Решение по делу № 2-949/2024 от 30.01.2024

№ 2-949/2024

64RS0047-01-2024-000461-88

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 мая 2024 года                  город Саратов

Октябрьский районный суд города Саратова в составе

председательствующего судьи Корчугановой К.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Емельяновой И.И.,

при участии представителя истца Толстиковой Е.Г., представителя ответчика ОСФР по Саратовской области – Стаскевич И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузнецова Юрия Алексеевича к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области о признании права выбора на индексацию и изменении расчета индексации сумм возмещения вреда здоровью,

установил:

Кузнецов Ю.А. обратился в суд с исковым заявлением к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области о признании права выбора на индексацию и изменении расчета индексации сумм возмещения вреда здоровью.

В обосновании требований указал, что он является участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и ему выдано удостоверение, а также установлена <данные изъяты> инвалидности бессрочно. 16 июля 2008 г. решением Ленинского районного суда г. Саратова ежемесячная компенсация возмещения вреда здоровью, получаемая им была проиндексирована исходя из роста уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете и составила 8 640 руб. 61 коп. 26 марта 2009 г. решением Ленинского районного суда г. Саратова ему назначена денежная компенсация в возмещение вреда здоровью в размере 8799 руб. 90 коп., начиная с 01 декабря 2008 г. с дальнейшей индексацией, исходя из уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, а также индексацией, в случае изменения уровня инфляции, установленными законами о федеральном бюджете на 2008 г., на Комитет социальной защиты населения г. Саратова Министерства социального развития Саратовской области возложена обязанность назначить ему к выплате единовременную задолженность по выплате ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью за период с 01 января 2008 г. по 30 ноября 2008 г. в размере 1752 руб. 19 коп.

Законом РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 предусмотрены меры социальной поддержки граждан, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникающих вследствии катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы. Частью 3 ст. 5 данного закона предусмотрена защита от инфляции сумм возмещения вреда в полном размере в порядке, определенном законодательством. Размеры выплат, предусмотренных законом ежегодно индексируются, исходя из уровня инфляции на очередной финансовый год в порядке, определенном Правительством РФ. 27 января 2022 г. Правительством РФ было вынесено Постановление № 57 « Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2022 г. и на плановый период 2023 г. и 2024 г. в котором установлено, что ч 01 февраля 2022 г. коэффициент индексации в 2022 г. составляет 1,084, в 2023 – 2024 г. – 1,119. Ответчик производит индексацию возмещения вреда здоровью на основании ч. 2 ст. 8 ФЗ от 26 декабря 2021 г. № 390 «О федеральном бюджете на 2022 г. и на плановый период 2023 и 2024 г.» Индексация составила 1,04, и в 2023 – 2024 г. 1,055. В связи с этим считает, что имеет право на большую индексацию по постановлению правительства.

С учетом изложенного просит признать за Кузнецовым Ю.А. право последующей выбор индексации компенсации с учетом индексов по федеральному закону либо по Постановлению Правительства РФ. Обязать ответчика произвести расчет Кузнецову Ю.А. выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещении вреда здоровью за 2023 – 2024 г. в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 57, с последующей индексацией по выбору получателя Кузнецова Ю.А. Обязать ответчика проиндексировать Кузнецову Ю.А. выплату ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью с последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством, обязать выплатить Кузнецову Ю.А. задолженность по выплате за 2022 г. в размере 9823 руб. 92 коп., за 2023 г. в размере 25 853 руб. 88 коп., за период с января по февраль 2024 г. в размере 7434 руб. 64 коп., а всего в размере 43 112 руб. 44 коп.

Представитель истца в ходе судебного разбирательства поддержал исковые требования, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным исковом заявлении.

Представитель ответчика Стаскевич И.А. просила отказать в удовлетворении исковых заявлений, поддержала письменные возражения.

Выслушав пояснения сторон, исследовав и изучив материалы дела,
суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Статья 19 Конституции РФ, закрепляет равенство всех перед законом
и судом.

Как следует из ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.    

В соответствии со ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться
в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Согласно ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают
из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также
из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии со ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

В силу ст. 11 ГК РФ суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных прав.

Исходя из вышеназванных положений закона, сторона по делу самостоятельно определяет характер правоотношений, и если считает, какое-либо ее право нарушено, то определяет способ его защиты в соответствии со ст. 12 ГК РФ, а суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных прав.

Статьей 56 ГПК РФ определено, что каждая сторона должна доказать
те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований
и возражений.

Конституция РФ в соответствии с целями социального государства (ст. 7
ч. 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту. Законодатель, обеспечивая конституционное право каждого на получение пенсии, вправе, как это вытекает из ст. 39 (ч. 2) Конституции РФ, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий,
их размеров, правил подсчета трудового стажа, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.

Положения ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Возмещение вреда, причиненного здоровью граждан вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также предоставление мер социальной поддержки лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы
на Чернобыльской АЭС, регулируются специальным нормативным правовым актом - Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы
на Чернобыльской АЭС» (далее - Закон № 1244-1).

Согласно ст. 13 Закону РФ № 1244-1 гарантируется возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, с выплатой ежемесячной денежной компенсации инвалидам.

Определен размер выплат соответственно по группе инвалидности.

Федеральным законом от 26 апреля 2004 г. № 31-ФЗ в Закон № 1244-1 внесены изменения, которыми установлено, что компенсация, предусмотренная
ст. 14, ежегодно индексируется.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Кузнецов Ю.А. является лицом перенесшим <данные изъяты>, что подтверждается удостоверением серии Б № 013565 от 01 апреля 1999 г. (л.д. 7).

Согласно справке МСЭ-2011 № 1948863 истцу установлена инвалидность <данные изъяты> в связи заболеванием, которое связано с катастрофой на ЧАЭС (л.д. 11).

В соответствии с п. 15 ст. 14, ст. 39 Закона № 1244-1 истец имеет право на ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы
на Чернобыльской АЭС (вред здоровью). Размер выплат ежегодно индексируется исходя из уровня инфляции.

Истцу было назначено возмещение вреда здоровью.

Решением Ленинского районного суда г. Саратова от16 июля 2008 г. ежемесячная компенсация возмещения вреда здоровью, получаемая им была проиндексирована исходя из роста уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете и составила 8 640 руб. 61 коп.

Решением Ленинского районного суда г. Саратова 26 марта 2009 г. Кузнецову Ю.А. назначена денежная компенсация в возмещение вреда здоровью в размере 8799 руб. 90 коп., начиная с 01 декабря 2008 г. с дальнейшей индексацией, исходя из уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, а также индексацией, в случае изменения уровня инфляции, установленными законами о федеральном бюджете на 2008 г., на Комитет социальной защиты населения г. Саратова Министерства социального развития Саратовской области возложена обязанность назначить ему к выплате единовременную задолженность по выплате ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью за период с 01 января 2008 г. по 30 ноября 2008 г. в размере 1752 руб. 19 коп.

Из положения ст. 56 ГПК РФ следует, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно статье 14 Закона № 1244-1, гражданам, указанным в п. 3 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 3 - 12, 14 части 1 статьи 14 настоящего Закона.

Ч. 3 ст. 5 Закона № 1244-1 предусмотрен механизм антиинфляционной защиты сумм возмещения вреда и иных компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Согласно названной правовой норме Закона (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 179-ФЗ) суммы возмещения ущерба вследствие чернобыльской катастрофы и иные выплаты гражданам, установленные настоящим Законом, подлежат защите от инфляции в полном размере в порядке, определенном законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов
и сбережений граждан в Российской Федерации, если не оговорено иное.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации
от 19 июня 2002 г. № 11-П признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ст. 19 (ч. 2) и 55 (ч. 2), положения ч. 3 ст. 5 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции от 12 февраля 2001 г.) и ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в их взаимосвязи постольку, поскольку они, устанавливая ежегодную индексацию сумм возмещения вреда, исходя из роста величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации, не предусматривают при этом такой механизм индексации, которым обеспечивались бы ее своевременность и безусловность, и потому носят неопределенный характер. Установлено, что впредь до внесения соответствующих изменений в действующее законодательство суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел вправе принимать решения о выплате гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, соответствующих сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации.

Согласно ч. 3 ст. 5 Закона № 1244-1 (в редакции Федерального закона
от 26 апреля 2004 г. № 31-ФЗ) размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанного требования Закона Правительство Российской Федерации своими постановлениями ежегодно утверждало правила (порядок) индексации на соответствующий год установленных Законом № 1244-1.

Названными постановлениями Правительства Российской Федерации
в соответствии с Законом № 1244-1 установлены коэффициенты индексации,
и, исходя из них, размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате
за соответствующий период. После 01 февраля 2016 г. Правительство Российской Федерации определяет только коэффициент индексации.

Таким образом, на момент обращения истца в суд вопрос индексации указанных компенсаций и выплат уже решен на законодательном уровне и иного порядка индексации действующим законодательством не предусмотрено.

В соответствии с ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 06 декабря 2021 г.
№ 390-ФЗ «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов», с 01 января 2022 г. размер индексации сумм, выплачиваемых по денежному обязательству непосредственно на содержание гражданина в возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, на основании судебного акта, предусматривающего взыскание за счет средств федерального бюджета, составляет 1,04.

В соответствии с ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 05 декабря 2022 г.
№ 466-ФЗ «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов», с 01 января 2022 г. размер индексации сумм, выплачиваемых по денежному обязательству непосредственно на содержание гражданина в возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, на основании судебного акта, предусматривающего взыскание за счет средств федерального бюджета, составляет 1,055.

Таким образом, размер индексации в 2022 г. – 1,04, в 2023 г. – 1,055.

В соответствии с указанными размерами Кузнецову Ю.А. и была произведена индексация.

Перечисление указанных выплат подтверждается историей выплат с 01 января 2022 г. по 31 марта 2024 г.

Исходя из вышеизложенного установлено, что истцу в настоящее время выплачивается ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью и выплат в размере, существенно превышающем размер выплат, получаемых данной категорией граждан по законодательству.

Более того Определением Конституционного Суда РФ от 04 октября 2005 г. № 364-О было признано, что взаимосвязанные положения статьи 1, пункта 3 статьи 2 и статьи 3 Федерального закона от 26 апреля 2004 г. №31-ФЗ не предполагают придания обратной силы новому порядку индексации компенсационных выплат (исходя из уровня инфляции) - на период с 19 июня 2002 г. по 29 мая 2004 г. - к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, которым более высокие размеры таких выплат были установлены на основании судебных решений.

В случае, если применение установленного вышеназванными нормами порядка индексации компенсационных выплат приводит к уменьшению - для указанного периода - размера таких выплат, рассчитанных в соответствии с ранее действовавшим критерием индексации (на основе величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации), суды должны применять благоприятный для получателей данных выплат критерий их индексации.

Суд при разрешении спора в 2008 и 2009 году учитывал правовые позиции, высказанные Конституционным Судом, а также разъяснения относительно порядка индексации, содержащиеся в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 декабря 2000 г. №35 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», и исходил из того, что индексация указанной выплаты должна производиться на основе коэффициентов роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации.

Кроме того, с учетом действующего законодательства и правовых позиций высших судебных инстанций, не допускается снижение размера ежемесячной компенсации, установленной для истцов по решению суда, к чему сводится требуемое заявителем изменение.

Также, сама по себе возможность различия между размерами выплат, установленных для граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, в зависимости от времени возникновения права на такие выплаты и от времени обращения за его реализацией, ранее оценивалась Конституционным Судом Российской Федерации с точки зрения конституционного принципа равенства, в том числе в Постановлении от 19 июня 2002 г. № 11-П и в Определении от 04 октября 2005 г. №364-О, где содержатся выводы о том, что такое различие согласуется с конституционными предписаниями, а также о том, что при введении нового правового регулирования недопустимо снижения объема возмещения вреда для тех инвалидов-чернобыльцев, которым оно было назначено ранее.

Таким образом, руководствуясь разъяснениями, данными в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 26 января 2010 г. № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина», с учетом того, что установленные выплаты в данный момент являются наиболее благоприятными и выгодными для получателя выплат, суд считает необходимым отказать
в удовлетворении исковых требований Кузнецову Ю.А. в полном объеме.

Кроме того, выплата компенсации должна быть строго определена и не может зависеть от лица, которому она установлена.

Поскольку размер выплат произведен верно суд не усматривает оснований для произведения перерасчета выплат.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Кузнецова Юрия Алексеевича к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области о признании права выбора на индексацию и изменении расчета индексации сумм возмещения вреда здоровью, отказать.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем принесения апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд города Саратова.

Судья                  К.В. Корчуганова

В окончательной форме решение суда изготовлено 31 мая 2024 г.

2-949/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Кузнецов Юрий Алексеевич
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области
Суд
Октябрьский районный суд г. Саратов
Дело на странице суда
oktyabrsky.sar.sudrf.ru
30.01.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.01.2024Передача материалов судье
06.02.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.02.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.02.2024Подготовка дела (собеседование)
27.02.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.03.2024Судебное заседание
26.03.2024Судебное заседание
03.05.2024Судебное заседание
21.05.2024Судебное заседание
24.05.2024Судебное заседание
31.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее