Решение от 31.08.2022 по делу № 2-1712/2022 (2-7137/2021;) от 21.12.2021

Дело № 2-1712/2022

УИД:

                                                              РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 августа 2022 года                                                                                            г. Новосибирск

Октябрьский районный суд г. Новосибирска

в лице судьи                                                       Поздняковой А.В.

с участием помощника судьи                         Мухаревой Н.В.,

при секретаре                                Шкитиной Е.Д.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Земцева Г. Г. к мэрии <адрес>, администрации <адрес> о компенсации ущерба, причиненного в результате пожара,

                                                   установил:

Земцев Г.Г. обратился в суд с вышеуказанным иском.

В обоснование требований указал, что в ночь на /дата/ на <адрес> произошло возгорание расселенного нежилого дома, расположенного между двух жилых домов. В результате пожара пострадали два близлежащих дома, по адресам Грибоедова 117 и Короленко 129. У обоих домов пришли в негодность пластиковые окна со стороны сгоревшего дома и частично кровля, по данному факту были составлены акты управляющей компанией АО МУК и акты о пожаре из пожарной части.

Таким образом, актами государственных органов (Акт о пожаре, Акт осмотра, Постановление о передаче дела по подследственности, Постановлением Мэрии <адрес> от 5/7.2021 г. ) а также имеющимися в материале проверки свидетельскими показаниями установлено, что /дата/ по адресу: <адрес> произошел пожар, в результате которого дом по указанному адресу был уничтожен полностью, а также пострадали два соседних дома по адресам: <адрес> и <адрес>, у которых со стороны <адрес> пришли в негодность (оплавились) пластиковые окна и кровля, потрескались стеклопакеты.

Жителями двух домов было написано коллективное письмо от /дата/ в Мэрию <адрес>, на что был получен ответ постановление от /дата/, об организации установки окон пострадавшим от пожара. Однако конкретные сроки и порядок ремонта установлены не были. Пострадавшим не был разъяснен алгоритм их действий для получения компенсации от пожара или ремонта их квартир. Истец является собственником <адрес>. В результате пожара в моей квартире были повреждены три окна, которые полностью пришли в негодность: пластиковые элементы окон расплавились, стеклопакеты потрескались. Истец установил окна в квартире на собственные средства.

Таким образом, истцу был причинён ущерб в результате воздействия источника повышенной опасности - пожара, который в соответствии со ст. 15, 1064, 1079 подлежит полному возмещению лицом, виновным в причинении ущерба.

Согласно заключения проведенной по делу пожарно-технической экспертизы очаг возгорания находился в <адрес> содержит описание проведенного исследования и основанные на нем выводы.

В целях компенсации причинённого ущерба истец обратился с претензией в Мэрию <адрес> с требованием провести проверку по факту пожара, установить виновных лиц и привлечь их к ответственности. Компенсировать причинённый имущественный ущерб.

В своём ответе представители Мэрии указали, что сгоревший дом по адресу: <адрес> /дата/ был признан аварийным и подлежащим сносу. Жилые помещения в указанном многоквартирном доме принадлежали на правах собственности муниципальному образованию - <адрес>. В соответствии с Постановлением Мэрии <адрес> от /дата/ предложено обратиться для решения вопроса о компенсации причинённого в результате пожара ущерба в <адрес>, которой поручено: (пункт 3.2 Постановления) Обеспечить подготовку списка жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах по адресам: <адрес> в которых повреждённые вследствие возгорания аварийных конструкций здания окна нуждаются в замене. (пункт 3.3 Постановления) Организовать проведение мероприятий, направленных на замену окон в жилых помещениях в соответствии со списком, предусмотренном подпунктом 3.2. (пункт 3.4 Постановления) Подготовить и представить в Управление контрольно-ревизионной работы Мэрии <адрес> комиссию по использованию бюджетных ассигнований резервного фонда Мэрии <адрес> документы, необходимые для выделения средств из резервного фонда Мэрии <адрес> на проведение мероприятий, предусмотренных подпунктом 3.3 настоящего Постановления.

На основании ответа, представленного Мэрией <адрес> истец обратился в администрацию <адрес> с заявлением, к которому приложил документы: квитанцию к приходному кассовому ордеру, заказ наряд, акт выполненных работ, подтверждающие понесённые расходы по замене повреждённых окон.

Претензия в Октябрьскую администрацию была подана /дата/, а 27.09.2021г. истцу предложено написать заявление в дополнение к ранее направленной претензии, в котором просит оказать единовременную материальную помощь из средств резервного фонда Мэрии <адрес>, в размере затраченных средств на восстановление пострадавших от пожара окон и убрать из заявления два чека на незначительную сумму, которые истец потратил дополнительно, а также отказаться от проведения восстановительных работ силами муниципалитета.

/дата/ истцу был дан ответ о том, что указанным постановлением Мэрии <адрес> был введён режим «Повышенной готовности.. .» на территории <адрес> по адресу: <адрес> (которого уже практически нет, так как многоквартирный дом по данному адресу полностью сгорел, оставшийся от него пожарный мусор убран, территория сгоревшего дома была не отмежевана от территории <адрес> и на кадастровом учете как обособленный объект не состояла). До снятия режима повышенной готовности в оказании материальной помощи (возмещении ущерба) отказано, так как такая помощь признана нецелесообразной. По вопросу компенсации ущерба предложено обратиться повторно после снятия режима «Повышенной готовности.. .». Срок, на который установлен данный режим или срок его снятия не указаны.

Считает, что поскольку дом по <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, Мэрия <адрес> обязана выполнить своё же распоряжение о сносе данного дома, а до выполнения работ по его сносу обеспечивать надлежащую безопасную эксплуатацию дома. А администрация <адрес>, после передачи ей на баланс <адрес>, подлежащего сносу после расселения жильцов и отключения от коммуникаций должна была обеспечить его безопасное содержание и охрану вплоть до начала работ по сносу здания. Таким образом, по вине ответчиков - Мэрии <адрес> и <адрес> Новосибирска./дата/ произошел пожар, в результате которого был причинен ущерб его имуществу.

На основании изложенного, просит взыскать с ответчиков в его пользу компенсацию ущерба в размере 83 671 руб, проценты в соответствии со ст. 395 ГК РФ в сумме 2 641 руб, а также расходы по оплате госпошлины в сумме 2 789, 39 руб.

Истец, представитель истца в судебном заседании доводы иска поддержали, просили удовлетворить.

Представитель ответчика в судебном заседании поддержал письменные возражения.

    Суд, выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (ч.1). Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (ч.2).

Согласно ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда (ч.1). Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда (ч.2).

Применение данной нормы предполагает наличие совокупности необходимых условий деликтной (т.е. внедоговорной) ответственности - наличие вреда, противоправность действий его причинителя, наличие причинной связи между вредом и противоправными действиями, вины причинителя. Соответственно, при отсутствии одного из перечисленных элементов суд не может обязать лицо к возмещению ущерба.

Согласно ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В ходе судебного разбирательства установлено, что на основании постановления мэрии <адрес> от /дата/ многоквартирный <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу в установленном порядке. Согласно пункту 2 управлению по жилищным вопросам мэрии <адрес> поручено осуществить расселение дома до 2025 года, включительно.

В рамках реализации Федерального закона от /дата/ № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно - коммунального хозяйства» подлежат расселению дома, признанные аварийными и подлежащими сносу в срок до /дата/. В рамках реализации муниципальной программы «Создание условий для осуществления гражданами права на жилище на территории <адрес>», утвержденной постановлением мэрии <адрес> от /дата/ , подлежат расселению дома, признанные аварийными и подлежащими сносу в срок до /дата/.

Принимая во внимания вышеизложенное, <адрес> на момент рассмотрения настоящего гражданского дела не включен в действующие программы переселения. Рассмотрение вопроса о расселении указанного многоквартирного дома мэрией <адрес> возможно при реализации последующих программ по расселению аварийного жилищного фонда города.

В результате пожара, произошедшего /дата/, нарушена жесткость сруба дома по <адрес>, вследствие чего произошло обрушение несущих и ограждающих конструкций дома, существовала угроза повторного возгорания, в связи с чем комиссией по предупреждению чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности <адрес> /дата/ принято решение «О введении режима «Повышенная готовность» по <адрес> в соответствии с пунктом 4.2 указанного решения комиссии администрации поручено совместно с управляющей организацией провести обследование пострадавших квартир и проработать вопрос оказания социальной помощи пострадавшим по восстановлению окон МКД по <адрес> и <адрес>.

Постановлением мэрии <адрес> от /дата/ «О введении на территории <адрес> режима повышенной готовности» администрации <адрес> поручила организовать мероприятия, направленные на замену окон в жилых помещение многоквартирных домах по <адрес>.

Решением комиссией по предупреждению чрезвычайных ситуаций по обеспечению пожарной безопасности <адрес> от /дата/ внесены изменения в решение Комиссии от /дата/ в части указания на: проведение администрацией работ по замене окон в пострадавших квартирах жилых домов по адресам: <адрес> и <адрес> посредством закупки работ (услуг) в соответствии с пунктом 9, части 1 статьи 93 Федерального закона от /дата/ - ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» у единственного поставщика с последующим предоставлением документов в управление контрольно-ревизионной службы и комиссию по вопросам использования бюджетных средств резервирования фонда мэрии <адрес>.

Согласно постановления мэрии <адрес> от /дата/ «О Порядке использования бюджетных ассигнований резервного фонда мэрии <адрес>, предусмотренных в составе бюджета <адрес>» средства резервного фонда выделяются на ликвидацию последствий от стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году, оказание единовременной материальной помощи пострадавших от последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

Решение о возможности (невозможности) выделения средств из резервного фонда принимает комиссия по вопросам использования бюджетных ассигнований резервного фонда мэрии <адрес> (далее - комиссия).

Согласно пункту 2.2. Порядка для решения вопроса выделения денежных средств их резервного фонда мэрии <адрес> в комиссию, среди прочих документов необходимо предоставить решение комиссии по предупреждению ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности <адрес>. Принимая во внимание обращение Земцева Г.Г., заменить пострадавшие окна за счет собственных средств, и отсутствие в решении комиссии указания на возможность рассмотрения вопроса в установленном порядке предоставления гражданам единовременной материальной помощи за счет средств резервного фонда, администрацией района в мэрию <адрес> направлено обращение о внесении изменения в решение комиссии по предупреждению чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности <адрес> от /дата/ (в редакции решения от /дата/ .

Внесение изменения признано нецелесообразным ввиду увеличения сроков исполнения ранее принятого решения о замене окон подрядной организацией в рамках Федерального закона от /дата/ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», что в свою очередь повлечет нарушение нормальных условий жизни граждан в условиях установившихся низких температур. К рассмотрению данного вопроса возможно вернуться после отмены режима повышенной готовности на территории <адрес>.

Как следует из искового заявления и пояснений стороны истца, Земцовым Г.Г. заявлены исковые требования к мэрии <адрес>, администрации района на основании статей 210, 1064 Гражданского Кодекса РФ.

При этом, согласно техническому паспорту, выданному ОГУП «Технический центр учета объектов градостроительной деятельности и обеспечения сделок с недвижимостью по <адрес>» дом по <адрес> значится как многоквартирный, состоящий из восьми квартир. Согласно выписке из реестра муниципального имущества <адрес>, 3, 8 значатся в реестре, собственником других жилых помещений в многоквартирном доме по <адрес>, мэрия <адрес> не является, что исключает единоличное возложение ответственности за причиненный вред на мэрию <адрес>, как одного из собственника помещений.

Статьей 1064 Гражданского Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Как следует из материалов КУСП , /дата/ старшим следователем 6 отдела по расследованию преступлений на обслуживаемой территории <адрес> СУ Управления МВД России по <адрес> вынесено постановление которым отказано в возбуждении уголовного дела по сообщению о совершении предступления, предусмотренном ст.167 ч.2 УК РФ, в связи с отсутствием состава преступления. В ходе проведения проверки установлено, что /дата/ в 01 час 03 минуты произошел пожар в неэкспуатируемом МКД по <адрес>. Согласно заключения эксперта от /дата/ на пожарном мусоре, представленном на экспертизу, следы нефтепродуктов, легковоспламеняющихся жидкостей и горюче- смазочных материалов не обнаружены. Согласно заключению эксперта от /дата/ в доме по <адрес> имелось два очага пожара, которые располагались в правой части относительно входа в дом. Причиной пожара является источник открытого огня ( пламя спички, зажигалки) возможно с применением интенсификаторов горения ЛВЖ-, ГЖ. Согласно сообщения управления по жилищным вопросам мэрии <адрес>, МКД 115 по <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу в порядке, установленном Правительством РФ /дата/. Предоставить информацию о материальном ущербе, причиненном пожаром по данному адресу, не представляется возможным. Исходя из данных материала проверки, в данном случае отсутствует квалифицирующий признак ( в виде причинения ущерба) состава преступления, предусмотренном ст.167 ч.2 УК РФ.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Земцеву Г.Г., поскольку истцом не представлены доказательства наличия в действиях ответчиков-органа местного самоуправления вины в причинении вреда его имуществу.

На основании изложенного и руководствуясь статьи 194-198, ГПК РФ, суд

                                                        решил:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░.- ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.

░░░░░                               ░░░░░░░░░░ ░.░.

2-1712/2022 (2-7137/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Земцев Герман Геннадьевич
Ответчики
Администрация Октябрьского района г. Новосибирска
Мэрия г. Новосибирска
Суд
Октябрьский районный суд г. Новосибирск
Судья
Позднякова Анна Владимировна
Дело на сайте суда
oktiabrsky.nsk.sudrf.ru
21.12.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.12.2021Передача материалов судье
23.12.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.12.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
02.02.2022Предварительное судебное заседание
14.03.2022Предварительное судебное заседание
12.04.2022Судебное заседание
06.07.2022Судебное заседание
08.07.2022Судебное заседание
29.08.2022Судебное заседание
31.08.2022Судебное заседание
07.09.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.08.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее