Решение по делу № 2-615/2022 от 22.06.2022

    (мотивированное решение изготовлено 28.09.2022)

Дело № 2-615/2022

    РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    26 сентября 2022 г.                                                    с. Елово Пермский край

Осинский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Полыгалова В.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Прокушевой Т.А.,

с участием прокурора Еловского района Пермского края Копьева Д.С., представителя ответчика – администрации Еловского муниципального округа Пермского края Черепановой О.В., действующей на основании доверенности, представителя органов опеки и попечительства – МТУ № 5 Министерства социального развития Пермского края Бородкиной В.В., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Осинского районного суда (ПСП с. Елово) гражданское дело по иску прокурора Еловского района Пермского края, в порядке ст. 45 ГПК НФ, в интересах Путилова Петра Владимировича к администрации Еловского муниципального округа Пермского края, третьи лица по делу: МТУ № 5 Минсоцразвития Пермского края, Министерство социального развития Пермского края, об установлении факта проживания Путилова П.В. в доме по адресу: <адрес>, возложении обязанности на администрацию Еловского муниципального округа Пермского края включить Путилова П.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений,

установил:

прокурор Еловского района Пермского края обратился в суд, в порядке ст. 45 ГПК РФ, в интересах Путилова П.В. к администрации Еловского муниципального округа Пермского края, об установлении факта проживания Путилова П.В. в доме по адресу: Пермский край, с. Елово, ул. Кирова 33 и возложении обязанности на администрацию Еловского муниципального округа Пермского края по включению Путилова П.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, по следующим основаниям.

Путилов П.В. обратился в прокуратуру с жалобой, содержащей просьбу о помощи в обеспечении его жилым помещением, поскольку он является лицом относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имел право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями, поскольку его проживание в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: <адрес>, признано в установленном законом порядке невозможным органом местного самоуправления, при этом он достиг возраста 23 лет. В ходе проверки по заявлению Путилова П.В. установлено, что он был выявлен и поставлен на первичный учет, как оставшийся без попечения родителей 14 ноября 2007 г., в Еловском муниципальном районе, поскольку его мать ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ, а отец ФИО1 на основании решения суда от ДД.ММ.ГГГГ лишен в отношении него родительских прав. В последующем, на основании постановления администрации Еловского района от 18 декабря 2007 г. опекуном Путилова П.В. была назначена тетя ФИО7, с сохранением за несовершеннолетним жилого помещения по адресу его фактического проживания с отцом – <адрес>. В дальнейшем, на основании приказа МТУ № 5 Минсоцразвития Пермского края от 16 декабря 2010 г. ФИО8 была освобождена от исполнения обязанностей опекуна Путилова П.В., в связи с чем, он был устроен в <данные изъяты> расположенный в <адрес>. Проверка сохранности жилого помещения, закрепленного за Путиловым П.В. осуществлялась МТУ № 5 Минсоцразвития Пермского края. В период с 2012 г. по 2015 г. Путилов П.В. находился в <данные изъяты>, в 2015 г. в ГКУСО ПК «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей" в <адрес>, в дальнейшем в общежитии училища в <адрес> и общежитии училища <адрес>. 15 февраля 2017 г. Путилов П.В. был передан в ГКУСО ПК «Центр помощи детям <адрес>». 17 августа 2017 г. на основании заключения межведомственной комиссии жилое помещение по адресу: <адрес>, было признано не пригодным для проживания, о чем также составлено заключение МТУ № 5 14 сентября 2017 г. В с вязи с указанными обстоятельствами, в силу положений Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Постановления Правительства РФ от 04.04.2019 N 397 "О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства" (вместе с "Правилами формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства"), Закона Пермского края от 10.05.2017 N 88-ПК "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Закона Пермского края от 29.12.2004 N 1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Путилов П.В. право на предоставление ему однократно благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда оп договору найма специализированного жилого помещения не реализовал. При этом, последним местом его регистрации по месту жительства являлся дом, по адресу: <адрес>.

    В судебном заседании прокурор на удовлетворении исковых требований настаивал в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно указала, что представленными доказательствами установлено, что Путилов П.В. являясь несовершеннолетним, был зарегистрировано по месту жительства и проживал по адресу: <адрес>, что является фактически местом его жительства. В настоящее время администрацией отказано Путилову П.В. во включении в список детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, не обоснованно, поскольку предусмотренные для этого законом основания в отношении него имеются.

    Путилов П.В. в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, на заявленных прокурором в его интересах исковых требованиях настаивает, просит их удовлетворить.

    Представитель ответчика – администрации Еловского муниципального округа Пермского края Черепанова О.В. указала, что с заявленными исковыми требованиями не согласна, представила письменные возражения (т. № 1 л.д.67-69), согласно которых иск не подлежит удовлетворению, поскольку Путиловым П.В. до момента обращения в суд прокурора с иском не была соблюдена заявительная процедура включения его в список детей-сирот, с таким заявлением в администрацию округа он обратился лишь в августе 2022 г., следовательно нарушен установленный Постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 N 397 порядок формирования такого списка. По заявлению Путилова П.В., 2 сентября 2022 г. администрацией Еловского муниципального округа принято постановление № 437-п «Об отказе во включении в список детей-сирот Путилова П.В.», поскольку оснований для этого, в силу п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ, не имеется, так как на территории Еловского муниципального округа Пермского края, по месту жительства или пребывания, Путилов П.В. не зарегистрирован, решения суда об установлении факта проживания его на территории Еловского муниципального округа нет.

Представитель третьего лица МТУ № 5 Минсоцразвития Пермского края Бородкина В.В. указала, что заявленные прокурором исковые требования в интересах Путилова П.В. поддерживает, просит их удовлетворить, по основаниям в них изложенных, с учетом представленных доказательств.

Представитель третьего лица Минсоцразвития Пермского края в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания был извещен надлежащим образом, представил в суд письменные пояснения (т. № 2 л.д.34-36) сослался на положения норм Закона Пермского края от 10.05.2017 N 88-ПК "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закона Пермского края от 29.12.2004 N 1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Постановления Правительства РФ от 04.04.2019 N 397.

При указанных обстоятельствах, суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц – Путилова П.В. и представителя Минсоцразвития Пермского края, о чем вынесено соответствующее определение.

Суд, заслушав явившихся представителей сторон, изучив представленные доказательства, обозрев личное дело несовершеннолетнего Путилова П.В. – воспитанника <данные изъяты>», приходит к следующему.

    В ходе судебного заседания установлено, что согласно свидетельства о рождении Путилова П.В., он родился ДД.ММ.ГГГГ (т. л.д.13). Таким образом, на момент обращения прокурором с иском в суд, Путилову П.В. ДД.ММ.ГГГГ исполнилось 23 года.

Согласно свидетельства о рождении Путилова П.В., его родителями являются: ФИО1 (отец) и ФИО2 (мать).

    Согласно свидетельства о смерти (т. № л.д.14) ФИО2, она умерла ДД.ММ.ГГГГ

Решением Еловского районного суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ (т. № 1 л.д.15-16), отец Путилова П.В. – ФИО1 лишен родительских прав в отношении сына.

Постановлением главы администрации Еловского района -п от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Путилова П.В. установлена опека, опекуном назначена ФИО7, этим же постановлением, за ним сохранена жилая площадь в доме по адресу: <адрес> (т. л.д.17)

Согласно выписки из ЕГРН федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пермскому краю, Путилов П.В. в собственности зарегистрированных объектов недвижимости не имеет (т. л.д.59).

В соответствии с Приказом МТУ № 5 Минсоцразвития Пермского края -о от ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 освобождена от исполнения обязанностей опекуна Путилова П.В., форма устройства для Путилова П.В. избрана – учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (т. л.д.18-19).

Жилое помещение, закрепленное за несовершеннолетним Путиловым П.В., расположенное по адресу: <адрес>, обследовалось ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ (т. л.д.20-25).

При этом, согласно актов от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ, указано, что жилое помещение пригодно для проживания, условия проживания удовлетворительные, в жилом помещении зарегистрирован и проживает с рождения Путилов П.В.

Согласно актов от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, данное жилое помещения является непригодным для проживания, аварийным.

В соответствии с заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ (т. л.д.26-27), жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , является не пригодным для проживания.

Заключением МТУ № 5 Минсоцразвития Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ (т. л.д.28), установлен факт невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ранее занимаемом жилом помещении, а именно факт невозможности дальнейшего проживания Путилова П.В. в доме по адресу: <адрес>.

Согласно данных комитета имущественных отношений администрации Еловского района Пермского края на ДД.ММ.ГГГГ (т. л.д.29), Путилов П.В. в списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не состоял, в период с 2017 г. по 2020 г. сам Путилов П.В. или его опекун с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обращались, в соответствующем списке, утвержденном 27 декабря 2019 г. не состоит.

Согласно паспортных данных Путилова П.В. (т. л.д.94-104) и данных МО МВД России «Осинский» (т. л.д.79), регистрации по месту жительства на территории <адрес> он не имеет.

В соответствии с адресной справкой на имя ФИО3 МО МВД России «Осинский» (т. л.д.31), он имел временную регистрацию по месту пребывания в <адрес> в связи с отбытием наказания), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Также установлено, что Путилов П.В. в несовершеннолетнем возрасте временно находился (проживал) в <данные изъяты>, по адресу: <адрес>, до сентября 2012 г.; в последующем обучался в <данные изъяты>, по адресу: <адрес>, до ДД.ММ.ГГГГ; далее находился в <данные изъяты>, по адресу: <адрес>, а также обучался в <данные изъяты>», по адресу: <адрес>, до декабря 2015 г.; отбывал наказание в <данные изъяты>, по адресу: <адрес>, с 15 декабря 2015 г. до февраля 2017 г.; находился в <данные изъяты>, по адресу: <адрес>, с 15 февраля 2017 г. до 30 апреля 2017 г., также обучался в <данные изъяты>; в последующем в совершеннолетнем возрасте отбывал наказание в <данные изъяты> по адресу: <адрес>, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Находясь (проживая, обучаясь) в указанных выше учреждениях, расположенных на территории Пермского края, Путилов П.В. имел временную регистрацию по месту пребывания.

В тоже время, согласно адресной справки администрации Еловского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ (т. л.д.114) Путилов П.В. был зарегистрирован по адресу: <адрес>. Это же обстоятельство, а именно факт постоянного проживания Путилова П.В. в доме, по указанному адресу, подтверждается данными похозяйственных книг <адрес> за период 2009 – 2013 гг., 2014 – 2018 гг. (т. л.д.19-31) и материалами личного дела Путилова П.В., а именно: актом проверки условий жизни несовершеннолетнего от ДД.ММ.ГГГГ; ходатайством от ДД.ММ.ГГГГ; ответом на запрос администрации Еловского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ директору <данные изъяты>; характеристикой на Путилова П.В. с места учебы – <данные изъяты>»; согласием на отчисление Путилова П.В. от 16 декабря 2015 г. <данные изъяты>; Приказом об отчислении <данные изъяты> от 22 декабря 2015 г. № СЭД-02-02-331; ответом администрации Еловского муниципального района Пермского края от 29 декабря 2014 г. ; ответом администрации Еловского сельского поселения от 12 декабря 2014 г. ; актом проверки закрепленного жилого помещения от 13 октября 2014 г.; актом проверки закрепленного жилого помещения от 6 июля 2012 г.; адресной справкой администрации Еловского сельского поселения от 13 марта 2012 г. № 236; адресной справкой администрации Еловского сельского поселения Пермского края от 26 декабря 2011 г.; актом проверки закрепленного жилого помещения от 3 марта 2012 г.; актом проверки закрепленного жилого помещения от 6 июля 2012 г.

Также установлено, что в связи с тем, что Путилов П.В. в момент достижения им совершеннолетия обучался и проживал в <адрес>, 28 мая 2021 г. им в адрес администрации Чайковского городского округа было направлено заявление о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, вместе со всем пакетом документов (т. л.д.89-129; 144-185).

28 апреля 2021 г. и 12 июля 2021 г. <данные изъяты> в удовлетворении заявления Путилова П.В. было отказано, ввиду отсутствия регистрации по месту жительства на территории <данные изъяты>, решение суда об установлении факта проживания его на территории <данные изъяты> отсутствует (т. л.д.130;132-133;138-139;206;208). Об этом же администрацией <данные изъяты> указано в ответах Путилову П.В. и <данные изъяты> (т. л.д.136-137).

Аналогичные ответы были даны Путилову П.В. из Министерства социального развития Пермского края 30 марта 2022 г. и 4 апреля 2022 г. (т. л.д.194-195;198-201).

30 мая 2022 г. из <данные изъяты> Путилову П.В. дан ответ, с рекомендацией об обращении с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, в администрацию Кунгурского муниципального округа (т. л.д.209).

15 июня 2022 г. Путилов П.В. обратился с указанным заявлением в <данные изъяты>т. л.д.216-217), с приложением всего пакета документов (т. л.д.218-228).

12 июля 2022 г. администрацией <данные изъяты> в удовлетворении заявления Путилова П.В. было отказано, со ссылкой на отсутствие законных основания для включения в упомянутый список детей-сирот, поскольку на территории <адрес> заявитель места жительства не имеет, имеет лишь временную регистрацию по месту пребывания, в связи с отбытием наказания в исправительном учреждении. В этом же ответе Путилову П.В. рекомендовано обратиться с таким заявлением в администрацию Еловского муниципального округа Пермского края, в связи с тем, что местом его жительства является дом по адресу: <адрес> (т. л.д.188;229).

Ранее, а именно, 1 октября 2021 г. Министерством социального развития Пермского края Путилову П.В. также был дан ответ о необходимости обращения с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в администрацию Еловского муниципального округа Пермского края, поскольку закрепленное за ним жилое помещение по адресу: <адрес>, признано не пригодным для проживания (т. л.д.204-205).

В ходе рассмотрения данного гражданского дела, Путилов П.В., находясь в <данные изъяты>), 27 июля 2022 г. с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, обратился в администрацию Еловского муниципального района Пермского края (т. № 1 л.д.236-237), приложив весь необходимый пакет документов (т. № 1 л.д.238-246).

Постановлением главы администрации Еловского муниципального округа Пермского края -п от 2 сентября 2022 г. в удовлетворении заявления Путилова П.В. о включении в список детей-сирот, отказано, по причине отсутствия у него регистрации по месту жительства в Еловском муниципальном округе Пермского края.

Об этом же указано в ответе Путилову П.В. за подписью главы администрации Еловского муниципального округа Пермского края от 8 сентября 2022 г. с дополнительной ссылкой на то, что решение суда об установлении факта проживания Путилова П.В. на территории Еловского муниципального округа Пермского края отсутствует.

    Учитывая изложенные выше, установленные в ходе рассмотрения данного гражданского дела, объективные обстоятельства, в совокупности с нормами действующего законодательства в области социального обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей лиц из их числа, жильем, суд не может согласиться с указанными действиями органов местного самоуправления и в частности позицией представителя администрации Еловского муниципального округа Пермского края в отношении Путилова П.В. по рассматриваемому иску, в связи с нижеследующим.

    Как установлено, Путилов П.В., несмотря на то, что родился и с детства проживает на территории субъекта Российской Федерации – Пермский край, с декабря 2007 г. является ребенком, оставшимся без попечения родителей, в 2022 г. достиг возраста 23 лет, имел регистрацию по месту жительства, по адресу: <адрес>, не имеет возможности реализовать свое право на получение жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, предусмотренное как нормами федерального законодательства, так и нормами закона на уровне субъекта федерации.

Путилов П.В. обращался с заявлениями о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по месту своего фактического жительства – в <данные изъяты>, в которых ему в удовлетворении заявления было отказано, в связи с отсутствием регистрации по месту жительства в данных муниципальных образованиях, с рекомендацией, в том числе Министерством социального развития Пермского края, обращения с таким заявлением в администрацию Еловского муниципального округа Пермского края.

Между тем, обратившись с аналогичным заявлением в администрацию Еловского муниципального округа Пермского края, несмотря на то, что представленные с заявлением документы, прямо свидетельствует и указывают на то, что последним постоянным местом жительства и местом регистрации Путилова П.В. являлся: <адрес> – жилое помещение, признанное не пригодным (аварийным) для проживания, ранее закрепленное за ним, ответчиком ему отказано в удовлетворении заявления фактически по аналогичным обстоятельствам, что и администрациями Чайковского городского округа и Кунгурского муниципального округа.

При указанных обстоятельствах, по убеждению суда, очевидно, что при таких обстоятельствах, Путилов П.В., без наличия соответствующего судебного решения, лишен возможности реализации своего права на предоставление ему жилого помещения в качестве детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет.

Согласно ст. 46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 11 ГК РФ, защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд, арбитражный суд или третейский суд в соответствии с их компетенцией.

В соответствии со ст. 268 ГПК РФ, решение суда по заявлению об установлении факта, имеющего юридическое значение, является документом, подтверждающим факт, имеющий юридическое значение, а в отношении факта, подлежащего регистрации, служит основанием для такой регистрации, но не заменяет собой документы, выдаваемые органами, осуществляющими регистрацию.

    В ходе судебного заседания достоверно установлено, что Путилов П.В. с рождения, а именно с 30 апреля 1999 г. до декабря 2010 г. постоянно проживал с родителями (вначале матерью и отцом, потом только с отцом) и был зарегистрирован по месту жительства в доме, по адресу: <адрес>, а в последующем постоянно проживал на территории Пермского края, имея временную регистрацию в местах пребывания, а именно: в специальных учебных заведениях, учебных заведениях среднего специального образования и исправительных колониях, расположенных в <адрес>. При этом, в <адрес>, за Путиловым П.В. было закреплено, являющееся его постоянным местом жительства жилое помещение, которое в 2017 г. признано не пригодным для проживания.

     Данные обстоятельства подтверждаются соответствующими письменными доказательствами, не доверять которым у суда оснований не имеется.

Согласно ст. 20 ГК РФ, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.

Согласно ст. 1 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 (ред. от 01.07.2021) "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.

В соответствии со ст. 2 указанного Закона, место пребывания – это гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно; место жительства – это жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, в соответствии с настоящим Законом может быть признано одно из муниципальных образований (по выбору данного гражданина), в границах которого проходят маршруты кочевий данного гражданина.

Принимая во внимание изложенное, суд считает необходимым установить факт постоянного проживания Путилова П.В. на территории Пермского края и в частности на территории Еловского муниципального округа (Еловского муниципального района) Пермского края.

Установление факта постоянного проживания необходимо Путилову П.В., для реализации права получение жилого помещения в порядке, предусмотренном для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет.

В силу ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

     В соответствии с пп. 1,3 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список.

Согласно пп. 2 п. 4, п. 5 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ, проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств: жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством.

Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.

Пунктом 9 указанной статьи Федерального закона N 159-ФЗ также предусмотрено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 N 397 утверждены порядок и правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.

Согласно пп. 2,3 указанных Правил, формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).

Прием заявления о включении в список осуществляется уполномоченным органом либо органом местного самоуправления. В порядке, определяемом законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, прием заявления о включении в список может осуществляться подведомственной уполномоченному органу или органу местного самоуправления организацией.

Лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 г. или после 1 января 2013 г. имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.

В соответствии с пп. «г» п. 4 Правил, заявление о включении в список по месту жительства лиц, указанных в пункте 3 настоящих Правил, подают, в том числе, лица, которые достигли возраста 23 лет, если они в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях либо не были включены в список и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями.

Согласно ст. 3 Закона Пермского края от 10.05.2017 N 88-ПК (ред. от 11.11.2021) "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", органы местного самоуправления наделяются следующими государственными полномочиями: 1) формирование муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот; 2) формирование списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений; 3) принятие решений о предоставлении детям-сиротам жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключение договоров найма специализированного жилого помещения; 4) принятие решений о заключении договора найма специализированного жилого помещения на новый пятилетний срок на основании выявленных в установленном порядке обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации; 5) принятие решений об исключении жилых помещений для детей-сирот из муниципального специализированного жилищного фонда и заключение с детьми-сиротами договоров социального найма в отношении данных жилых помещений в установленном порядке; 6) обеспечение содержания жилых помещений специализированного жилищного фонда муниципальным образованием, на территории которого они расположены.

Следовательно, полномочия по формированию списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в Пермском крае возложены на органы местного самоуправления.

В соответствии с частями 1 – 4, 6 ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 N 1939-419 (ред. от 05.04.2022) "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края однократно по месту жительства в пределах территории муниципального района, муниципального или городского округа предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.

Условиями предоставления жилых помещений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, являются: 1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.

Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств: 2) жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством;

Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, определяется нормативным правовым актом Правительства Пермского края.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, по их заявлению в письменной форме: 1) по достижении возраста 18 лет; 2) до достижения возраста 18 лет - в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия; 3) по их заявлению в письменной форме по достижении возраста 18 лет - по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо по окончании прохождения военной службы по призыву, либо по окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями осуществляется органом местного самоуправления Пермского края по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в порядке, утвержденном нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.

В список включаются лица, указанные в части 1 настоящей статьи, соответствующие условиям, указанным в части 2 настоящей статьи, по достижении ими возраста 14 лет, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно, лица, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями.

Органы местного самоуправления Пермского края осуществляют формирование списка на основании заявлений и документов, прилагаемых к заявлению.

Согласно приведенных выше письменных доказательств установлено, что Путилов П.В. выявлен и поставлен на первичный учет, как ребенок оставшийся без попечения родителей 14 ноября 2007 г. в Еловском муниципальном районе Пермского края.

На основании постановления главы администрации Еловского района Пермского края от 18 декабря 2007 г. Путилов П.В. передан под опеку ФИО7, за ним сохранено жилое помещение по адресу: <адрес>.

Указанное жилое помещение 17 августа 2017 г. в установленном законом порядке признано непригодным для проживания (аварийным), 14 сентября 2017 г. в установленном законом порядке установлен факт невозможности проживания Путилова П.В. в данном жилом помещении.

На основании установленных объективных данных, согласно приведенных норм права, Путилов П.В., с учетом установления факта его проживания на территории Пермского края и в частности по адресу: <адрес>, в настоящее время обладает правом на предоставление ему однократно благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, по основаниям, предусмотренным в отношении лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями, которое до настоящего момента им не реализовано.

Суд также отмечает, что вопреки позиции представителя ответчика и принятого главой администрации Еловского муниципального округа Пермского края постановления -п, по смыслу вышеприведенных норм права, из системного их толкования, решение об отказе в постановке лица из категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа, в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, возможно только в случае, если указанные лица являлись собственниками жилых помещений либо нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма. Иных оснований отказа во включении указанных лиц в соответствующий список закон не предусматривает.

Поводом для обращения прокурора района в суд с иском в интересах Путилова П.В. послужило обращение последнего в органы прокуратуры с соответствующей жалобой (т. л.д.8-9), на основании положений ст. 45 ГПК РФ.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

исковые требования прокурора Еловского района Пермского края, действующего в интересах Путилова Петра Владимировича, к администрации Еловского муниципального округа Пермского края, об установлении факта проживания Путилова П.В. в доме по адресу: Пермский край, с. Елово, ул. Кирова 33 и возложении обязанности на администрацию Еловского муниципального округа Пермского края включить Путилова П.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, удовлетворить.

Установить факт проживания Путилова Петра Владимировича, ДД.ММ.ГГГГ рождения, в доме по адресу: <адрес>.

Возложить на администрацию Еловского муниципального округа Пермского края обязанность по включению Путилова П.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Осинский районный суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья -

B.C. Полыгалов

2-615/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Еловского района
Путилов Петр Владимирович
Ответчики
Администрация Еловского муниципального округа Пермского края
Другие
Министерство Социального развития Пермского края
Отдел опеки и поечительства МТУ №5 МСР Пермского края по Еловскому району
Суд
Осинский районный суд Пермского края
Судья
Полыгалов Вячеслав Сергеевич
Дело на странице суда
osa.perm.sudrf.ru
22.06.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.06.2022Передача материалов судье
27.06.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.06.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.06.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.07.2022Судебное заседание
26.07.2022Судебное заседание
18.08.2022Судебное заседание
26.09.2022Судебное заседание
28.09.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.10.2022Дело оформлено
26.09.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее