Дело №2- 19/2023
61RS0045-01-2022-002383-97
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Покровское 03 марта 2023 года
Неклиновский районный суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Карачиной А.А.,
при секретаре Бутове В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Неклиновского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к ГБУ РО «Центральная районная больница» Неклиновского района, Министерству здравоохранения Ростовской области и Правительству Ростовской области об обязании организовать розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения,
Установил:
Прокурор Неклиновского района Ростовской области, действуя в интересах неопределенного круга, обратился в суд с иском к ГБУ РО «Центральная районная больница» Неклиновского района и Министерству здравоохранения Ростовской области об обязании организовать розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения.
Установлено, что прокуратурой Неклиновского района проведена проверка в рамках осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства Российской Федерации о здравоохранении, а также руководствуясь Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от ... ... «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национальных проектов», Приказом Генпрокуратуры России от ... ... «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» в МБУЗ «Центральная районная больница» Неклиновского района Ростовской области (далее – МБУЗ ЦРБ)
Паспортом национального проекта «Здравоохранение», утвержденным президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от ... ..., предусмотрены мероприятия по развитию системы оказания первичной медико-санитарной помощи, формирования сети медицинских организаций первичного звена здравоохранения, функционирования фельдшерских, фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, оснащенных в соответствии с Положением об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от ... ...н.
Паспортом регионального проекта «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи», размещенном на официальном сайте ..., предусмотрено финансирование оснащения фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий в соответствии с Положением об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от ... ...н на период 2021-2024 годов.
В соответствии с требованиями п. 11 Приложения ... к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от ... ...н основными задачами ФАПа являются реализация лекарственных средств и медицинских изделий в случае отсутствия на территории населенного пункта аптечных организаций. Медицинская деятельность МБУЗ «... больница ...» осуществляется в соответствии с лицензией № ... от ....
В ходе проведенной проверки установлено, что на территории Вареновского сельского поселения в ... и ... отсутствуют аптечные организации. В ФАП ..., расположенный по адресу: ... и во врачебной амбулатории в ..., расположенной по адресу: ..., розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения в соответствии с п. 11 Приложения ... к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от ... ...н не осуществляется. При этом, население Вареновского сельского поселения составляет более 4000 человек, из них в ... проживает более 2900 человек, в ... – более 1800 человек. При этом ближайший аптечный пункт находится в ..., расстояние от которого до ... составляет более 17 километров.
Отсутствие в Вареновском сельском поселении организованной розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения в нарушение вышеуказанных требований может повлечь за собой возможность возникновения угрозы жизни и здоровью как жителей ... и ..., так и неопределенного круга лиц, нуждающихся в незамедлительной приобретении жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов с доступностью в пределах сельского поселения.
Просят суд признать: 1. Незаконным бездействие администрации Неклиновского района и МБУЗ «Центральная районная больница» Неклиновского района, выразившееся в неисполнении установленных законодательством обязанностей по обеспечению фармацевтической деятельности в ..., на территории которой отсутствуют аптечные организации; 2. Обязать МБУЗ «... больница» ... организовать осуществление розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения на территории Вареновского сельского поселения в ФАП ..., расположенном по адресу: ... или во врачебной амбулатории в ..., расположенной по адресу: ..., в соответствии с Правилами надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденных Приказом Минздрава России от ... ...н, Правилами надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденными приказом Минздрава России от ... ...н, в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; 3. Обязать администрацию ... организовать финансирование организации осуществления МБУЗ «... больница» ... розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения на территории Вареновского сельского поселения в ФАП ..., расположенном по адресу: ... или во врачебной амбулатории в ..., расположенной по адресу: ..., в соответствии с Правилами надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденных Приказом Минздрава России от ... ...н, Правилами надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденными приказом Минздрава России от ... ...н, в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В последующем истец изменил ранее заявленные исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ и просил суд: 1. Признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения ... ГБУЗ РО «... больница» ..., выразившееся в неисполнении установленных законодательством обязанностей по обеспечению фармацевтической деятельности в ..., на территории которой отсутствуют аптечные организации; 2. Обязать ГБУЗ «... больница» ... организовать осуществление розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения на территории Вареновского сельского поселения в ФАП ..., расположенном по адресу: ... или во врачебной амбулатории в ..., расположенной по адресу: ..., в соответствии с Правилами надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденных Приказом Минздрава России от ... ...н, Правилами надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденными приказом Минздрава России от ... ...н, в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; 3. Обязать Министерство здравоохранения ... организовать финансирование организации осуществления ГБУЗ «... больница» ... розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения на территории Вареновского сельского поселения в ФАП ..., расположенном по адресу: ... или во врачебной амбулатории в ..., расположенной по адресу: ..., в соответствии с Правилами надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденных Приказом Минздрава России от ... ...н, Правилами надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденными приказом Минздрава России от ... ...н, в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Определением Неклиновского районного суда Ростовской области от 12 октября 2022 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Администрация Вареновского сельского поселения.
Определением Неклиновского районного суда Ростовской области от 10 января 2023 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечено Министерство здравоохранения Ростовской области и Правительство Ростовской области, Администрация Неклиновского района исключена из числа соответчиков и привлечена для участия в деле в качестве третьего лица.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Солкина С.А. поддержала исковые требования с учетом изменения и дала пояснения. Аналогичные изложенным в иске.
Представитель ответчика ГБУ РО «ЦРБ «Неклиновского района Петренко И.А. в суде исковые требования признал частично и показал, что в с. Вареновка открыт аптечный пункт, в ближайшее время он будет работать. Вопрос по с. Бессеергеновка будет решаться. Требования прокурора в части бездействия ответчика не признает.
Представитель ответчика Министерство здравоохранения Ростовской области в судебное заседание не прибыл, представил в суд отзыв, в котором указал, согласно структуре ГБУЗ «ЦРБ» ... по адресу: ... врачебная амбулатория, по адресу: ... находится фельдшерско-акушерский пункт. Основной задачей как фельдшерско-акушерского пункта, так и врачебной амбулатории, прежде всего является оказание первично медико-санитарной помощи. В задачах врачебной амбулатории отсутствует реализация лекарственных средств и медицинских изделий (п.15 приложения ... приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ... ...н). Также в структуре фельдшерско-акушерского пункта, врачебной амбулатории не предусмотрены помещения, необходимые для осуществления фармацевтической деятельности. Согласно ст. 55 Федерального закона от 12,04.2010 № 61-ФЗ «об обращении лекарственных средств» розничная торговля лекарственными препаратами может осуществляться любыми аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность. Просили в удовлетворении иска отказать.
Представитель ответчика Правительство Ростовской области в судебное заседание не прибыл, представил в суд возражения на исковое заявление в котором указал, что распоряжением Правительства Ростовской области от 22.11.2022 №1052 МБУЗ «ЦРБ» Неклиновского района Ростовской области передано из муниципальной собственности Неклиновского района Ростовской области в государственную собственность Ростовской области. Согласно п.3.1 Устава ГБУ «ЦРБ» в Неклиновском районе учредителем и собственником ГБУ «ЦРБ» в Неклиновском районе Ростовской области является Ростовская область. В соответствии с п.3.2 устава ГБУ «ЦРБ» в Неклиновском районе функции и полномочия учредителя ГБУ осуществляются в рамках своей компетенции, установленной нормативным правовым актом Ростовской области, Министерство здравоохранения Ростовской области. Согласно п.3.3 Устава ГБУ РО находится в ведении Министерства здравоохранения Ростовской области. Просят в удовлетворении иска отказать.
Представитель третьего лица Администрации Неклиновского района в суд не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен, представил возражения, согласно которым денежные средства на открытие аптечного пункта были заложены.
Представитель третьего лица Администрация Вареновского сельского поселения, в судебное заседание не явился, уведомлен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются иные гарантии социальной защиты.
В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Согласно ст. 4, 10 Федерального закона от ... N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" основными принципами охраны здоровья являются, в том числе, доступность и качество медицинской помощи. Доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения, наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации, транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
В силу п. 5 ст. 19 Закона N 323-ФЗ пациент имеет право на облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами. Согласно ст. 4, 10 Федерального закона от ... N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" основными принципами охраны здоровья являются, в том числе, доступность и качество медицинской помощи. Доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения, наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации, транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
В силу п. 5 ст. 19 Закона N 323-ФЗ пациент имеет право на облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами.
В соответствии с п. 1, 2 ч. 2 ст. 69 Закона N 323-ФЗ право на осуществление фармацевтической деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие фармацевтическое образование в Российской Федерации и прошедшие аккредитацию специалиста; лица, обладающие правом на осуществление медицинской деятельности и получившие дополнительное профессиональное образование в части розничной торговли лекарственными препаратами, при условии их работы в обособленных подразделениях (амбулаториях, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, центрах (отделениях) общей врачебной (семейной) практики) медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление фармацевтической деятельности и расположенных в сельских пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации.
Статьей 79 Закона N 323-ФЗ предусмотрено, что медицинская организация в числе прочего обязана: оказывать гражданам медицинскую помощь в экстренной форме; организовать и осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе порядками оказания медицинской помощи, и с учетом стандартов медицинской помощи; обеспечивать применение разрешенных к применению в Российской Федерации лекарственных препаратов, специализированных продуктов лечебного питания, медицинских изделий, дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств; обеспечивать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации медицинских работников в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 52 Федерального закона от ... N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториях, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, центрах (отделениях) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
Розничная торговля лекарственными препаратами в количествах, необходимых для выполнения врачебных (фельдшерских) назначений или назначений специалистов в области ветеринарии, осуществляется медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториях, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, центрах (отделениях) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации (ст. 55 указанного закона).
Перечень работ и услуг, которые включены в фармацевтическую деятельность, утвержден Постановлением Правительства РФ от ... N 1081.
В силу п. 11 Приложения N 15 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ... N 543н, установлено, что одной из основных задач ФАПа является реализация лекарственных средств и медицинских изделий в случае отсутствия на территории населенного пункта аптечных организаций.
Материалами дела установлено, что в рамках осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства Российской Федерации о здравоохранении, а также руководствуясь Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от ... ... «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национальных проектов», Приказом Генпрокуратуры России от ... ... «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» в проведена проверка МБУЗ «Центральная районная больница» Неклиновского района Ростовской области.
В соответствии распоряжением Правительства Ростовской области от ... ... о передаче учреждений здравоохранения как имущественных комплексов из муниципальной собственности муниципальных образований ... в государственную собственность ... МБУЗ ЦРЮБ» ... передано в государственную собственность Ростовской области - ГБУ РО «ЦРБ» в Неклиновском районе Ростовской области.
В ходе проведенной проверки установлено, что на территории Вареновского сельского поселения Неклиновского района Ростовской области в ... и ... отсутствуют аптечные организации. В ФАП ..., расположенный по адресу: ..., и во врачебной амбулатории в ..., расположенной по адресу: ..., розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения в соответствии с п. 11 Приложения ... к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от ... ...н не осуществляется.
При этом согласно общедоступным данным население Вареновского сельского поселения составляет более 4000 человек, из них в ... проживает более 2900 человек, в ... – более 1800 человек. Ближайший аптечный пункт находится в ..., расположенном на расстоянии более 17 километров.
В соответствии с Положением о министерстве здравоохранения ..., утверждённым постановлением ... от ... ..., к полномочиям министерства относятся:
- Организация обеспечения лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями при амбулаторном лечении за счет областного бюджета отдельных категорий граждан (пп. ...) в ред. постановления Правительства РО от ... N 514)
- Организация оказания населению ... первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи, проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в подведомственных медицинских организациях (п.п....).
- Организация оказания медицинской помощи на территории ... в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи (за исключением медицинской помощи, оказываемой в федеральных медицинских учреждениях, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти) (п.р....)
- Осуществление контроля и координации деятельности подведомственных государственных автономных учреждений ..., государственных бюджетных учреждений ..., государственных казенных учреждений ..., государственных унитарных предприятий ... (п.п. ...).
В соответствии с п. 1 ст. 55 Федерального закона от ... N 61-ФЗ (ред. от ...) "Об обращении лекарственных средств" розничная торговля лекарственными препаратами в количествах, необходимых для выполнения врачебных (фельдшерских) назначений или назначений специалистов в области ветеринарии, осуществляется в том числе медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации.
Перечень медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленных подразделений (амбулаторий, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, центров (отделений) общей врачебной (семейной) практики), расположенных в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, а также перечень лекарственных препаратов, продажа которых может осуществляться указанными организациями и их обособленными подразделениями, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. (п. 5 ст. 55)
Согласно п.3.1 Устава ГБУ «ЦРБ» в ... учредителем и собственником ГБУ «ЦРБ» в ... является .... В соответствии с п.3.2 Устава ГБУ «ЦРБ» в ... функции и полномочия учредителя ГБУ осуществляются в рамках своей компетенции, установленной нормативным правовым актом ..., Министерство здравоохранения .... Согласно п.3.3 устава ГБУ РО находится в ведении Министерства здравоохранения ....
Медицинская деятельность ГБУЗ «... больница ...» осуществляется в соответствии с лицензией № ЛО41-01050-61/00572990 от ....
На основании Дополнительного соглашения от ... ... к Соглашению о предоставлении из бюджета ... от ... ... прежний учредитель учреждения - ... выделила денежные средства на открытие аптекарского пункта в .... После получения денежных средств учреждение здравоохранения предприняло меры к организации работы аптекарского пункта, что никем из участников процесса не оспаривается.
Оценивая в совокупности, исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу, что ответчик, в целях исполнения обязанностей, предусмотренных ст. 79 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", соблюдения прав граждан, гарантированных Конституцией Российской Федерации, обязан принять меры по выполнению требований, указанных в ст. 55 ФЗ "Об обращении лекарственных средств", то есть организовать розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения. Следовательно, исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
С учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, суд полагает необходимым отказать в удовлетворении требований в части признания незаконным бездействия ответчика.
Исковые требования прокурора, заявленные к Министерству здравоохранения Ростовской области также подлежат удовлетворению, не связаны с возложением на него ответственности по обязательствам Учреждения, а направлены на выполнение ответчиком самостоятельной обязанности, предусмотренной законом и учредительными документами, по реализации исполнительным органом государственной власти субъекта государственной функции в сфере охраны здоровья населения, в том числе путем финансирования медицинской деятельности медицинской организации как главного распорядителя средств областного бюджета.
Заявленный прокурором срок в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу, в который надлежит выполнить обязанность по организации розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения, суд с учетом характера допущенных нарушений, находит обоснованным и достаточным. Предоставлением более длительного срока будут нарушены права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Неклиновского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к ГБУ РО «Центральная районная больница» Неклиновского района и Министерству здравоохранения Ростовской области об обязании организовать розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского приминения удовлетворить частично.
Возложить на ГБУ РО «Центральная районная больница» Неклиновского района обязанность организовать осуществление розничной торговли лекарственными препаратами медицинского применения на территории Вареновского сельского поселения ... во Врачебной амбулатории ..., расположенной по адресу: ..., и Фельдшерско-акушерском пункте ..., расположенном по адресу: ..., в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Возложить на Министерство здравоохранения Ростовской области обязанность организовать финансирование организации осуществления ГБУ РО «Центральная больница» Неклиновского района Ростовской области розничной торговли лекарственными препаратами на территории Вареновского сельского поселения Неклиновского района Ростовской области в течение шести месяцев с момента вступления решения в законную силу.
В остальной части отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Неклиновский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца с момента принятия его в окончательной форме.
Председательствующий:
Решение в окончательной форме изготовлено 10 марта 2023 года.