Дело № 2-1305/2024
59RS0028-01-2024-002388-95
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 октября 2024 года Лысьвенский городской суд Пермского края в составе судьи Носковой Е.А., при секретаре Сивковой Н.А.,
с участием представителя истца Гильмановой Л.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Лысьва Пермского края гражданское дело по иску Щербакова Сергея Анатольевича к администрации Лысьвенского городского округа Пермского края о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Щербаков С.А. обратился с иском к администрации Лысьвенского городского округа Пермского края о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма.
В обоснование заявленных требований указано, что Щербаков С.А. является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> Данное жилое помещение находится в муниципальной собственности муниципального образования «Лысьвенский городской округ». Договор социального найма Щербаковым С.А. утерян, однако Щербаков С.А. проживает в указанном помещении более двадцати лет и фактически использует его на условиях социального найма. В предоставлении договора социального найма Щербакову С.А. было отказано. 29.12.2022 года межведомственной комиссией было выдано заключение о непригодности для проживания жилого помещения по адресу: Лысьвенский городской округ, <адрес>. Решением жилищной комиссии от 04.04.2023 года Щербаков признан малоимущим и нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма. Каких-либо жилых помещений, находящихся в собственности у Щербакова С.А., не имеется. На неоднократные обращения в администрацию Щербакову С.А. предлагались жилые помещения для временного проживания по договору краткосрочного коммерческого найма. Просит обязать администрацию Лысьвенского городского округа Пермского края предоставить по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте г. Лысьва Пермского края.
Истец Щербаков С.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, доверил представлять свои интересы Гильмановой Л.М., которая в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске. Пояснила, что жилое помещение, которое в настоящее время признано непригодным для проживания, было предоставлено матери истца по месту ее работы. Истец был вселен в жилое помещение вместе с матерью, как член её семьи и проживал там длительное время. В настоящее время в доме никто не проживает ввиду его непригодности для проживания, дом почти разобран. Истец временно вынужден проживать у Гильмановой Л.М., поскольку иного жилья не имеет. Просит иск удовлетворить.
Представитель администрации Лысьвенского городского округа в судебное заседание не явилась, о рассмотрении дела извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя, представила отзыв на исковое заявление, в котором указала, что заключением межведомственной комиссии от 29.12.2022 года жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, признано непригодным для проживания. Постановлением администрации от 21.08.2023 года № 2330 указанное жилое помещение признано непригодным для проживания. Срок расселения установлен – 2027 год. Щербакову С.А. было предложено жилое помещение по договору краткосрочного коммерческого найма, от которого он отказался. Учитывая, что срок расселения не наступил, считает требования Щербакова С.А. преждевременными.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч.1 ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
В соответствии со ст. 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда либо уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
В силу требований ст. 5 Федерального закона от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Спорные отношения ввиду их длящегося характера регулируются как нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, так и нормами Жилищного кодекса РСФСР.
Так, согласно статье 50 ЖК РСФСР, действовавшей до 01.03.2005 года, пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществлялось в соответствии с договором найма жилого помещения и правилами пользования жилыми помещениями. В свою очередь договор найма заключался в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем - жилищно-эксплуатационной организацией (а при ее отсутствии - соответствующим предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем - гражданином, на имя которого выдан ордер.
В соответствии с ч.1 ст.69 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
Аналогичные положения содержались и в ст.53 ЖК РСФСР. При этом, как нормы ЖК РСФСР (ст.54), так и нормы Жилищного кодекса Российской Федерации (ч.1 ст.70) предоставляют нанимателю право в установленном порядке вселить в занимаемое им жилое помещение своего супруга, детей, родителей, других родственников, нетрудоспособных иждивенцев и иных лиц, получив на это письменное согласие всех совершеннолетних членов своей семьи.
Как установлено судом, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, было предоставлено матери Щербакова С.А. по месту ее работы. Щербаков С.А. вселялся в жилое помещение и был там зарегистрирован как член семьи нанимателя. Обратного суду не представлено.
Право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в установленном законом порядке не зарегистрировано (л.д.18-19).
Согласно выписке из единого реестра муниципальной собственности, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, является муниципальной собственностью (л.д.10, 28).
Согласно Закону РСФСР от 19.07.1968 «О поселковом, сельском Совете народных депутатов РСФСР», похозяйственная книга является документом первичного учета в сельских Советах народных депутатов и содержит информацию о проживающих на территории сельского Совета гражданах и сведения о находящемся в их личном пользовании недвижимом имуществе.
Согласно выпискам из похозяйственных книг, Щербаков С.А. является <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.39-46, 53-60).
Щербаков С.А. с 10.11.1999 года по настоящее время зарегистрирован по адресу: <адрес> (л.д.22).
Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» установлено, что гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить: документ, удостоверяющий личность; военный билет (временное удостоверение взамен военного билета) или удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, - для лиц, обязанных состоять на воинском учете; заявление установленной формы о регистрации по месту жительства; документ, являющийся основанием для заселения в жилое помещение (ордер, договор, свидетельство о праве на наследство жилого помещения, решение суда о признании права пользования жилым помещением, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, либо иной документ или его надлежаще заверенная копия).
Поскольку истец был зарегистрирован в спорном жилом помещении постоянно, то собственником жилого помещения (нанимателем), либо уполномоченным им лицом при регистрации был представлен документ, являющийся основанием для вселения его в жилое помещение.
Оценив доказательства в совокупности по правилам, установленным ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что истец был вселен в спорную квартиру на законных основаниях, поскольку иное в силу действовавшего на момент предоставления жилого помещения законодательства, препятствовало бы ему быть зарегистрированными по месту жительства и пользоваться квартирой, в связи с чем, приходит к выводу, что истец проживал в квартире № по <адрес> на условиях договора социального найма.
При этом, отсутствие документов, свидетельствующих о законности вселения в спорное жилое помещение не свидетельствует в данном случае об отсутствии у него жилищных прав в отношении указанной квартиры.
Согласно п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.
В соответствии с п. п. 1, 8, 9 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» (далее – Положение от 28.01.2006 № 47) определена компетенция органов власти по вопросам признания многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям (пункт 7 Положения).
Согласно пунктам 7, 47 названного Положения, к компетенции межведомственной комиссии относятся вопросы: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; об отсутствии оснований для признания жилого помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
На основании заключения межведомственной комиссии соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления (в зависимости от принадлежности жилого фонда) принимает решение: о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан; многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а также дальнейшем использовании помещения и сроках расселения в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (абзац 7 пункта 7, пункт 49 Положения от 28.01.2006 № 47).
29.12.2022 года при обследовании жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, установлено, что жилое помещение находится в четырехквартирном жилом одноэтажном деревянном доме, фундамент отсутствует. Линия фасада искривлена. Имеются значительные просадки. Стены рубленые бревенчатые: обшиты доской, венцы подвержены гниению, выходят из вертикальной плоскости, связи между венцами расстроены, полное нарушение жесткости сруба, техническое состояние стен аварийное. Покрытие кровли отсутствует, состояние кровли аварийное. Техническое состояние внутренних стен: имеются значительные повреждения штукатурки вследствие протечек кровли. Потолки: значительные повреждения и прогибы в результате протечки кровли, техническое состояние – аварийное. Отопление печное на дровах, печь имеет значительные разрушения, топливник разрушен, выпадение отдельных кирпичей, трещины в кладке, следы задымления, состояние печи не соответствует требованиям пожарной безопасности. Полы дощатые по деревянным балкам. Вследствие протечек накат подвержен гниению. Окна деревянные, в наличии разрушение деревянных оконных створок и блоков в целом, остекление створок частично отсутствует. Входные двери деревянные, имеют механические и биологические повреждения, перекосы. Холодное водоснабжение и водоотведение отсутствует. Электроснабжение жилого помещения – централизованное, на момент обследования система электроснабжения помещения отключена от поселковой сети, находится в непригодном техническом состоянии: имеются значительные повреждения внутриквартирной сети, отсутствие приборов, система в целом ветхая, не пригодна к эксплуатации. В помещении никто не проживает, содержание и текущий ремонт помещения не производится, вследствие чего происходит ветшание и разрушение всех конструктивных элементов здания, печи и системы электроснабжения. Капитальный ремонт жилого помещения производить нецелесообразно ввиду значительного износа несущих и ограждающих конструкций, разрушения отдельных элементов помещения и инженерных систем, в связи с чем требуются большие затраты на восстановительный ремонт. В связи с несоответствием жилого помещения и значительной деформацией и разрушением стен, несущих конструкций и биологического повреждения элементов деревянных конструкций, возникших в результате превышения срока эксплуатации здания, имеются основания для признания жилого помещения непригодным для проживания (л.д.30-31).
Согласно заключению межведомственной комиссии № 187 от 29.12.2022 года (л.д.32-33) жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, признано непригодными для проживания ввиду физического износа в процессе эксплуатации здания в целом эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, инженерных систем, прочности и устойчивости строительных конструкций и основания.
Постановлением Администрации Лысьвенского городского округа Пермского края № 2330 от 21.08.2023 года жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, признано непригодными для проживания. Срок расселения – 2027 год (л.д.38).
В соответствии с п.3 ч.1 ст.85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
Статьей 86 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно частям 1 и 2 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
На обращение Щербакова С.А. от 02.03.2023 года администрацией Лысьвенского городского округа Пермского края предложено жилое помещение для временного проживания по адресу: <адрес> по договору краткосрочного коммерческого найма (л.д.34-36).
04.04.2023 года Щербаков С.А. признан нуждающимся в жилом помещении (л.д.37).
Согласно сведениям из ГБУ «ЦТИ ПК» и Росреестра (л.д.20,47) истец не имеет в собственности иных жилых помещений.
Согласно разъяснениям, данным в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 29 апреля 2014 г., если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
В ситуации, когда дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, создает угрозу для жизни и здоровья нанимателя и членов его семьи, суд вправе обязать орган местного самоуправления предоставить указанным лицам другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на основании ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (ч.2 ст.15 Жилищного кодекса Российской Федерации).
По смыслу вышеназванных положений закона, внеочередное предоставление жилого помещения является исключительной мерой защиты жилищных прав в условиях, когда лицо лишено жилого помещения и не имеет возможности немедленно обеспечить им себя самостоятельно в силу имущественного положения.
Право на внеочередное предоставление жилого помещения возникает в случае постоянного проживания гражданина в непригодном для таких целей жилом помещении. При этом постоянное проживание предполагает, что гражданин не имеет в собственности или в пользовании иных жилых помещений; фактически непригодное жилое помещение должно быть для него единственным местом жительства, пользование которым без угрозы для жизни и здоровья невозможно.
Таким образом, истец, выехав из спорного жилого помещения вынужденно ввиду его непригодности для проживания, от своих прав на жилое помещение по договору социального найма не отказывался, иного жилья в собственности или пользовании не имеет, в связи с чем, имеет право на предоставление ему другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма.
В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в ст. 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч.5 ст.57, ст.58 Жилищного кодекса Российской Федерации), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Из содержания приведенных законоположений следует, что предоставление гражданам в связи с признанием жилых помещений непригодными для проживания, дома - подлежащим сносу другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними условиями, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
Кроме того, из указанных правовых норм следует, что предоставление жилых помещений в связи с расселением из аварийного жилья регулируется специальными нормами, в связи с чем, признание граждан малоимущими и принятие их на учет нуждающихся в жилых помещениях при разрешении спора о предоставлении жилого помещения в порядке, предусмотренном статьями 86 - 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, не требуется.
Анализируя представленные доказательства в совокупности и взаимосвязи суд приходит к выводу о том, что жилое помещение, в котором на законных основаниях проживал истец, признано непригодным для проживания, следовательно, у администрации Лысьвенского городского округа возникла обязанность по предоставлению истцу равнозначного жилого помещения по договору социального найма.
При этом, суд исходит из того, что предоставление помещения носит компенсационный характер, то есть другое жилое помещение должно быть равнозначным, ранее занимаемому как по площади (общей), так и по территориальному значению (населенный пункт должен быть тот же). Предоставление жилого помещения, отличного от ранее занимаемого, приведет к изменению потребительских качеств предлагаемого к переселению жилья, что повлечет ущемление жилищных прав граждан, которые не по своей воле лишаются возможности пользоваться прежним жилым помещением. Кроме того, правовое значение имеет соответствие предоставляемого помещения санитарным и техническим правилам и нормам.
При изложенных обстоятельствах, учитывая невозможность безопасного проживания истца в жилом помещении, признанном непригодным для проживания, у администрации Лысьвенского городского округа возникла обязанность по предоставлению ему равнозначного жилого помещения по договору социального найма.
Согласно выписке ЕГРЮЛ и сведениям из технического паспорта (л.д.18-19,47-50), общая площадь занимаемого истцом жилого помещения составляла 36,8 кв.м.
С учетом изложенного, суд считает необходимым возложить на администрацию Лысьвенского городского округа обязанность по предоставлению Щербакову С.А. благоустроенного жилого помещения по договору социального найма общей площадью не менее 36,8 кв.м., отвечающего установленным требованиям и находящееся в черте г. Лысьвы Пермского края.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Щербакова Сергея Анатольевича <данные изъяты>) к администрации Лысьвенского городского округа Пермского края (<данные изъяты>) о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма удовлетворить.
Обязать Администрацию Лысьвенского городского округа Пермского края предоставить Щербакову Сергею Анатольевичу благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 36,8 кв.м. в черте Лысьвенского городского округа Пермского края.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Лысьвенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 16.10.2024 года.
Судья (подпись)
Верно. Судья: Е.А.Носкова