Решение по делу № 2а-4978/2018 от 05.07.2018

Дело № 2а-4978/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18.07.2018 г. Петрозаводск

ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

в составе судьи

Е.В. Лазаревой

при секретаре

А.А. Куценко

с участием

представителя административного истца – помощника Карельского транспортного прокурора

В.А. Ильницкого, действующего на основании служебного удостоверения ТО № 147420

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Карельского транспортного прокурора, поданное в защиту прав, свобод неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Карелия о признании сайта <данные изъяты> в информационно-коммуникационной сети «Интернет» информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,

У С Т А Н О В И Л:

Карельский транспортный прокурор (далее – административный истец, заявитель, прокурор) обратился в суд с требованиями в защиту прав, свобод неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Карелия (далее – Управление, административный ответчик) о признании сайта <данные изъяты> в информационно-коммуникационной сети «Интернет» информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В последующем определением от 16.07.2018 приняты уточненные требования, согласно которым испрашивалось о признании сайта <данные изъяты> (далее – спорный сайт) в информационно-коммуникационной сети «Интернет» информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Представитель административного истца в ходе рассмотрения дела на требованиях настаивал, полагая необходимым обратить решение к немедленному исполнению.

Представитель административного ответчика, извещенного о месте и времени слушания дела, представил письменные возражения, в которых, не оспаривал обоснованность отнесения спорного сайта к информации, распространение которой подлежит признанию запрещенной.

Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Управление является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), то есть в силу взаимосвязанных положений пп. 1, 4, 5.1.7, 5.2(1).8 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 № 228 (далее – Положение № 228), осуществляет создание, формирование и ведение единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее – единый реестр) и устанавливает порядок взаимодействия оператора единого реестра с провайдером хостинга и порядок получения доступа к содержащейся в едином реестре информации оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

На спорном сайте, зарегистрированном (согласно данным сервиса whois) на частном лице, сведения о котором неизвестны, размещена информация с предложением приобрести документы о высшем образовании, при этом индексация стартовой страницы осуществляется по словам «высшее купить в Москве».

Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела, пояснениями сторон и не оспариваются ими.

Согласно абзацам четвертому, пятому пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 1, п. 1 ст. 3 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон № 149-ФЗ) указанным Федеральным законом регулируются отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, правовое регулирование которых основывается на принципах свободы поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом.

Регулируемые Законом № 149-ФЗ общественные отношения, связанные с ограничением и запрещением доступа к информации в силу взаимосвязанных положений пп. 17, 18 ст. 2, ч. 1, п. 4 ч. 3 ст. 5, ч. 6 ст. 10, ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ, как не основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, предполагающие реализацию публично-властных полномочий по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к лицам, обладающим, производящим, распространяющим (в том числе, владельцам сайтов), ищущим и получающим информацию, а равно содействующим им в этом (в том числе, провайдерам хостингов и оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») являются объектом регулирования публичных правоотношений, в связи с чем вопрос о признании информации распространение которой в Российской Федерации запрещено, подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства РФ.

Аналогичный правовой подход сформулирован в ответе на вопрос 1 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2018) и в п. 42 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2018).

Имеющиеся данные о владельце спорного сайта не позволяют с достаточной степенью оперативности (в том числе, имея ввиду положения чч. 7, 8, 10 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ, пп. 7-10, 13 Правил № 1101) ограничить доступ к нему, чем в значительной степени снижается эффективность принятия мер реагирования на размещение распространяемой посредством сети «Интернет» запрещенной информации.

С учетом характера размещенной на стартовой странице спорного сайта информации, а также на иных доступных его страницах, преимущественно рекламирующих изготовление поддельных официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей и направленных на их сбыт, являющихся в силу ст. 324, чч. 1 и 2 ст. 327 УК РФ уголовно-наказуемыми деяниями, притом что использование заведомо подложных документов в силу ч. 3 ст. 327 УК РФ также является уголовно-наказуемым, положений ч. 6 ст. 10 Закона № 149-ФЗ, п. 1 ст. 7 ФЗ «О рекламе», суд приходит к выводу, что информация, содержащаяся на указанном сайте, является запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Имея ввиду содержание спорного сайта, имеющего очевидную направленность на изготовление и сбыт подложных документов, правовую позицию, содержащуюся в определении Конституционного Суда РФ от 22.12.2015 № 3024-О, суд полагает необходимым признать весь спорный сайт целиком информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

С учетом очевидного противоправного характера размещенной на спорном сайте информации, доступной неопределенному кругу лиц, в том числе, в период до вступления решения в законную силу, того обстоятельства, что приобретение поддельных документов может повлечь совершение иных противоправных деяний, суд полагает необходимым обратить решение к немедленному исполнению, поскольку вследствие указанных особых обстоятельств замедление его исполнения может нанести значительный ущерб публичным и частным интересам.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 228, 295-298 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск удовлетворить.

Признать информацию, распространяемую посредством сети «Интернет», размещенную в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на интернет-сайте <данные изъяты>/ информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение суда направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения интернет-сайта <данные изъяты> в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение обратить к немедленному исполнению.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.В. Лазарева

Решение в окончательной форме принято 18.07.2018

Последний день подачи апелляционной жалобы – 20.08.2018

2а-4978/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Карельский транспортный прокурор
Ответчики
Управление Роскомнадзора по Республике Карелия
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Дело на странице суда
petrozavodsky.kar.sudrf.ru
17.04.2020Регистрация административного искового заявления
17.04.2020Передача материалов судье
17.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
17.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.04.2020Дело оформлено
17.04.2020Дело передано в архив
18.07.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее