ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-36425/2024
№ дела суда 1-й инстанции 2-11/2024
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Краснодар 13 декабря 2024 года
Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Сиюхов А.Р., изучив кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> на решение мирового судьи судебного участка № Центрального внутригородского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, апелляционное определение Первомайского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № по исковому заявлению ФИО5 Евы ФИО2, Прокурора <адрес> к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о взыскании компенсации, поступившую с делом в суд ДД.ММ.ГГГГ,
установил:
Прокурор <адрес>, действующий в интересах ФИО2, обратился в суд с исковым заявлением к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> об обязании выплатить денежную компенсацию за самостоятельно приобретенные средства технической реабилитации, в котором просит обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> выплатить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, как законному представителю ребенка-инвалида ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, компенсацию за самостоятельно приобретенные для ребенка-инвалида технические средства реабилитации: аппарат на коленный сустав - 2 шт., в размере 19 347,64 рублей.
В обоснование требований указано, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на учете по обеспечению TCP и ПОИ в Отделении Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес>. Установлена инвалидность по категории «ребенок- инвалид», разработана индивидуальная программа реабилитации № № от ДД.ММ.ГГГГ, которой определены технические средства реабилитации и услуги по реабилитации, предоставляемые инвалиду за счет средств федерального бюджета.
В настоящее время ребенку разработана индивидуальная программа реабилитации или абилитации ребенка-инвалида №№ от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которой рекомендованы технические средства реабилитации и услуги по реабилитации или абилитации, предоставляемые за счет средств федерального бюджета, в том числе аппарат на коленный сустав в количестве 2 шт.
Согласно Федеральному перечню реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации №-р от ДД.ММ.ГГГГ, указанные средства являются техническими средствами реабилитации.
По результатам рассмотрения принято решение о выплате компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации и протезно-ортопедические изделия: аппараты на коленный сустав - 2 шт., сумма компенсации 16 252,36 руб. (расчет произведен по Государственному контракту № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному региональным отделением Фонда социального страхования по <адрес>). Компенсация перечислена ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно товарному чеку от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 приобрела: аппарат на коленный сустав в количестве 2 шт. по цене 17 800 за каждый. Итоговая сумма потраченных денежных средств ФИО1 составила 35 600 руб.
Решением мирового судьи судебного участка № Центрального внутригородского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования удовлетворены, а именно взыскана компенсация за самостоятельно приобретенные средства технической реабилитации в размере 19 347 рублей 64 копейки.
Апелляционным определением Первомайского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ решение мирового судьи судебного участка № Центрального внутригородского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, апелляционная жалоба Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> – без удовлетворения.
В кассационной жалобе ответчиком ставится вопрос об отмене судебных актов как незаконных, постановленных с неправильным применением норм материального и процессуального права. В обоснование доводов указывает, что государственный контракт регионального отделения Фонда по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ не может быть применен для определения размера компенсации за самостоятельно приобретенное ТРС. Считает, что судами первой и апелляционной инстанций приняты во внимание доводы истца, однако обстоятельства не были оценены в полном объеме.
В силу части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационные жалоба, представление на вступившие в законную силу судебные приказы, решения мировых судей и апелляционные определения районных судов, определения мировых судей, районных судов, гарнизонных военных судов и вынесенные по результатам их обжалования определения, решения и определения судов первой и апелляционной инстанций, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, судья приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на учете по обеспечению TCP и ПОИ в Отделении Фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес>. Установлена инвалидность по категории «ребенок-инвалид», разработана индивидуальная программа реабилитации №№ от ДД.ММ.ГГГГ, которой определены технические средства реабилитации и услуги по реабилитации, предоставляемые инвалиду за счет средств федерального бюджета.
На основании индивидуально программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида №№ от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 рекомендованы технические средства реабилитации и услуги по реабилитации или абилитации, предоставляемые за счет средств федерального бюджета, а именно: опора для сидения, опора для стояния, ходунки, кресло-коляска, аппарат на коленный сустав, аппарат на голеностопный сустав, аппарат на тазобедренный сустав, аппарат на всю ногу, аппарат на нижние конечности и туловищу туторы, корсет, ортопедическая обувь и др.
В настоящее время ребенку разработана индивидуальная программа реабилитации или абилитации ребенка-инвалида № № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которой рекомендованы технические средства реабилитации и услуги по реабилитации или абилитации, предоставляемые за счет средств федерального бюджета, в том числе аппарат на коленный сустав в количестве 2 шт.
Согласно Федеральному перечню реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации №-р от ДД.ММ.ГГГГ, указанные средства являются техническими средствами реабилитации.
ФИО1, как законный представитель ребенка-инвалида ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования России по <адрес> с заявлением о выплате компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации и протезно-ортопедические изделия для ребенка-инвалида.
По результатам рассмотрения принято решение о выплате компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации и протезно-ортопедические изделия: аппараты на коленный сустав - 2 шт., сумма компенсации 16 252,36 руб. (расчет произведен по Государственному контракту № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному региональным отделением Фонда социального страхования по <адрес>). Компенсация перечислена ДД.ММ.ГГГГ.
Проведенной проверкой установлено, что на дату подачи заявления законного представителя несовершеннолетней ФИО1 на получение выплаты компенсации, выплата произведена уполномоченным органом на основании заключенного между государственным учреждением - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по <адрес> и ООО «Группа компаний «ИНТРА» государственного контракта № от ДД.ММ.ГГГГ, на выполнение работ по изготовлению аппаратов на коленный сустав для обеспечения ими инвалидов в 2022 году.
