Решение по делу № 2-227/2022 (2-6683/2021;) от 12.10.2021

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                                    <адрес>

Видновский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Куприяновой Я.Г., при секретаре ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Межрайонной природоохранной прокуратуры Московской области в интересах Российской Федерации в лице Территориального управления Росимущества в Московской области, Московско-Окского бассейнового водного управления и неопределенного круга лиц к ФИО2 об истребовании из чужого незаконного владения части земельных участков, внесении изменений в ЕГРН, обязании использовать земельные участки в соответствии с ограничениями,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная природоохранная прокуратура Московской области обратилась в суд в интересах Российской Федерации в лице территориального управления Росимущества в Московской области, Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов и неопределенного круга лиц к ФИО2 об истребовании из чужого незаконного владения ФИО2 в собственность Российской Федерации части земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты>м, земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> занятые акваторией и береговой полосой водного объекта Коробовского пруда, образованного на ручье без названия, в координатах, указанных в техническом заключении ООО «ЭЛСИ», внесении изменений в сведения ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером изменив площадь земельного участка с <данные изъяты>.м до <данные изъяты>м, в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, изменив площадь земельного участка с <данные изъяты>м до <данные изъяты> внесении изменений в ЕГРН об ограничении (обременении) прав при использовании земельных участков с кадастровыми номерами , расположенных по адресу: Московская область, <адрес> в соответствии с пунктами 15, 17 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации, обязании использовать земельные участки в соответствии с ограничениями.

Исковые требования мотивированы тем, что межрайонной природоохранной прокуратурой Московской области проведена проверка исполнения требований природоохранного законодательства при формировании и использовании земельных участков, расположенных на территории <адрес>, в рамках которой установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами площадью <данные изъяты>.м, <данные изъяты> площадью <данные изъяты>.м отнесены к категории земель – «земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования – «для иных видов жилой застройки». Согласно сведениям ЕГРН указанные земельные участки принадлежит на праве собственности ФИО2

Межрайонной природоохранной прокуратурой Московской области проведена проверка с привлечением государственных контролирующих органов с выездом на место, в ходе которой установлено, что вышеуказанные земельные участки частично сформированы в акватории и береговой полосе водного объекта – Коробовского пруда, образованного на русле ручья без названия.

Согласно информации Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области спорные земельные участки частично расположены в границах акватории и береговой полосы водного объекта – Коробовского пруда, образованного на русле ручья без названия, его водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе.

Для определения координат пересечения границ земельных участков с границами акватории и береговой полосы водного объекта, мелководного водохранилища, и их водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы кадастровыми инженерами ООО «ЭЛСИ» проведены геодезические измерения.

Кадастровыми инженерами представлены сведения, согласно которым границы земельного участка с КН <данные изъяты> имеют пересечение с границами акватории и береговой полосы водного объекта площадью <данные изъяты> границы земельного участка с КН имеют пересечение с границами акватории и береговой полосы водного объекта площадью <данные изъяты>. При этом исследуемый водный объект – Коробовский пруд, образован на ручье без названия, берущего начало в районе <адрес> городского округа Московской области. Поверхностный водный объект имеет гидравлическую связь с <адрес>, которая является правым притоком <адрес>.

Учитывая, что водный объект и его береговая полоса на момент формирования спорных участков, а также земель, из которых образованы данные земельные участки, принадлежали на праве собственности государству, нахождение в собственности ФИО2 и дальнейшее использование ответчиком береговой полосы и акватории водного объекта – Коробовского пруда образованного на ручье без названия с нарушением федерального законодательства влечет за собой нарушение интересов Российской Федерации как собственника указанного имущества и законных прав неопределенного круга лиц на равный доступ к природным ресурсам истец обратился в суд с указанным иском.

В судебном заседании представитель истца Межрайонной природоохранной прокуратуры Московской области заявленные требования поддержал, настаивая на их удовлетворении указывая, что проведенной по делу экспертизой установлено расположение спорных земельных участков в границах акватории и береговой полосы водного объекта.

Представитель Территориального управления Росимущества в Московской области в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, ранее представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, ранее представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Ответчик ФИО2 не явился, обеспечил явку своего представителя, которая в судебном заседании заявленные требования не признала, возражая против их удовлетворения указывала, что границы земельного участка были установлены на основании решения суда путем выдела земельной доли правопредшественнику истца, а также не установлены границы акватории водного объекта Коробовского пруда и сведения о местоположении его береговой полосы.

Представитель третьего лица – Администрации Ленинского городского округа Московской области в судебном заседании заявленные требования поддержал, настаивал на их удовлетворении.

Представители третьих лиц – Управления Росреестра по Московской области, Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по Московской области» в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом, их неявка не препятствует рассмотрению дела, по существу.

Выслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ Защита гражданских прав осуществляется путем: восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.

В соответствии с ч.2 ст.27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В соответствии со ст. 27 ч.5 п.3 ЗК РФ ограничиваются в обороте, находящиеся в государственной или муниципальной собственности: земельные участки, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.

Из материалов дела следует и судом установлено, что ФИО5 на праве собственности принадлежат земельные участки с К площадью <данные изъяты>.м., площадью <данные изъяты>, расположенные по адресу: <адрес>, <данные изъяты>.

Из дела правоустанавливающих документов следует, что указанные земельные участки с участки с К, образовались в результате раздела земельного участка с К площадью <данные изъяты>м, произведенного ФИО2, на основании его решения от ДД.ММ.ГГГГ.

При этом, земельный участок с К площадью <данные изъяты> образован на основании решения ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ. из состава земельного участка с КН , который был поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ. в соответствии с представленным межевым планом, составленным кадастровым инженером на основании вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ решения Видновского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого за ФИО6 и ФИО7 было признано право собственности на земельный участок площадью <данные изъяты>

Земельный участок с КН площадью <данные изъяты>.м был приобретен ФИО2 на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ

В ходе проверки, проведенной межрайонной природоохранной прокуратурой <адрес> установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами площадью <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> отнесены к категории земель – «земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования – «для иных видов жилой застройки».

Согласно информации Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в непосредственной близости от земельных участков с К, расположено водохранилище, образованное гидротехническим сооружением (плотиной) на реке Людовна. Река Людовна является правым притоком первого порядка реки Москва, бассейн реки Ока. Протяженность реки <данные изъяты> составляет 10 км. Ширина водоохранной зоны реки Людовна составляет <данные изъяты>, ширина прибрежной защитной полосы – <данные изъяты>, ширина береговой полосы реки Людовна - <данные изъяты>, ширина береговой полосы водохранилища - <данные изъяты>.

Согласно информации Комитета по архитектуре и градостроительству <адрес> спорные земельные участки частично расположены в границах акватории и береговой полосы водного объекта – <данные изъяты>, образованного на русле ручья без названия, его водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе.

Согласно Правилам землепользования и застройки (части территории) Ленинского городского округа <адрес> (далее - ПЗЗ), утвержденных постановлением администрации <адрес> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , земельный участок с кадастровым номером расположен в территориальной зоне (Р-1) - зона парков.

В рамках проверочных мероприятий, для определения координат пересечения границ земельных участков с границами акватории и береговой полосы водного объекта, мелководного водохранилища, и их водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы кадастровыми инженерами ООО «ЭЛСИ» проведены геодезические измерения, по результатам которой составлена схема.

Согласно указанной схемы, границы земельного участка с КН имеют пересечение площадью <данные изъяты>, а земельного участка с КН имеют пересечение площадью <данные изъяты>м. с границами акватории и береговой полосы водного объекта Коробовского пруда, образованного на русле ручья без названия.

Кадастровыми инженерами представлены сведения, что исследуемый водный объект – <адрес>, образован на ручье без названия, берущего начало в районе <адрес> <адрес>. Поверхностный водный объект имеет гидравлическую связь с рекой Людовна, которая является правым притоком реки Москвы.

При этом сведения об ограничении использования земельных участков в связи с его вхождением в границы акватории и береговой полосы водного объекта Коробовского пруда, образованного на русле ручья без названия в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.

В ходе рассмотрения спора, возражая против удовлетворения заявленных требований, сторона ответчика указывала, что спорные земельные участки образованы в результате раздела первоначального участка, границы которого были установлены на основании вступившего в законную силу решения Видновского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, а также не установлены границы акватории водного объекта Коробовского пруда и сведения о местоположении его береговой полосы.

Порядок использования земель водного фонда ранее определялся законодательством ФИО1 и республик, входящих в состав ФИО1.

В силу ст.ст. 3, 4 Водного кодекса ФИО1, утвержденного Верховным ФИО1 ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ, реки, озера, водохранилища, другие поверхностные водоемы и водные источники, воды каналов, прудов и др. составляют Единый государственный водный фонд. В соответствии с Конституцией СССР и Конституцией ФИО1 воды являются государственной собственностью – общим достоянием всего советского народа.

Воды состоят в исключительной собственности государства и предоставляются только в пользование. Действия, в прямой или скрытой форме нарушающие право государственной собственности на воды, запрещаются.

Аналогичные положения закреплялись в ст. ст. 3, 4 Основ водного законодательства СССР, утв. Законом СССР от ДД.ММ.ГГГГ.

Одновременно с Водным кодексом ФИО1 1972 года и Основами водного законодательства СССР 1970 года действовал Земельный кодекс ФИО1, утвержденный Законом ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, устанавливающий исключительную собственность государства на землю и отнесение набережных к землям общего пользования.

Согласно ст. 91 Водного кодекса ФИО1, утвержденного ВС ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ, все воды (водные объекты) подлежат охране от загрязнения, засорения и истощения, которые могут причинить вред здоровью населения, а также повлечь уменьшение рыбных запасов, ухудшение условий водоснабжения и другие неблагоприятные явления вследствие изменения физических, химических, биологических свойств вод, снижения их способности к естественному очищению, нарушения гидрологического и гидрогеологического режима вод. В этих целях в соответствии с законодательством Союза ССР и ФИО1 могут устанавливаться водоохранные зоны (полосы). Порядок установления и использования водоохранных зон (полос) определяется ФИО1, если иное не предусмотрено законодательством Союза ССР.

Согласно ст. 20 Водного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 167-ФЗ водными объектами общего пользования являются водные объекты, находящиеся в общедоступном, открытом пользовании.

Водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, а также обособленные водные объекты, находящиеся в муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, если в водоохранных, экологических или иных интересах законодательством Российской Федерации не предусмотрено иное.

Полоса суши вдоль берегов водных объектов общего пользования (бечевник) предназначается для общего пользования. Каждый вправе (без использования транспорта) пользоваться бечевником для передвижения и пребывания у водного объекта общего пользования, в том числе рыболовства и причаливания плавательных средств. Ширина бечевника не может превышать 20 метров.

Таким образом, водный объект и его береговая полоса на момент формирования земельного участка с кадастровым номером №, а также земель, из которых образован данный земельный участок, принадлежали на праве собственности государству.

С целью разрешения заявленных требований, на предмет расположения спорных земельных участков относительно акватории и береговой полосы водного объекта - Коробовского пруда, образованного на русле ручья без названия, судом по делу была назначена судебная землеустроительная экспертиза, производство которой было поручено экспертам ООО Строительно-кадастровой группе «Вектор».

Из заключения эксперта от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что водный объект согласно Картам ЯНДЕКС и карте градостроительного зонирования ПЗЗ Ленинского г.о., является Коробовским прудом на севере посредством водотока без названия соединяется с Малым Людовинским прудом, который образован на реке Людовна, которая в свою очередь впадает в реку Москва.

Данное обстоятельство также подтверждается тем, что в сведениях ЕГРН содержатся сведения о плотине, расположенной на реке Людовна, которая и образовывает Коробовский пруд (сооружение (Плотина пруда на реке Людовна, притоке реки Москва) с кадастровым номером

Таким образом экспертом установлено, что водный объект Коробовский пруд имеет гидрологическую связь с рекой Москвой посредством реки Людвина и прудов, расположенных на ней. Следовательно, водный объект Коробовский пруд не является обособленным водным объектом, так как расположен на водотоке -реке Людовна.

Экспертом установлено, что сведения о местоположении береговой линии (границы) Коробовского пруда в ЕГРН не содержатся. В материалах гражданского дела и открытых источниках информации отсутствуют документы, содержащие в себе сведения о координатах поворотных точек береговой линии (границы) водного объекта Коробовскоrо пруда.

Следовательно, береговая линия Коробовского пруда не установлена в соответствии с действующим законодательством.

Вместе с этим, эксперт определено местоположение береговой линии водного объекта методом спутниковых геодезических измерений по фактическому урезу воды Коробовского пруда на момент проведения обследования на местности (фактическая береговая линия).

Исходя из статьи 6 Водного кодекса ширина береговой полосы Коробовского пруда составляет 20 метров.

В соответствии со статьёй 65 Водного кодекса РФ, ширина водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы Коробовского пруда, расположенного на водотоке реке Людовна составляет 50 метров.

Экспертом произведено сопоставление границ земельных участков с К, сведения о которых содержатся в ЕГРН с береговой полосой Коробовского пруда определенной в соответствии со ст. 6 Водного кодекса РФ и ширина водоохранной зоны реки Людовна.

По результатам произведенного сопоставления установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами и по сведениям ЕГРН полностью расположены в границах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы Коробовского пруда, определенных от фактической береговой линии водного объекта.

Земельные участки с кадастровыми номерами и не пересекаются с акваторией (береговой линией) Коробовского пруда, но частично пересекаются с береговой полосой Коробовского пруда, ширина которой составляет <данные изъяты> метров от береговой линии.

Площадь пересечения (наложения) кадастровых границ земельного участка с кадастровым номером и береговой полосы Коробовского пруда составляет <данные изъяты>. Каталог координат характерных (поворотных) точек участка пересечения площадью <данные изъяты>. представлен в таблице 4.

Площадь пересечения (наложения) кадастровых границ земельного участка с кадастровым номером и береговой полосы Коробовского пруда составляет <данные изъяты> Каталог координат характерных (поворотных) точек участка пересечения площадью <данные изъяты>м. представлен в таблице 5.

По результатам проведенных исследований экспертом установлено, что использование земельных участков с кадастровыми номерами после исключения береговой полосы в соответствии с Земельным кодексом РФ, учитывая Правила землепользования и застройки территории (части территории) Ленинского городского округа <адрес>, утвержденные Постановлением Администрация Ленинского городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, не возможно так как указанные земельные участки будут расположены в границах территориальной зоны природно-рекреационной зоне Р-2, в которой не предусматривается расположение земельных участков для индивидуального жилищного строительства.

Вместе с этим, учитывая что спорные земельные участки были образованы в период действия Правил землепользования и застройки на часть территории Ленинского городского округа <адрес> (в границах бывшего сельского поселения Молоковское Ленинского муниципального района <адрес>), утвержденных Решением ФИО1 депутатов Ленинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ, использование земельных участков с кадастровыми номерами и после исключения береговой полосы в соответствии с Земельным кодексом РФ, возможно, так как указанные земельные участки будут расположены в границах территориальной зоны Ж-2, в которой предусматривается расположение земельных участков для индивидуального жилищного строительства.

В соответствии со ст. 86 ГПК РФ, заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы.

В соответствии с ч.ч. 3 и 4 ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Таким образом, заключение судебной экспертизы оценивается судом по его внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства, собранного по делу, и их совокупности.

Изучив заключение эксперта, суд находит, что оно в полном объеме отвечает требованиям ст. 86 ГПК РФ, поскольку содержит подробное описание произведенных исследований, свои выводы эксперт основывает на представленных в его распоряжение материалах дела, кроме того, его выводы основываются на исходных объективных данных, в связи с чем, оснований не доверять заключению эксперта, обладающего достаточной квалификацией и специальными познаниями, предупрежденного об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, не имеется.

При таких обстоятельствах, законных оснований сомневаться в достоверности заключения эксперта или относиться к его выводам критически у суда не имеется, в связи с чем, суд соглашается с доводами истца и находит, что принадлежащие ответчику вышеуказанные спорные земельные участки находятся в границах береговой линии Коробовского пруда, ширина которой составляет 20 метров.

Доводы представителя ответчика о том, что названное экспертное заключение является ненадлежащим доказательством, поскольку в нем имеются противоречия в части установления береговой линии, поскольку границы акватории водного объекта Коробовского пруда и сведения о местоположении его береговой полосы не установлены, судом оцениваются критически, так как экспертом были осуществлены действия по установлению береговой линии в соответствии с требованиями действующего водного законодательства от фактического расположения уреза воды, которые впоследствии были сопоставлены с данными расположения земельных участков ответчика содержащихся в ЕГРН и сведениями о месторасположении пруда. Кроме того, сам факт расположения границ земельных участков ответчика непосредственно по урезу воды Коробовского пруда свидетельствует об их расположении в береговой линии данного водного объекта.

У суда, как указано выше, не имеется никаких оснований для сомнений в объективности эксперта и для вывода о заинтересованности эксперта в тех или иных выводах.

Доводы ответчика о том, что выводы эксперта, проводившего судебную экспертизу, основаны на неполных данных, не нашли своего подтверждения.

При изучении экспертного заключения судом установлено, что оно выполнено в соответствии с требованиями закона, с соблюдением существующих методик строительных и технических исследований.

Выводы эксперта основаны на результатах фактического осмотра земельных участков ответчика в присутствии его представителя, согласуются с материалами дела.

В соответствии со статьей 11 Водного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ к поверхностным водоемам относятся озера, водохранилища, болота и пруды. Обособленные водные объекты относятся к недвижимому имуществу и являются составной частью земельного участка.

Согласно статье 20 Водного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ водные объекты общего пользования - водные объекты, находящиеся в общедоступном, открытом пользовании. Водные объекты, находящиеся в государственной собственности, а также обособленные водные объекты, находящиеся в муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, если в водоохранных, экологических или иных интересах законодательством Российской Федерации не предусмотрено иное. Обособленные водные объекты, находящиеся в собственности граждан или юридических лиц, в установленном порядке могут использоваться как водные объекты общего пользования только при условиях регистрации данного ограничения права собственности на обособленные водные объекты в едином государственном реестре и выплаты вознаграждения собственнику.

Полоса суши вдоль берегов водных объектов общего пользования (бечевник) предназначается для общего пользования. Каждый вправе (без использования транспорта) пользоваться бечевником для передвижения и пребывания у водного объекта общего пользования, в том числе рыболовства и причаливания плавательных средств. Ширина бечевника не может превышать 20 метров.

В силу статьи 34 Водного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ в Российской Федерации устанавливается государственная собственность на водные объекты. Муниципальная и частная собственность допускается только на обособленные водные объекты. Изменение русла реки или иное изменение местоположения водного объекта не влечет изменения формы и вида собственности на водный объект, если иное не следует из указанного кодекса.

Как указано в статье 35 Водного кодекса Российской Федерации от 16 ноября 1995 г., все водные объекты, а также обособленные водные объекты (замкнутые водоемы), не находящиеся в муниципальной собственности, собственности граждан и юридических лиц, являются государственной собственностью. В государственной собственности находятся водные объекты, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и водные объекты, принадлежащие на праве собственности субъектам Российской Федерации (собственность субъектов Российской Федерации). От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации в рамках своей компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Водные объекты, находящиеся в государственной собственности, не подлежат передаче в собственность муниципальным образованиям, гражданам и юридическим лицам.

В соответствии со статьей 36 Водного кодекса Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. водные объекты признаются федеральной собственностью Правительством Российской Федерации по согласованию с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

Статьей 40 Водного кодекса Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. установлено, что в собственности граждан и юридических лиц могут находиться обособленные водные объекты (замкнутые водоемы) - небольшие по площади и непроточные искусственные водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами. Предельные размеры обособленных водных объектов определяются земельным законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 102 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) к землям водного фонда относятся земли, занятые водными объектами, земли водоохранных зон водных объектов, а также земли, выделяемые для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений, объектов.

Занятые находящимися в государственной или муниципальной собственности водными объектами в составе водного фонда земельные участки отнесены к землям, ограниченным в обороте, которые не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (подпункт 3 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации).

По смыслу приведенных норм права участки береговой полосы не могут быть приватизированы и находиться в частной собственности.

В силу пункта 6 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент образования земельного участка ответчика) полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.

Статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации определены основные принципы земельного законодательства, в том числе учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю.

Пунктом 6 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные настоящим кодексом и другими федеральными законами.

Статьёй 42 Конституции РФ гарантировано право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а также интересы Российской Федерации как гаранта экологической безопасности.

Как указано в пункте 2 постановления Конституционного Суда РФ от 14.05.2009 № 8-П «По делу о проверке конституционности положения подпункта «б» пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка определения платы и её предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия», согласно Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9, ч. 1).

Приведенное конституционное положение в единстве с провозглашенными в преамбуле Конституции РФ целью обеспечения благополучия нынешнего и будущих поколений и ответственностью перед ними определяют взаимообусловленность закрепленных Конституцией Российской Федерации права каждого на благоприятную окружающую среду (ст. 42) и обязанности сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58), выражая тем самым один из основных принципов правового регулирования отношений в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности – принцип приоритета публичных интересов.

В силу ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны в том числе использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В соответствии со ст. 43 ЗК РФ граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено ЗК РФ, федеральными законами. Отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав на земельные участки не влечет за собой прекращения их обязанностей, установленных ст. 42 ЗК РФ.

Согласно ст. 56 ЗК РФ, права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда, а ограничения, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, в результате установления зон с особыми условиями использования территорий в соответствии с настоящим Кодексом.

При таких обстоятельствах, суд находит установленным, что ответчик был обязан соблюдать требования землепользования, в части установленного запрета расположения земельных участков в береговой полосе незамкнутых водных объектов.

Таким образом, использование указанных земельных участков, вид разрешенного использования которых предусматривает осуществление хозяйственной деятельности, на ведение которой законодательством установлен запрет (ограничения) без ограничений, обусловленных их расположением в водоохранной зоне, не только противоречит требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, но и нарушает закрепленное и гарантированное ст. 42 Конституции Российской Федерации право каждого на благоприятную окружающую среду и тем самым затрагивает экологические права неопределенного круга лиц, а также прямо противоречит требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, направленным на защиту водных объектов.

Учитывая расположение спорных земельных участков в 20-метровой береговой полосе, определение их границ не соответствует установленным требованиям и может представлять собой угрозу жизни и здоровью граждан, а также компонентам окружающей среды, в силу чего часть земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты>, и земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты>.м подлежат истребованию из незаконного владения ответчика.

Доводы стороны ответчика о том, что вступившим в законную решением, Видновского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ. были установлены границы первоначального земельного участка, из состава которого образованы спорные участки, и в силу положений ст.61 ГПК РФ оно имеет преюдициальное значение при рассмотрении заявленных требований, суд отклоняет, как несостоятельные и основанные на неправильном толковании норм права, в силу того, что при рассмотрении настоящего спора участвовали иные стороны. При этом указанными судебными актами не устанавливались и не были предметом спора обстоятельства, на которых основаны заявленные вышеуказанные требования.

Несмотря на то, что указанные земельные участки частично расположены в границах водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы в его правоустанавливающих документах сведений об особых условиях (ограничениях) использования с соблюдением требований ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации не содержится.

В соответствии с ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество – юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 7 Федерального закона № 218-ФЗ Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит в том числе из реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества.

В соответствии с п. 5 ч. 5 ст. 8 Федерального закона № 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества, в том числе сведения о том, что земельный участок полностью или частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории или территории объекта культурного наследия, включая ограничения по использованию земельного участка, установленные для такой зоны или территории.

Согласно п. 6 ч. 2 ст. 9 Федерального закона № 218-ФЗ в реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках с ним, в том числе основания возникновения, изменения, прекращения ограничений права или обременений объекта недвижимости.

Согласно п. 5 ч. 2 ст. 14 Федерального закона № 218-ФЗ, основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе являются вступившие в законную силу судебные акты.

Исходя из вышеприведенных норм законодательства, сведения о нахождении земельных участков с кадастровыми номерами К, водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе подлежат включению в Единый государственный реестр недвижимости.

В силу разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», требования об обязании использовать имущество по назначению и о государственной регистрации ограничений (обременении) прав при использовании имущества предъявляются к собственнику, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (Росреестр).

Согласно п. 5 ч. 2 ст. 14 названного Федерального закона основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты.

При таких обстоятельствах, решение суда является основанием для внесения соответствующих сведений (изменений) в Единый государственный реестр недвижимости.

С учетом вышеизложенного, заявленные требования подлежат частичному удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Межрайонной природоохранной прокуратуры Московской области в интересах Российской Федерации в лице Территориального управления Росимущества в Московской области, Московско-Окского бассейнового водного управления и неопределенного круга лиц – удовлетворить частично.

Истребовать из чужого незаконного владения ФИО2 в собственность Российской Федерации часть земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты>., в координатах, указанных в таблице 4 исследовательской части заключения эксперта ООО СКГ «ВЕКТОР» от ДД.ММ.ГГГГ. .

Внести изменения в сведения ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером , изменив площадь земельного участка с <данные изъяты>.м. до <данные изъяты>

Истребовать из чужого незаконного владения ФИО2 в собственность Российской Федерации часть земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты>м., в координатах, указанных в таблице 5 исследовательской части заключения эксперта ООО СКГ «ВЕКТОР» от ДД.ММ.ГГГГ. .

Внести изменения в сведения ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером , изменив площадь земельного участка с <данные изъяты> кв.м. до <данные изъяты>

Внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения об ограничении (обременении) прав при использовании части земельных участков с кадастровыми номерами в соответствии с п. 15, 17 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации, а именно:

В границах водоохранных зон запрещаются:

- использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;

- размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;

- осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами;

- движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;

- строительство и реконструкция автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, инфраструктуры внутренних водных путей, в том числе баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, объектов органов федеральной службы безопасности), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;

- хранение пестицидов и агрохимикатов (за исключением хранения агрохимикатов в специализированных хранилищах на территориях морских портов за пределами границ прибрежных защитных полос), применение пестицидов и агрохимикатов;

- сброс сточных, в том числе дренажных, вод;

- разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»).

В границах прибрежных защитных полос запрещается:

- распашка земель;

- размещение отвалов размываемых грунтов;

- выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

Решение суда является основанием для внесения соответствующих сведений в ЕГРН.

Обязать ФИО2 использовать земельные участки с кадастровыми номерами в соответствии с ограничениями, установленными п. 15, 17 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации.

В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований - отказать.

        Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Видновский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                             Я.Г. Куприянова

2-227/2022 (2-6683/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Московско-Окское бассейно водное управление
Харчевникова Наталья Николаевна
Территориальное управление Росимущества в Московской области
Ответчики
Дементьев Дмитрий Вячеславович
Петрова Екатерина Александровна
Другие
Межрайонная природоохранная прокуратура Московской области
Филиал ФГБУ " Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области
Управление Росреестра по Московской области
Администрация Ленинского городского округа Московской области
Суд
Видновский городской суд Московской области
Судья
Куприянова Яна Геннадьевна
Дело на странице суда
vidnoe.mo.sudrf.ru
12.10.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.10.2021Передача материалов судье
15.10.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.10.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.11.2021Судебное заседание
09.12.2021Судебное заседание
13.01.2022Судебное заседание
09.02.2022Судебное заседание
28.02.2022Судебное заседание
09.03.2022Судебное заседание
30.06.2022Производство по делу возобновлено
30.06.2022Судебное заседание
30.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.08.2023Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
23.08.2023Изучение поступившего ходатайства/заявления
02.10.2023Судебное заседание
30.10.2023Судебное заседание
05.12.2023Судебное заседание
06.02.2024Судебное заседание
06.03.2024Судебное заседание
14.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
30.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее