Решение по делу № 33а-4603/2020 от 22.06.2020

Судья Кучеревский С.А. Дело № 33а-4603/2020

Номер дела в суде первой инстанции 2а-1304/2020

УИД 22RS0013-01-2020-000709-95

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 июля 2020 года г. Барнаул

Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:

Председательствующего Новиковой Н.В.,

судей Скляр А.А., Пасынковой О.М.

при секретаре Ждановой М.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного ответчика администрации города Бийска на решение Бийского городского суда Алтайского края от 17 апреля 2020 года

по административному делу по административному иску Свирина О. В., Свириной С. Н., Стригановой Т. А., Кудрявцевой А. В., Юдиной З. И., Родина А. В., Рожковой Л. В., Левина Д. А., Прошиной Н. С., Пономаревой Л. И., Пономарева А. В., Пономаревой М. Г., Пономарева К. А., Пономарева И. В., Грушиной К. Н., Каменевой С. А., Ушаковой М. А., Гартман Е. С., Кучевой Т. Н., Шамриковой К. В. в лице законного представителя Шамриковой Т. А. к Администрации <адрес> о признании незаконным постановления и восстановлении нарушенного права.

Заслушав доклад судьи Скляр А.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

административные истцы обратились в суд с административным иском к Администрации города Бийска о признании незаконным постановления от 12 августа 2019 года № 1308 «О внесении изменений в постановление Администрации города Бийска от 01 ноября 2017 года № 2779 «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу»» в части переноса срока выполнения работ по сносу многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, с 01 января 2019 года до 01 января 2022 года; возложении на Администрацию г. Бийска обязанности организовать и проконтролировать снос многоквартирного дома в течение трех месяцев с момент вступления решения законную силу; организовать и провести изъятие для муниципальных нужд жилых помещений в многоквартирном доме, в течение месяца со дня вступления решения законную силу.

В обоснование заявленных требований административные истцы ссылались на то, что являются собственниками жилых помещений в многоквартирном <адрес>. В результате паводка 2014 года строительные конструкции дома утратили работоспособное состояние. Решением межведомственной комиссии Администрации города Бийска от 19.10.2017 года многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу. В соответствии с постановлением Администрации города Бийска от 01 ноября 2017 года *** многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу, собственникам помещений установлен срок выполнения работ по сносу дома до 01 января 2019 года. Работы по сносу дома выполнены не были.

В ноябре, декабре 2019 года истцы обратились в Администрацию города Бийска с требованием о предоставлении возмещения или предоставления взамен жилых помещений, подлежащих изъятию в связи с переселением аварийного жилищного фонда.

В декабре 2019 года истцам стало известно, что постановлением от 12.08.2019 года № 1308 срок сноса дома продлен до 01.01.2022 года, а также о рассмотрении вопроса о включении дома в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы.

Административные истцы указывают на то, что постановление от 12.08.2019 года № 1308 принято с нарушением действующего законодательства, в том числе ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации и нарушает их права. Вновь установленный срок является неразумным, так как техническое состояние многоквартирного дома оценивается как аварийное, проживание в доме грозит жизни и здоровью.

Решением Бийского городского суда Алтайского края от 17 апреля 2020 года административные исковые требования удовлетворены частично.

Признано незаконным постановление Администрации города Бийска от 12 августа 2019 года № 1308 «О внесении изменений в постановление Администрации города Бийска от 01 ноября 2017 года № 2779 «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу»» в части переноса срока выполнения работ по сносу многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, с 01 января 2019 года до 01 января 2022 года.

На Администрацию г.Бийска возложена обязанность в течение 3 месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу в соответствии с ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации провести процедуру изъятия для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен <адрес>, а также жилых помещений, расположенных в <адрес>, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В удовлетворении остальных требований отказано.

В апелляционной жалобе административный ответчик Администрация города Бийска просит отменить решение суда, вынести новое об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.

Так, техническое состояние дома не имеет правового значения при установлении или изменении срока его сноса, поскольку решение о сносе обусловлено его аварийностью. Суд необоснованно не принял во внимание довод Администрации города Бийска о правомерности и обоснованности изменения срока сноса дома, безосновательно сделал вывод о неразумности переноса срока сноса дома до 01 января 2022 года. Решение не согласуется с принципом самостоятельности органов местного самоуправления при решении вопросов местного значения, влечет ущемление их прав на финансовую поддержку при переселении из аварийного жилищного фонда. Поскольку исполнение обжалуемого решения повлечет внесение изменений в региональную программу переселения в части спорного многоквартирного дома, то к участию в деле необходимо привлечь было Правительство Алтайского края. Кроме того, исполнение решения суда повлечет внесение изменений в региональную программу переселения, которые не допускаются Федеральным законом № 185-ФЗ от 21.07.2007.

От представителя административных истцов Безнутровой Е.М., законного представителя Шамриковой К.В.Шамриковой Т.А. поступили письменные возражения на апелляционную жалобу с просьбой оставить ее без удовлетворения.

В суде апелляционной инстанции представитель административных истцов Безнутрова Е.М. просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.

Как установлено судом первой инстанции, и это подтверждается материалами настоящего административного дела, Свирин О.В., Свирина С.Н., Стриганова Т.А., Кудрявцева А.В., Юдина З.И., Родина А.В., Рожкова Л.В., Левин Д.А., Прошина Н.С., Пономарева Л.И., Пономарев А.В., Пономарева М.Г., Пономарев К.А., Пономарева И.В., Грушина К.Н., Каменева С.А., Ушакова М.А., Гартман Е.С., Кучева Т.Н., Шамрикова К.В. являются собственниками жилых помещений в <адрес>.

В соответствии с актом межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда города Бийска и для обследования условий проживания ветеранов Великой Отечественной Войны от 19 октября 2017 года № 622 многоквартирный дом по адресу: <адрес>, не обеспечивает безопасное пребывание граждан, не пригоден для проживания, техническое состояние дома оценивается как аварийное.

Согласно заключению указанной комиссии от 19 октября 2017 года № 622 выявлены основания для признания указанного многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением Администрации города Бийска от 01 ноября 2017 года № 2779 многоквартирный дом по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу (п.1).

Пунктом 2 данного постановления собственникам помещений установлен срок выполнения работ по сносу дома до 01 января 2019 года.

В п. 4 разъяснено, что в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный в п. 2 данного постановления, не осуществили снос многоквартирного дома, земельный участок, на котором расположен дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и, соответственно, подлежит изъятию каждое жилое помещение, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном ч.ч. 1-3, 5-9 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Постановлением Администрации города Бийска от 12 августа 2019 года № 1308 внесены изменения в постановление Администрации города Бийска от 01 ноября 2017 года № 2779 «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу», в п. 2 постановления слова «до 01 января 2019 года» заменены словами «до 01 января 2022 года».

Указанный многоквартирный жилой дом включен в краевую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2019 - 2025 годы», утвержденную постановлением Правительства Алтайского края от 01.04.2019 № 106. Согласно приложению № 1 к указанной программе многоквартирный дом признан аварийным 28.08.2014. Планируемая дата окончания переселения 01.09.2025 года.

В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится: учет муниципального жилищного фонда; осуществление муниципального жилищного контроля; признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, к компетенции органов местного самоуправления отнесено также принятие решения о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 49).

В части 10 статье 32 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.

Разрешая требования административных истцов о признании незаконным постановления Администрации города Бийска от 12 августа 2019 года № 1308 «О внесении изменений в постановление Администрации города Бийска от 01 ноября 2017 года № 2779 «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» в части переноса срока выполнения работ по сносу многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, с 01 января 2019 года до 01 января 2022 года, суд первой инстанции исходил из того, что в результате внесения изменений установлен срок для сноса дома, который превышает 4 года (дом признан подлежащим сносу 01 ноября 2017 года, срок сноса с учетом оспариваемого постановления определен до 01 января 2022 года), что нельзя признать разумным. Это обстоятельство нарушает права и интересы административных истцов и заинтересованных лиц, поскольку жилой дом представляет опасность для жизни и здоровья по причине его критического состояния, может не только причинить вред, но и прекратить свое существование как объект недвижимости. Администрацией г. Бийска в свою очередь не доказана разумность установленного срока выполнения работ по сносу многоквартирного дома. Поэтому суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Данные выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и положениям закона.

Судом обоснованно установлено на основании исследования имеющихся в деле доказательств, что спорный многоквартирный дом находится в критическом состоянии, угрожает жизни и здоровью проживающих в нем лиц и третьих лиц, а установленный срок сноса дома с учетом приведенных обстоятельств является неразумным.

Решение суда в данной части мотивировано, обосновано имеющимися в деле доказательствами, оснований для их переоценки не имеется.

Доводы жалобы о том, что аварийность и ухудшение технического состояния жилого дома не имеют юридического значения при установлении или изменении срока сноса дома, являются необоснованными. В соответствии с приведенными выше нормами срок выполнения работ по сносу многоквартирного дома должен быть разумным, что свидетельствует о необходимости учитывать состояние жилого дома и наличие опасности для жизни и здоровья человека.

Ссылки в жалобе на то, что судом нарушен принцип самостоятельности органов местного самоуправления при решении вопросов местного значения, являются несостоятельными. То обстоятельство, что к компетенции органа местного самоуправления отнесено определение срока сноса дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, не свидетельствует о возможности установления такого срока произвольно, а также о невозможности проверки в судебном порядке разумности установленного срока сноса дома.

Указание в жалобе на отсутствие нарушения жилищных прав административных истцов обжалуемым постановлением безосновательно, так как чрезмерно длительный срок выполнения работ по сносу многоквартирного дома и, как следствие, изъятия помещений ограничивает административных истцов в праве на безопасное жилье.

Не основан на законе, а потому не принимается во внимание довод административного ответчика о том, что данное решение суда препятствует администрации города Бийска в реализации его права на получение финансовой поддержки, предоставляемой Фондом содействия реформированию жилищного коммунального хозяйства в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".

Указанный Федеральный закон в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (ст. 1).

В п. 3 ст. 2 этого закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст. 32, 86, чч. 2 и 3 ст. 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, признание судом незаконным переноса на более поздний период срока, установленного собственникам для выполнения работ по сносу спорного дома, не влечет его автоматического исключения из адресной программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы.

Вместе с тем, судебная коллегия приходит к выводу о преждевременности возложения на администрацию города Бийска обязанности провести процедуру изъятия для муниципальных нужд земельного участка, поскольку до момента признания в установленном законом порядке незаконным постановления Администрации города Бийска от 12.08.2019 № 1308 о переносе срока для выполнения работ по сносу дома, отсутствовало незаконное бездействие органа местного самоуправления в части проведения процедуры изъятия для муниципальных нужд земельного участка, а также расположенных в доме жилых помещений.

Кроме того, возложение на административного ответчика соответствующей обязанности не является способом восстановления нарушенных прав в рамках административного дела о признании незаконным постановления от 12.08.2019 № 1308.

На основании изложенного решение суда подлежит изменению путем исключения из его резолютивной части указание на возложение на Администрацию города Бийска обязанности в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в соответствии с ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации провести процедуру изъятия для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен <адрес>, а также жилых помещений, расположенных в этом доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Бийского городского суда Алтайского края от 17 апреля 2020 года изменить, исключив абзац третий из его резолютивной части.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационной жалобы в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи

33а-4603/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Пономарев А.В.
Прошина Н.С.
Свирин О.В.
Грушина К.Н.
Кучева Т.Н.
СТРИГАНОВА Т.А.
Пономарева Л.И.
Пономарева М.Г.
Ушакова М.А.
Родина А.В.
Левин Д.А.
Каменева С.А.
Кудрявцева А.В.
Рожкова Л.В.
Юдина З.И.
Гартман Е.С.
Свирина С.Н.
Информация скрыта
Пономарев И.В.
Ответчики
Администрация города Бийска
Другие
МКУ «Управление ЖКХ, благоустройства и дорожного хозяйства Администрации г.Бийска»
Шамрикова Т.А.
Безнутрова Е.М.
Суд
Алтайский краевой суд
Дело на сайте суда
kraevoy.alt.sudrf.ru
14.07.2020Судебное заседание
14.07.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее