Дело № 2а-1058/2020
55RS0003-01-2020-000773-93
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ленинский районный суд г. Омска в составе
председательствующего судьи Яковлева К.А.
при секретаре судебного заседания Василюк В.А.,
с участием помощника судьи Лямкиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 16 марта 2020 года административное дело
№ 2а-1058/2020 по административному исковому заявлению департамента строительства Администрации города Омска к Межрайонному отделу судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области, УФССП России по Омской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Департамент строительства Администрации г. Омска обратился в суд с административным исковым заявлением к Межрайонному отделу судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области, УФССП России по Омской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора. В обоснование своих требований указал, что решением Центрального районного суда города Омска от 27.02.2018 по делу № 2а-328/2018 на департамент строительства Администрации города Омска возложена обязанность организовать наружное освещение по <адрес> в соответствии с требованиями действующего законодательства в срок до 31.10.2019. 02.12.2019 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о возбуждении в отношении должника департамента строительства Администрации города Омска исполнительного производства № 63795/19/55007-ИП. Исполнение подобной категории решений суда связано с необходимостью наличия в бюджете города Омска финансирования на данные цели, а также необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, а именно: от 18 до 24 месяцев (мероприятия по проведению закупки на выполнение проектно-изыскательских работ, разработке проектной документации объекта наружного освещения, обеспечению государственной экспертизы проектной документации, проведению закупки на выполнение строительно-монтажных работ, организации строительства объекта наружного освещения). 17.01.2020 в департамент строительства поступило постановление судебного пристава-исполнителя от 09.01.2020
№ 55007/20/85675 о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 50 000 рублей. Считает, что в его действиях отсутствует вина. Согласно части 3 статьи 22 Устава города Омска, полномочия структурных подразделений Администрации города Омска осуществляются по вопросам местного значения в соответствии с положениями о соответствующих структурных подразделениях. В указанных положениях определена отраслевая (функциональная) компетенция структурных подразделений Администрации города Омска по решению вопросов местного значения. В соответствии с Положением о департаменте строительства, утвержденным Решением Омского городского Совета от 29.06.2011 № 416, департамент строительства организует работу по проектированию, строительству и реконструкции муниципальных объектов наружного освещения, расположенных на территории города Омска. Департамент строительства правомочен осуществлять функцию по проектированию и строительству муниципальных объектов, в том числе и объектов наружного освещения, только после исполнения своих функций иными структурными подразделениями Администрации города Омска, которые подчинены и подотчетны Мэру города Омска и не подконтрольны департаменту строительства, а именно: после утверждения проекта межевания территории, необходимой для проектирования и строительства линейных объектов, и определения границ соответствующего земельного участка (департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска); при наличии финансирования на данные цели в бюджете города Омска (департамент финансов и контроля Администрации города Омска); после включения мероприятий по строительству муниципальных объектов в адресную инвестиционную программу города Омска (департамент городской экономической политики Администрации города Омска). После этого, департамент строительства вправе проводить мероприятия: по организации закупки на выполнение проектно-изыскательских работ; по разработке проектной документации объектов путем заключения соответствующих муниципальных контрактов с проектировщиками; по обеспечению государственной экспертизы разработанной проектной документации; по проведению закупки на выполнение строительно-монтажных работ; по организации строительства объектов путем заключения соответствующих муниципальных контрактов с подрядчиками. Самостоятельно департамент строительства не разрабатывает проектную документацию и не строит муниципальные объекты, он в соответствии с Положением, как уже указывалось выше, организует проведение работ по проектированию, строительству и реконструкции муниципальных объектов при соблюдении вышеназванных условий. Департамент строительства осуществляет свои функции в пределах своей компетенции и в строгом соответствии с нормами действующего законодательства, в том числе Бюджетного кодекса Российской Федерации. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Исходя из бюджетных ассигнований, предусмотренных на строительство линий наружного освещения в городе Омске, формируется перечень объектов, планируемых к строительству на очередной год и плановый период. Адресной инвестиционной программой города Омска на 2018 год, утвержденной Решением Омского городского Совета от 06.12.2017 № 19 «О бюджете города Омска на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов», на строительство линий наружного освещения предусмотрено 16 044 066,09 рубля. Адресной инвестиционной программой города Омска на 2019 год, утвержденной Решением Омского городского Совета от 19.12.2018 № 100 «О бюджете города Омска на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов», на строительство линий наружного освещения предусмотрено 11 156 098,51 рубля. Адресной инвестиционной программой города Омска на 2020 год, утвержденной Решением Омского городского Совета от 18.12.2018 № 190 «О бюджете города Омска на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов», на строительство линий наружного освещения предусмотрено 39 171 902,00 рублей. В 2012-2019 г.