УИД 76RS0024-01-2021-001414-40
Дело № 2а –1535/2021 Мотивированное решение
изготовлено 08.06.2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 мая 2021 года г. Ярославль
Фрунзенский районный суд г. Ярославля в составе:
председательствующего судьи Сингатулиной И.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Погодиной Д.И..
с участием:
лица, участвующие в деле, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Ярославской области к Савельеву Михаилу Викторовичу о взыскании задолженности по страховым взносам,
установил:
Межрайонная ИФНС России №5 по Ярославской области обратилась с административным иском к Савельеву М.В. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии в фиксированном размере за 2017 г. в сумме 2400 руб.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Савельев М.В. состоит на налоговом учете. По сведениям адвокатской палаты Ярославской области от 24.04.2013 Савельев М.В. является адвокатом и плательщиком страховых взносов. Срок для добровольной уплаты страховых взносов за 2017 год истек 09.02.2018. В связи с частичной уплатой страховых взносов, сумма задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии в фиксированном размере за 2017 г. составляет 2400 руб. 06.11.2020 Межрайонная ИФНС России №5 по Ярославской области обратилась к мировому судье судебного участка №1 Фрунзенского судебного района г. Ярославля с заявлением о вынесении судебного приказа. Судебный приказ от 09.11.2020 был отменен мировым судьей определением от 17.12.2020 в связи с возражениями должника относительно его исполнения. Одновременно административный истец просил восстановить пропущенный срок на обращение в суд, указав на то, что в течение срока, установленного ст.48 Налогового кодекса РФ для принятия мер по принудительному взысканию с налогоплательщика задолженности по страховым взносам и пени, на территории Ярославской области производилась модернизация программного обеспечения налоговых органов, особенности работы которого в период внедрения в промышленную эксплуатацию не позволили в установленные сроки принять меры по взысканию соответствующих платежей за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке в порядке ст.46 Налогового кодекса РФ.
Административный истец Межрайонная ИФНС России №5 по Ярославской области явку представителя не обеспечил, просил о проведении судебного заседания без участия представителя.
Административный ответчик Савельев М.В., надлежаще извещенный о месте и времени рассмотрения дела, не явился, указал на занятость в другом судебном процессе.
Дело рассмотрено судом без участия сторон.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Частью 1 ст. 286 КАС РФ установлено, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу ст. 419 Налогового кодекса РФ плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Согласно п.1 ст.432 Налогового кодекса РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подп. 2 п. 1 ст. 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со ст. 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с п.2 ст.432 Налогового кодекса РФ суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
За 2017 год фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, увеличенное в 12 раз (за год): МРОТ (статья Федерального закона от 19.06.2000 №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда») x тариф (ст.426 Налогового кодекса РФ) x 12 раз = 7 500 рублей x 5,1% x 12 = 4 590 рублей за год.
Размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300000 рублей - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации: МРОТ (ст.1 Федерального закона от 19.06.2000 №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда») x тариф (ст.425 Налогового кодекса РФ) x 12 раз = 7 500 рублей x 26% x 12 = 23 400 рублей за год.
При отсутствии платежей по страховым взносам Межрайонная ИФНС России №5 по Ярославской области направила налогоплательщику требование №2191 от 22.01.2018 со сроком исполнения до 09.02.2018.
Савельев М.В. исполнил обязательства частично, сумма задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии в фиксированном размере за 2017 год составила 2400 руб.
Процедура и сроки взимания с налогоплательщика - физического лица задолженности по уплате налогов в судебном порядке регламентированы ст.48 Налогового кодекса РФ, главой 32 КАС РФ.
Законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей.
В силу п.2 ст.48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Согласно п. 2 ст. 6.1 Налогового кодекса РФ течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.
Анализ приведенных выше правовых норм позволяет сделать вывод, что законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей. Начало течения срока определено законодателем именно днем истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов либо днем вынесения определения об отмене судебного приказа.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда РФ от 22.03.2012 №479-О-О).
Как указывает административный истец, административным ответчиком в полном объеме не исполнена обязанность по уплате страховых взносов по требованию от 22.01.2018 №2191 по сроку исполнения – 09.02.2018.
С заявлением о вынесении судебного приказа Межрайонная ИФНС России №5 по Ярославской области обратилась к мировому судье судебного участка №1 Фрунзенского судебного района г. Ярославля 06.11.2020. Определением мирового судьи от 17.12.2020 отменен судебный приказ от 09.11.2020 в связи с возражениями должника относительно его исполнения.
Абзацем 3 п.3 ст.48 Налогового кодекса РФ, ч.7 ст.219 КАС РФ предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Уважительными причинами пропуска срока для подачи искового заявления в суд признаются такие причины, которые объективно препятствовали участнику процесса своевременно подать заявление.
Административным истцом заявлено о восстановлении пропущенного процессуального срока, в качестве причины указано, что в течение срока, установленного ст.48 Налогового кодекса РФ для принятия мер по принудительному взысканию с налогоплательщика задолженности по страховым взносам и пени, на территории Ярославской области производилась модернизация программного обеспечения налоговых органов, особенности работы которого в период внедрения в промышленную эксплуатацию не позволили в установленные сроки принять меры по взысканию соответствующих платежей за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке в порядке ст.46 Налогового кодекса РФ.
Указанная административным истцом причина к уважительным отнесена быть не может. Иных доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд, налоговым органом представлено не было, в связи с чем не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине.
Ввиду значительности продолжительности пропуска оснований для восстановления административному истцу срока обращения в суд с данными требованиями суд не усматривает.
В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявленных исковых требований в связи с пропуском административным истцом срока для обращения в суд.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Ярославской области отказать.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи жалобы через Фрунзенский районный суд г. Ярославля в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья И.Г. Сингатулина