08 декабря 2021 года Дело № 2а-4935/2021
29RS0018-01-2021-2021-004093-92
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе
председательствующего судьи Машутинской И.В.,
при секретаре судебного заседания Мишуковой А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Черноудова А. А. к Призывной комиссии городского округа «Город Архангельск», Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Архангельской области», военному комиссару городов Архангельск и Новодвинск, Приморского и Соловецкого районов Архангельской области Леонову А. А.овичу, военному комиссариату городов Архангельск и Новодвинск, Приморского и Соловецкого районов Архангельской области о признании незаконным и отмене решения о признании годным к военной службе с незначительными ограничениями,
установил:
Черноудов А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения призывной комиссии муниципального образования «Город Архангельск» (ныне призывная комиссия городского округа «Город Архангельск», далее – призывная комиссия) от 08.10.2021 о признании его годным к военной службе с незначительными ограничениями.
В обоснование требований указал, что оспариваемым решением был признан годным к военной службе с незначительными ограничениями. Заявителю была выдана повестка на отправку к месту прохождения военной службы и назначена явка на 08.11.2021 с вещами для последующей отправки к месту службы. Полагает, что оспариваемое решение нарушает его право на освобождение от призыва на военную службу в соответствии с п.п. «а» п. 1 ст. 23 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», поскольку специалистами призывной комиссии не были учтены его жалобы на состояние здоровья. Указывает, что он неоднократно заявлял жалобы на состояние своего здоровья, а именно: жалобы на затруднение носового дыхания, зуд и слезливость глаз, зуд лица, в связи с чем, возникают носовые кровотечения, указывал на тяжесть в ногах, увеличение вен нижних конечностей. Исходя из этого, считает, что у него имеет место быть непризывное заболевание, с которым надлежит определить категорию годности «В» - ограниченно годен к прохождению военной службы, в силу ст. ст. 45, 49 Расписания болезней (прил. к Положению о военно-врачебной экспертизе», утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 № 565), и в соответствии с п.п. «а» п. 1 ст. 23 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» должен быть освобождён от призыва на военную службу. Кроме того, указывает, что в день принятия решения призывной комиссией о призыве на военную службу выписку из протокола заседания призывной комиссии не выдали.
Административный истец в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела без своего участия, представителя не направил.
Представитель административных ответчиков Федерального казённого учреждения «Военный комиссариат Архангельской области», призывной комиссии городского округа «Город Архангельск», Военного комиссариата городов Архангельск и Новодвинск, Приморского и Соловецкого районов Архангельской области Попова Т.Н. в судебном заседании с административным иском не согласилась. Указала, что при проведении призыва весной 2021 года Черноудов А.А. прошел медицинское освидетельствование, по итогам которого направлен для дополнительного обследования в поликлинику по месту жительства по предъявленным жалобам. Для выяснения причины зуда и слезоточивости глаз, заложенности носа произведены спирограмма и получена консультация аллерголога – иммунолога от 06.07.2021. В связи с окончанием весеннего призыва, Черноудову А.А. вручена повестка о явке, вынесено итоговое заключение о категории годности, а именно «Б-4» - годен для прохождения военной службы с незначительными ограничениями. Документов, являющихся основаниями для освобождения или представления отсрочки, Черноудов А.А. призывной комиссии не представил, в связи с чем, призывной комиссией принято оспариваемое решение (протокол от 08.10.2021 № 31). Полагала, что оспариваемое решение принято уполномоченными должностными лицами с соблюдением установленной процедуры, соответствуют положениям действующего законодательства, прав и законных интересов административного истца не нарушают.
Административный ответчик военный комиссар городов Архангельск и Новодвинск, Приморского и Соловецкого районов Архангельской области Леонов А.А. в судебное заседание не явился, извещен о дне и времени судебного заседания.
В соответствии с ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Заслушав представителя административных ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с п. 9 ст.226 КАС РФ при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии со ст. 59 Конституции РФ, защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет венную службу в соответствии с федеральным законом.
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан осуществляется Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон).
Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации за следующими исключениями:
а) граждане, проживающие в отдельных районах Крайнего Севера или отдельных местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, призываются на военную службу с 1 мая по 15 июля или с 1 ноября по 31 декабря. Перечень указанных районов и местностей, а также сроки призыва на военную службу граждан, проживающих в этих районах и местностях, определяются Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации (ст. 25 Закона).
Как следует из материалов дела и установлено судом Черноудов А.А. состоит на воинском учете в Военном комиссариате городов Архангельск и Новодвинск, Приморского и Соловецкого районов Архангельской области с 01.02.2018.
Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 № 663, предусмотрено, что призыв на военную службу осуществляет призывная комиссия, создаваемая в каждом муниципальном образовании, имеющем статус муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения, решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара субъекта Российской Федерации. Призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.
Как установлено, в ходе судебного разбирательства, Указом Президента РФ от 30.09.2021 № 556 «О призыве в октябре - декабре 2021 г. граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву» предписано осуществить с 1 октября по 31 декабря 2021 г. призыв на военную службу граждан Российской Федерации в возрасте от 18 до 27 лет, не пребывающих в запасе и подлежащих в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыву на военную службу.
Распоряжением Губернатора Архангельской области от 28.09.2021 № 758-р создана призывная комиссия ГО «Город Архангельск» на время проведения осеннего призыва граждан на военную службу и направления граждан на альтернативную гражданскую службу осенью 2021 года, утверждён ее состав.
В период осеннего призыва 2021 года Черноудов А.А. проходил медицинское освидетельствование, по результатам которого был направлен для дополнительного обследования.
При призыве осенью 2021 года, пройдя медицинское освидетельствование, представив результаты дополнительных обследований, по результатам изучения медицинских документов, имеющихся в личном деле призывника с 2019 года, амбулаторной карты № 425214 ГБУЗ Архангельской области «АГКП № 1», врачом, руководящим работой врачей – специалистов вынесено итоговое заключение о категории годности, а именно «Б-4», то есть, годен для прохождения военной службы с незначительными ограничениями.
Сведений о наличии заболеваний, которые влекут освобождение от военной службы по призыву по состоянию здоровья, в материалах личного дела не имеется.
08.10.2021 принято решение № 5 о признании административного истца годным к военной службе с незначительными ограничениями с категорией годности «Б-4», о чем призывнику объявлено лично.
08.10.2021 Черноудову А.А. вручена повестка для отправки к месту прохождения военной службы, явиться с вещами необходимо 08.11.2021.
Полагая данное решение незаконным, Черноудов А.А., обратился с настоящим административным иском в суд, в установленный законом срок.
Статьей 22 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ предусмотрено, что призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
В силу ст. 23 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ от призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья. Призыв на военную службу призывников организует военный комиссариат соответствующей территории при содействии местной администрации.
Согласно ст. 5.1 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ граждане при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении на военной кафедре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки офицеров запаса, программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса, призыве на военные сборы, прохождении альтернативной гражданской службы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей. По согласованию с командиром (начальником) воинской части (военно-медицинской организации) для медицинского освидетельствования указанных граждан могут привлекаться военные врачи-специалисты.
В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.
Пунктом 5 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 № 663, призывники подлежат обязательному медицинскому освидетельствованию в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе.
Согласно п. 4 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 № 565, при освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе (приравненной службе), обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Положением, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), с учетом результатов ранее проведенного обследования и с вынесением письменного заключения.
Согласно п. 18 Положения о военно-врачебной экспертизе по результатам освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу врачами, руководящими работой по освидетельствованию граждан, на основании заключений врачей-специалистов дается заключение о годности к военной службе по следующим категориям:
А - годен к военной службе;
Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями;
В - ограниченно годен к военной службе;
Г - временно не годен к военной службе;
Д - не годен к военной службе.
В соответствии с п. 2 ст. 29 Федерального закона от 20.03.1998 № 53-ФЗ призывная комиссия субъекта Российской Федерации организует контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья; проверяет правильность предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу.
Призывная комиссия субъекта Российской Федерации имеет право отменять решения нижестоящих призывных комиссий.
При этом одновременно с отменой решения нижестоящей призывной комиссии призывная комиссия субъекта Российской Федерации принимает одно из решений, указанных в п. 1 ст. 28 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 51 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.10.2007 № 400, призывная комиссия субъекта Российской Федерации, рассмотрев личные дела призывников, не позднее 15 июля (31 декабря) принимает решение об утверждении или отмене решения нижестоящей призывной комиссии об освобождении призывника от исполнения воинской обязанности, от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва по состоянию здоровья.
Таким образом, из толкования вышеприведенных норм права следует, что организация проведения повторного медицинского освидетельствования граждан, пребывающих в запасе, проводится военными комиссариатами под контролем призывной комиссии субъекта Российской Федерации.
Медицинское освидетельствование происходит в специально установленном порядке военно-врачебными комиссиями. Прохождение медицинского освидетельствования в любом медицинском учреждении и постановка каких-либо иных диагнозов не может рассматриваться как надлежащее медицинское освидетельствование лица, подлежащего призыву на военную службу.
Доводы административного истца о том, что решение призывной комиссии городского округа «Город Архангельск» вынесено без учета объективных данных о состоянии его здоровья, врачами-специалистами не были учтены данные по имеющимся у него заболеваниям (зуд и слезливость глаз, лица, а также тяжесть в ногах, увеличение вен нижних конечностей), не был направлен на дополнительное обследование, являются несостоятельными.
Материалами дела подтверждается, что 02.07.2021 административный истец прошел медицинское освидетельствование и был направлен в поликлинику по месту жительства для дополнительного обследования по предъявленным жалобам.
Так для выяснения причин зуда и слезоточивости глаз, заложенности носа произведена спирограмма и получена консультация аллерголога-иммунолога от 06.07.2021. В связи с окончанием сроков весеннего призыва, Черноудову А.А. была вручена повестка о явке на 08.10.2021.
В судебном заседании представитель административного ответчика Призывной комиссии ГО «Город Архангельск» пояснила, что 08.10.2021 Черноудов А.А. вновь прошел медицинское освидетельствование, учитывая предыдущие результаты медицинского освидетельствования и обследования у врачей специалистов не возникло оснований для направления его на дополнительные обследования, при присвоении категории годности, жалобы предъявлялись аналогичные, как при освидетельствовании в период весеннего призыва.
Таким образом, из материалов дела следует, что при прохождении медицинского освидетельствования в осенний призыв перед принятием обжалуемого решения призывной комиссии, были учтены результаты обследования врача аллерголога-иммунолога, изучены медицинские документы, имеющиеся в личном деле призывника с 2019 года, амбулаторной карты из ГБУЗ АО «АГКП № 1», был осмотрен и освидетельствован врачами медицинской комиссии при прохождении медицинского освидетельствования в военкомате с учетом инструментальных и лабораторных методов исследования, предусмотренных Постановлением Правительства РФ № 565 от 04.07.2013 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе», где выставлены диагнозы:
- Пониженное питание. Хронический гастродуоденит, вне обострения;
- Близорукость в 3,0 Д оба глаза;
- Аллергический ринит, персистирующее течение.
Указанные обстоятельства были приняты во внимание при прохождении административным истцом медицинского освидетельствования граждан, подлежащих призыву на военную службу, для установления степени годности призывника к военной службе. Наличие у Черноудова А.А. заболеваний, диагностированных в рамках проведённого весеннего, осеннего призыва 2021 г., никем не оспаривается. Соответствующие медицинские документы в подтверждение какого-либо иного заболевания, препятствующего прохождению военной службы, не были представлены ни призывной комиссии, ни в суд первой инстанции. О проведении по делу медицинской экспертизы с целью подтверждения наличия у административного истца на момент принятия оспариваемого решения заболевания, препятствующего призыву на военную службу, заявитель не просил.
Оспаривая решение призывной комиссии, Черноудов А.А. в административном исковом заявлении ссылается на наличие у него непризывного заболевания (ограниченно годен к военной службе), которое не было учтено призывной комиссией и которое препятствует прохождению военной службы. Как полагает заявитель, имеющееся у него заболевания, являются препятствием для прохождения военной службы.
Статьей 13 п. «д» Расписания болезней (Приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 № 565, далее Расписание болезней) отнесены к другим болезням эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ: при наличии недостаточности питания граждане подлежат обследованию и (или) лечению в стационарных условиях. При этом граждане при призыве на военную службу (военные сборы) признаются временно не годными к военной службе на 6 месяцев. Если по результатам обследования у граждан не выявлено вызывающих снижение массы тела заболеваний, то они подлежат освидетельствованию по пункту «д». При выявлении заболеваний, обуславливающих пониженное питание или недостаточность питания, граждане подлежат освидетельствованию по соответствующим статьям расписания болезней.
Статьей 49 п. «в» Расписания болезней отнесены заболевания полости носа, околоносовых пазух, глотки: гнойные синуситы с редкими обострениями; негнойные синуситы; болезни полости носа, носоглотки со стойким затруднением носового дыхания и стойким нарушением барофункции околоносовых пазух; хронический декомпенсированный тонзиллит, хронический атрофический, гипертрофический, гранулезный фарингит (назофарингит); аллергические риниты, требующие лечения топическими кортикостероидами
Статьей 59 Расписания болезней к болезням органов пищеварения, позволяющими определить категорию годности к военной службе «Б», отнесены: хронические гастриты, гастродуодениты с незначительным нарушением секреторной функции с редкими обострениями; дискинезии желчевыводящих путей; ферментопатические (доброкачественные) гипербилирубинемии; хронические холециститы, холестероз желчного пузыря, панкреатиты с редкими обострениями при хороших результатах лечения (пункт «в»).
Учитывая имеющиеся заболевания у административного истца (хронический гастродуоденит, вне обострения, близорукость в 3,0 Д оба глаза, аллергический ринит, персистирующее течение) военно-врачебной комиссией обоснованно в соответствии с требованиями Расписания болезней присвоена категория годности «Б-4».
Само по себе несогласие административного истца с решением призывной комиссии не свидетельствует о допущенном со стороны каждого из административных ответчиков незаконного действия или бездействия. Все выявленные у Черноудова А.А. заболевания учтены призывной комиссией при принятии решения о степени годности к военной службе, однако не предоставляют последнему право на освобождение от призыва на военную службу, в связи с чем, оснований для признания незаконным указанного решения не имеется.
Предусмотренных законом оснований для определения административному истцу категории годности «В» - ограниченно годен к военной службе на основании ст. 49 п. Б и ст. 45 п. В Расписания болезней, не имеется.
Доказательств, объективно подтверждающих наличие у административного истца предусмотренных законом оснований для не прохождения военной службы по призыву в обозначенный период, административным истцом суду не представлено.
Учитывая приведённые нормы права и обстоятельства, обжалуемое решение от 08.10.2021 Призывной комиссии Городского округа «Город Архангельск» принято в соответствии с законом в пределах полномочий должностного лица.
Тот факт, что административному истцу не была выдана копия выписки из протокола заседания призывной комиссии, не свидетельствует о незаконности решения и о наличии оснований для его отмены.
Фактически комплекс всех необходимых и возможных действий, направленных на призыв административного истца на военную службу административным ответчиком производился надлежащим образом, какого-либо незаконного бездействия либо незаконных действий с его стороны в этой части не установлено.
Исходя из положений части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Вместе с тем, такой необходимой совокупности по настоящему делу судом установлено не было.
Административными ответчиками были совершены действия в пределах предоставленных им законом полномочий, и, принимая во внимание, что заявитель не представил доказательств фактического нарушения его прав, создания ему препятствий к их осуществлению, незаконного возложения на него обязанности или незаконного привлечения к ответственности в рамках действующего законодательства, основания для признания их действий незаконными отсутствуют.
Оспариваемое решение принято уполномоченным органом в пределах его компетенции, соответствует действующему законодательству, прав и законных интересов административного истца не нарушает, соответственно, заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Черноудова А. А. к Призывной комиссии городского округа «Город Архангельск», Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Архангельской области», военному комиссару городов Архангельск и Новодвинск, Приморского и Соловецкого районов Архангельской области Леонову А. А.овичу, военному комиссариату городов Архангельск и Новодвинск, Приморского и Соловецкого районов Архангельской области о признании незаконным и отмене решения о признании годным к военной службе с незначительными ограничениями – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.
Судья И.В. Машутинская
Мотивированное решение изготовлено 20 декабря 2021 года.