Решение по делу № 2-205/2024 от 23.05.2024

Дело № 2-205/2024.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

р.п. Токаревка, Тамбовская область                                   18 июня 2024 года

Токаревский районный суд Тамбовской области в составе:

судьи                                        Осокиной С.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем                              Авдюховой Т.М.,

с участием помощника прокурора Токаревского района Тамбовской области Стрелкова Д.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Токаревского района Тамбовской области в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Заря» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в сфере недропользования

установил:

             Прокурор Токаревского района Тамбовской области обратился в суд с иском с учетом его уточнения, в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Заря» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в сфере недропользования.

             В обоснование заявленных требований указал, что во исполнение задания прокуратуры Тамбовской области от 15.04.2024 прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства в сфере недропользования.

В силу ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Как следует из преамбулы Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Также Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов, в т.ч.: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.

Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

Также в силу ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.

Статья 49 ГК РФ предусматривает, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Федеральным законом от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» определены критерии, перечень лицензируемых видов деятельности, а также лицензионные требования и условия.

Согласно п. 3 ст. 9 ВК РФ юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.

Как следует из преамбулы Закона РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с углеводородным сырьем), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд.

В силу ст. 1.2 Закона РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.

Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.

В соответствии с п. 3 ст. 2.3 Закона РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» к участкам недр местного значения относятся участки недр, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (далее - питьевое водоснабжение) или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки.

Таким образом, исходя из норм действующего законодательства, подземные воды являются полезными ископаемыми.

Статьей 9 Закона РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» определено, что пользователями недр могут быть, в том числе юридические лица. В случае если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии).

Согласно ст. 11 Закона РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Согласно акту приема-передачи имущества от ДД.ММ.ГГГГ, вносимого участником ООО «Заря» в качестве вклада в уставной капитал ООО «Заря» передана водозаборная скважина и водозаборная башня, расположенные по адресу: <адрес>

При проведении прокуратурой района проверки также установлено, что на балансе ООО «Заря» числится водозаборная скважина , расположенная по адресу: <адрес>.

В соответствии с п. 7 ст. 9 Закона РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» определено, что права и обязанности пользователя недр возникают с момента государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.

В силу ст. 23 Закона РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» основным требованием по рациональному использованию и охране недр является соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ одним из видов деятельности ООО «Заря» является «забор, очистка и распределение воды».

Как показала проверка, в нарушение норм действующего законодательства в области охраны окружающей среды, недропользования, водных отношений ООО «Заря» использует водоисточник – водозаборную скважину, расположенную по адресу: <адрес>, <адрес>, без специального государственного разрешения - лицензии на право пользования недрами.

Генеральный директор ООО «Заря» ФИО1 пояснил, что на балансе ООО «Заря» числится водозаборная скважина , расположенная по адресу: Тамбовская область, Токарёвский муниципальный округ, р.п.Токаревка ул.Трудовая. Данная скважина используется для отбора воды, после чего вода поступает в водопроводную сеть, которая обеспечивает подачу воды населению. Указанная скважина используется без специального государственного разрешения - лицензии на право пользования недра.

Таким образом, указанные нарушения могут привести к причинению вреда окружающей среде, а в последствии также могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций.

На основании изложенного просил обязать ООО «Заря» не позднее восьми месяцев с момента вступления в силу решения суда получить лицензию на пользование недрами с целью добычи пресных подземных вод для питьевого и хозяйственно – бытового водоснабжения сельского населенного пункта из водозаборной скважины расположенной по адресу: <адрес>.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Стрелков Д.А. заявленные требования полностью поддержал, по основаниям изложенным в иске.

Представитель ответчика ООО «Заря» генеральный директор Калинина Г.С. в судебное заседание не явилась, в своем письменном заявлении иск признала полностью и просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Согласно ст. 173 ГПК РФ заявление истца об отказе от иска, признание иска ответчиком и условия мирового соглашения сторон заносятся в протокол судебного заседания и подписываются истцом, ответчиком или обеими сторонами. В случае, если отказ от иска, признание иска или мировое соглашение сторон выражены в адресованных суду заявлениях в письменной форме, эти заявления приобщаются к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания. Суд разъясняет истцу, ответчику или сторонам последствия отказа от иска, признания иска или заключения мирового соглашения сторон. При признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

В силу ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

Признание представителем ответчика ООО «Заря», иска принято судом, письменное заявление ответчика о признании иска приобщено к материалам гражданского дела, о чем указано в протоколе судебного заседания, суд разъясняет сторонам последствия признания иска, предусмотренные ч.3 ст. 173 ГПК РФ.

В связи с признанием ответчиком иска суд принимает решение об удовлетворении заявленных истцом требований, и в мотивировочной части решения суда указывает только на признание иска.

Руководствуясь ст.ст.194,198 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования прокурора Токаревского района Тамбовской области в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Заря» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в сфере недропользования - удовлетворить.

Возложить на ООО «Заря» обязанность получить лицензию на пользование недрами с целью добычи пресных подземных вод для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения сельского населенного пункта из водозаборной скважины расположенной по адресу: <адрес> не позднее восьми месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца, через Токаревский районный суд Тамбовской области со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья:                                             С.Ю.Осокина

Решение суда в окончательной форме

принято 21.06.2024г.

Судья:                                             С.Ю.Осокина

2-205/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Токаревского района
Ответчики
ООО "Заря"
Суд
Токаревский районный суд Тамбовской области
Дело на странице суда
tokarevsky.tmb.sudrf.ru
23.05.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.05.2024Передача материалов судье
27.05.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.05.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.06.2024Судебное заседание
21.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.07.2024Дело оформлено
24.07.2024Дело передано в архив
18.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее