Копия
СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
Апелл. дело № 33а-3354/2019
(первая инстанция № 9-37/2019)
Судья Подгорная О.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 декабря 2019 года г. Салехард
Судья суда Ямало-Ненецкого автономного округа Ощепков Н.Г., рассмотрев в апелляционном порядке частную жалобу Артеменкова В.Н. на определение Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 ноября 2019 года,
установил:
Артеменков В.Н. обратился в Лабытнангский городской суд с исковыми заявлениями и дополнениями к ним к МИФНС России № 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу, УФНС России по Ямало-Ненецкому автономному округу об оспаривании решений (действий) налогового органа, признании незаконной задолженности и пени по транспортному налогу, взыскании убытков и компенсации морального вреда.
Определением Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 сентября 2019 года ряд заявленных требований о взыскании денежных средств был принят к производству суда для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства.
Этим же определением суда было отказано в принятии к производству определенных исковых требований, в том числе: о признании налогового уведомления МИФНС России № 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу от 14 августа 2018 года № 49742705 недействительным и начисления пени по данному уведомлению незаконным, а также о привлечении к материальной ответственности должностных лиц налогового органа (л.д. 34).
Апелляционным определением суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 октября 2019 года указанное определение суда первой инстанции было оставлено без изменения с дополнением его резолютивной части указанием на передачу исковых требований о признании недействительным уведомления, начисления пени, привлечения к материальной ответственности должностных лиц, для рассмотрения по существу в порядке административного судопроизводства (л.д. 67-71).
Определением Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 ноября 2019 года административный иск о признании недействительным налогового уведомления МИФНС России № 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу от 14 августа 2018 года № 49742705 и начисления пени был возвращен административному истцу в связи с несоблюдением досудебного порядка урегулирования административного спора.
С определением суда от 22 ноября 2019 не согласен Артеменков В.Н., в частной жалобе просит определение отменить.
В соответствии с частью 2 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) рассмотрение частной жалобы на определение суда первой инстанции осуществляется без проведения судебного заседания. При этом учитывая характер и сложность разрешаемого процессуального вопроса, и имея в виду подробные доводы частной жалобы, не имеется необходимости вызывать в судебное заседание и предоставлять возможность лицам, участвующим в деле, повторно донести до суда апелляционной инстанции свою позицию устно.
Частная жалоба рассматривается в апелляционном порядке судьей суда Ямало-Ненецкого автономного округа единолично (часть 2.1 статьи 315 КАС РФ).
Рассмотрев частную жалобу, проверив материалы, прихожу к следующему выводу.
Из представленного административного материла следует, что возвращая на основании пункта 1 части 1 статьи 129 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании налогового уведомления и признании незаконным начисления пени, судья городского суда исходил из того, что административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административного спора, установленный федеральным законом для данной категории административных споров.
С такими выводами судьи согласиться нельзя.
Конституция Российской Федерации каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод, в том числе путем обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (части 1 и 2 статьи 46).
В статье 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" установлено, что вступившие в законную силу постановления федеральных судов являются обязательными для всех без исключения.
Как следует из вступившего в законную силу апелляционного определения суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 октября 2019 года, в нем было предписано суду первой инстанции принять к рассмотрению по существу в порядке административного судопроизводства, в том числе, требования административного истца о признании недействительным налогового уведомления, начисления пени.
Вопреки указаниям вышестоящего суда, суд первой инстанции не принял к рассмотрению по существу данные требования и на стадии их принятия к производству возвратил административному истцу, что противоречит приведенным законоположениям.
Кроме этого, необходимость обязательного досудебного обжалования акта налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц в вышестоящий налоговый орган до обращения в суд установлена пунктом 2 статьи 138 Налогового кодекса Российской Федерации, несоблюдение указанных требований влечет правовые последствия, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 129, пунктом 1 части 1 статьи 196 КАС РФ.
Между тем, применение пункта 1 части 1 статьи 129 КАС РФ может привести к тому, что заявитель в случае истечения срока для подачи жалобы вышестоящему налоговому органу лишается предусмотренной статьей 4 КАС РФ гарантии права на судебную защиту прав и законных интересов.
С учетом названного апелляционного определения, предметом оспаривания являлось, в том числе, налоговое уведомление МИФНС России № 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу от 14 августа 2018 года № 49742705 (л.д. 49).
Согласно статье 52 Налогового кодекса Российской Федерации налоговое уведомление носит информационный характер, в нем указываются сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, срок уплаты налога, а также сведения, необходимые для перечисления налога в бюджетную систему Российской Федерации.
В этой связи, не имеется оснований считать, что сведения, изложенные в налоговом уведомлении, подлежат обязательному досудебному обжалованию.
Вопросы же нарушения прав и законных интересов административного истца оспариваемым налоговым уведомлением, подлежат выяснению при рассмотрении административного дела, а не на стадии принятия административного искового заявления к производству суда.
В указанных обстоятельствах в соответствии с пунктом 2 статьи 316 КАС РФ определение суда подлежит отмене с направлением материала в суд первой инстанции, для рассмотрения вопроса о принятии к производству суда административного искового заявления и последующего рассмотрения по существу.
Следует обратить внимание на то, что суд при подготовке административного дела к судебному разбирательству вправе предложить административному истцу уточнить заявленные требования.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 315, ст. 316, ст. 317 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определил:
определение Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 ноября 2019 года - отменить, материал по административному исковому заявлению Артеменкова В.Н. об оспаривании налогового уведомления и пени направить в Лабытнангский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа для рассмотрения вопроса о принятии указанного административного искового заявления к производству суда.
Судья подпись