г. районными судами города Омска вынесено 48 судебных решений в отношении Администрации города Омска об обязании построить 79 объектов наружного освещения. Потребность в бюджетных ассигнованиях на исполнение судебных решений составляет ориентировочно 378 000 000 рублей. Ассигнования на строительство линий наружного освещения города Омска включаются в бюджет города Омска в соответствии с реестром судебных решений. В качестве критерия распределения в Реестре объектов наружного освещения, планируемых к проектированию и строительству, выбрана дата вынесения соответствующего судебного решения. За период 2015 - 2019 годов в рамках выделенного финансирования департаментом строительства обеспечено выполнение проектно-изыскательских работ и получены положительные заключения государственной экспертизы проектной документации по 7 объектам наружного освещения, 5 из которых построены и 4 из них введены в эксплуатацию. В полном объеме исполнены 3 судебных решения. Судебное решение по делу № 2а-328/2018 в Реестре числится на 40 позиции. В условиях ограниченных финансовых возможностей департаментом строительства предпринимаются все возможные меры, направленные на исполнение судебных решений. В целях исполнения судебного решения по делу № 2а-328/2018 проведены следующие мероприятия. 09.06.2018 департаментом строительства в соответствии с приложением к Порядку составления проекта бюджета города Омска на очередной финансовый год и плановый период, утвержденному постановлением Мэра города Омска от 30.06.2008 № 491-п «Об утверждении Порядка составления проекта бюджета города Омска на очередной финансовый год и плановый период», направлена в департамент городской экономической политики Администрации города Омска бюджетная заявка (№ Вн-ДС/1761) с предложениями по включению в проект бюджета бюджетных ассигнований в форме капитальных вложений в объекты муниципальной собственности для включения в адресную инвестиционную программу города Омска на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов, в том числе и бюджетных ассигнований в целях исполнения судебного решения по делу № 2а-328/2018. 24.06.2019 департаментом строительства в соответствии с пунктом 22 приложения к Порядку направлена в департамент городской экономической политики Администрации города Омска бюджетная заявка (№ Вн-ДС/1474) с предложениями по включению в проект бюджета на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов бюджетных ассигнований, в том числе и бюджетных ассигнований в целях исполнения судебного решения по делу № 2а-328/2018. Департаментом строительства также проводится работа по обеспечению подготовки исходно-разрешительной документации, необходимой для проектирования и строительства линии наружного освещения по <адрес> (далее - Объект). На территорию, необходимую для проектирования и строительства объекта разработан проект межевания территории элементов планировочной структуры № 118, 121, 130, 131, 132, 133, 134, 135 проекта планировки территории <адрес>, утвержденный постановлением Администрации города Омска от 05.06.2017
№ 546-п. Департаментом строительства направлены заявления в департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска о предварительном согласовании предоставления земельных участков, необходимых для проектирования и строительства Объекта, в постоянное (бессрочное) пользование. 14.06.2019 департаментом архитектуры и градостроительства Администрации города Омска изданы распоряжения № 632, № 633, № 634 «О предварительном согласовании предоставления департаменту строительства Администрации города Омска земельного участка в Советском административном округе города Омска». 07.06.2019 департаментом строительства направлено письмо № Вн-ДС/1374 в администрацию Советского административного округа города Омска об организации работы по освобождению земельного участка от гаражей, попадающих в зону строительства Объекта. Направление вышеуказанных писем и совершение иных действий свидетельствует о том, что департамент строительства не уклоняется от исполнения судебного решения по делу № 2а-328/2018, а предпринимает все необходимые действия для его надлежащего исполнения. 24.12.2019 департаментом строительства в Центральный районный суд города Омска направлено заявление об отсрочке исполнения судебного решения по делу № 2а-328/2018. Определением от 17.01.2020 департаменту строительства предоставлена отсрочка исполнения судебного решения по делу № 2а-328/2018 до 01.11.2020. Департамент строительства в своей деятельности по проектированию, строительству (реконструкции) линейных объектов ограничен не только бюджетным финансированием, порядком оформления исходно-разрешительной документации, но и процедурой, установленной Федеральным законом от 05.04.2013
№ 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Считает, что пропуск срока для добровольного исполнения требований судебного пристава-исполнителя является обоснованным и допустимым, поскольку пропуск данного срока не является фактом неисполнения требований судебного пристава-исполнителя. Просит освободить департамент строительства от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по исполнительному производству № 63795/19/55007-ИП от 02.12.2019.
Представитель административного истца департамента строительства Администрации города Омска по доверенности Дядюн Л.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении..
Представители административных ответчиков Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области, Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, о причинах своей неявки суду не сообщили, возражений против иска не предоставили.
Представитель заинтересованного лица прокуратуры Омской области
Арапова Е.А. в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных требований.
Заслушав представителя административного истца, прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 02.10.2007 № 229 «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные этим Федеральным законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Частью 3 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что 02.12.2019 судебным приставом-исполнителем МРО по ОИП УФССП России по Омской области вынесено постановление в отношении должника департамента строительства Администрации города Омскао возбуждении исполнительного производства № 63795/19/55007-ИП, с предметом исполнения: обязать департамент строительства Администрации города Омска организовать наружное освещение по <адрес> в соответствии с требованиями действующего законодательства в срок до 31.10.2019.
В связи с неисполнением требований в срок, установленный для добровольного исполнения, постановлением судебного пристава-исполнителя от 09.01.2020 с департамента строительства Администрации города Омска взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей (л.д. 13-14).
Как следует из материалов дела, в целях исполнения требований исполнительного документа департаментом строительства Администрации города Омска направлялись бюджетные заявки в департамент городской экономической политики Администрации <адрес>, в том числе на финансирование строительства линии наружного освещения по <адрес> (л.д. 24-26, 27-29).
Также департамент строительства Администрации города Омска 07.06.2019 направил обращение главе администрации Советского административного округа
г. Омска с просьбой организовать работу по обеспечению освобождения от гаражей, попадающих в зону строительства линии наружного освещения по <адрес> (л.д. 30).
14.06.2019 департаментом архитектуры и градостроительства Администрации города Омска изданы распоряжения №№ 632, 633, 634 «О предварительном согласовании предоставления департаменту строительства Администрации города Омска земельного участка в Советском административном округе города Омска» (л.д. 18-23).
Определением Центрального районного суда города Омска от 17.01.2020 департаменту строительства Администрации города Омска предоставлена отсрочка исполнения судебного решения по делу № 2а-328/2018 до 01.11.2020 (л.д. 40-43).
Суд также принимает во внимание необходимость соблюдения процедур, предусмотренных законодательством о контрактной системе в сфере закупок, бюджетным законодательством.
По смыслу закона, исполнительский сбор является мерой принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства, и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
В соответствии с ч. 6 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Согласно ч. 7 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с пп. 1, 2 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
По смыслу ст. 55 Конституции РФ введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционные права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. При этом, наличие вины, как элемента субъективной стороны состава правонарушения, является одним из принципов юридической ответственности.
Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 № 13-П, должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.
Оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, с учетом приведенных положений федерального законодательства, разъяснений Конституционного Суда РФ, особенностей финансирования расходных обязательств департамента строительства, суд приходит к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, и считает возможным освободить департамент строительства Администрации города Омска от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по исполнительному производству № 63795/19/55007-ИП.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50 000 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ № 63795/19/55007-░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░ № 2░-328/2018.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 20.03.2020