Вместе с тем, в ходе проведенного мониторинга сайта www.zakupki.gov.ru установлено, что государственный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ расторгнут на основании соглашения сторон от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем не мог быть использован при расчете размера компенсационной выплаты.
Кроме того, в ходе проведенного мониторинга единой информационной системы в сфере закупок установлено, что в соответствии с заключенным ДД.ММ.ГГГГ между Государственным учреждением - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по <адрес> и ООО «АВАНГАРД» государственным контрактом, который исполнен на дату подачи заявления ФИО1 в полном объеме, стоимость аппарата на коленный сустав составляет - 27 232,55 руб.
Учитывая что государственный контракт №, заключенныйДД.ММ.ГГГГ между государственным учреждением - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по <адрес> и ООО «Группа компаний «ИНТРА», в соответствии с которым ФИО2 осуществлена выплата компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации, в полном объеме не выполнен, и ДД.ММ.ГГГГ расторгнут по соглашению сторон, указанное свидетельствует о неправильном расчете выплаты данной компенсации, занижении выплаченной суммы и необходимости осуществления данной выплаты исходя из стоимости технического средства реабилитации определенной государственным контрактом, заключенным Государственным учреждением - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по <адрес>.
Согласно товарному чеку от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 приобрела: аппарат на коленный сустав в количестве 2 шт. по цене 17 800 за каждый. Итоговая сумма потраченных денежных средств ФИО1 составила 35 600 руб.
С учетом выплаченных ФИО1 суммы компенсации за аппарат в размере 16 252,36 руб., необходимо произвести недоплаченную компенсацию в размере 19 347,64 руб.
Разрешая спор, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, исходил из того, что ФИО2 является ребенком-инвалидом, в связи с чем нуждается в обеспечении указанными техническими средствами реабилитации.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
У суда кассационной инстанции отсутствуют основания не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций по доводам кассационной жалобы, поскольку они основаны на правильном применении норм права, выводы, сделанные судами, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ).
Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ, - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее, в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации.
Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ).
Согласно части 6 статьи 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 настоящего Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Согласно части 14 статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства (месту пребывания, фактического проживания) уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями.
В силу пункта 2 названных Правил обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы осуществляется в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Подпунктом "а" пункта 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 года № 57н, утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации (действующий на момент обращения истца с заявлением о компенсационной выплате).
В соответствии с пунктом 2 Порядка компенсация выплачивается территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации либо исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае передачи ему в порядке, установленном статьей 26.8 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов по обеспечению техническими средствами реабилитации по месту жительства инвалида.
На основании пункта 3 Порядка компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.
Компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости однородного технического средства реабилитации и (или) однородной услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года № 2347-р, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 февраля 2018 года № 86н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 марта 2018 года, регистрационный № 50338), с изменениями, внесенными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 6 мая 2019 года № 307н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 мая 2019 года, регистрационный № 54799), включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации.
Размер компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оплаченную за счет собственных средств услугу по ремонту технического средства реабилитации определяется путем сопоставления характеристик, а также наименования технического средства реабилитации, самостоятельно приобретенного инвалидом за собственный счет, и вида технического средства реабилитации, предусмотренных вышеназванной классификацией.
Согласно пункту 4 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 года № 57н, (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки однородного технического средства реабилитации и (или) оказания однородной услуги, информация о которой размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведенной уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Последней по времени осуществления закупкой однородного технического средства реабилитации и (или) оказания однородной услуги считается последняя завершенная процедура осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги (заключенный уполномоченным органом государственный контракт на закупку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг, обязательства по которому на дату подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги исполнены сторонами контракта в полном объеме).
В случае если уполномоченным органом закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг не осуществлялась либо процедура осуществления закупки технических средств реабилитации и (или) оказания услуг не состоялась либо закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг осуществлялась более чем за 3 года до даты подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, стоимость соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги определяется по результатам последней по времени осуществления закупки однородных технических средств реабилитации и (или) оказания однородных услуг, информация о которой располагается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведенной любым другим уполномоченным органом, расположенным в пределах территории федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект Российской Федерации.
Судами установлено, что при определении размера компенсации, подлежащей выплате истцу за самостоятельно приобретенное средство реабилитации, Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> за основу был взят контракт от№ от ДД.ММ.ГГГГ.
Однако данный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ, как верно отмечено судами, фактически не является исполненным в полном объеме, в связи с чем не может быть использован при расчете размера компенсационной выплаты.
Довод кассационной жалобы о том, что заключенный ДД.ММ.ГГГГ между Государственным учреждением – Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по <адрес> и ООО «АВАНГАРД» государственный контракт не может быть не может быть применен для определения размера компенсации за самостоятельно приобретенное ТРС, судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку данный государственный контракт, в отличие от государственного контракта № от ДД.ММ.ГГГГ, на который ссылается ответчик, исполнен на дату подачи заявления ФИО1 в полном объеме.
Все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела и входящие в предмет судебного исследования по данному спору, судами установлены. Приведенные ответчиком в обоснование своих возражений доводы и доказательства исследованы и оценены. Выводы судов соответствуют установленным ими фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на верном применении норм права, регулирующих спорные отношения
Доводы жалобы фактически направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу положений ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации на стадии кассационного пересмотра судебных постановлений.
С учетом изложенного основания для отмены обжалуемых судебных постановлений и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определил:
решение мирового судьи судебного участка № Центрального внутригородского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, апелляционное определение Первомайского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> – без удовлетворения.
Судья А.Р. Сиюхов