Решение по делу № 12-314/2021 от 09.03.2021

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление об административном правонарушении

424028

г. Йошкар-Ола 04 мая 2021 года

ул.Баумана д.91-А

Судья Йошкар-Олинского городской суда Республики Марий Эл Сабирьянов Р.Я.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе Нигмадзянов Р.З. на постановление заместителя начальник Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Йошкар-Ола № 12152103500564500004 от 25 февраля 2021 года, которым

Нигмадзянов Р.З., <иные данные> ранее к административной ответственности за совершение однородных правонарушений не привлекавшегося,

признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя начальника Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Йошкар-Ола № 12152103500564500004 от 25 февраля 2021 года Нигмадзянов Р.З. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с постановлением, Нигмадзянов Р.З. обратился в суд с жалобой, в которой просил указанное постановление отменить, признать административное правонарушение малозначительным. В обосновании жалобы указала, что в связи с тем, что заработная плата нерезиденту выдавалась ежемесячно на протяжении 9 месяцев ИФНС вынесло наказание по 23 правонарушениям и по каждому назначило минимальное наказание в размере 20000 рублей. Общая сумма административного штрафа составляет 460000 рублей, что является чрезмерно суровым наказанием, не соразмерным относительно совершенного правонарушения, не повлекшего за собой материального вреда. Общая сумма штрафа в размере 460000 рублей является очень существенной, учитывая что Нигмадзянов Р.З. имеет на содержание жену, находящуюся в декрете и троих детей иждивенцев 2015, 2017, 2020 годов рождения.

Поскольку в судебное заседание Нигмадзянов Р.З. и защитник Наумова С.В., надлежаще извещенные, не явились, согласно письменных заявлении просят рассмотреть дело без их участия, считаю возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Исследовав материалы дела № 121521035005645 об административном правонарушении, дополнительные материалы, обсудив доводы жалобы, законность и обоснованность постановления, судья приходит к следующему.

В соответствии со статьей 30.6 КоАП РФ суд проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления по делу об административном правонарушении.

В соответствии с частью 5 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации на территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами или международным договором Российской Федерации.

Поскольку в рассматриваемом случае работник являлась гражданкой иностранного государства - нерезидентом, реализация норм трудового права должна осуществляться с соблюдением специальных норм Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".

Согласно статье 2 Закона N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон № 173-ФЗ), данный федеральный закон устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.

К валютным операциям положения подпункта "б" пункта 9 части 1 статьи 1 Закона N 173-ФЗ относят приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.

В части 2 статьи 14 Закона N 173-ФЗ установлено, что расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.

Исчерпывающий перечень случаев, когда юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках, предусмотрен части 2 статьи 14 Закона N 173-ФЗ.

Возможность выплаты юридическим лицом - резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы в наличной валюте Российской Федерации, минуя счет в уполномоченном банке, открытый в указанном порядке, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена, в перечень исключений такая выплата не входит.

Исходя из пункта 6 и 7 части 1 статьи 1 Закона N 173-ФЗ иностранные граждане, которых нельзя отнести к лицам, постоянно проживающим в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, являются нерезидентами, а юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, - резидентами.

Гражданке Украины ШНН ШНН, согласно свидетельству серии ВУ , предоставлено временное убежище на территории Российской Федерации.

Согласно ответу на запрос, предоставленному МВД по Республике Марий Эл, гражданке ШНН на основании решения УФМС России по <адрес> Эл от ДД.ММ.ГГГГ было предоставлено временное убежище на территории Российской Федерации и выдано свидетельство серии ВУ , срок действия которого продлевался до ДД.ММ.ГГГГ.

В период предоставления временного убежища ШНН оформила статус участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, что подтверждается свидетельством участника Госпрограммы серии СС , выданным МВД по Республике Марий Эл ДД.ММ.ГГГГ, сроком действия три года.

ШНН приобрела Российское гражданство в соответствии с решением МВД по РМЭ от ДД.ММ.ГГГГ, которое вступило в силу после принесения Присяги гражданина Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ.

ШНН по вопросу оформления вида на жительства не обращалась, то есть на день совершения правонарушения, являлась нерезидентом.

Согласно сведениям ЕГРЮЛ АО «Йошкар-Олинский мясокомбинат» создано в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации и является резидентом.

Согласно статье 25 Закона N 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 15.25 КоАП РФ (в редакции действовавшей на день совершения правонарушения) осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

На основании поручения заместителя начальника ИФНС по г. Йошкар-Оле от ДД.ММ.ГГГГ, проведена документарная проверка соблюдения валютного законодательства АО «Йошкар-Олинский мясокомбинат» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, о чем был составлен АКТ от ДД.ММ.ГГГГ (в тесте допущена описка и следует читать - ДД.ММ.ГГГГ), о проведенной проверке.

Как следует из материалов дела, АО «Йошкар-Олинский мясокомбинат» в лице Генерального директора Нигмадзянов Р.З. заключило трудовой от ДД.ММ.ГГГГ с ШНН. Срок действия трудового договора до ДД.ММ.ГГГГ.

По платежной ведомости от ДД.ММ.ГГГГ (расходный кассовый ордер от от ДД.ММ.ГГГГ ода.) за подписью Нигмадзянова Р.З. выплачена заработная плата ШНН в сумме 2000 рублей.

В силу подпункта «в» пункта 6 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ АО "ЙОШКАР-ОЛИНСКИЙ МЯСОКОМБИНАТ" участвует в валютных операциях в качестве резидента, гражданка Украины ШНН, в силу подпункта «а» пункта 7 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ - в качестве нерезидента.

Таким образом, АО "ЙОШКАР-ОЛИНСКИЙ МЯСОКОМБИНАТ", являющееся резидентом, ДД.ММ.ГГГГ, совершило операцию по выдаче (отчуждению) в пользу физического лица - нерезидента ШНН наличных денежных средств - валюты Российской Федерации в сумме 2 000 рублей.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. При этом под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно - хозяйственные функции, в том числе, в государственных организациях. Вместе с этим, к должностным лицам совершившим административное правонарушение, предусмотренном статьей 15.25 настоящего Кодекса, отнесены члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица.

Согласно сведении ЕГРЮЛ, генеральным директором АО «Йошкар-Олинский мясокомбинат» в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время является Нигмадзянов Р.З.

Соответственно, контроль за соблюдением требований валютного законодательства Российской Федерации в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время возложен на руководителя АО «Йошкар-Олинский мясокомбинат» Нигмадзянова Р.З.

При этом, согласно части 1 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ нерезиденты на территории Российской Федерации вправе открывать в уполномоченных банках банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и валюте Российской Федерации.

Таким образом, ДД.ММ.ГГГГ руководителем АО «Йошкар-Олинский мясокомбинат» Нигмадзяновым Р.З. по месту нахождения общества <адрес> Эл, <адрес>, <адрес>, совершил операцию по выдаче (отчуждению) в пользу физического лица - нерезидента валюты Российской Федерации в виде банкнот Банка России, то есть совершил валютную операцию на общую сумму 2000 рублей.

Переходя к юридической оценке совершенного, исследовав материалы дела, выслушав участников судебного заседания, оценив в совокупности собранные по делу доказательства, прихожу к выводу, что вина Нигмадзяновым Р.З. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, установлена.

Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть1 статьи26.2 КоАП РФ).

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть2 статьи26.2 КоАП РФ).

Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, каких-либо нарушений, влекущих его недопустимость, не усматривается.

Вывод о доказанности вины Нигмадзяновым Р.З. основаны собранными вышеисследованными доказательствами, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

Таким образом, возможность осуществления валютной операции по выдаче в пользу физических лиц - нерезидентов наличной валюты Российской Федерации, минуя счета в уполномоченных банка Российской Федерации не предусмотрена, в перечень исключений такая операция не входит. Работодатель обязан выплачивать заработную плату работнику исключительно в безналичной форме, через банковские счета в уполномоченных банках, со счета открытого в уполномоченном банке.

Обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного административного правонарушения, исходя из оценки конкретных обстоятельств по настоящему делу не установлено, поскольку правонарушение совершено в сфере общественных отношений определяющих обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества, важностью, охраняемых государством этих отношении, влияющих на экономическую безопасность государства, исходя из фактических обстоятельств дела, целей и общих правил наказания, в игнорировании заявителем требований законодательства.

Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения.

Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Данные выводы основаны на положениях статьи 2.9 КоАП РФ и правовой позиции, выраженной в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".

Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2013 г. N 4-П возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения (статья 2.9 КоАП РФ) допустима лишь в исключительных случаях, поскольку иное способствовало бы формированию атмосферы безнаказанности, и было бы несовместимо с принципом неотвратимости ответственности правонарушителя.

Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 N 683, установлено, что валютная политика является частью мер национальной безопасности, направленных на обеспечение экономической безопасности государства и граждан, направлениями которой являются, в том числе преодоление оттока капитала, борьба с коррупцией, теневой и криминальной экономикой (пункты 55, 58, 59, 62). В этой связи, поскольку деянием заявителя создается угроза безопасности государства, оснований для применения положений части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ не имеется.

В соответствии с частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим нарушителем, так и другими лицами.

С учетом изложенного, привлечение Нигмадзяновым Р.З. к административной ответственности является законным и обоснованным, наказание назначено минимальное в пределах санкции указанной статьи, оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления не имеется.

Наличие на иждивении заявителя Нигмадзянова Р.З. малолетних детей, супруги, и наложение штрафа в общей сложности 460 тысяч рублей по другим делам, не может служить основанием для изменения постановления должностного лица, по вышеизложенным обстоятельствам

Частью 2 статьи 31.5 КоАП РФ, предусмотрено, что с учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, на срок до трех месяцев.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление о назначении административного наказания № 12152103500564500004 от 25 февраля 2021 года, которым Нигмадзянов Р.З. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей, оставить без изменения, жалобу Нигмадзянова Р.З., без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики МарийЭл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл либо жалоба может быть подана непосредственно в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Р.Я. Сабирьянов

12-314/2021

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
Нигмадзянов Рамиль Зулькафирович
Суд
Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл
Судья
Сабирьянов Р.Я.
Статьи

15.25

Дело на странице суда
yoshkarolinsky.mari.sudrf.ru
09.03.2021Материалы переданы в производство судье
09.03.2021Истребованы материалы
23.03.2021Поступили истребованные материалы
04.05.2021Судебное заседание
18.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.05.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее