Решение по делу № 2-860/2022 от 14.04.2022

86RS0-49

2-860/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 мая 2022 года                                                                    г. Сургут

Сургутский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Тюленева В.В., при секретаре Карташовой С.Н., с участием представителя процессуального истца ФИО8, представителя ответчика ФИО9, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Сургутского района в интересах ФИО2, ФИО3 к администрации сельского поселения Солнечный Сургутского района о понуждении к предоставлению жилого помещения на условиях социального найма вне очереди

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Сургутского района обратился в суд с указанным иском, требования мотивировал тем, что прокуратурой района проведена проверка по обращению ФИО2 о нарушении жилищных прав ее семьи.

Установлено, что ФИО2 и его жена проживают в двухкомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 53,7 кв.м. на основании договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ .

Распоряжением главы с.п. Солнечный от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу со сроком отселения до ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с техническим отчетом по обследованию дома, составленным ООО «Архитектурно-строительный проектный институт», конструкции здания имеют физический износ в пределах 65%. По результатам обследования зафиксировано локальное разрушение защитного слоя бетона фундамента, оголение и коррозия арматуры железобетонных свай, их отклонение от вертикального положения. Стены и перегородки дома деформированы, выявлены гниль, трещины, зазоры в месте сопряжения деревянных конструкций стен и полов, выгиб стен в наружную сторону, гниение перекрытия в местах прохода инженерных коммуникаций глубиной до 20 мм, разрушение и гниение балок перекрытия над техподпольем.

Установленный администрацией с.п. Солнечный срок отселения граждан из жилого дома до ДД.ММ.ГГГГ не соответствует техническому состоянию несущих конструкций дома и ставит под угрозу жизнь и здоровье жильцов дома, вынужденных проживать в аварийном жилье.

Полномочиями по распоряжению муниципальным жилым фондом осуществляет администрация с.п. Солнечный.

Таким образом, ФИО2 и члены его семьи не обеспечены жилым помещением в соответствии с требованиями Жилищного кодекса РФ, а администрация с.п. Солнечный, в свою очередь, до настоящего времени надлежащим образом не исполнила обязанность по обеспечению жильем заявителей.

На основании изложенного прокурор просит обязать администрацию сельского поселения Солнечный Сургутского района предоставить ФИО2, ФИО3 вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, в черте сельского поселения Солнечный Сургутского района.

В судебном заседании представитель процессуального истца прокурор ФИО8 на исковых требованиях настаивала.

Истцы ФИО2, ФИО3 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно.

Представитель ответчика администрации с.п. Солнечный Сургутского района ФИО9 в судебном заседании исковые требования не признала.

Третьи лица ФИО4, ФИО5, ФИО6, представитель третьего лица администрации Сургутского района в судебное заседание не явились, извещены о месте и времени его проведения надлежащим образом, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Действующим законодательством РФ предусмотрено как предоставление жилых помещений по договорам социального найма вне очереди в порядке п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, так и самостоятельный порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда.

В силу положений п. 1 ч. 2 ст. 57, ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма вне очереди предоставляются гражданам, которые признаны малоимущими и нуждающимися, а также жилые помещения которых, признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Иной порядок регламентирован ст. 86 Жилищного кодекса Российской Федерации в соответствии с которой, если дом, где находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 Жилищного кодекса Российской Федерации), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Из содержания приведенных законоположений следует, что предоставление гражданам в связи с признанием жилых помещений непригодными для проживания, дома - подлежащим сносу другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними условиями, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.

В данном случае, доводы ответчика об отказе в исковых требованиях по причине отсутствия истцов в списке очередности лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий по договорам социального найма, не могут быть приняты во внимание, поскольку улучшение жилищных условий в порядке ст. 86 ЖК РФ, с точки зрения безопасности, означает право гражданина на получение жилого помещения, отвечающего требованиям ст. 89 ЖК РФ и носит компенсационный характер. При этом его нахождение или отсутствие в списке очередности лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий по договорам социального найма в порядке Главы 7 ЖК РФ, юридического значения не имеет.

В соответствии с пп. 1, 8, 9 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Согласно п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 (далее по тексту Положение), по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; об отсутствии оснований для признания жилого помещения непригодным для проживания; (абзац введен Постановлением Правительства РФ от 06.04.2022 N 608) о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Из вышеизложенного следует, что перечень полномочий носит исчерпывающий характер, в связи с чем, полномочия для принятия иных выводов и решений, не указанных в п. 47 Положения, у межведомственной комиссии отсутствуют.

Согласно п. 49 Положения, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В силу указанных норм определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.

Само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (ст. ст. 85, 86 Жилищного кодекса Российской Федерации), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому, не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года, утв. Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 16 сентября 2009).

В данном случае, судом установлено, что ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 являются нанимателями жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ .

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ истцы не состоят в администрации с.п. Солнечный на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма.

Согласно экспертному заключению ООО «Архитектурно-строительный проектный институт»: «В соответствии с СП 13-102-2003, конструкции находятся в аварийном состоянии, т.е. эта категория технического состояния конструкций, при которой состояние несущих конструктивных элементов аварийное, а не несущих весьма ветхое. Ограниченное выполнение конструктивными элементами своих функций возможна лишь по проведении охранных мероприятий или полной смены конструктивных элементов (фундаменты, перекрытия и покрытия, наружные и внутренние стены, инженерные системы). В этой связи с учетом значительного физического износа жилого дома в пределах 65% и недопустимого состояния несущих и ограждающих конструкций, основываясь на «Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (Постановление Правительства РФ №47 от 28.01.2006г.) жилой дом рекомендуется признать аварийным, и подлежащим сносу.

Заключением межведомственной комиссии, созданной при администрации с.п. Солнечный от ДД.ММ.ГГГГ , принятым на основании вышеуказанного экспертного заключения, а также акта обследования помещения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ -МЖ, многоквартирный <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.

Распоряжением администрации с.п. Солнечный от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный жилой <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу со сроком расселения до ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома (Обзор судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан, в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года).

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые ссылается в обосновании своих требований.

В данном случае, из представленных суду документов, не следует, что жилое помещение, в котором проживает семья истцов, представляет опасность для их жизни и здоровья по причине его аварийного состояния.

Учитывая вышеизложенное, суд полагает, что законные основания для предоставления истцам жилого помещения взамен аварийного во внеочередном порядке, то есть, вне зависимости от наличия плана и срока сноса дома, отсутствуют.

С учетом изложенного, суд считает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований прокурора Сургутского района в интересах ФИО2, ФИО3 к администрации сельского поселения Солнечный Сургутского района о понуждении к предоставлению жилого помещения на условиях социального найма вне очереди отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение месяца через Сургутский районный суд.

Председательствующий             подпись        Тюленев В.В.

Копия верна:

Судья Сургутского районного суда                        Тюленев В.В.

2-860/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Шуть Любовь Васильевна
Шуть Анатолий Алексеевич
Прокурор Сургутского района
Ответчики
АДМИНИСТРАЦИЯ П. СОЛНЕЧНЫЙ
Другие
Шуть Богдан Русланович
Шуть Руслан Анатольевич
Шуть Ярослав Анатольевич
Администрация Сургутского района
Суд
Сургутский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югра
Судья
Тюленев В.В.
Дело на странице суда
surgray.hmao.sudrf.ru
14.04.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
14.04.2022Передача материалов судье
05.05.2022Подготовка дела (собеседование)
05.05.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.05.2022Судебное заседание
23.05.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.05.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее