Решение по делу № 33-3-3203/2022 от 17.03.2022

судья Дубровская М.Г.

дело № 33-3-3203/2022

дело № 2-3521/2021

УИД 26RS0003-01-2021-005220-06

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Ставрополь

13 апреля 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:

председательствующего

Меньшова С.В.,

судей

Дробиной М.Л., Савина А.Н.,

с участием секретаря

Гриб В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика администрации <адрес> по доверенности ФИО1 на решение Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по исковому заявлению Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, администрации <адрес>, МБУ «Ставропольское городское лесничество» об обязании направить охранное обязательство на территории памятника природы краевого значения,

заслушав доклад судьи Дробиной М.Л.,

установила:

Ставропольский природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации обратился в суд с иском к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, администрации <адрес>, МБУ «Ставропольское городское лесничество» об обязании направить охранное обязательство на территории памятника природы краевого значения, согласно которому просил возложить на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> обязанность в срок не позднее 30 дней со дня вступления в силу решения суда обязанность направить охранное обязательство на территории памятника природы краевого значения «Холодный родник» в границах земельного участка с кадастровым номером , в адрес администрации муниципального образования <адрес> и МБУ «Ставропольское городское лесничество»; возложить на администрацию муниципального образования <адрес> и МБУ «Ставропольское городское лесничество» обязанность в срок не позднее 45 дней со дня вступления в силу решения суда принять обязательства по обеспечению режима особой охраны памятника природы, с оформлением охранного обязательства территории памятника природы краевого значения «Холодный родник», в границах земельного участка с кадастровым номером

В обоснование заявленных требований указано, что Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка, в результате которой установлено, что в нарушение требований ч.2 ст.26 Закона №33-ФЗ, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> мер к передаче под охрану, с оформлением охранного обязательства, части территории памятника природы краевого значения «Холодный родник» правообладателям земельного участка с кадастровым номером , не принято.

В соответствии с информацией администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, информацией МБУ «Ставропольское городское лесничество» от ДД.ММ.ГГГГ, в границах <адрес>, земельного участка с кадастровым номером находится памятник природы «Холодный родник».

ДД.ММ.ГГГГ на указанный земельный участок зарегистрировано право собственности администрации <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования МБУ «Ставропольское городское лесничество». Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, являясь уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - <адрес>, обязано передать под охрану с оформлением охранного обязательства территории памятника природы регионального значения правообладателям земельного участка, в границах которого расположен памятник природы «Холодный родник». Непринятие ответчиками мер по передаче и принятию обязательств по обеспечению режима особой охраны памятника природы «Холодный родник», может привести к утрате, причинению вреда памятнику природы, ухудшению экологической обстановки на территории памятника природы, утрате биологического разнообразия, в том числе объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу <адрес>.

Обжалуемым решением Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, администрации <адрес>, МБУ «Ставропольское городское лесничество» об обязании направить охранное обязательство на территории памятника природы краевого значения - удовлетворены.

В апелляционной жалобе представитель ответчика администрации <адрес> по доверенности ФИО9 С.И. просит решение Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменить, считает его незаконным и необоснованным, просит принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. Указывает, что требования прокуратуры к администрации <адрес> необходимо рассматривать в соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, а не Гражданским процессуальным кодексом РФ, что является грубым нарушением норм процессуального права. Считает, что судебный акт не может подменять собой решение органа местного самоуправления о принятии обязательств по обеспечению режима особой охраны памятника природы, поскольку принятие данного решения осуществляется уполномоченным органом в соответствии с процедурой, установленной законодательством РФ.

В возражениях на апелляционную жалобу и.о. Ставропольского природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации Калмыков М.Н. просит решение Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры <адрес> ФИО8 М.Д. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила решение Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Представители ответчиков министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, администрации <адрес>, МБУ «Ставропольское городское лесничество», представитель третьего лица комитета городского хозяйства администрации <адрес> в судебное заседание не явились, будучи извещенными о месте и времени рассмотрения судом апелляционной инстанции, что подтверждается имеющейся в материалах дела информацией отслеживания почтовых отправлений; доказательств, подтверждающих уважительность причин неявки, не предоставили.

Таким образом, принимая во внимание, что указанные выше участники судебного разбирательства были надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке, судебная коллегия находит возможным рассмотреть апелляционную жалобу в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 ГПК РФ, в отсутствие не явившихся лиц, по имеющимся в деле материалам.

Исследовав материалы гражданского дела, выслушав явившихся лиц, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, также в возражениях на нее, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях в границах <адрес>, в результате которой в деятельности Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, администрации <адрес> и муниципального бюджетного учреждения «Ставропольское городское лесничество» выявлены нарушения.

Решением исполкома Ставропольского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «О взятии под особую охрану природных объектов <адрес>» памятник природы «Холодный родник» объявлен памятником природы краевого значения.

В паспорте памятника природы краевого значения «Холодный родник», утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , установлено, что памятник природы расположен на территории <адрес>, в 100 метрах к западу от мемориала «Холодный родник» (с севера на юг на 75 м и с запада на восток на 65 м). Географические координаты центральной точки территории памятника природы:

В соответствии с информацией администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , информацией МБУ «Ставропольское городское лесничество» от ДД.ММ.ГГГГ , в границах <адрес>, земельного участка с кадастровым номером , находится памятник природы «Холодный родник».

Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером , площадью 604775 кв.м., поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, отнесен к категории земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования земельный участок, занятый городскими лесами.

ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок с кадастровым номером зарегистрировано право собственности администрации <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования МБУ «Ставропольское городское лесничество».

Разрешая данный спор, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 25, 26, 27, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», установив, что в нарушение требований ч. 2 ст. 26 Закона №33-ФЗ, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> мер к передаче под охрану, с оформлением охранного обязательства, части территории памятника природы краевого значения «Холодный родник» правообладателем земельного участка с кадастровым номером не принято, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они сделаны с учетом представленных сторонами доказательств, оцененных судом по правилам ст. 67 ГПК РФ при правильном применении норм материального права.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Сохранение особо охраняемых природных территорий, охрана земель и вод является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.

Согласно преамбуле к Федеральному закону от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ) особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

В силу ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ, памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

На основании ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ, на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.

В соответствии с ч. 3 ст. 26 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ, органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. Передача памятников природы федерального и регионального значения и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществляются, соответственно федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Как следует из п. 17 «Обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации , утвержденного ДД.ММ.ГГГГ Президиумом Верховного суда Российской Федерации, федеральное законодательство допускает возможность передачи под охрану с оформлением охранного обязательства памятников природы федерального и регионального значения правообладателям земельных участков, на которых данные памятники находятся.

Согласно ч.ч. 2, 3 ст. 27 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ, собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы. Расходы собственников, владельцев и пользователей указанных земельных участков на обеспечение установленного режима особой охраны памятников природы федерального или регионального значения возмещаются за счет средств соответственно федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, а также средств внебюджетных фондов.

Доводы апелляционной жалобы о том, что заявленные подлежали рассмотрению в порядке административного судопроизводства, основаны на неправильном толковании норм процессуального права, в связи с чем, подлежат отклонению.

Доводы апелляционной жалобы о том, что судом неправильно установлены обстоятельства, имеющие значение дела, нельзя признать обоснованными.

Вопреки доводам апелляционной жалобы на администрацию <адрес> как на собственника земельного участка в силу действующего законодательства возложена обязанность принять обязательство по обеспечению режима особой охраны памятника природы с оформлением охранного обязательства, что данным органом власти не осуществляется, порождая судебную защиту нарушенных прав.

Иные доводы жалобы повторяют позицию стороны, изложенную при рассмотрении спора в суде первой инстанции, по существу направлены на переоценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом первой инстанции, и обусловлены субъективным толкованием действующего законодательства. Не содержат фактов, непроверенных и неучтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем, являются несостоятельными.

Таким образом, обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения, поскольку не содержит предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Каких-либо нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика администрации <адрес> по доверенности ФИО1 без удовлетворения.

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий

Судьи

судья Дубровская М.Г.

дело № 33-3-3203/2022

дело № 2-3521/2021

УИД 26RS0003-01-2021-005220-06

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Ставрополь

13 апреля 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:

председательствующего

Меньшова С.В.,

судей

Дробиной М.Л., Савина А.Н.,

с участием секретаря

Гриб В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика администрации <адрес> по доверенности ФИО1 на решение Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по исковому заявлению Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, администрации <адрес>, МБУ «Ставропольское городское лесничество» об обязании направить охранное обязательство на территории памятника природы краевого значения,

заслушав доклад судьи Дробиной М.Л.,

установила:

Ставропольский природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации обратился в суд с иском к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, администрации <адрес>, МБУ «Ставропольское городское лесничество» об обязании направить охранное обязательство на территории памятника природы краевого значения, согласно которому просил возложить на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> обязанность в срок не позднее 30 дней со дня вступления в силу решения суда обязанность направить охранное обязательство на территории памятника природы краевого значения «Холодный родник» в границах земельного участка с кадастровым номером , в адрес администрации муниципального образования <адрес> и МБУ «Ставропольское городское лесничество»; возложить на администрацию муниципального образования <адрес> и МБУ «Ставропольское городское лесничество» обязанность в срок не позднее 45 дней со дня вступления в силу решения суда принять обязательства по обеспечению режима особой охраны памятника природы, с оформлением охранного обязательства территории памятника природы краевого значения «Холодный родник», в границах земельного участка с кадастровым номером

В обоснование заявленных требований указано, что Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка, в результате которой установлено, что в нарушение требований ч.2 ст.26 Закона №33-ФЗ, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> мер к передаче под охрану, с оформлением охранного обязательства, части территории памятника природы краевого значения «Холодный родник» правообладателям земельного участка с кадастровым номером , не принято.

В соответствии с информацией администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, информацией МБУ «Ставропольское городское лесничество» от ДД.ММ.ГГГГ, в границах <адрес>, земельного участка с кадастровым номером находится памятник природы «Холодный родник».

ДД.ММ.ГГГГ на указанный земельный участок зарегистрировано право собственности администрации <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования МБУ «Ставропольское городское лесничество». Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, являясь уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - <адрес>, обязано передать под охрану с оформлением охранного обязательства территории памятника природы регионального значения правообладателям земельного участка, в границах которого расположен памятник природы «Холодный родник». Непринятие ответчиками мер по передаче и принятию обязательств по обеспечению режима особой охраны памятника природы «Холодный родник», может привести к утрате, причинению вреда памятнику природы, ухудшению экологической обстановки на территории памятника природы, утрате биологического разнообразия, в том числе объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу <адрес>.

Обжалуемым решением Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, администрации <адрес>, МБУ «Ставропольское городское лесничество» об обязании направить охранное обязательство на территории памятника природы краевого значения - удовлетворены.

В апелляционной жалобе представитель ответчика администрации <адрес> по доверенности ФИО9 С.И. просит решение Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменить, считает его незаконным и необоснованным, просит принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. Указывает, что требования прокуратуры к администрации <адрес> необходимо рассматривать в соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, а не Гражданским процессуальным кодексом РФ, что является грубым нарушением норм процессуального права. Считает, что судебный акт не может подменять собой решение органа местного самоуправления о принятии обязательств по обеспечению режима особой охраны памятника природы, поскольку принятие данного решения осуществляется уполномоченным органом в соответствии с процедурой, установленной законодательством РФ.

В возражениях на апелляционную жалобу и.о. Ставропольского природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации Калмыков М.Н. просит решение Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры <адрес> ФИО8 М.Д. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила решение Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Представители ответчиков министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, администрации <адрес>, МБУ «Ставропольское городское лесничество», представитель третьего лица комитета городского хозяйства администрации <адрес> в судебное заседание не явились, будучи извещенными о месте и времени рассмотрения судом апелляционной инстанции, что подтверждается имеющейся в материалах дела информацией отслеживания почтовых отправлений; доказательств, подтверждающих уважительность причин неявки, не предоставили.

Таким образом, принимая во внимание, что указанные выше участники судебного разбирательства были надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке, судебная коллегия находит возможным рассмотреть апелляционную жалобу в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 ГПК РФ, в отсутствие не явившихся лиц, по имеющимся в деле материалам.

