Дело № 2-319/2023
УИД 10RS0003-01-2023-000621-73
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
08 августа 2023 года г. Кемь, РК
Кемский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Гордевича В.С.,
при секретаре Синда И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кемского района в интересах Птицыной И.Н. к администрации Кемского муниципального района о взыскании компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Кемского района обратился в суд с иском в интересах Птицыной И.Н. к администрации Кемского муниципального района по тем основаниям, что 27.04.2023 после 16 часов у <адрес> Птицына И.Н. была укушена за левую ягодицу бесхозной собакой, после чего обратилась в ГБУЗ «Кемская ЦРБ» с полученными травмами, назначено лечение. В результате проверки установлено, что на истца напала собака, хозяин при которой рядом не находился и в последствии выявлен не был, что свидетельствует о безнадзорности животного. Истец при нападении и укусе безнадзорной собакой испытала боль, стресс, ей причинены физические и нравственные страдания, сохранившиеся до настоящего времени, перенесла испуг и шоковое состояние.
Просил взыскать с администрации Кемского муниципального района в пользу Птицыной И.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей.
Старший помощник прокурора Кемского района Едокова Н.А. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям, просила взыскать с администрации Кемского муниципального района в пользу Птицыной И.Н. в счет компенсации морального вреда 10000 рублей.
Истец Птицына И.Н. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме и пояснила, что 27.04.2023 после 16 часов она возвращалась домой из Центра занятости населения и подошла к дому № по <адрес>, когда на нее набросилась собака. Собака схватила ее за куртку, разорвала ее и укусила за левую ягодицу. Собака набросилась на нее беспричинно. Собак было 4 штуки, а укусила ее собака пятнистая, рыжего с черным окраса. Ошейника на ней не было и клипсы в ухе тоже. Это была дикая, бездомная собака. Затем собаки стаей побежали в сторону дома культуры. В приемный покой Кемской ЦРБ она обратилась около 20 часов, где ее осмотрел хирург. Ран не было, но была внутренняя гематома. От укуса она испытала сильную боль и страх. При касании места укуса она еще долго – до июня испытывала боль. Лечение ей не назначалось, она приняла обезболивающую таблетку.
Представитель ответчика – администрации Кемского муниципального района - глава администрации Долинина С.В. в поступивших возражениях просила рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика и принять решение об отказе в удовлетворении заявленных требований по тем основаниям, что истцом не представлено доказательства виновных действий (бездействия) администрации Кемского муниципального района. Истец не представил никаких данных, свидетельствующих о ненадлежащем, по мнению истца, исполнении органом местного самоуправления своих полномочий.
Свои требования о компенсации морального вреда истец основывает не на доказанных фактах, а на домыслах об отсутствии у безнадзорной собаки хозяина, что ничем не подтверждается. Заявление об отсутствии у собаки хозяина и признание ее безнадзорной, является безосновательным.
Кроме этого, 06.03.2023 между администрацией Кемского муниципального района и Кемской местной общественной организацией защиты животных «Лапы, уши, хвост» заключен муниципальный контракт № 1аэф-23 на оказание услуг по отлову, транспортировке, содержанию в специальных приёмниках (приютах) (в том числе лечению, вакцинации, стерилизации), мечению, учёту животных без владельцев. Сумма контракта составляет 1 543 400 рублей, количество животных без владельцев по условию контракта - не менее 53 особей. 15.05.2023 указанный контракт расторгнут администрацией Кемского муниципального района в одностороннем порядке. Контракт исполнен на сумму 157187 руб.
10.07.2023 между администрацией Кемского муниципального района и ИП Ковалевым А.Н. заключен аналогичный вышеназванному муниципальный контракт № 10аэф-23. Сумма контракта составляет 1 389 213 рублей, количество животных без владельцев по условию контракта - не менее 54 особей.
Таким образом, в пределах размера Субвенции администрацией Кемского муниципального района организованы мероприятия по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев.
Суд, на основании ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Суд, заслушав прокурора Едокову Н.А., поддержавшую исковые требования в полном объеме по изложенным в иске основаниям, истца Птицыну И.Н., изучив материалы дела, материалы проверки ОМВД России по Кемскому району по КУСП № 1106 от 27.04.2023, удовлетворяет заявленные требования частично.
Судом установлено, что 27 апреля 2023 года, около 16 часов, у <адрес> на Птицыну И.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, напало безнадзорное животное – собака, которая укусила ее за левую ягодицу. По факту укуса Птицына И.Н. 27 апреля 2023 года в 20 часов 20 минут обратились в приемный покой ГБУЗ РК «Кемская ЦРБ» с жалобами на боли в левой ягодичной области. При осмотре истца хирургом Груша Л.А. было установлено, что повреждений кожного покрова/ссадин ягодичной области нет и установлен диагноз: Укус собаки левой ягодичной области без повреждения кожных покровов. Было назначено лечение в виде приема лекарственных препаратов и постановки полуспиртовых компрессов.
Изложенное подтверждается: показаниями истца Птицыной И.Н.; копией справки врача-хирурга Груша Л.А.; копией из журнала обращений в приемный покой Кемской ЦРБ; определением № 524 старшего УУП ОУУП и ПДН ОМВД России по Кемскому району Плясинова А.О. об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
В силу положений ст. 1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии с частью 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно статье 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно статье 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда также должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Согласно преамбуле Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В соответствии с положениями ст. 1 названного закона № 52-ФЗ безопасные условия для человека - это состояние среды обитания, при котором отсутствует опасность вредного воздействия ее факторов на человека.
Согласно пункту 1 статьи 29 указанного Федерального закона № 52-ФЗ, в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 4 утверждены санитарные правила и нормы СанПин 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней».
В силу пункта 1789 СанПин 3.3686-2.1, регулирование численности безнадзорных домашних и диких животных относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Регулирование численности безнадзорных домашних животных проводится путем их отлова, стерилизации и содержания в специальных питомниках. Отстрел в черте населенных пунктов не допускается.
В соответствии со ст. 1 Закона Республики Карелия от 19.12.2019 № 2424-ЗРК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отдельными государственными полномочиями Республики Карелия в области обращения с животными», органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (далее - органы местного самоуправления) наделены государственными полномочиями Республики Карелия по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев (далее - государственные полномочия) в целях предупреждения возникновения эпидемий, эпизоотий и (или) иных чрезвычайных ситуаций, связанных с распространением заразных болезней, общих для человека и животных, носителями возбудителей которых могут быть животные без владельцев; предотвращения причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц; гуманного отношения к животным без владельцев, оказания помощи животным, находящимся в опасном для их жизни состоянии; возврата потерявшихся животных их владельцам.
Мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев включают в себя отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных.
Органы местного самоуправления обеспечивают организацию мероприятий, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», порядком осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев, установленным Правительством Республики Карелия (статья 2 Закона).
В соответствии со ст. 3 Закона органы местного самоуправления организуют деятельность по осуществлению государственных полномочий на территориях населенных пунктов, расположенных в границах соответствующих муниципальных образований в Республике Карелия, принимают муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с осуществлением государственных полномочий.
Таким образом, органами местного самоуправления администрации Кемского муниципального района принято на себя обязательство по отлову безнадзорных животных, регулированию их численности, что не противоречит действующему нормативному регулированию.
Учитывая изложенное, мероприятия по отлову безнадзорных животных относятся к мероприятиям по охране жизни и здоровья людей, осуществление которых отнесено к категории вопросов местного значения.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 1 Постановления Пленума ВС РФ от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Под физическими страданиями следует понимать физическую боль, связанную с причинением увечья, иным повреждением здоровья, либо заболевание, в том числе перенесенное в результате нравственных страданий, ограничение возможности передвижения вследствие повреждения здоровья, неблагоприятные ощущения или болезненные симптомы, а под нравственными страданиями - страдания, относящиеся к душевному неблагополучию (нарушению душевного спокойствия) человека (чувства страха и т.д.)
Отсутствие заболевания или иного повреждения здоровья, находящегося в причинно-следственной связи с физическими или нравственными страданиями потерпевшего, само по себе не является основанием для отказа в иске о компенсации морального вреда (п. 14 названного Постановления Пленума ВС РФ).
В пункте 12 того же Постановления Пленума ВС РФ указано, что обязанность компенсации морального вреда может быть возложена судом на причинителя вреда при наличии предусмотренных законом оснований и условий применения данной меры гражданско-правовой ответственности, а именно: физических или нравственных страданий потерпевшего; неправомерных действий (бездействия) причинителя вреда; причинной связи между неправомерными действиями (бездействием) и моральным вредом; вины причинителя вреда (статьи 151,1064, 1099 и 1100 ГК РФ).
Причинение морального вреда потерпевшему в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях предполагается, и сам факт причинения вреда здоровью, в том числе при отсутствии возможности точного определения его степени тяжести, является достаточным основанием для удовлетворения иска о компенсации морального вреда (п. 15 Постановления Пленума ВС РФ № 33).
Анализ приведенных правовых норм и собранных по делу доказательств позволяет суду сделать вывод о наличии причинно-следственной связи между бездействием ответчика, выразившемся в непринятии мер по отлову безнадзорной собаки, укусившей истца и причинением истцу физических и нравственных страданий и, как следствие, морального вреда.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд, применительно к положениям ст.ст. 150, 151, 1069, 1099-1101 Гражданского кодекса РФ исходит из характера нравственных страданий, причиненных истцу, при которых был причинен моральный вред. При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает: характер причиненных истцу страданий и их степень; наличие болевых ощущений от укуса собаки; длительность наличия болевых ощущений в области укуса; отсутствие ран и ссадин в месте укуса, а также требования разумности и справедливости и удовлетворяет заявленные требования частично, взыскав с ответчика в пользу истца 5000 рублей.
Доводы представителя ответчика – администрации Кемского муниципального района о том, что истцом не доказано причинение вреда в результате укуса безнадзорной собаки, суд признает несостоятельными, так как тот факт, что собака была безнадзорной, подтверждается показаниями истца Птицыной И.Н., из показаний которой следует, что укусившая ее собака была в составе стаи таких же бездомных (бесхозных) собак, а также материалами проверки, проведенной сотрудниками ОМВД России по Кемскому району по факту укуса Птицыной И.Н.
Доводы представителя ответчика со ссылкой на тот факт, что администрацией были заключены муниципальные контракты на отлов безнадзорных животных, так же являются несостоятельными, поскольку судом установлено, что 06.03.2023 между администрацией Кемского муниципального района и Кемской МООЗЖ «Лапы, уши, хвост» заключен муниципальный контракт № 1аэф-23 на оказание услуг по отлову, транспортировке, содержанию в специальных приёмниках (приютах) (в том числе лечению, вакцинации, стерилизации), мечению, учёту животных без владельцев, который был расторгнут администрацией 15.05.2023 в одностороннем порядке и 10.07.2023 между администрацией Кемского муниципального района и ИП Ковалевым А.Н. был заключен аналогичный муниципальный контракт № 10аэф-23.
Как следует из Акта приема-сдачи оказанных услуг от 29 июня 2023 года, в рамках исполнения муниципального контракта № 1аэф-23, заключенного с Кемской МООЗЖ «Лапы, уши, хвост» было выполнено работ по отлову, стерилизации, вакцинации, мечению и возврату на прежние места обитания в отношении 8 особей. Данных по выполнению муниципального контракта № 10аэф-23 ответчиком не представлено.
Из чего следует, что мер, принятых администрацией Кемского муниципального района по отлову безнадзорных животных явно недостаточно.
Руководствуясь ст., ст. 12, 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Кемского района – удовлетворить частично.
Взыскать с администрации Кемского муниципального района, адрес: <адрес>, ИНН 1002001097, в пользу Птицыной И.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в счет компенсации морального вреда 5000 (пять тысяч) рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований прокурора Кемского района – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Кемский городской суд в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий: В.С. Гордевич
Решение в окончательной форме вынесено 11 августа 2023 года.