Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
3 июня 2024 года с.Оса
Осинский районный суд Иркутской области в составе: председательствующего Русаковой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Халбаевой Н.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-176/2024 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 16 по Иркутской области к Окрояну Р. П. о взыскании задолженности по обязательным платежам, пени,
установил:
представитель Межрайонной ИФНС России № 16 Иркутской области в лице начальника Леньшина Т.П. обратился в суд с административным исковым заявлением к Окрояну Р. П. о взыскании задолженности по обязательным платежам, пени, указав следующее.
Должник Окроян Р.П., ИНН №.... состоит на налоговом учёте в МИФНС России № 16 по Иркутской области (далее - Инспекция) в качестве налогоплательщика, имеет(л) в собственности нижеперечисленные имущественные объекты, и является(лся) плательщиком соответствующего вида налога:
- Земельный участок, адрес: <адрес обезличен>
- Земельный участок, адрес: <адрес обезличен>
- Автомобили легковые, Государственный регистрационный знак: №...., Марка/Модель: ...
Автомобили легковые, Государственный регистрационный знак: №.... Марка/Модель: ...
В соответствии с п.4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
На основании представленных сведений в соответствии с п.3 ст. 52 НК РФ налоговым органом был исчислен налог и направлены в адрес налогоплательщика налоговые уведомления за 2018, 2020, 2021, 2022 гг. №.... от <дата обезличена>, №.... от <дата обезличена>, №.... от <дата обезличена>, №.... от <дата обезличена> об уплате транспортного налога, земельного налога, в которых указан расчет начисленных сумм налогов, подлежащих уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также сроки уплаты налогов.
Налогоплательщик своевременно сумму транспортного налога, земельного налога, не оплатил. В связи с чем, налоговым органом в соответствии со ст.75 НК РФ начислены пени.
Согласно п. 1 ст. 69 НК РФ - неисполнение обязанности по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, повлекшее формирование отрицательного сальдо единого налогового счета налогоплательщика, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате задолженности.
Налоговым органом в адрес налогоплательщика в порядке ст.ст. 69. 70 НК РФ выставлено и направлено Требование об уплате задолженности №.... по состоянию на <дата обезличена>, в срок, установленный в требовании (<дата обезличена>) оплата налогоплательщиком не произведена.
Поскольку требования налогового органа об уплате указанных налогов не были исполнены, Межрайонная ИФНС России № 16 по Иркутской области обратилась к мировому судье судебного участка № 133 Осинского района Иркутской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Окрояна Р.П. задолженности по обязательным платежам в общем размере 97921,03 руб.
Мировым судьей судебного участка № 133 Осинского района Иркутской области 16.02.2024 вынесен судебный приказ № 2а-706/2024 о взыскании с налогоплательщика задолженности. В связи с поступившими возражениями от Окрояна Р.П. относительно исполнения судебного приказа, определением от <дата обезличена> судебный приказ отменен.
<дата обезличена> в сумму отрицательного сальдо по пени в Единый налоговый счет вошли суммы пени, начисленные в карточке расчета с бюджетом (КРСБ) по состоянию на <дата обезличена>: пени по транспортному налогу – 381,26 руб., пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений ОКТМО №.... – 65,66 руб., пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений ОКТМО 2563427 – 63061,77 руб.
Таким образом, по состоянию на <дата обезличена> общая сумма пени, начисленная в КРСБ налогоплательщика и в дальнейшем перешедшая в ЕНС, составляет 63508,69 руб. (381,26+65,66+63061,77).
На момент формирования Требования №.... по состоянию на <дата обезличена> задолженность по пени составила 67409,71 руб. На момент формирования заявления о вынесении судебного приказа <дата обезличена> задолженность по пени составила 69997,72 руб.
Таким образом, сумма пени, подлежащая взысканию, составляет 69997,72 руб.: 63508,69 руб. (задолженность по пени, принятая из КРСБ при переходе на ЕНС) + 8974,07 руб. (пени с <дата обезличена> по <дата обезличена>, дата формирования заявления о вынесении судебного приказа) – 2485,04 руб. (остаток непогашенной задолженности по пени на дату формирования заявления о вынесении судебного приказа, обеспеченный ранее принятыми мерами взыскания). То есть: 63508,69 + 8974,07 - 2485,04 = 69997,72.
На основании изложенного, административный истец просит взыскать с Окрояна Р. П. задолженность по обязательным платежам в бюджет в сумме 97921,03 руб., в том числе: - транспортный налог в размере 20043 руб. (за 2021 г. - 18884 руб., за 2022 г. – 1159 руб.); - земельный налог в границах сельских поселений (ОКТМО 25612425) 2120 руб. (за 2021 г. - 1060 руб., за 2022 г. - 1060 руб.); земельный налог в границах сельских поселений (ОКТМО 25631427) - 5760,31 руб. (за 2020 г. - 1290,31 руб., за 2021 г. - 2235 руб., за 2022 г. - 2235 руб.); - пени в размере 69997,72 руб.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 16 по Иркутской области был надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя инспекции.
Административный ответчик Окроян Р.П. надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения данного дела, в судебное заседание не явился, с ходатайством об отложении судебного разбирательства не обращался, сведения о наличии уважительных причин неявки суду не представил, письменных возражений по заявленным требованиям не направил.
Ранее в судебном заседании Окроян Р.П. пояснил, что с исковыми требованиями не согласен, поскольку судебным приставом производятся удержания по налоговой задолженности.
В соответствии с ч.2 ст.289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
С учетом положений ч.2 ст.289 КАС РФ суд рассмотрел административное дело без участия административного истца, административного ответчика, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, оснований для признания явки указанных лиц обязательной, не имеется.
Исследовав материалы административного дела, дополнительно представленные материалы, установив юридически значимые обстоятельства и дав оценку собранным по делу доказательствам в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на их всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании, суд приходит к следующему.
Статья 57 Конституции Российской Федерации устанавливает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы. Обязанность каждого уплачивать законно установленные налоги и сборы предусмотрена ст.3 НК РФ.
В соответствии со ст.19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых согласно НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.
Обязанность налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги предусмотрена также п.1 ч.1 ст.23 НК РФ.
Земельный налог в силу ст.15 НК РФ является местным налогом.
В соответствии со ст.388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Пунктом 1 ст.389 НК РФ определено, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Согласно ч.1 ст. 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст.389 данного Кодекса.
Пунктом 4 ст.391 НК РФ установлено, что для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно подпункту 3 п.1 ст.397 Налогового кодекса РФ земельный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В силу ч.4 ст.397 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
В соответствии с главой 28 НК РФ, Законом Иркутской области от 04.07. 2007 № 53-ОЗ «О транспортном налоге» установлен транспортный налог.
Ст.356 НК РФ предусмотрено, что транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В силу п. 2 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно п. 3 ст. 362 НК РФ в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. Если регистрация транспортного средства произошла до 15-го числа соответствующего месяца включительно или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и так далее) произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства. Если регистрация транспортного средства произошла после 15-го числа соответствующего месяца или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и так далее) произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства не учитывается при определении коэффициента, указанного в настоящем пункте.
В соответствии со ст.363 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
П.1 ст.45 НК РФ установлена обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
На основании ст.69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
В силу п.1 ст.70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В соответствии со ст.75 НК РФ в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки подлежит уплате пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.
Согласно ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии с ч.2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Согласно п.3 ст.48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Частью 6 статьи 289 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Судом установлено, что Окроян Р.П. состоит на налоговом учете в МИФНС России № 16 по Иркутской области, что подтверждается учетными данными налогоплательщика.
Как следует из материалов административного дела и установлено судом, ответчик Окроян Р.П. является собственником объектов недвижимого имущества, подлежащего налогообложению - земельные участки: земельный участок, расположенный по адресу: <адрес обезличен>, кадастровый №...., площадь ...; земельный участок, расположенный по адресу: <адрес обезличен>
Также Окрояну Р.П. на праве собственности в спорный период принадлежали транспортные средства.
Налоговым органом в адрес налогоплательщика направлялись налоговые уведомления за 2020 год №.... от <дата обезличена> об уплате земельного налога за 2020 год в размере 1220 руб. и 2341 руб., транспортного налога за 2020 год в размере 33234 руб.; за 2021 год №.... от <дата обезличена> об уплате земельного налога за 2021 год в размере 1060 руб. и 2235 руб., транспортного налога за 2021 год в размере 18884 руб.; за 2022 год №.... от <дата обезличена> об уплате земельного налога за 2022 год в размере 1060 руб. и 2235 руб., транспортного налога за 2022 год в размере 1159 руб.
Статьей 75 НК РФ предусмотрено, что в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежит начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога.
Поскольку административный ответчик свою обязанность по оплате налогов своевременно не исполнил, налоговым органом в соответствии с положениями ст.75 НК РФ произведено начисление пени на сумму неоплаченного земельного налога и транспортного налога.
Из пояснений административного истца следует, что <дата обезличена> в сумму отрицательного сальдо по пени в Единый налоговый счет вошли суммы пени, начисленные в карточке расчета с бюджетом (КРСБ) по состоянию на <дата обезличена>: пени по транспортному налогу – 381,26 руб., пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений ОКТМО 25612425 – 65,66 руб., пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений ОКТМО 2563427 – 63061,77 руб. Следовательно, по состоянию на <дата обезличена> общая сумма пени, начисленная в КРСБ налогоплательщика и в дальнейшем перешедшая в ЕНС, составляет 63508,69 руб. На момент формирования Требования №.... по состоянию на <дата обезличена> задолженность по пени составила 67409,71 руб. На момент формирования заявления о вынесении судебного приказа <дата обезличена> задолженность по пени составила 69997,72 руб. То есть: 69997,72 руб.
В связи с неисполнением обязанности по уплате налогов, административному ответчику инспекцией направлено требование по состоянию на <дата обезличена> №.... об оплате образовавшейся задолженности по налогам, начисленных пеней в срок до <дата обезличена>, которое Окрояном Р.П. получено <дата обезличена>, что подтверждается отчетом №.... о вручении почтовой корреспонденции.
В установленный срок административный ответчик оплату задолженности не произвел, доказательств обратного суду не представлено.
При этом ссылка административного ответчика на наличие исполнительных производств, которыми с него уже производится взыскание налогов, пени, штрафов, и чека-ордера от <дата обезличена> на сумму 19974,24 руб., подлежит отклонению, поскольку из истребованных по запросу суда исполнительных производств №....-ИП, возбужденного судебным приставом-исполнителем <дата обезличена> на основании судебного приказа мирового судьи судебного участка № <адрес обезличен> от <дата обезличена>, №....-ИП, возбужденного <дата обезличена> на основании исполнительного листа ФС 038317856, выданного Осинским районным судом <дата обезличена>, №....-ИП, возбужденного <дата обезличена> на основании исполнительного листа ФС 039088098, выданного Осинским районным судом <дата обезличена>, и названных судебных решений, следует, что предмет исполнения указанных исполнительных производств не относится к рассматриваемым в настоящем судебном заседании исковым требованиям.
Кроме того, согласно пояснений административного истца, Окрояном Р.П. <дата обезличена> произведен Единый налоговый платеж на сумму 19974,24 руб., 4423,76 руб.; <дата обезличена> на сумму 2191,08 руб. Налоговым органом в порядке ст.46 НК РФ произведены зачеты указанных сумм в задолженность по земельному налогу (ОКТМО 25631427) за 2019 год (остаток задолженности на <дата обезличена> за 2019 год составляет 32473,22 руб. (59062,30 руб. – 19974,24 руб. – 4423,76 руб. – 2191,08 руб.).
Таким образом, взыскиваемая в рамках настоящего административного дела задолженность Окрояном Р.П. не оплачена.
Налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении Окрояна Р.П. о взыскании задолженности за период с 2020 по 2022 годы по налогам в размере 27923,31 руб.
Пени, включенные в заявление о вынесении судебного приказа №.... от <дата обезличена>, составили 69997,72 руб.
Мировым судьей судебного участка № 133 Осинского района Иркутской области 16.02.2024 вынесен судебный приказ № 2а-706/2024 о взыскании с Окрояна Р.П. задолженности по обязательным платежам, который определением от <дата обезличена> отменен в связи с поступившими возражениями административного ответчика относительно исполнения судебного приказа.
Из административного искового заявления и пояснений следует, что задолженность по обязательным платежам, пени административным ответчиком в полном объеме не оплачена.
Неисполнение налогоплательщиками в добровольном порядке обязанности по уплате обязательных платежей и санкций влечет их принудительное взыскание в порядке, предусмотренном нормами Налогового кодекса Российской Федерации и Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Представленный административным истцом расчет налога и пени судом был проверен, признан арифметически верным, оснований для его перерасчета судом не установлено.
Согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
В силу ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п.2). Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве; требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа; пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (п.3).
С административным исковым заявлением административный истец обратился в суд в срок установленный ст.48 НК РФ.
Анализируя указанные обстоятельства, представленные доказательства, суд приходит к выводу, что административные исковые требования о взыскании с Окрояна Р.П. задолженности по обязательным платежам за 2020, 2021, 2022 гг., в общем размере 27923,31 руб., пени, подлежащим уплате в бюджетную систему РФ в связи с неисполнением обязанности по уплате причитающихся сумм налогов, сборов в установленные законодательством о налогах и сборах сроки, в размере 69997,72 руб. - подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст.111, ч.1 ст.114 КАС РФ, ст.333.19 НК РФ государственная пошлина, от которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части заявленных требований по делам о взыскании обязательных платежей и санкций и зачисляется в доход федерального бюджета.
Согласно пп.1 п.1 ст.333.19 НК РФ государственная пошлина по данному делу составляет 3137,63 руб. Следовательно, данная сумма государственной пошлины должна быть взыскана с административного ответчика в доход бюджета Осинского муниципального района.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
исковые требования Межрайонной ИФНС России № 16 по Иркутской области к Окрояну Р. П. о взыскании задолженности по обязательным платежам, пени - удовлетворить.
Взыскать с Окрояна Р. П. (ИНН №.... задолженность по обязательным платежам в бюджет в сумме 97921 (девяносто семь тысяч девятьсот двадцать один) рубль 03 копейки, в том числе: транспортный налог в размере 20043 руб. (за 2021 г. - 18884 руб., за 2022 г. - 1159руб.); - земельный налог в границах сельских поселений №.... 2120 руб. (за 2021 г. - 1060 руб., за 2022 г. - 1060 руб.); земельный налог в границах сельских поселений (ОКТМО 25631427) - 5760,31 руб. (за 2020 г. - 1290,31 руб., за 2021 г. - 2235 руб., за 2022 г. - 2235 руб.); - пени в размере 69997,72 руб., с зачислением на следующие реквизиты:
Получатель – Казначейство России (ФНС России), ИНН №....
БИК территориального органа Федерального казначейства – 017003983,
Единый казначейский счет – №....
Расчетный счет – 03№....,
Банк получателя – Отделение Тула Банка России/УФК по Тульской области, г.Тула,
Назначение платежа: Единый налоговый платеж – КБК №..../ОКТМО - 0.
Взыскать с Окрояна Р. П. государственную пошлину в бюджет Осинского муниципального района в размере 3137 (три тысячи сто тридцать семь) рублей 63 копейки.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Иркутского областного суда через Осинский районный суд Иркутской области в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья Осинского районного суда Е.В. Русакова
Мотивированное решение изготовлено 10 июня 2024 года.