ВЕРХОВНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Судья Беркутова Т.М. УИД 18RS0011-01-2023-002265-46
Апел.производство: № 33-1163/2024
1-я инстанция: № 2-2223/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 марта 2024 года г. Ижевск
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Дубовцева Д.Н.,
судей Нургалиева Э.В., Стех Н.Э.,
при секретаре Лопатиной Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Управления ФНС России по Удмуртской Республике на решение Глазовского районного суда Удмуртской Республики от 07 ноября 2023 года, которым частично удовлетворены исковые требования Герасимчук Т. Н. к Управлению Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике о взыскании невыплаченных сумм денежного содержания, компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда.
С Управления Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике в пользу Герасимчук Т. Н. взыскана задолженность по выплатам при сокращении с должности государственной гражданской службы в размере 35 618,52 руб., компенсации за неиспользованный отпуск в размере 5570,72 руб., по отпускным за периоды с 31.10.2022 по 02.11.2022, с 19.12.2022 по 25.12.2022, с 06.02.2023 по 08.02.2023, с 10.04.2023 по 21.04.2023 в размере 13 326,94 руб.; денежная компенсация за задержку выплаты заработной платы в размере 7062,80 руб., проценты в размере одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Банка России за каждый день задержки, начисляемые на сумму задолженности по заработной плате в размере 54 516,18 руб. с учетом ее уменьшения в случае погашения, начиная с 08.11.2023 по день фактического погашения задолженности; компенсация морального вреда в размере 15 000,00 руб.; расходы на оплату услуг представителя в размере 5 700,00 руб.
На Управление Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике возложена обязанность произвести обязательные отчисления в Социальный фонд России с заработной платы истца Герасимчук Т. Н..
В остальной части в удовлетворении исковых требований Герасимчук Т. Н. отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Нургалиева Э.В.,
УСТАНОВИЛА:
Герасимчук Т.Н. обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике (далее по тексту - Управление ФНС России по УР) о взыскании невыплаченных сумм денежного содержания, компенсации за задержку выплат.
Требования мотивировала тем, что в период с 03.05.2006 по 26.05.2023 истец являлась федеральным государственным гражданским служащим и на основании служебного контракта проходила государственную гражданскую службу в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Удмуртской Республике (далее по тексту – Инспекция). 26.05.2023 служебный контракт расторгнут, освобождена от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы и уволена в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе пункт 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» на основании приказа Инспекции от 12.05.2023 №01-3-02/41.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №2 по Удмуртской Республике прекратила свою деятельность 29.05.2023 в связи с реорганизацией в форме присоединения к Управлению Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике.
При увольнении была выплачена компенсация, предусмотренная пунктом 3.1 части 1 статьи 37 Закона №79-ФЗ в размере четырехмесячного денежного содержания в размере 222 245,04 рублей.
В соответствии с расчетными листками в 2020-2023 годах выплачивалось материальное стимулирование. Однако, в нарушение статьи 129 Трудового кодекса РФ, статьи 50, частей 2 и 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», пунктов 7, 8 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.04.2022 г. № 554, постановления Правительства РФ от 06.09.2007 г. N 562, суммы выплаченных денежных средств материального стимулирования и денежных средств, выплаченных в качестве дополнительного материального стимулирования (премии за счет дополнительных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование федеральных государственных служащих федеральных государственных органов сверх установленных фондов оплаты труда) в расчет месячного денежного содержания при начислении компенсационных выплат в связи с увольнением не включены, что привело к занижению размера денежного месячного содержания, а также неправильному расчету сумм компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания.
Межрайонная ИФНС России №2 по Удмуртской Республике произвела расчет компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания в соответствии с п.п. 6, 8 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 г. №562, которыми учет средств материального стимулирования не предусмотрен. В период прохождения службы истцу выплачивались суммы материального стимулирования и иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами. Выплаченное материальное стимулирование было осуществлено в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", в части совершенствования системы оплаты труда гражданских служащих.
При расчете денежного содержания на период нахождения истца в ежегодных оплачиваемых отпусках в период с июня 2020 года по май 2023 года выплаты материального стимулирования не учитывались. Материальное стимулирование, выплаченное в период 2019-2023 годы, по своей правовой природе относится к иным дополнительным выплатам, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, следовательно, должно учитываться при расчете компенсации, предусмотренной ч.3.1 ст.37 Закона № 79-ФЗ, а также компенсации в расчетах денежного содержания на период нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках с июня 2020 года по май 2023 года. Денежное содержание истца на дату расторжения служебного контракта составляло –38962,00 руб. (должностной оклад – 14100 руб., оклад за классный чин – 10615 руб., надбавка за особые условия гражданской службы – 2820 руб., ежемесячная надбавка за выслугу лет – 4230 руб., ежемесячное денежное поощрение – 4230 руб., районный коэффициент –5399.25 руб.). Согласно представленному расчету, Инспекция не доначислила и не выплатила при увольнении в связи с сокращением компенсацию в размере 40939,80 рублей. Кроме того, при начислении и выплате «отпускных» в 2020-2023 годах и компенсации за неиспользованный отпуск, работодателем также не учитывались суммы выплаченных денежных средств материального стимулирования и денежных средств, выплаченных в качестве дополнительного материального стимулирования, в связи с чем, размер «отпускных» и размер компенсации за неиспользованный отпуск также были существенно занижены.
Полагает, что ответчиком неправомерно не выплачено денежное содержание за периоды нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках в общей сумме 93756,66руб. Согласно представленному истцом расчету, за отпуск с 01.06.2020 по 11.06.2020 недоплата денежного содержания составила 6093,67 руб.; за отпуск с 27.07.2020 по 05.08.2020 недоплата денежного содержания составила 5502,90 руб.; за отпуск с 02.11.2020 по 20.11.2020 недоплата денежного содержания составила 9508,86 руб.; за отпуск с 22.03.2021 по 24.03.2021 недоплата денежного содержания составила 1821,30 руб.; за отпуск с 31.05.2021 по 11.06.2021 недоплата денежного содержания составила 6747,36 руб.; за отпуск с 19.07.2021 по 05.08.2021 недоплата денежного содержания составила 13341,96 руб.; за отпуск с 30.08.2021 по 08.09.2021 недоплата денежного содержания составила 7301,30 руб.; за отпуск с 21.03.2022 по 23.03.2022 недоплата денежного содержания составила 1344,33 руб.; за отпуск с 27.06.2022 по 15.07.2022 недоплата денежного содержания составила 14702,20 руб.; за отпуск с 22.08.2022 по 01.09.2022 недоплата денежного содержания составила 8495,08 руб.; за отпуск с 31.10.2022 по 02.11.2022 недоплата денежного содержания составила 2153,65 руб.; за отпуск с 19.12.2022 по 25.12.2022 недоплата денежного содержания составила 4009,04 руб.; за отпуск с 06.02.2023 по 08.02.2023 недоплата денежного содержания составила 1432,85 руб.; за отпуск с 10.04.2023 по 21.04.2023 недоплата денежного содержания составила 5731,44 руб.; за неиспользованный отпуск 18,33 дня недоплата денежного содержания составила 5570,72 руб. Таким образом, ответчиком не выплачена денежная сумма в размере 134696,46 рублей (40939,80+93756,66). На обращение от 26.06.2023 о перерасчете вышеуказанных сумм Управлением ФНС России был направлен ответ от 26.07.2023 № 02-1-27/22533 об отсутствии оснований для перерасчета. Истец просит взыскать с УФНС по УР в свою пользу невыплаченные суммы денежного содержания в размере 134696,46 руб., компенсацию за задержку выплаты в размере 30000,00 руб., а после вынесения решения обязать ответчика самостоятельно рассчитать и выплатить дополнительно сумму указанных процентов по день фактического расчета; компенсацию морального вреда в размере 15000,00 руб., расходы на оплату услуг представителя в размере 15000,00 руб., обязать ответчика с указанных выплат произвести перерасчет перечислений в Социальный фонд России.
С учетом протокольных определений суда первой инстанции от 06.09.2023, 05.10.2023, которыми приняты уточнения исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, истец просила: взыскать с УФНС по УР в свою пользу невыплаченные суммы денежного содержания в размере 99 661,21 руб., компенсацию за задержку выплаты в размере 31 227,99 руб., а после вынесения решения обязать ответчика самостоятельно рассчитать и выплатить дополнительно сумму указанных процентов по день фактического расчета; компенсацию морального вреда в размере 15 000,00 руб., расходы на оплату услуг представителя в размере 15 000,00 руб., обязать ответчика с указанных выплат произвести перерасчет перечислений в Социальный фонд России.
В судебном заседании истец Герасимчук Т.Н. исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в иске. Пояснила, что в ходатайстве об уменьшении исковых требований ею допущена опечатка, в указании суммы недополученных отпускных, размер которых составляет 93756,66 руб., именно указанную сумму просит взыскать с ответчика, общий размер невыплаченной суммы денежного содержания составляет 129375,18 руб. Также пояснила, что расчетные листы всегда получала своевременно в конце месяца. Отпускные всегда получала заранее, дней за 10-14 до выхода в отпуск. По отпуску за период с 22.08.2022 по 01.09.2022 отпускные также были получены заблаговременно до выхода в отпуск. В случае, если ей была непонятна сумма поступивших денежных средств, она обращалась в бухгалтерию за разъяснением.
Представила письменные возражения на ходатайство ответчика о пропуске срока обращения в суд для взыскания выплат за отпуска, в которых отразила следующее. Начало течения срока для обращения с заявлением в суд о взыскании невыплаченной заработной платы начинается лишь после увольнения работника, так как с указанного времени он лишается возможности получения начисленной заработной платы, а не со дня невыплаты. Кроме того, 15.12.2022 ФНС письмом №бВ-4-7/17087@ официально признала факт нецелесообразности обжалования решений нижестоящих судов, принятых в пользу заявителей о взыскании задолженности по оплате труда при увольнении, компенсации, исчисленной за неиспользованный отпуск процентов за задержку указанных выше выплат и компенсации морального вреда. Полагала, что при увольнении работодатель пересчитает выплаты за все отпуска, а также при расчете компенсаций учтет ранее включенные выплаты, которые заявлены в иске. Считает, что срок обращения в суд не пропущен и его следует исчислять с даты увольнения, с 26.05.2023.
В дополнительных возражениях на ходатайство о пропуске срока обращения в суд указала, что до обращения в суд с исковым заявлением о выплате недостающих сумм денежного содержания истцом предпринимались попытки урегулирования спора во внесудебном порядке, а именно 26.06.2023 было направлено письмо в УФНС по УР с предложением произвести перерасчет и выплатить денежное содержание с учетом начисленных и выплаченных средств материального стимулирования, материального стимулирования единовременной выплаты и материальной помощи. УФНС по УР направил ответ от 26.07.2023 №02-1-27/22533 о том, что задержки выплат причитающихся сумм компенсации Управлением не допущено. Полагает, что на обращение с исковым заявлением пропущен по уважительной причине, потому как полагала, что спор о невыплате причитающихся сумм денежного содержания может быть разрешен во внесудебном порядке. В её случае начало течения срока для обращения с заявлением в суд о взыскании невыплаченной заработной платы начинается после увольнения, который необходимо исчислять с 26.05.2023. Если суд сочтет, что срок обращения в суд на подачу искового заявления по выплатам, выходящим за пределы одного года до даты обращения с исковым заявлением об их взыскании пропущен, то просит его восстановить.
Представитель истца Князева Е.Л. в судебном заседании исковые требования с учетом их уточнения поддержала, просила иск удовлетворить по доводам, изложенным в исковом заявлении. Также поддержала представленные возражения на ходатайство ответчика о пропуске срока обращения в суд.
Представители ответчика Сапожникова О.Н., Шелемова А.П. в судебном заседании исковые требования не признали, в удовлетворении иска просили отказать в полном объеме.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда первой инстанции отменить в части взыскания компенсации морального вреда. Указывает, что суд не дал оценку доводу ответчика о завышенном размере и неподтвержденности морального вреда в заявленном размере, а также об отсутствии виновных действий со стороны ответчика. Исковое заявление не содержит основания заявленных требований о взыскании компенсации морального вреда, отсутствуют доказательства факта причинения истцу вреда, выразившегося в нарушении личных неимущественных прав. Иск не содержит доказательств соразмерности заявленной суммы компенсации тяжести причиненных работнику физических и нравственных страданий и индивидуальным особенностям его личности, требованиям разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав. Суд при разрешении данного требования не указал на виновные действия ответчика, нормативные правовые акты, нарушенные ответчиком. Ответчиком не совершались виновные действия (бездействия), которые влекут взыскание компенсации морального вреда в заявленном размере. Полагает, что исходя из занимаемой истцом должности и выполняемой функции, моральный вред ей не причинен.
В дополнениях к апелляционной жалобе ответчик просит решение суда первой инстанции отменить в части удовлетворенных исковых требований. Полагает, что суд неверно применил положения ст. 50 Федерального закона №79-ФЗ, а также пункт 6 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2007 года №562. При исчислении денежного содержания за период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске учитываются только премия за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь. Законодатель в ст. 50 Федерального закона №79-ФЗ определяет исчерпывающий перечень дополнительных выплат. Суд, определив материальное стимулирование к числу таких выплат, вопреки прямому указанию п. 6 Правил необоснованно расширил перечень этих выплат и учел их при исчислении денежного содержания за период нахождения в ежегодном отпуске. В решении отсутствуют оценка, основания и причины не применения представленных в материалы дела Протоколов заседаний Комиссии по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России, а также Приказа Министерства финансов РФ от 17 октября 2007 года №90. Указывает, что материальное стимулирование не входит в состав денежного довольствия, его правовая природа определена в качестве не входящей в систему оплаты труда государственного гражданского служащего и в других ведомствах. Ссылается на судебные акты по аналогичным вопросам, выводы в которых противоречивы.
В суде апелляционной инстанции представители ответчика УФНС по УР – Сапожникова О.Н., Шелемова А.П., действующие на основании доверенности, доводы апелляционной жалобы поддержали, просили ее удовлетворить. представитель ответчика УФНС по УР – Сапожникова О.Н. суду дополнительно пояснила, что та должность, которую занимала истец, исключает взыскание морального вреда в полном объёме, который был заявлен. Эти обстоятельства не оценены, возражений, которые бы послужили основанием для взыскания морального вреда в полном размере, нет.
Представитель истца Герасимчук Т.Н. – адвокат Князева Е.Л., действующая на основании ордера, в удовлетворении жалобы просила отказать Пояснила, что правомерно взыскана компенсация морального вреда в размере 15000 рублей, так как соразмерно невыплаченной сумме. Моральный вред усугубился в связи с тем, что истец обращался к ответчику в досудебном порядке за разрешением данного спора и получения положенных выплат. Вместе с тем, ответчиком заявление истца было проигнорировано и требование не было исполнено. Материальное стимулирование или средства материального стимулирования они созвучны с премией за выполнение особо важных заданий, на которые ссылается ответчик, потому что данные выплаты также выплачиваются за определённую выполненную работу. Кроме того, в приказах инспекции, которые имеются в материалах дела, они содержат формулировки, что данные выплаты относятся к премии не только за эффективную работу, но ещё и за личный вклад сотрудника. Считает, что судом правомерно были данные выплаты включены в расчёт отпускных выплат и компенсации при увольнении.
В соответствии со ст. ст. 167, 327 ГПК РФ дело по апелляционной жалобе рассмотрено судебной коллегией в отсутствие истца Герасимчук Т.Н., надлежащим образом извещенной о дате, времени и месте судебного разбирательства, заявившей ходатайство о рассмотрении дела без ее участия.
При рассмотрении дела судебная коллегия в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ проверяет законность и обоснованность решения суда в пределах доводов, содержащихся в апелляционной жалобе и возражений относительно нее.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец Герасимчук Т.Н. с ДД.ММ.ГГГГ была принята в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № по Удмуртской Республике на должность специалиста 1 категории отдела налогового аудита (т. 1, л.д. 92), с истцом был заключен служебный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации в Федеральной налоговой службе (т. 1, л.д. 93-97).
Из дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ к служебному контракту № от ДД.ММ.ГГГГ Герасимчук Т.Н. обязуется исполнять должностные обязанности по должности ведущего специалиста-эксперта отдела общего обеспечения (т. 1, л.д. 101-102).
Пунктом 9 служебного контракта № от ДД.ММ.ГГГГ истцу было установлено денежное содержание, которое состоит из: месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации (должностного оклада) в размере 1398,60 руб. в месяц; месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином государственной гражданской службы (оклада за классный чин) в размере – рублей в месяц; ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации в размере 10% этого оклада; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы Российской Федерации в размере 60% этого оклада; ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну в размере – процентов этого оклада; премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с положением, утвержденным Представителем нанимателя; ежемесячного денежного поощрения в размере одного должностного оклада; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи; других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Дополнительными соглашениями к служебному контракту истцу Герасимчук Т.Н. изменялись размер месячных окладов, проценты ежемесячных надбавок (т. 1, л.д. 98-120).
Приказом Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по Удмуртской Республике № от ДД.ММ.ГГГГ с Герасимчук Т.Н. расторгнут служебный контракт, она освобождена от должности федеральной государственной гражданской службы и уволена по сокращению должностей гражданской службы в государственном органе на основании пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ с ДД.ММ.ГГГГ (т. 1, л.д. 121).
В связи с увольнением Герасимчук Т.Н. была выплачена компенсация за неиспользованный отпуск в количестве 18,33 дней, а также компенсация в связи с сокращением должности гражданской службы, предусмотренная частью 3.1 статьи 37 Федерального закона N 79-ФЗ в размере четырехмесячного денежного содержания – 257004,04 руб. (34759,00 руб.+222245,04 руб.), что следует из расчетного листка за май 2023 года (т. 1, л.д. 16).
Согласно расчетным листкам (т. 1, л.д. 10-16) истцу в период прохождения государственной гражданской службы были выплачены следующие суммы: в июне 2019 года материальное стимулирование в размере 11424,80 руб., в июле 2019 года средства материального стимулирования – 19976,87 руб., в августе 2019 года материальное стимулирование – 8879,22 руб., в сентябре 2019 года материальное стимулирование – 9841,50 руб., в октябре 2019 года материальное стимулирование – 18023,85 руб., в декабре 2019 года средства материального стимулирования – 24852,92 руб., в марте 2020 года материальное стимулирование – 27697,41 руб., в апреле 2020 года средства материального стимулирования – 20399,40 руб., в мае 2020 года материальное стимулирование – 10129,86 руб., в июне 2020 года материальное стимулирование – 10129,49 руб., в июле 2020 года средства материального стимулирования – 22729,09 руб., в августе 2020 года материальное стимулирование - 11516,76 руб., в сентябре 2020 года средства материального стимулирования – 19843,14 руб., в октябре 2020 года материальное стимулирование – 11316,24 руб., в ноябре 2020 года материальное стимулирование – 22810,25 руб., в декабре 2020 года средства материального стимулирования – 18095,32 руб., в апреле 2021 года средства материального стимулирования – 10672,64 руб. и 16963,39 руб., в мае 2021 года материальное стимулирование – 36128,90 руб., в июне 2021 года материальное стимулирование – 34257,40 руб., в июле 2021 года средства материального стимулирования – 11641,14 руб. и 7190,18 руб., в августе 2021 года – материальное стимулирование – 27913,12 руб., в сентябре 2021 года средства материального стимулирования – 13983,81 руб. и 8249,57 руб., в октябре 2021 года материальное стимулирование - 36378,00 руб., в декабре 2021 года материальное стимулирование - 30625,20 руб. и средства материального стимулирования – 20650,18 руб., в апреле 2022 года материальное стимулирование – 35568,12 руб. и средства материального стимулирования – 25506,19 руб., в мае 2022 года материальное стимулирование – 40755,10 руб., в июне – единовременная выплата – 12788,00 руб., в июле 2022 года средства материального стимулирования – 19116,62 руб., в августе 2022 года материальное стимулирование – 31020,00 руб., в октябре 2022 года средства материального стимулирования – 15963,84 руб.
Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, Межрайонная инспекция ФНС России № 2 по УР с 29 мая 2023 года реорганизована путем присоединения к Управлению Федеральной налоговой службы России по УР.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался ч. ч. 1, 7 ст. 11, ст. ст. 21, 22, 129, 136, 140, 236, 237, 392 ТК РФ, ст. ст. 151, 1101 ГК РФ, Федеральным законом от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2018 года №15 «О применении судами законодательства, регулирующего труд работников, работающих у работодателей – физических лиц и у работодателей – субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям», Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 года №562, Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих утвержденными Постановлением Правительства РФ от 1 апреля 2022 года №554, Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года №763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих», Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», Порядком осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября 2007 года №90н, Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 года №611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти», письмом Минфина России от 15 июля 2014 года №14-04-05/34482.
Частично удовлетворяя исковые требования о взыскании невыплаченных сумм денежного содержания (задолженности по компенсации за неиспользованный отпуск и по отпускным, по выплатам при сокращении с должности государственной гражданской службы), суд первой инстанции пришел к выводу о том, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона №79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих. Исходя из этого выплаченные истцу в соответствии с приказами ответчика материальное стимулирование и средства материального стимулирования подлежали учету при расчете среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, компенсаций за неиспользованный отпуск, компенсации при сокращении с должности государственной гражданской службы.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда входит в состав денежного содержания государственного гражданского служащего и подлежит учету при расчете денежного содержания при увольнении по сокращению, оплате отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №79-ФЗ).
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона №79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона №79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (ч. 2 ст. 50 Федерального закона №79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии, в том числе за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (ч. 5 ст. 50 Федерального закона №79-ФЗ).
В соответствии с ч. 10 ст. 50 Федерального закона №79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, до 1 января 2023 года регулировался Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 года №562 (далее – Правила).
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Пунктами 5, 6 Правил определено, что сохраняемое денежное содержание состоит из единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а» - «г» пункта 2 данных Правил. При исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
Размер денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске определяется путем деления исчисленного денежного содержания на 29,3 (среднемесячное число календарных дней) и умножения на число календарных дней отпуска.
Абзацем первым пункта 8 Правил, в частности, определено, что в случае, предусмотренном подпунктом «д» (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.
Согласно абзацу второму пункта 8 Правил месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а» - «г» пункта 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами «д»- «ж» пункта 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
В связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2022 года № 554, с 1 января 2023 года постановление Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 года № 562 «Об утверждении Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих» утратило силу.
