Решение по делу № 8Г-34414/2024 [88-36425/2024] от 29.10.2024

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 88-36425/2024

№ дела суда 1-й инстанции 2-11/2024

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Краснодар                                                                          13 декабря 2024 года

Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Сиюхов А.Р., изучив кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> на решение мирового судьи судебного участка Центрального внутригородского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, апелляционное определение Первомайского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по исковому заявлению ФИО5 Евы ФИО2, Прокурора <адрес> к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о взыскании компенсации, поступившую с делом в суд ДД.ММ.ГГГГ,

установил:

Прокурор <адрес>, действующий в интересах ФИО2, обратился в суд с исковым заявлением к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> об обязании выплатить денежную компенсацию за самостоятельно приобретенные средства технической реабилитации, в котором просит обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> выплатить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, как законному представителю ребенка-инвалида ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, компенсацию за самостоятельно приобретенные для ребенка-инвалида технические средства реабилитации: аппарат на коленный сустав - 2 шт., в размере 19 347,64 рублей.

В обоснование требований указано, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на учете по обеспечению TCP и ПОИ в Отделении Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес>. Установлена инвалидность по категории «ребенок- инвалид», разработана индивидуальная программа реабилитации № от ДД.ММ.ГГГГ, которой определены технические средства реабилитации и услуги по реабилитации, предоставляемые инвалиду за счет средств федерального бюджета.

В настоящее время ребенку разработана индивидуальная программа реабилитации или абилитации ребенка-инвалида № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которой рекомендованы технические средства реабилитации и услуги по реабилитации или абилитации, предоставляемые за счет средств федерального бюджета, в том числе аппарат на коленный сустав в количестве 2 шт.

Согласно Федеральному перечню реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации -р от ДД.ММ.ГГГГ, указанные средства являются техническими средствами реабилитации.

По результатам рассмотрения принято решение о выплате компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации и протезно-ортопедические изделия: аппараты на коленный сустав - 2 шт., сумма компенсации 16 252,36 руб. (расчет произведен по Государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному региональным отделением Фонда социального страхования по <адрес>). Компенсация перечислена ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно товарному чеку от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 приобрела: аппарат на коленный сустав в количестве 2 шт. по цене 17 800 за каждый. Итоговая сумма потраченных денежных средств ФИО1 составила 35 600 руб.

Решением мирового судьи судебного участка Центрального внутригородского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования удовлетворены, а именно взыскана компенсация за самостоятельно приобретенные средства технической реабилитации в размере 19 347 рублей 64 копейки.

Апелляционным определением Первомайского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ решение мирового судьи судебного участка Центрального внутригородского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, апелляционная жалоба Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> – без удовлетворения.

В кассационной жалобе ответчиком ставится вопрос об отмене судебных актов как незаконных, постановленных с неправильным применением норм материального и процессуального права. В обоснование доводов указывает, что государственный контракт регионального отделения Фонда по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ не может быть применен для определения размера компенсации за самостоятельно приобретенное ТРС. Считает, что судами первой и апелляционной инстанций приняты во внимание доводы истца, однако обстоятельства не были оценены в полном объеме.

В силу части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационные жалоба, представление на вступившие в законную силу судебные приказы, решения мировых судей и апелляционные определения районных судов, определения мировых судей, районных судов, гарнизонных военных судов и вынесенные по результатам их обжалования определения, решения и определения судов первой и апелляционной инстанций, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.

Исследовав материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, судья приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.

Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы отсутствуют.

Как установлено судами и следует из материалов дела, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на учете по обеспечению TCP и ПОИ в Отделении Фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес>. Установлена инвалидность по категории «ребенок-инвалид», разработана индивидуальная программа реабилитации № от ДД.ММ.ГГГГ, которой определены технические средства реабилитации и услуги по реабилитации, предоставляемые инвалиду за счет средств федерального бюджета.

На основании индивидуально программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 рекомендованы технические средства реабилитации и услуги по реабилитации или абилитации, предоставляемые за счет средств федерального бюджета, а именно: опора для сидения, опора для стояния, ходунки, кресло-коляска, аппарат на коленный сустав, аппарат на голеностопный сустав, аппарат на тазобедренный сустав, аппарат на всю ногу, аппарат на нижние конечности и туловищу туторы, корсет, ортопедическая обувь и др.

В настоящее время ребенку разработана индивидуальная программа реабилитации или абилитации ребенка-инвалида № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которой рекомендованы технические средства реабилитации и услуги по реабилитации или абилитации, предоставляемые за счет средств федерального бюджета, в том числе аппарат на коленный сустав в количестве 2 шт.

Согласно Федеральному перечню реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации -р от ДД.ММ.ГГГГ, указанные средства являются техническими средствами реабилитации.

ФИО1, как законный представитель ребенка-инвалида ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования России по <адрес> с заявлением о выплате компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации и протезно-ортопедические изделия для ребенка-инвалида.

По результатам рассмотрения принято решение о выплате компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации и протезно-ортопедические изделия: аппараты на коленный сустав - 2 шт., сумма компенсации 16 252,36 руб. (расчет произведен по Государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному региональным отделением Фонда социального страхования по <адрес>). Компенсация перечислена ДД.ММ.ГГГГ.

Проведенной проверкой установлено, что на дату подачи заявления законного представителя несовершеннолетней ФИО1 на получение выплаты компенсации, выплата произведена уполномоченным органом на основании заключенного между государственным учреждением - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по <адрес> и ООО «Группа компаний «ИНТРА» государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ, на выполнение работ по изготовлению аппаратов на коленный сустав для обеспечения ими инвалидов в 2022 году.

Вместе с тем, в ходе проведенного мониторинга сайта www.zakupki.gov.ru установлено, что государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ расторгнут на основании соглашения сторон от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем не мог быть использован при расчете размера компенсационной выплаты.

Кроме того, в ходе проведенного мониторинга единой информационной системы в сфере закупок установлено, что в соответствии с заключенным ДД.ММ.ГГГГ между Государственным учреждением - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по <адрес> и ООО «АВАНГАРД» государственным контрактом, который исполнен на дату подачи заявления ФИО1 в полном объеме, стоимость аппарата на коленный сустав составляет - 27 232,55 руб.

Учитывая что государственный контракт , заключенныйДД.ММ.ГГГГ между государственным учреждением - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по <адрес> и ООО «Группа компаний «ИНТРА», в соответствии с которым ФИО2 осуществлена выплата компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации, в полном объеме не выполнен, и ДД.ММ.ГГГГ расторгнут по соглашению сторон, указанное свидетельствует о неправильном расчете выплаты данной компенсации, занижении выплаченной суммы и необходимости осуществления данной выплаты исходя из стоимости технического средства реабилитации определенной государственным контрактом, заключенным Государственным учреждением - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по <адрес>.

Согласно товарному чеку от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 приобрела: аппарат на коленный сустав в количестве 2 шт. по цене 17 800 за каждый. Итоговая сумма потраченных денежных средств ФИО1 составила 35 600 руб.

С учетом выплаченных ФИО1 суммы компенсации за аппарат в размере 16 252,36 руб., необходимо произвести недоплаченную компенсацию в размере 19 347,64 руб.

Разрешая спор, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, исходил из того, что ФИО2 является ребенком-инвалидом, в связи с чем нуждается в обеспечении указанными техническими средствами реабилитации.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.

У суда кассационной инстанции отсутствуют основания не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций по доводам кассационной жалобы, поскольку они основаны на правильном применении норм права, выводы, сделанные судами, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ).

Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ, - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее, в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации.

Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ).

Согласно части 6 статьи 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 настоящего Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Согласно части 14 статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства (месту пребывания, фактического проживания) уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями.

В силу пункта 2 названных Правил обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы осуществляется в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Подпунктом "а" пункта 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 года № 57н, утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации (действующий на момент обращения истца с заявлением о компенсационной выплате).

В соответствии с пунктом 2 Порядка компенсация выплачивается территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации либо исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае передачи ему в порядке, установленном статьей 26.8 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов по обеспечению техническими средствами реабилитации по месту жительства инвалида.

На основании пункта 3 Порядка компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.

Компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости однородного технического средства реабилитации и (или) однородной услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года № 2347-р, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 февраля 2018 года № 86н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 марта 2018 года, регистрационный № 50338), с изменениями, внесенными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 6 мая 2019 года № 307н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 мая 2019 года, регистрационный № 54799), включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации.

Размер компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оплаченную за счет собственных средств услугу по ремонту технического средства реабилитации определяется путем сопоставления характеристик, а также наименования технического средства реабилитации, самостоятельно приобретенного инвалидом за собственный счет, и вида технического средства реабилитации, предусмотренных вышеназванной классификацией.

Согласно пункту 4 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 года № 57н, (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки однородного технического средства реабилитации и (или) оказания однородной услуги, информация о которой размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведенной уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Последней по времени осуществления закупкой однородного технического средства реабилитации и (или) оказания однородной услуги считается последняя завершенная процедура осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги (заключенный уполномоченным органом государственный контракт на закупку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг, обязательства по которому на дату подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги исполнены сторонами контракта в полном объеме).

В случае если уполномоченным органом закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг не осуществлялась либо процедура осуществления закупки технических средств реабилитации и (или) оказания услуг не состоялась либо закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг осуществлялась более чем за 3 года до даты подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, стоимость соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги определяется по результатам последней по времени осуществления закупки однородных технических средств реабилитации и (или) оказания однородных услуг, информация о которой располагается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведенной любым другим уполномоченным органом, расположенным в пределах территории федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект Российской Федерации.

Судами установлено, что при определении размера компенсации, подлежащей выплате истцу за самостоятельно приобретенное средство реабилитации, Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> за основу был взят контракт от от ДД.ММ.ГГГГ.

Однако данный контракт от ДД.ММ.ГГГГ, как верно отмечено судами, фактически не является исполненным в полном объеме, в связи с чем не может быть использован при расчете размера компенсационной выплаты.

Довод кассационной жалобы о том, что заключенный ДД.ММ.ГГГГ между Государственным учреждением – Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по <адрес> и ООО «АВАНГАРД» государственный контракт не может быть не может быть применен для определения размера компенсации за самостоятельно приобретенное ТРС, судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку данный государственный контракт, в отличие от государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ, на который ссылается ответчик, исполнен на дату подачи заявления ФИО1 в полном объеме.

Все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела и входящие в предмет судебного исследования по данному спору, судами установлены. Приведенные ответчиком в обоснование своих возражений доводы и доказательства исследованы и оценены. Выводы судов соответствуют установленным ими фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на верном применении норм права, регулирующих спорные отношения

Доводы жалобы фактически направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу положений ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации на стадии кассационного пересмотра судебных постановлений.

С учетом изложенного основания для отмены обжалуемых судебных постановлений и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

определил:

решение мирового судьи судебного участка Центрального внутригородского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, апелляционное определение Первомайского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> – без удовлетворения.

Судья                                                                                                     А.Р. Сиюхов

8Г-34414/2024 [88-36425/2024]

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор г. Новороссийска
Кошеленкова Ева Юрьевна
Третий (кассационный) отдел (с дислокацией в г. Краснодаре) управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации
Ответчики
ОСФР по Красодарскому краю
Суд
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
Дело на странице суда
4kas.sudrf.ru
13.12.2024Единоличное рассмотрение дела судьей
13.12.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее