Дело № 3а-74/2022
УИД 47OS0000-01-2021-000404-48
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Санкт-Петербург 25 февраля 2022 года
Ленинградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Павловой О.Н.,
при ведении протокола помощником судьи Прорубщиковым Г.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Саморукова Сергея Александровича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, Правительству Ленинградской области, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости,
установил:
Саморуков С.А. обратился в Ленинградский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №866, площадью 294 490 +/- 950 кв.м, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: для размещения производственных предприятий, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости равном 63 315 350 руб. по состоянию на 27.06.2017. В обоснование требований заявленного иска указано, что административный истец является собственником указанного земельного участка. Кадастровая стоимость объекта недвижимости составляет 123 641 626,5 руб. Административный истец полагает, что превышение размера кадастровой стоимости земельного участка над его рыночной стоимостью влечет нарушение прав и законных интересов Саморукова С.А. в связи с увеличением размера налоговых обязательств.
Представитель административного истца – адвокат Сиников А.А., в судебное заседание явился, административные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика Правительства Ленинградской области Вилаева М.А. в судебное заседание явилась, вопрос о возможности удовлетворения исковых требований об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной оставила на усмотрение суда; поддержала доводы письменного отзыва на иск.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил рассматривать дело в свое отсутствие. В представленном письменном отзыве административный ответчик указал, что результаты государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Ленинградской области утверждены постановлением Правительства Ленинградской области от 27.10.2014 № 490. Дата, по состоянию на которую определена стоимость (дата формирования перечня объектов оценки) – 05.09.2013. Земельный участок с кадастровым номером №866, учтенный в ЕГРН 20.12.2016, не вошел в перечень объектов оценки и не прошел пообъектную оценку, результаты которой утверждены Постановлением №490. Вышеуказанный земельный участок образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером №255. В соответствии с Постановлением №490 среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости (далее также – УПКС) для преобразованного земельного участка с кадастровым номером №255 определено в размере 419,84 руб./кв.м. Таким образом, кадастровая стоимость спорного земельного участка составляет 123 641 626,5 руб., исходя из площади – 294 490 кв.м и УПКС – 419,84 руб./кв.м. Дата внесения (определения) кадастровой стоимости в ЕГРН – 27.06.2017. Дополнительно представителем административного ответчика указано, что обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце, Управление не имеет самостоятельных возражений по существу предъявленных требований, принятие решения об удовлетворении исковых требований оставляет на усмотрение суда.
Представитель административного ответчика ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, просил рассматривать дело в свое отсутствие, направил в адрес суда письменную позицию по делу, в которой принятие решения об удовлетворении исковых требований оставляет на усмотрение суда.
Представитель заинтересованного лица муниципального образования «Всеволожский муниципальный район Ленинградской области» в судебное заседание не явился, извещен, просил рассматривать дело в свое отсутствие.
Представитель заинтересованного лица муниципального образования Рахьинское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области в судебное заседание не явился, извещен, заявлений о рассмотрении дела в свое отсутствие или об отложении слушания дела, а также сведений об уважительности причин неявки или доказательств в опровержение заявленных исковых требований от заинтересованного лица в суд не поступало.
Определив рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, выслушав объяснения представителей административного истца и административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу пункта 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 ЗК РФ).
В соответствии со ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, - в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Таким образом, действующими нормами федерального законодательства предусмотрена возможность определения кадастровой стоимости земельного участка либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления его рыночной стоимости, определенной индивидуально для этого земельного участка.
Согласно ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 135-ФЗ) при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
В пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанных в ст. 24.19 Федерального закона № 135-ФЗ, является дата внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об образовании нового или выявлении ранее не учтенного объекта недвижимости либо дата внесения сведений об изменении качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, повлекших изменение кадастровой стоимости.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости (статья 39.20 ЗК РФ, пункты 1 и 2 статьи 2, пункты 2, 2.2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).
Судом установлено, что административный истец является собственников земельного участка с кадастровым номером №866, площадью 294 490 +/- 950 кв.м, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: для размещения производственных предприятий, расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно выписке из ЕГРН кадастровая стоимость земельного участка составляет 123 641 626,5 руб. Дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость (дата определения кадастровой стоимости) – 27.06.2017.
Вместе с тем 22.10.2021 земельный участок с кадастровым номером №866 снят с кадастрового учета.
В соответствии с отчетом № 0347/21 от 20.05.2021, составленным оценщиком ООО «Аспект» Партей Н.С., являющийся членом Ассоциации саморегулируемой организации оценщиков «СОЮЗ», рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №866 на 27.06.2017 составляет 63 315 350 руб.
Оценивая представленный административным истцом отчет об оценке, суд приходит к выводу о том, что отчет соответствует требованиям статей 1, 11, 20 Федерального закона № 135-ФЗ, не вызывает сомнений в достоверности, подготовлен лицами, отвечающим требованиям законодательства об оценочной деятельности, и признается допустимым доказательством. Отчет содержит подробное описание исследования, основан на Федеральных стандартах оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от 20.05.2015 №297), «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2»), утвержден приказом Минэкономразвития РФ от 20.05.2015 № 298), «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержден приказом Минэкономразвития РФ от 20.05.2015 №299), «Оценка недвижимости (ФСО №7)», утвержден приказом Минэкономразвития РФ от 25.09.2014 № 611).
Отчет основан на анализе рынка объекта оценки, анализе других внешних факторов, не относящихся непосредственно к объекту оценки, но влияющих на его стоимость, при оценке использован сравнительный подход, при этом нецелесообразность использования иных методов подхода оценщиками мотивирована. Оценщиком сделан вывод о том, что наиболее эффективным использованием земельного участка на дату оценки является его фактическое использование, соответствующее виду разрешенного использования: для организации дачного некоммерческого партнёрства (строительство дачного (садового) дома сезонного, временного или круглогодичного использования).
Учитывая, что доказательств, опровергающих приведенную величину рыночной стоимости земельного участка, и сведений о его рыночной стоимости в ином размере административными ответчиками не представлено, суд находит требования административного истца об установлении в отношении земельного участка кадастровой стоимости, равной его рыночной стоимости, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 248, 249 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Саморукова Сергея Александровича – удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №866, по адресу: <адрес>, площадью 294 490 +/- 950 кв.м, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: для размещения производственных предприятий, в размере его рыночной стоимости равном 63 315 350 (шестьдесят три миллиона триста пятнадцать тысяч триста пятьдесят) рублей по состоянию на 27 июня 2017 года.
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья О.Н. Павлова
В окончательной форме решение изготовлено 14 марта 2022 года.