Судья Королёв Р.В. УИД 16RS0049-01-2022-007288-69
дело № 2-4152/2022
№ 33-5034/2023
учёт № 043г
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 марта 2023 года город Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Валиуллина А.Х.,
судей Рашитова И.З., Шафигуллина Ф.Р.,
при ведении протокола секретарём судебного заседания Гилемзяновой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Зямилова ФИО9 на решение Ново-Савиновского районного суда города Казани Республики Татарстан от 23 ноября 2022 года, которым отказано в удовлетворении искового заявления Зямилова Р.В. к Нотариальной палате Республики Татарстан об оспаривании справки.
Заслушав доклад по делу судьи Валиуллина А.Х., выслушав объяснения истца Зямилова Р.В. в поддержку доводов жалобы, объяснения представителя ответчика Нотариальной палаты Республики Татарстан – адвоката Жихарева Н.В., просившего решение оставить без изменения, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на жалобу, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Зямилов Р.В. обратился к Нотариальной палате Республики Татарстан с иском об оспаривании справки, указывая в обоснование, что является нотариусом Нотариальной палаты Республики Татарстан. 1 июля 2022 года в отношении него проводилась плановая проверка организации работы, по результатам которой проверочная комиссия составила справку с допущенными нарушениями. Так, справка составлена без его участия в одностороннем порядке. Неверно указано на неправомерное размещение им рекламной информации о деятельности нотариальной конторы в социальных сетях, тогда как публикации касаются лишь адреса нахождения конторы (абзац 9 страницы 2, абзац 1 страницы 3). Также неправомерно указание комиссии на то, что им не во всех случаях устанавливается информация об отсутствии заявителя в Перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму. При этом не учтено, что все участники сделки проверяются им через прикладную программу «Экспресс», которая информирует о включении лиц в указанный перечень (абзацы 6-7 страницы 6, абзацы 5-6 страницы 7). Субъективен вывод проверяющих о том, что им при удостоверении договоров не фиксируется заверение соответствующей стороны о правах третьих лиц в отношении жилой недвижимости, отсутствует информация о согласии супруга продавца либо отсутствии самого супруга на момент приобретения имущества по некоторым сделкам. Однако совершённые им нотариальные действия никем не оспорены в порядке статьи 33 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утверждённых Верховным Советом Российской Федерации 11 февраля 1993 года № 4462-1 (далее - Основы законодательства о нотариате). Отчуждение имущества по таким сделкам происходило в порядке наследования (абзац 8 страницы 7, абзац 1 страницы 8). Не конкретизировано замечание комиссии о том, что им при удостоверении договоров купли-продажи объектов недвижимости не фиксируются сведения об ограничениях/обременениях на отчуждаемый объект (абзац 2 страницы 8). При удостоверении им возмездного договора между супругами в отношении совместно нажитого имущества, вопреки выводам комиссии, также не допущено каких-либо нарушений при отсутствии брачного договора либо соглашения о разделе такого имущества, поскольку объект изначально приобретался в долевую собственность сторон (абзац 4 страницы 8). По его мнению, по ряду вопросов относительно использования ЕИС, своевременности и корректности внесения сведений о совершённых нотариальных действиях в данную систему комиссия при проведении проверки вышла за пределы полномочий при оценке ведения им электронного делопроизводства, которая входит в компетенцию совместной комиссии от территориального округа юстиции и нотариальной палаты (страницы 9-12).
На основании изложенного Зямилов Р.В. просил признать недействительными приведённые положения справки проверочной комиссии от 1 июля 2022 года по результатам проверки организации работы нотариуса.
В ходе производства по делу истец Зямилов Р.В. требования иска уточнил и просил признать недействительным решение проверочной комиссии, изложенное в справке от 1 июля 2022 года, с указанием на конкретные абзацы и страницы оспариваемой справки, с которыми истец не согласен.
Представители ответчика Нотариальной палаты Республики Татарстан исковым требованиям возражали. При этом указали, что справка о результатах плановой проверки организации работы нотариуса считается окончательно оформленной после подписания всеми членами комиссии и проверяемым. Справка о результатах проверки не может выступать предметом самостоятельного оспаривания в качестве решения, поскольку является средством фиксации выявленных нарушений. Окончательное решение по результатам проверки нотариуса вынесено 8 августа 2022 года Правлением Нотариальной палаты Республики Татарстан. Проверочной комиссией осуществлена проверка в рамках предоставленных полномочий. Указанным решением Правления, которое в установленном порядке нотариусом не оспорено, Зямилову Р.В. объявлен выговор и назначена повторная проверка. Признание допущенных нарушений подтверждается отчётом Зямилова Р.В. от 31 августа 2022 года об устранении выявленных в ходе проверки его деятельности нарушений.
Районный суд в удовлетворении иска Зямилова Р.В. отказал, приняв решение в приведённой формулировке.
В апелляционной жалобе Зямилова Р.В. по мотиву незаконности и необоснованности ставится вопрос об отмене решения. В обоснование указывается на допущенные судом нарушения норм материального права. Судом ошибочно применены нормы, регламентирующие иные процедуры проверок нотариальных действий в части организации делопроизводства в порядке статьи 9 Основ законодательства о нотариате, не относящиеся к контрольным мероприятиям, на основании которых составлена оспариваемая справка. Им оспариваются действия, совершённые комиссией при проверке организации работы нотариуса в соответствии с положениями статьи 34 Основ законодательства о нотариате. Ошибочно также применение судом разъяснений постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июля 2022 года № 21« О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» (далее – постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 года № 21), регламентирующих правила административного судопроизводства, тогда как рассмотренные требования заявлены в порядке гражданского судопроизводства. Им также поданы самостоятельные требования в районный суд об оспаривании справки в другой части, вынесенного на основании решения Правления Нотариальной палаты Республики Татарстан о применении в отношении него дисциплинарного взыскания, которые не могут быть рассмотрены до разрешения настоящего иска. В связи с чем им ставится вопрос о прекращении производства по настоящему делу для рассмотрения заявленных данным иском требований в другом судебном процессе об оспаривании предписаний справки в полном объёме.
В суде апелляционной инстанции истец Зямилов Р.В. апелляционную жалобу поддержал.
Представитель ответчика Нотариальной палаты Республики Татарстан доводам апелляционной жалобы возражал.
Проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения в силу следующего.
В соответствии с частями первой и четвертой статьи 24 Основ законодательства о нотариате нотариальная палата является некоммерческой организацией, представляющей собой профессиональное объединение, основанное на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой.
Согласно статье 34 Основ законодательства о нотариате контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами, занимающимися частной практикой, осуществляют нотариальные палаты. Периодичность проведения нотариальной палатой такой проверки установлена один раз в четыре года. Проверка осуществляется Комиссией по проверке исполнения профессиональных обязанностей нотариуса, сформированной нотариальной палатой субъекта Российской Федерации в соответствии с её локальными актами.
Проверки профессиональной деятельности нотариусов, образованных в нотариальных палатах субъектов Российской Федерации, осуществляются в соответствии с методическими рекомендациями по проведению проверки исполнения нотариусом, занимающимся частной практикой, профессиональных обязанностей, утверждёнными решением Правления Федеральной Нотариальной Палаты от 17 июня 2005 года (Протокол № 04/05) (далее – Методические рекомендации по проведению проверки нотариусов).
В соответствии с пунктом 4 Методических рекомендаций по проведению проверки нотариусов предметом проверки являются: организация деятельности нотариуса и условия труда в его конторе; соответствие печати нотариуса и содержащейся на ней информации установленным требованиям; бухгалтерская и статистическая отчётность, правильность взысканного нотариального тарифа на основании документов, подтверждающих расчёты нотариуса с физическими и юридическими лицами; правильность уплаты членских взносов нотариусом; законность совершения нотариальных действий; нотариальное делопроизводство и архив; реестр нотариальных действий; соблюдение тайны нотариальных действий; выполнение требований Устава нотариальной палаты, решений собраний членов нотариальной палаты и Правления нотариальной палаты, Профессионального кодекса нотариусов Российской Федерации; жалобы, поступившие в адрес нотариуса; другие вопросы деятельности нотариуса.
Пунктом 9 Методических рекомендаций по проведению проверки нотариусов установлено, что по окончании проверки рабочая комиссия, осуществляющая проверку, коллегиально с участием нотариуса, профессиональные обязанности которого проверяются, обсуждает выявленные проверкой недостатки в работе нотариуса, а также нарушения законодательства при совершении нотариальных действий. Нотариус дает соответствующие объяснения членам комиссии, при необходимости - в письменном виде.
По результатам проверки не позднее семи дней с момента окончания проверки составляется акт проверки, в котором отражаются следующие аспекты деятельности нотариуса: организация деятельности и условия труда; отчётность и правильность уплаты членских взносов; законность совершения нотариальных действий; ведение нотариального делопроизводства и архива; соблюдение тайны нотариального действия; выполнение Устава палаты, решений собраний членов палаты и Правления палаты, Профессионального кодекса нотариусов Российской Федерации.
В акте также отражаются выявленные недостатки и нарушения законодательства (если таковые имели место), а также положительный опыт в работе нотариуса и рекомендации членов комиссии по устранению выявленных недостатков.
Один экземпляр акта передаётся для ознакомления нотариусу, чья профессиональная деятельность была проверена, и хранится в делах нотариуса, второй направляется в нотариальную палату для обсуждения в установленном порядке и принятия соответствующих мер и хранится в личном деле нотариуса, третий экземпляр приобщается к протоколу заседания Правления, на котором обсуждаются результаты проверки, или хранится в соответствии с номенклатурой нотариальной палаты, о чём указывается в акте.
Нотариус в случае несогласия с выводами комиссии в трёхдневный срок с момента ознакомления с актом представляет письменные возражения в нотариальную палату или прикладывает их к акту.
В соответствии с пунктом 11.2 Положения о порядке осуществления контроля за исполнением нотариусами, занимающимися частной практикой в Республики Татарстан, профессиональных обязанностей, утверждённых решением Правления Нотариальной палаты Республики Татарстан от 5 декабря 2018 года (Протокол № 09/2018) (далее – Положение), по итогам проверки членом Комиссии – представителем Нотариальной палаты Республики Татарстан не позднее 7 рабочих дней со дня её проведения составляется справка, которая подписывается членами комиссии и нотариусом, в отношении которого проводилась проверка.
В пункте 11.7 Положения предусмотрено, что в установленные справкой сроки нотариус направляет отчёт о проделанной работе по устранению недостатков и нарушений в Нотариальную палату Республики Татарстан.
В случае выявления в ходе проверки нотариуса фактов грубых нарушений законодательства, локально-нормативных актов Правлением Нотариальной палаты Республики Татарстан решается вопрос о применении к нотариусу, допустившему нарушения, мер дисциплинарной ответственности, о назначении в отношении него повторной проверки, либо об обращении в судебные органы с ходатайством о лишении его права нотариальной деятельности (пункт 11.11 Положения).
В соответствии с разделом 7 Положения по проведению проверок исполнения нотариусами Республики Татарстан профессиональных обязанностей, утверждённого решением Правления Нотариальной палаты Республики Татарстан от 12 июля 2022 года (Протокол № 05/2022), справка рассматривается Правлением Нотариальной палаты Республики Татарстан в течение трёх месяцев после её подписания. По результатам рассмотрения плановой проверки Правлением Нотариальной палаты Республики Татарстан выносится решение: признать работу нотариуса удовлетворительной либо неудовлетворительной.
В соответствии с пунктом 10.7 Кодекса профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации, утверждённого Министерством юстиции Российской Федерации 19 января 2016 года, (далее – Кодекс профессиональной этики нотариусов) нотариус может быть привлечён к дисциплинарной ответственности за совершение дисциплинарного проступка не позднее чем через девять месяцев со дня поступления в нотариальную палату документов, послуживших основанием для возбуждения дисциплинарного производства.
В пункте 12.43.1 Кодекса профессиональной этики нотариусов указывается, что правление нотариальной палаты вправе принять по дисциплинарному производству решение о наличии в действиях (бездействии) нотариуса дисциплинарного проступка, предусмотренного настоящим Кодексом, и назначении ему меры дисциплинарной ответственности, предусмотренной пунктом 10.4 настоящего Кодекса. Правление нотариальной палаты применяет меру дисциплинарной ответственности, учитывая характер, тяжесть и последствия совершения дисциплинарного проступка, а также личность нотариуса.
Пункт 12.46 Кодекса профессиональной этики нотариусов предусматривает, что при рассмотрении фактов, установленных в ходе проверок организации работы нотариуса, Правление нотариальной палаты субъекта Российской Федерации вправе принять решение о привлечении нотариуса к дисциплинарной ответственности без возбуждения дисциплинарного производства.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 1 июля 2022 года в соответствии с утверждённым решением Правления Нотариальной палаты Республики Татарстан от 3 декабря 2021 года графиком проверок профессиональной деятельности нотариусов, занимающихся частной практикой в Республике Татарстан, на 2022 год, в отношении нотариуса Спасского нотариального округа Республики Татарстан Зямилова Р.В. проведена плановая проверка организации работы нотариуса, по результатам которой 5 июля 2022 года составлена справка о результатах проверки организации работы истца.
В данной справке отражены выявленные в ходе проверки нарушения в работе нотариуса Зямилова Р.В., а также указано на необходимость в течение двух месяцев со дня проведения проверки представить в Нотариальную палату Республики Татарстан отчёт о проделанной работе по устранению выявленных недостатков.
29 июля 2022 года Зямиловым Р.Н. в адрес Нотариальной палаты Республики Татарстан представлены возражения по справке о результатах проверки, которые в соответствии с уведомлением Нотариальной палаты Республики Татарстан оставлены без рассмотрения в связи с нарушением истцом срока на подачу обращения.
По результату рассмотрения справки от 5 июля 2022 года о проверке деятельности нотариуса Зямилова Р.В. 8 августа 2022 года Правлением Нотариальной палаты Республики Татарстан вынесено решение о признании работы нотариуса Зямилова Р.В. неудовлетворительной.
В соответствии с полномочиями, предусмотренными пунктом 12.46 Кодекса профессиональной этики нотариусов, за допущенные дисциплинарные проступки, указанные в пунктах 10.2.1, 10.2.2, 10.2.4, 10.2.27, 10.2.30, 10.2.32, 10.2.33 Кодекса профессиональной этики нотариусов, Зямилов Р.В. привлечён к дисциплинарной ответственности с наложением мер дисциплинарного взыскания – выговор. Также в решении указано, что по истечении года со дня проведения рассматриваемой проверки подлежит назначению повторная проверка исполнения нотариусом Зямиловым Р.В. профессиональных обязанностей.
26 августа 2022 года Зямиловым Р.В. в адрес Нотариальной палаты Республики Татарстан направлены отчёты по устранению замечаний, установленных в оспариваемой справке от 5 июля 2022 года.
Отказывая в удовлетворении иска, районный суд, установив нормативно-правовую базу регулирования деятельности проверочной комиссии и круг полномочий при проведении и фиксации контрольных мероприятий, не усмотрел оснований для удовлетворения требований Зямилова Р.В., поскольку справка по результатам проведённой комиссионной проверки деятельности нотариуса не подлежит самостоятельному оспариванию в качестве решения в соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзаце втором пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 года № 21, которая является лишь документальным доказательством, подтверждающим допущенные истцом нарушения при осуществлении нотариальной деятельности в проверенный период.
Судебная коллегия считает возможным согласиться с выводами районного суда, правомерно отказавшего в удовлетворении иска Зямилова Р.В. по основанию неоспоримости указанной справки, которая по своему правовому назначению является лишь документом, то есть доказательством, подтверждающим определённые обстоятельства, и не является решением компетентного лица, порождающим конкретные правовые последствия для истца.
Доводы апелляционной жалобы о допущенных судом нарушениях норм материального права, сославшимся на неверные положения закона и разъяснений по применению положений, регулирующих правоотношения в области организации и осуществления деятельности частных нотариусов в части процедуры проведения проверки делопроизводства, не указывают на незаконность оспариваемого решения и на ошибочность окончательных выводов суда. Допущенные судом несущественные нарушения не влияют на правильность постановленного судебного акта, в связи с чем данные доводы как заслуживающие внимания судебной коллегией не принимаются.
Кроме указанного, вопреки правовой позиции истца по делу, в силу приведённых норм закона, в предмет проверки территориальными органами нотариальной палаты деятельности нотариусов входят также ведение нотариального делопроизводства и архива нотариуса.
Заявленные исковые требования Зямилова Р.В. рассмотрены судом в порядке гражданского судопроизводства, по результату постановлен итоговый судебный акт в соответствии с положениями статей 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Ссылка суда на предписания, содержащиеся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 года № 21, судебная коллегия также находит состоятельной и подлежащей применению в рассматриваемом случае. В нём содержатся разъяснения по вопросу возможности оспаривания ненормативных актов контролирующих органов, наделённых публично-правовыми полномочиями, в зависимости от их содержания и практического назначения.
Так, в силу пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 года № 21 при рассмотрении вопроса о том, может ли документ быть оспорен в судебном порядке, судам следует анализировать его содержание. О принятии решения, порождающего правовые последствия для граждан и (или) организаций, могут свидетельствовать, в частности, установление запрета определённого поведения или установление определенного порядка действий, предоставление (отказ в предоставлении) права, возможность привлечения к юридической ответственности в случае неисполнения содержащихся в документе требований. Наименование оспариваемого документа (заключение, акт, протокол, уведомление, предостережение) определяющего значения не имеет.
Акты налоговых, таможенных проверок, а также акты контрольного (надзорного) мероприятия (к коим в данном случае относятся справка по результату проведённой проверки профессиональной деятельности нотариуса), составленные в соответствии со статьёй 87 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее - Закон о контроле), не могут выступать предметом самостоятельного оспаривания в качестве решений, поскольку являются средством фиксации выявленных нарушений. При этом заинтересованное лицо вправе оспорить решение, основанное на соответствующем акте проверки (принятые по результатам проверки решения налогового или таможенного органа; предписания органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля об устранении выявленных нарушений и т.п.). Акты проверки, исходящие от органов и лиц, наделенных публичными полномочиями, могут быть оспорены как решения, если в нарушение Закона о контроле в них содержатся требования, предусмотренные частью 2 статьи 90 указанного закона.
Документы, подтверждающие определённые обстоятельства, в том числе правовой статус лица или правовой режим имущества, и не являющиеся исходя из их содержания решениями, не подлежат самостоятельному оспариванию (например, удостоверения, свидетельства, справки, протоколы публичных слушаний). Вместе с тем в судебном порядке могут быть оспорены решения, основанные на зафиксированных данными документами обстоятельствах, либо решения, на основании которых уполномоченным органом выданы указанные документы.
В данном случае, применяя по аналогии указанные нормативные предписания и разъяснения по их применению в силу публично-правового характера деятельности нотариальных палат субъектов, которым делегированы полномочия исполнительного органа по контролю деятельности нотариусов, занимающихся частной практикой в соответствии с предписаниями части 1 статьи 34 Основ законодательства о нотариате (что соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 19 мая 1998 года № 15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате»), акты надзорных мероприятий, к числу которых относится оспариваемая Зямиловым Р.В. справка с указанием допущенным им нарушений, не могут выступать предметом самостоятельного оспаривания, поскольку не порождают каких-либо правовых последствий для истца, в отличие от решения нотариальной палаты о наложении дисциплинарного взыскания по результатам проверки, отражённым в данной справке.
Действующим законодательством предусмотрена возможность оспаривания в судебном порядке только решения нотариальной палатой субъекта Российской Федерации о привлечении нотариуса к дисциплинарной ответственности в случае нарушения его прав и законных интересов (часть 4 статьи 6.1 Основ законодательства о нотариате).
Доводы апелляционной жалобы истца о необходимости прекращения производства по делу в связи с обращением им в судебном порядке с требованием об оспаривании результатов проверки и решения нотариальной палаты о наложении дисциплинарного взыскания, во внимание суда апелляционной инстанции не принимаются, поскольку заявленное Замиловым Р.В. требование рассмотрено в порядке гражданского судопроизводства по существу, в удовлетворении их отказано по приведённым мотивам, каких-либо выводов относительно законности и обоснованности оспариваемой справки судом в решении не отражено.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции постановлено законно, обоснованно, с учётом всех юридически значимых по делу обстоятельств. Оснований для пересмотра оспариваемого судебного акта в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 199, 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ново-Савиновского районного суда города Казани Республики Татарстан от 23 ноября 2022 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Зямилова Р.В. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трёх месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 27 марта 2023 года.
Председательствующий
Судьи