точек (X, У) (столбец 8 строки 3.24.3) не соответствует требованиям вышеизложенных норм федерального законодательства.
В рассматриваемом случае предметом проверки в рамках производства по административному делу об оспаривании нормативного правового акта, подлежащего проверке в порядке главы 21 КАС РФ, является требование о признании недействующим Решения Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 25 декабря 2018г. №1516 «О Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары» в части, затрагивающей права, свободы и законные интересы административного истца.
Поскольку нестационарный торговый объект Никитина И.Н., расположенный в районе остановки общественного транспорта «Роща» по Ядринскому шоссе г. Чебоксары (транспортное кольцо) включен в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары строкой 3.24.3 Схемы, соответственно в порядке главы 21 КАС РФ подлежит проверке на соответствие требованиям федерального и регионального законодательства строка 3.24.3 Схемы, утв. пунктом 1 решения Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 декабря 2018 года №1516.
Стороной административного истца в контексте требований, изложенных в уточненном административном исковом заявлении от 7 декабря 2020г., оспаривается строка 3.24.3 Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, утвержденной пунктом 1 решения Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 декабря 2018 года №1516 «О схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары», в части площади 18 кв.м. (столбец 4 строки 3.24.3) и координат поворотных точек (X, У) 1- 409313.986, 1227665.415; 2 - 409310.475, 1227666.675; 3- 409312.107, 1227671.219; 4 - 409315.617, 1227669.959 (столбец 8 строки 3.24.3).
Само указание в административном исковом заявлении на признание недействующим дополнительно Решения Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 25 декабря 2018г. №1516 в части не включения в Схему объекта по тому же адресу с конкретной площадью (31 кв.м.) и с конкретным каталогом координат поворотных точек по тому же почтовому адресу (взамен столбцов 4 и 8 строки 3.24.3 Схемы) не может являться предметом проверки в порядке оспаривания нормативного акта по главе 21 КАС РФ, поскольку нестационарный торговый объект административного истца включен строкой 3.24.3 в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Чебоксары, проверяется законность принятого муниципального правового акта в оспариваемой части.
Указанная часть требования косвенно направлена на возложение в судебном порядке по принятию органом местного самоуправления правовых норм, заменяющих оспариваемую часть муниципального нормативного акта - столбцы 4 и 8 строки 3.24.3 Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, утв. пунктом 1 решения Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 декабря 2018 года №1516.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пунктах 28, 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" суды не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия органом или должностным лицом оспариваемого акта, поскольку это относится к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Поскольку при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов полномочия судов ограничены проверкой законности соответствующих актов, возложение на орган обязанности принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части, возможно лишь в случаях, когда в нормативном правовом акте, имеющем большую юридическую силу, предусмотрена обязанность соответствующего органа, организации или лица принять нормативный правовой акт или соответствующие положения нормативного правового акта.
Действующее федеральное законодательство не предусматривает на орган местного самоуправления возложение обязанности по обязательному указанию в Схемах размещения нестационарных торговых объектов помимо места размещения и адреса объекта дополнительной информации в виде указания точного каталога координат расположения конкретного нестационарного объекта. Также суд не наделен полномочиями по определению конкретного содержания правовых норм заменяющего нормативного акта (предстоящего принятию), поскольку указанное относится к компетенции самого государственного органа или органа местного самоуправления.
Таким образом, в рамках административного искового заявления ИП Никитина И.Н. и Никитина Н.И., имеются правовые основания для признания не действующей строки 3.24.3 Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, утвержденной пунктом 1 решения Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 декабря 2018 года №1516 «О схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары», в части площади 18 кв.м. (столбец 4 строки 3.24.3) и координат поворотных точек (X, У) 1- 409313.986, 1227665.415; 2 - 409310.475, 1227666.675; 3- 409312.107, 1227671.219; 4 - 409315.617, 1227669.959 (столбец 8 строки 3.24.3).
Указанный нормативный правовой акт в оспариваемой части до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, в связи с чем суд признает его не действующим в части со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать не действующей со дня вступления в силу настоящего решения суда строку 3.24.3 Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, утвержденной пунктом 1 решения Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 декабря 2018 года №1516 «О схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары», в части площади 18 кв.м. (столбец 4 строки 3.24.3) и координат поворотных точек (X, У) 1- 409313.986, 1227665.415; 2 - 409310.475, 1227666.675; 3- 409312.107, 1227671.219; 4 - 409315.617, 1227669.959 (столбец 8 строки 3.24.3).
Сообщение о принятом решении суда в течение одного месяца со дня вступления в силу подлежит опубликованию в периодическом печатном издании «Вестник органов местного самоуправления города Чебоксары».
Решение может быть обжаловано и на него может быть принесено представление прокурором в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции (г. Нижний Новгород) в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Верховный Суд Чувашской Республики.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики М.А. Блинова
Мотивированное решение составлено 25 декабря 2020г.