Исследовав материалы гражданского дела, выслушав явившихся лиц, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, также в возражениях на нее, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях в границах <адрес>, в результате которой в деятельности Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, администрации <адрес> и муниципального бюджетного учреждения «Ставропольское городское лесничество» выявлены нарушения.

Решением исполкома Ставропольского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «О взятии под особую охрану природных объектов <адрес>» памятник природы «Холодный родник» объявлен памятником природы краевого значения.

В паспорте памятника природы краевого значения «Холодный родник», утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , установлено, что памятник природы расположен на территории <адрес>, в 100 метрах к западу от мемориала «Холодный родник» (с севера на юг на 75 м и с запада на восток на 65 м). Географические координаты центральной точки территории памятника природы:

В соответствии с информацией администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , информацией МБУ «Ставропольское городское лесничество» от ДД.ММ.ГГГГ , в границах <адрес>, земельного участка с кадастровым номером , находится памятник природы «Холодный родник».

Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером , площадью 604775 кв.м., поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, отнесен к категории земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования земельный участок, занятый городскими лесами.

ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок с кадастровым номером зарегистрировано право собственности администрации <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования МБУ «Ставропольское городское лесничество».

Разрешая данный спор, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 25, 26, 27, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», установив, что в нарушение требований ч. 2 ст. 26 Закона №33-ФЗ, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> мер к передаче под охрану, с оформлением охранного обязательства, части территории памятника природы краевого значения «Холодный родник» правообладателем земельного участка с кадастровым номером не принято, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они сделаны с учетом представленных сторонами доказательств, оцененных судом по правилам ст. 67 ГПК РФ при правильном применении норм материального права.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Сохранение особо охраняемых природных территорий, охрана земель и вод является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.

Согласно преамбуле к Федеральному закону от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ) особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

В силу ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ, памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

На основании ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ, на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.

В соответствии с ч. 3 ст. 26 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ, органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. Передача памятников природы федерального и регионального значения и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществляются, соответственно федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Как следует из п. 17 «Обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации , утвержденного ДД.ММ.ГГГГ Президиумом Верховного суда Российской Федерации, федеральное законодательство допускает возможность передачи под охрану с оформлением охранного обязательства памятников природы федерального и регионального значения правообладателям земельных участков, на которых данные памятники находятся.

Согласно ч.ч. 2, 3 ст. 27 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ, собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы. Расходы собственников, владельцев и пользователей указанных земельных участков на обеспечение установленного режима особой охраны памятников природы федерального или регионального значения возмещаются за счет средств соответственно федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, а также средств внебюджетных фондов.

Доводы апелляционной жалобы о том, что заявленные подлежали рассмотрению в порядке административного судопроизводства, основаны на неправильном толковании норм процессуального права, в связи с чем, подлежат отклонению.

Доводы апелляционной жалобы о том, что судом неправильно установлены обстоятельства, имеющие значение дела, нельзя признать обоснованными.

Вопреки доводам апелляционной жалобы на администрацию <адрес> как на собственника земельного участка в силу действующего законодательства возложена обязанность принять обязательство по обеспечению режима особой охраны памятника природы с оформлением охранного обязательства, что данным органом власти не осуществляется, порождая судебную защиту нарушенных прав.

Иные доводы жалобы повторяют позицию стороны, изложенную при рассмотрении спора в суде первой инстанции, по существу направлены на переоценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом первой инстанции, и обусловлены субъективным толкованием действующего законодательства. Не содержат фактов, непроверенных и неучтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем, являются несостоятельными.

Таким образом, обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения, поскольку не содержит предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Каких-либо нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика администрации <адрес> по доверенности ФИО1 без удовлетворения.

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий

Судьи

33-3-3203/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Ставропольская межрайонная природоохранная прокуратура
Ответчики
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды СК
МБУ "Ставропольское городское лесничество"
Администрация г. Ставрополя
Другие
Комитет городского хозяйства администрации города Ставрополя
Суд
Ставропольский краевой суд
Судья
Дробина Марина Леонидовна
Дело на сайте суда
kraevoy--stv.sudrf.ru
17.03.2022Передача дела судье
13.04.2022Судебное заседание
22.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.04.2022Передано в экспедицию
13.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее