Судья: Малинычева Т.А. Дело № 33-28641/2024
Уникальный идентификатор дела
50RS0052-01-2024-000904-08
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Красногорск Московской области 12 августа 2024 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Мизюлина Е.В.,
судей Литвиновой М.А., Рыбкина М.И.,
при ведении протокола помощником судьи Артюшиной А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-3260/2024 по иску ФИО к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, включении периодов работы в специальный страховой стаж и обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости,
по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области на решение Щелковского городского суда Московской области от 7 мая 2024 года,
заслушав доклад судьи Мизюлина Е.В.,
объяснения представителя истца,
УСТАНОВИЛА:
ФИО обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области о признании незаконным решение от 15.11.2023 года об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости; обязании зачесть период с 10.09.1992 года по 21.01.1998 года в специальный страховой стаж, дающий право на дополнительную величину снижения пенсионного возраста и назначить ей досрочную страховую пенсию по старости; взыскании расходов по оплате госпошлины в размере 300 руб.
Исковые требования мотивировала тем, что в период с 04.08.1971 года по 03.06.1988 года, а затем в период с 10.09.1992 года по 21.01.1998 года истец постоянно проживала по адресу: <данные изъяты>. Указанная местность относится к местности с особым льготным социально-экономическим статусом проживания. В период с 24.08.1988 года по 04.04.1995 года работала в Автомеханическом техникуме, расположенном по адресу: <данные изъяты>. В период с 02.07.1992 года по 14.03.1995 года истцу был предоставлен отпуск по уходу за ребенком. В период с 04.04.1995 года по 02.02.1998 года работала в ООО Торговая компания «Кентавр», расположенном по адресу: <данные изъяты>, откуда была уволена по собственному желанию в связи с переменой места жительства. 09.08.2023 года истец обратилась к ответчику с заявлением об установлении пенсии по старости досрочно на основании ст. 28.1 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Решением ответчика от 15.11.2023 года в установлении пенсии по старости досрочно отказано в связи с отсутствием права. С указанным решением истец не согласна, поскольку в силу ст. 34 Закона № 1244-1, гражданам, указанным в п. 8 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ч. 2 ст. 28.1 настоящего Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности, в связи с чем, обратилась в суд с иском.
Решением Щелковского городского суда от 7 мая 2024 года исковые требования удовлетворены частично. Признано незаконным решение Филиала №7 Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области от 15 ноября 2023 года в части отказа во включении в специальный страховой стаж периода работы, дающего права на досрочное назначение страховой пенсии по старости. На ответчика возложена обязанность включить период с 10 сентября 1992 года по 21 января 1998 года в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение ФИО страховой пенсии по старости. В удовлетворении исковых требований об обязании назначить ФИО досрочную страховую пенсию по старости – отказано. С Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области в пользу ФИО взысканы судебные расходы по оплате госпошлины в размере 300 рублей.
Истец не оспаривает решение в части отказа в удовлетворении требований об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, принять новое решение, отказать в иске.
В силу ст.327.1 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность постановленного решения исходя из доводов апелляционной жалобы ответчика.
В силу ст.167 ГПК РФ судебная коллегия рассматривает дело в отсутствие истца, представителя ответчика, учитывая их надлежащее извещение о времени и месте рассмотрения дела (л.д. 132-135).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя истца, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с нормами материального и процессуального права, по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции, 09.08.2023 года истец обратилась к ответчику с заявлением назначении страховой пенсии по старости.
Решением Филиала от 15.11.2023 года в установлении пенсии по старости отказано, поскольку право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 года N 1244-1 может быть реализовано заявительницей по достижении возраста 54 лет.
Из возражений ответчика и оспариваемого решения установлено, что представленные истицей сведения о месте её регистрации в периоды с 26.04.1986 года по 17.08.1988 года, с 10.09.1992 года по 21.01.1998 года в <данные изъяты>а <данные изъяты> на территории, относящейся к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, не является бесспорным подтверждением проживания в указанной зоне, поскольку согласно трудовой книжке и выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, истец с 24.08.1988 года по 04.04.1995 года работала в Автомеханическом техникуме, с04.04.1995 года по 02.02.1998 года работала в ООО Торговая компания «Кентавр» <данные изъяты> (территория не относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом). Соответственно, периоды работы с 24.08.1988 года по 04.04.1995 года, с 04.04.1995 года по 02.02.1998 года не подлежат зачету, как периоды проживания с льготным социально-экономическим статусом. Период проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом с 26.04.1986 года по 17.08.1988 года, дает право на уменьшение возраста выхода на пенсию на 1 год, в связи с чем, право выхода на пенсию возникает по достижении возраста 54 лет.
Согласно представленным справкам <данные изъяты>а <данные изъяты> МУ Администрации муниципального образования Оськинского сельского поселения от 21.07.2023 года, ФИО (после регистрации брака ФИО) с 04.08.1971 года по 17.08.1988 года, с 10.09.1992 года по 21.01.1998 года постоянно проживала по адресу: <данные изъяты>. Указанная местность относится к местности с особым льготным социально-экономическим статусом проживания, что ответчиком не оспаривается.
Из записей в трудовой книжке на имя ФИО следует, что в период работы с 24.08.1988 года по 04.04.1995 года истец осуществляла трудовую деятельность в Ульяновском Автомеханическом техникуме, с 04.04.1995 года по 02.02.1998 года в ООО Торговая компания «Кентавр», что также подтверждается справкой ФГБУ ОУВО УлГУ от 28.12.2023 года № 4236/14-01. Вместе с тем, в период с 02.07.1992 года по 14.03.1995 года истцу был предоставлен отпуск по уходу за ребенком.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования о включении спорного периода в специальный стаж, суд первой инстанции исходил из того, что материалами дела подтверждается, что истец в период с 04.08.1971 года по 03.06.1988 года, с 10.09.1992 года по 21.01.1998 года проживала в <данные изъяты>а <данные изъяты>, то есть, в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Отказывая в удовлетворении требований о назначении досрочной страховой пенсии по старости, суд первой инстанции исходил из того, что на момент подачи заявления ответчику истец не достигла возраста (53 года), при котором досрочная страховая пенсия по старости может быть назначена с учетом включенного периода.
Судебная коллегия соглашается с решением суда первой инстанции в обжалованной части, по следующим основаниям.
В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на пенсию в соответствии с его условиями имеют граждане Российской Федерации при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом для различных видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению.
В силу подпункта 5 пункта 1 статьи 4 ФЗ от 15.12.2001 N 166-ФЗ к таким гражданам относятся, в том числе, граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф.
Согласно статье 5 ФЗ от 15.12.2001 N 166-ФЗ в соответствии с настоящим Федеральным законом назначаются следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению: 1) пенсия за выслугу лет; 2) пенсия по старости; 3) пенсия по инвалидности; 4) пенсия по случаю потери кормильца; 5) социальная пенсия.
При этом пенсия по старости назначается гражданам, указанным в подпункте 5 пункта 1 статьи 4 настоящего Федерального закона.
В соответствие с подпунктом 10 пункта 1 статьи 10 ФЗ от 15.12.2001 N 166-ФЗ право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют, граждане, выехавшие в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение.
Пенсия по старости таким гражданам назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 года, в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". (в ред. Федеральных законов от 21.07.2014 N 216-ФЗ, от 03.10.2018 N 350-ФЗ)
В соответствии с пунктом 11 части первой статьи 13 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1) к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся: граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы.
Согласно части 2 статьи 28.1 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях") по состоянию на 31 декабря 2018 года, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона.
В соответствии со статьей 37 названного Закона гражданам, указанным в пункте 11 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается в соответствии со статьей 33 настоящего Закона.
В силу статьи 33 указанного Закона гражданам, указанным в пункте 7 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности.
Как указал Конституционный Суд Федерации в Определении от 11 июля 2006 г. N 403-О, конкретизируя конституционные положения, федеральный законодатель, в свою очередь, гарантировал гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы (статья 3 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»), в частности путем назначения пенсий по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию. Эта мера - наряду с мерами социальной поддержки, направленными на возмещение вреда здоровью, - в определенной степени носит компенсаторный характер и должна неукоснительно обеспечиваться всем, кому она предназначена.
Исходя из целей Закона РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», названная пенсия по старости на льготных основаниях устанавливается гражданам, которые находятся в зоне радиоактивного загрязнения либо в связи с постоянным проживанием в ней, либо в связи с работой.
Основанием для назначения пенсии по старости гражданам, указанным в пунктах 6 - 11 части первой статьи 13, проживающим (проживавшим) или работающим (работавшим) в зоне радиоактивного загрязнения, с уменьшением возраста в зависимости от факта и продолжительности постоянного проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном статьями 32 - 37 Закона РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1, в соответствии с нормами части второй статьи 28.1 названного Закона, является факт проживания или работы на территории, подвергшейся радиационному загрязнению, продолжительность которого применяется для определения величины уменьшения возраста выхода на пенсию по старости на дополнительную величину, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС, то есть с 26.04.1986 года.
Перечень населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденных Постановлением Правительства РСФСР от 28.12.1991 года № 237-р, действовавшем до 01.02.1998 года (т.е. в спорный период) указан населенный пункт <данные изъяты>а <данные изъяты> как зона проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС с 26.04.1986 года по 01.02.1998 года.
Согласно ст. 24 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 гражданам, указанным в пунктах 6, 7, 9, 11 и 12 (кроме граждан, проходивших военную службу в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом) части первой статьи 13, имеющим право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, выдаются специальные удостоверения единого образца, в которых указываются сроки пребывания указанных лиц в зонах радиоактивного загрязнения. В случае выезда граждан с территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом на новое место жительства им выдаются справки установленного образца.
Судебная коллегия считает, что оценив представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые о включении в специальный стаж периода работы с 10.09.1992 года по 21.01.1998 года, поскольку материалами дела подтверждается, что истец с 04.08.1971г. по 03.06.1998 года проживала в <данные изъяты>, то есть, в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Суд первой инстанции правильно пришел к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей в соответствии со ст. 98 ГПК РФ.
Таким образом, суд при вынесении оспариваемого решения в обжалуемой ответчиком части правильно определил юридически значимые обстоятельства, правильно применил подлежащий применению к спорным правоотношениям материальный закон, не допустил нарушения процессуального закона, постановив законное и обоснованное решение.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы в соответствии со ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Щелковского городского суда Московской области от 7 мая 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области - без удовлетворения.
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 15.08.2024 года.
Председательствующий
Судьи