Пунктом 1 Правил, утвержденных Постановлением Правительства № 554 предусмотрена (далее Правила № 554) денежная компенсация в размере 4-месячного денежного содержания, выплачиваемой при расторжении служебного контракта по основаниям, предусмотренным пунктами 8.1 - 8.3 части 1 статьи 37 Федерального закона (часть 3.1 статьи 37 Федерального закона).
Согласно пункта 3 Правил № 554 для исчисления денежного содержания в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящих Правил, учитываются выплаты, входящие в состав денежного содержания, к которым относятся: а) месячный оклад гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячный оклад гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом, которые составляют оклад месячного денежного содержания (далее - оклад денежного содержания); б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; в) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; г) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; д) ежемесячное денежное поощрение; е) премии, в том числе за выполнение особо важных и сложных заданий; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; з) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
В соответствии с пунктом 7 Правил № 554, в случаях сохранения денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, гражданскому служащему сохраняемое денежное содержание исчисляется за весь соответствующий период как за фактически отработанное время.
Сохраняемое денежное содержание при этом состоит из оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «б» - «д» пункта 3 и пунктом 4 Правил № 554.
При исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно к сохраняемому денежному содержанию также учитываются 1/12 размера выплат, предусмотренных подпунктами «е» и «з» пункта 3 Правил № 554, начисленных гражданскому служащему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
Из материалов дела следует, что истец уволена с федеральной государственной гражданской службы 12 мая 2023 года, а потому расчетным будет являться период с 1 мая 2022 года по 30 апреля 2023 года (12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта). В расчетный период истцу начислены и выплачены средства материального стимулирования, которые не учтены ответчиком при исчислении среднего заработка исходя из денежного содержания истца, необходимого для расчета компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, ежегодного оплачиваемого отпуска и компенсации при увольнении в связи с сокращением должности.
К юридически значимым обстоятельствам по настоящему делу с учетом заявленных требований о составе денежного содержания для исчисления отпуска, компенсационных выплат в связи с увольнением относится определение правовой природы произведенных инспекцией выплат в виде материального стимулирования.
Так, в силу ст.51 Федерального закона № 79-ФЗ в редакции, действовавшей на дату осуществления выплат в виде материального стимулирования до 1 января 2022 года, фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа (часть 1).
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2).
Фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента), если такая выплата в соответствии с законодательством Российской Федерации производится в федеральном государственном органе; 2) на выплату в отдельных федеральных государственных органах повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 3).
Порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации (часть 6).
В статье ст. 51 Федерального закона №79-ФЗ в редакции, действующей с 1 января 2022 года, то есть на даты осуществления истцу выплат материального стимулирования в 2022 году, указано следующее:
Фонд оплаты труда гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями гражданской службы, составляют фонд оплаты труда гражданских служащих и работников государственного органа (часть 1).
Фонды оплаты труда федеральных гражданских служащих федеральных государственных органов и фонды оплаты труда гражданских служащих субъектов Российской Федерации государственных органов субъектов Российской Федерации формируются за счет средств соответствующих бюджетов, предусмотренных для финансового обеспечения выплат, установленных частями 2 и 5 статьи 50 настоящего Федерального закона, а также для финансового обеспечения:
1) выплаты районного коэффициента (коэффициента) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, в размерах, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации соответственно;
2) выплаты в отдельных государственных органах повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации соответственно;
3) иных выплат, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации соответственно (часть 3).
Порядок формирования фондов оплаты труда федеральных гражданских служащих федеральных государственных органов, предусматривающий количество должностных окладов (в расчете на год) для определения суммы средств, направляемых на осуществление выплат, установленных частями 2 и 5 статьи 50 настоящего Федерального закона, утверждается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации (часть 4).
Порядок формирования фондов оплаты труда работников федеральных государственных органов, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 6).
Пунктами 8 и 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года №763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 настоящего Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего в спорный период формировался, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.
В соответствии с абз. 8 подп. «р» п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 года представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
В целях реализации мероприятий по совершенствованию системы материальной мотивации гражданских служащих, доведению уровня оплаты их труда до конкурентного на рынке труда, увеличению в оплате труда гражданских служащих доли, обусловленной реальной эффективностью их работы, предусмотренных указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», ежегодно актами Правительства Российской Федерации предусматривается выделение дополнительных объемов бюджетных ассигнований федерального бюджета на материальное стимулирование гражданских служащих федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, а также иных федеральных государственных органов сверх установленного фонда оплаты труда. При этом постановления Правительства Российской Федерации, принимаемые ежегодно в целях утверждения объемов средств материального стимулирования федеральным государственным органам, не содержат норм, регламентирующих правовую форму и порядок выплаты указанных средств федеральным государственным гражданским служащим.
Таким образом, спорные выплаты осуществлялись за счет бюджетных ассигнований на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих сверх установленного фонда оплаты труда, выделенных на основании актов Правительства Российской Федерации в рамках реализации мероприятий, предусмотренных указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».
С учетом изложенного и принимая во внимание вышеприведенные нормативные положения, судебная коллегия приходит к выводу, что указанное материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона №79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
Поскольку в соответствии с положениями части 3 статьи 51 Федерального закона №79-ФЗ фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств для финансового обеспечения иных выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, постольку начисленное истцу материальное стимулирование должно учитываться при оплате отпускных, при расчете компенсации за неиспользованный отпуск и компенсации при увольнении в связи с сокращением.
Выводы суда первой инстанции в данной части являются обоснованными.
Кроме того, выплата спорных средств материального стимулирования носила систематический характер, была связана с исполнением гражданским служащим своих должностных обязанностей и осуществлялась в зависимости от эффективности и результативности его профессиональной служебной деятельности федерального государственного служащего, личного вклада в обеспечение исполнения полномочий, возложенных на территориальные органы ФНС, что следует из письма руководителя Федеральной налоговой службы России от 30 марта 2022 года №ЕД-21-5/77дсп@ (т. 1, л.д. 137), а потому, по сути, имела характер, аналогичный премированию за выполнение особо важных и сложных заданий.
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, являющееся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере демографии, труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, включая вопросы государственной гражданской службы, в письме от 05 мая 2021 года №14-0/10/В-5300 разъяснило, что в целях обеспечения принципов справедливости и системности в вопросах оплаты труда и исчисления денежного содержания гражданских служащих при одновременном соблюдении установленного Правилами порядка, средства, доводимые до органов в целях дополнительного материального стимулирования гражданских служащих, должны выплачиваться в виде премий за выполнение особо важных и сложных заданий. Только такой порядок их реализации позволяет не допустить ущемление прав гражданских служащих и одновременно соблюсти установленные Правилами положения. Вместе с тем, как показывает правоприменительная практика, выплата средств материального стимулирования в отдельных федеральных государственных органах осуществляется в рамках иных выплат, не предусмотренных частями 2 и 5 статьи 50 Федерального закона №79-ФЗ в составе денежного содержания гражданских служащих. Такой порядок выплаты средств материального стимулирования не согласуется с положениями Правил, определяющими перечень выплат, учитываемых при исчислении денежного содержания гражданского служащего, в том числе на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске и в целях расчета компенсации при увольнении с гражданской службы в связи с сокращением должности гражданской службы или упразднении государственного органа, что не является обоснованным и создает условия для ущемления прав гражданских служащих соответствующих федеральных государственных органов.
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, являющееся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере демографии, труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, включая вопросы государственной гражданской службы, в письме от 5 мая 2021 года №14-0/10/В-5300 разъяснило, что в целях обеспечения принципов справедливости и системности в вопросах оплаты труда и исчисления денежного содержания гражданских служащих при одновременном соблюдении установленного Правилами порядка, средства, доводимые до органов в целях дополнительного материального стимулирования гражданских служащих, должны выплачиваться в виде премий за выполнение особо важных и сложных заданий. Только такой порядок их реализации позволяет не допустить ущемление прав гражданских служащих и одновременно соблюсти установленные Правилами положения. Вместе с тем, как показывает правоприменительная практика, выплата средств материального стимулирования в отдельных федеральных государственных органах осуществляется в рамках иных выплат, не предусмотренных частями 2 и 5 статьи 50 Федерального закона №79-ФЗ в составе денежного содержания гражданских служащих. Такой порядок выплаты средств материального стимулирования не согласуется с положениями Правил, определяющими перечень выплат, учитываемых при исчислении денежного содержания гражданского служащего, в том числе на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске и в целях расчета компенсации при увольнении с гражданской службы в связи с сокращением должности гражданской службы или упразднении государственного органа, что не является обоснованным и создает условия для ущемления прав гражданских служащих соответствующих федеральных государственных органов.
С учетом изложенного судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что указанное материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона №79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что суд неверно применил положения ст.50 Федерального закона № 79-ФЗ и пункта 6 «Правил исчисления денежного содержания федеральных гражданских служащих» (утвержденных Постановлением Правительства №), что материальное стимулирование истца за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда не входит в состав денежного содержания гражданского служащего, не учитывается при расчете денежной компенсации, подлежащей выплате при увольнении по сокращению, при расчете отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, основаны на ошибочном субъективном толковании норм материального права и на этом основании отклоняются.
Тот факт, что выплата средств материального стимулирования производилась за счет бюджетных ассигнований сверх установленного фонда оплаты труда, не исключает отнесение указанных выплат, связанных с исполнением гражданским служащим своих должностных обязанностей и осуществляемых в зависимости от эффективности и результативности его служебной деятельности, к денежному содержанию. Приводимые стороной ответчика при рассмотрении дела суждения ответчика о негарантированном характере спорных выплат не имеют правового значения, потому как с учетом их правовой природы и установленных по делу обстоятельств не влияют на возможность включения выплаченного материального стимулирования в состав денежного содержания истца.
Таким образом, поскольку выплаченные истцу в 2022 году суммы материального стимулирования подлежали включению в состав её денежного содержания при денежной компенсации при увольнении по сокращению, при расчете отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск, судебная коллегия считает обоснованными выводы суда первой инстанции о том, что Герасимчук Т.Н. не в полном объеме были начислены и выплачены спорные суммы.
Довод апелляционной жалобы о том, что в решении отсутствуют оценка, основания и причины не применения Протоколов заседаний Комиссии по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России (приложение к материалам дела, л.д. 27-28,48-49, 69, 88, 107-108, 126-127,144, 163-164, 182, 204, 226), подлежит отклонению, поскольку этим документы не могут опровергнуть выводы суда первой инстанции о правовой природе сумм материального стимулирования.
При расчете компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении истца, а также при расчете компенсации за неиспользованные дни отпуска, ответчику дополнительно надлежало учитывать фактически начисленную Герасимчук Т.Н. в период с мая 2022 года по апрель 2023 года сумму материального стимулирования в общем размере 106 855,56 рублей (за май 2022 года – 40755,10 руб., июль 2022 года – 19116,62 руб., август 2022 года – 31020,00 руб., октябрь 2022 года – 15963,84 руб.).
Размер этих сумм, а также приведенный судом в оспариваемом решении арифметический расчет недоплаченной истцу суммы денежной компенсации при увольнении, суммы отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск по существу ответчиком не оспаривается.
Таким образом, с ответчика в пользу истца обосновано взыскана задолженность в вышеуказанных суммах.
К остальным требованиям истца о взыскании задолженности по оплате отпусков судом применены последствия пропуска срока на обращения в суд, предусмотренные ст.392 Трудового кодекса Российской Федерации. В указанной части решение суда сторонами не оспаривается.
Поскольку в Федеральном законе №79-ФЗ отсутствует правовое регулирование на случай задержки выплаты государственному гражданскому служащему выплат, причитающихся при увольнении, судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции правомерно применил к отношениям сторон нормы трудового законодательства.
Правила материальной ответственности работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, содержатся в статье 236 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ).
Так, согласно ч. 1 ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Факт неполной выплаты истцу отпускных, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации при сокращении с должности государственной гражданской службы подтвержден, соответственно истец вправе требовать взыскания с ответчика предусмотренной ст.236 ТК РФ денежной компенсации за задержку спорных выплат.
Расчет денежной компенсации на сумму задолженности по правилам ст. 236 ТК РФ подробно приведен судом первой инстанции в решении, размер этой компенсации составил 7062,80 руб.
Доводов о несогласии с этим расчетом, неверности произведенных судом арифметических действий, в жалобе ответчика не приведено.
Определение размера налоговых платежей, которые должны быть удержаны с причитающейся истцу суммы задолженности, и удержание налога на доходы физических лиц предметом рассмотрения настоящего спора не является. Суд общей юрисдикции по отношению к истцу налоговым агентом не является, а обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и уплате суммы налога на доходы физических лиц возлагается на налогового агента-работодателя.
Также истец Герасимчук Т.Н. просила взыскать с ответчика в свою пользу компенсацию морального вреда в сумме 15 000 руб.
Федеральный закон №79-ФЗ не содержит правового регулирования компенсации морального вреда за нарушение трудовых прав государственного гражданского служащего, а потому к отношениям сторон подлежат применению нормы трудового законодательства.
В силу ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», следует, что суд впра░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░). ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ 15 000 ░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░).
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░. ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ 15 000 ░░░.
░ ░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░.98 ░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 5700,00 ░░░. (38%).
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░. ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░.
░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░. 67 ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░. 198 ░░░ ░░, ░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░.
░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 330 ░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 328 ░░░ ░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ 07 ░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 03 ░░░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░
░.░. ░░░░░░░░░